Выявление компетенции мультипрофессионального командообразования у студентов и ее влияния на эффективность командного взаимодействия

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Необходимость мультипрофессиональной команды очевидна для дошкольной сферы при решении проблем индивидуализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, имеющих поведенческие отклонения и др. Несмотря на многочисленность публикаций по проблематике мультипрофессионального образования, практически отсутствуют исследования в области готовности к мультипрофессиональным взаимодействиям специалистов дошкольного образования. Цель статьи – представить результаты и методику выявления уровня сформированности компетенции мультипрофессионального командообразования студентов – будущих работников дошкольного образования, проанализировать отличия групп с высоким уровнем сформированности компетенции мультипрофессионального командообразования от групп с низким по эффективности командным взаимодействием.

Материалы и методы. Для изучения проблемы были проведены анкетирование и интервью в фокус-группах, в которых приняли участие 112 студентов Шадринского государственного педагогического университета и Казахского национального женского педагогического университета. В качестве экспертов привлекались преподаватели, компетентные в областях знаний, которыми должны оперировать обучающиеся в процессе исследования. Качественное и количественное оценивание осуществлялось по методике В. И. Загвязинского, Р. Атаханова. Для определения нормальности распределения использовался критерий Колмогорова – Смирнова (одновыборочный); для выявления достоверности различий групп – U-критерий Манна – Уитни.

Результаты исследования. В результате исследования были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни компетенции мультипрофессионального командообразования студентов – будущих работников дошкольного образования. Разработана методика оценки сформированности компетенции мультипрофессионального командообразования у обучающихся. Выявлены проблемы мультипрофессионального взаимодействия будущих работников дошкольного образования: недостаточная готовность вести диалог друг с другом, слабая или низкая степень командообразующей и соорганизующей активности, попытка отнесения проблемы к сфере деятельности одного специалиста, стремление найти виновного в ситуации.

Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие проблематики готовности к взаимодействиям специалистов дефектологических и недефектологических направлений подготовки. В дальнейшем целесообразно исследовать вопросы проектирования и оценки эффективности курсов, развивающих компетенции мультипрофессионального командообразования. Материалы статьи могут быть полезны при разработке стандартов высшего образования нового поколения в части проектирования планируемых результатов освоения программ и международных рекомендаций по образованию.

Об авторах

Ольга Валерьевна Крежевских

Шадринский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: MailOlga84@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2227-4702
Scopus Author ID: 57207945765
ResearcherId: ABF-4845-2020

директор Института психологии и педагогики, доцент кафедры дошкольного и социального образования, кандидат педагогических наук, доцент

Россия, Шадринск

Адлет Дюсембаевич Кариев

Казахский национальный женский педагогический университет

Email: adlet.kariyev@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7789-9080
Scopus Author ID: 57202222355

программный лидер кафедры дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук

Казахстан, Алматы

Список литературы

  1. Проблемы здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Российской Федерации / С. Б. Лазуренко, Т. А. Соловьева, Р. Н. Терлецкая, С. Р. Конова // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 1. С. 127–143. doi: http://doi.org/10.15507/1991-9468.102.025.202101.127-143
  2. Сафонова Т. В., Сунцова А. С., Аслаева Р. Г. Исследование ориентации на личностную модель взаимодействия с детьми как структурного компонента готовности педагогов к инклюзивному образованию // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 1. С. 50–65. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.094.023.201901.050-065
  3. Societal Effects of Transdisciplinary Sustainability Research – How Can They Be Strengthened During the Research Process? / A. Lux [et al.] // Environmental Science & Policy. 2019. Vol. 101. P. 183–191. doi: https://doi.org/10.1016/j.envsci.2019.08.012
  4. The Effect of Multi-Professional Education on the Recognition and Outcome of Patients at Risk on General Wards / L. Fuhrmann [et al.] // Resuscitation. 2009. Vol. 80, issue 12. P. 1357–1360. doi: https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2009.07.002
  5. Horsburgh M., Lamdin R., Williamson E. Multiprofessional Learning: The Attitudes of Medical, Nursing and Pharmacy Students to Shared Learning // Medical Education. 2001. Vol. 35, issue 9. P. 876–883. doi: https://doi.org/10.1046/j.1365-2923.2001.00959.x
  6. Evaluation of an Interprofessional Education Program for Advanced Practice Nursing and Dental Students: The Oral-Systemic Health Connection / W. A. Nash [et al.] // Nurse Education Today. 2018. Vol. 66. P. 25–32. doi: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2018.03.021
  7. Сидельникова Т. Т. Ресурсы и риски модерации как интерактивного метода развития у студентов вузов навыков работы в команде // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 2. С. 369–382. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.369-382
  8. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., Лебедева Е. В. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 89–107. doi: https://doi.org/10.17223/17267080/79/6
  9. Формирование транспрофессиональных компетенций у будущих инженеров / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, Д. В. Бердникова, Г. И. Борисов // Актуальные проблемы психологического знания. 2019. № 2 (51). С. 27–35.
  10. Зеер Э. Ф., Шаров А. А., Заводчиков Д. П. Исследование факторов транспрофессионализма у инженерно-технических работников // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 27–34. doi: https://doi.org/10.24411/2307-4264-2019-10205
  11. Brennan M., Rondón-Sulbarán J. Transdisciplinary Research: Exploring Impact, Knowledge and Quality in the Early Stages of a Sustainable Development Project // World Development. 2019. Vol. 122. P. 481–491. doi: https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2019.06.001
  12. Transfer as a Reciprocal Process: How to Foster Receptivity to Results of Transdisciplinary Research / E. Nagy [et al.] // Environmental Science & Policy. 2020. Vol. 104. P. 148–160. doi: https://doi.org/10.1016/j.envsci.2019.11.007
  13. Interprofessional Bedside Teaching: Setting Up a Novel Teaching Programme / K. Watson [et al.] // British Journal of Hospital Medicine. 2017. Vol. 78, no. 12. P. 716–718. doi: https://doi.org/10.12968/hmed.2017.78.12.716
  14. Do We Need a Signature Pedagogy for Interprofessional Education? / A. Dow [et al.] // Journal of Interprofessional Care. 2021. Vol. 35, issue 5. P. 649-653. doi: https://doi.org/10.1080/13561820.2021.1918071
  15. A Multi-Professional Educational Intervention to Improve and Sustain Respondents’ Confi to Deliver Palliative Care: A Mixed-Methods Study [Electronic resource] / E. Reed [et al.] // BMJ Supportive & Palliative Care. 2017. Vol. 7. URL: http://spcare.bmj.com/content/7/3/A366.1 (дата обращения: 07.08.2021).
  16. Falls Prevention Education: Interprofessional Training to Enhance Collaborative Practice / G. McKenzie [et al.] // Gerontology & Geriatrics Education. 2017. Vol. 38, issue 2. P. 232–243. doi: https://doi.org/10.1080/02701960.2015.1127809
  17. Guraya S., Barr H. The Effectiveness of Interprofessional Education in Healthcare: A Systematic Review and Meta-Analysis // Kaohsiung Journal of Medical Sciences. 2018. Vol. 34, issue 3. P. 160–165. doi: https://doi.org/10.1016/j.kjms.2017.12.009
  18. Fostering Gerontology Students’ Competence in Interprofessional Collaborative Practice / J. Chau [et al.] // BMC Medical Education. 2020. Vol. 20. doi: https://doi.org/10.1186/s12909-020-02273-4
  19. Kawas S., Hamdy H. Al a Peer-Assisted Learning Associated with Team-Based Learning in Dental Education // Health Professions Education. 2017. Vol. 3, issue 1. P. 38–43. doi: https://doi.org/10.1016/j.hpe.2016.08.003
  20. Schmidt L., Falk T., Siegmund-Schultze M., Spangenberg J.H. The Objectives of Takeholder Involvement in Transdisciplinary Research. A Conceptual Framework for a Reflective and Reflexive Practice // Ecological Economics. 2020. Vol. 176. doi: https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2020.106751
  21. Ahlström H., Williams A., Vildåsen S. S. Enhancing Systems Thinking in Corporate Sustainability Through a Transdisciplinary Research Process // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 256. doi: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2020.120691
  22. Belcher B., Claus R., Davel R., Ramirez L.F. Linking Transdisciplinary Research Characteristics and Quality to Effectiveness: A Comparative Analysis of Five Research-For-Development Projects // Environmental Science & Policy. 2019. Vol. 101. P. 192–203. doi: https://doi.org/10.1016/j.envsci.2019.08.013
  23. Tsakitzidis G., Van Olmen J., Royen P. Training in Interprofessional Learning and Collaboration: An Evaluation of the Interprofessional Education Program in the Scale-Up Phase in Antwerp (Belgium) // Slovenian Journal of Public Health. 2021. Vol. 60, issue 3. P. 176–181. doi: https://doi.org/10.2478/sjph-2021-0025
  24. Effect of Interprofessional Education on Role Clarification and Patient Care Planning by Health Professions Students / L. Soubra, S. B. Y. Badr, E. M. Zahran, M. Aboul-Seoud // Health Professions Education. 2017. Vol. 4, issue 4. P. 317–328. doi: https://doi.org/10.1016/j.hpe.2017.12.005
  25. Quality of Contact Counts: The Development of Interprofessional Identity in First Year Students / R. Tong, L. Roberts, M. Brewer, H. Flavell // Nurse Education Today. 2020. Vol. 86. doi: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2019.104328
  26. Баширова Э. И. Роль неформального образования в развитии межпрофессионального взаимодействия в сфере архитектуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 4. С. 146–151.
  27. Barr H. Competent to Collaborate: Towards a Competency-Based Model for Interprofessional Education // Journal of Interprofessional Care. 1998. Vol. 12, issue 2. P. 181–187. doi: https://doi.org/10.3109/13561829809014104
  28. Вахидова Л. В., Габитова Э. М. Cтруктура транспрофессиональных компетенций специалистов среднего звена // Международный научно-исследовательский журнал. Педагогические науки. 2016. № 2, ч. 4. С. 13–15. doi: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.44.131
  29. Pre-Service Teachers’ Beliefs about Inclusive Education before and after Multi-Compared to Mono-Professional Co-Teaching: An Exploratory Study [Electronic resource] / R. Ritter, A. Wehner, G. Lohaus, P. Krämer // Frontiers in Education. 2019. Vol. 4. doi: https://doi.org/10.3389/feduc.2019.00101
  30. Reliability and Validity of the Inter-Professional Collaboration Practice Instrument [Electronic resource] / N. Syed Kholed, S. N. Maon, N. Mohd Hassan // Journal of Interprofessional Education & Practice. 2021. Vol. 24. doi: https://doi.org/10.1016/j.xjep.2021.100450
  31. Translating Concepts to Practice: Examining the Synergy of Interprofessional Competencies and Quality Improvement [Electronic resource] / D. Lising, L. Sinclair, P. Rowland, G. Ross Baker // Journal of Interprofessional Education & Practice. 2021. Vol. 24. doi: https://doi.org/10.1016/j.xjep.2021.100440
  32. The Factors Affecting Team Effectiveness in Hospitals: The Mediating Role of Using Electronic Collaborative Tools [Electronic resource] / B. Qaddumi [et al.] // Journal of Interprofessional Education & Practice. 2021. Vol. 24. doi: https://doi.org/10.1016/j.xjep.2021.100449
  33. Child Development Day: A Collaborative Interprofessional Experience [Electronic resource] / L. Plummer [et al.] // Journal of Interprofessional Education & Practice. 2021. Vol. 24. doi: https://doi.org/10.1016/j.xjep.2021.100426
  34. Зеер Э. Ф., Крежевских О. В. Моделирование социально-гуманитарной образовательной платформы развития транспрофессионализма у субъектов полидисциплинарных проектов // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 7. С. 90–108. doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-90-108

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Крежевских О.В., Кариев А.Д., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».