Моделирование цифрового имиджа преподавателя вуза

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Проблема формирования цифрового имиджа преподавателя объясняется необходимостью повышения эффективного образовательного взаимодействия между студентами и педагогами в условиях цифровизации. Однако практически отсутствуют исследования имиджа преподавателя как системы, а также технологий его моделирования. Цель статьи – представить результаты исследования по моделированию цифрового имиджа преподавателя вуза для принятия решений по управлению цифровым имиджем в образовательном взаимодействии.

Материалы и методы. Вторичные данные получены методами контент-анализа, системной и структурно-функциональной оценки информации; первичные данные – с помощью проведения компаративного маркетингового исследования цифрового имиджа педагога, экспертного опроса. В исследовании приняли участие 400 студентов и 92 преподавателя столичного и регионального университетов. Применялись методы двумерного анализа, многомерного шкалирования, анализа статистически значимых различий посредством t-критерия равенства дисперсий Ливиня для независимых выборок.

Результаты исследования. Предложена модель цифрового имиджа преподавателя вуза, включающая в себя две системообразующие компоненты: базовую и инструментальную с учетом двоякой роли элемента «цифровая компетентность». Разработана технология моделирования имиджа. Выявлено, что цифровая компетентность преподавателя является не только элементом в структуре его имиджа, но и транслятором имиджа во внешнюю среду. Именно уровень цифровой компетентности педагога вуза определяет его активность в цифровой и интернет-среде, формирует актуальный цифровой имидж преподавателя в сознании целевой аудитории. По результатам исследования предложены рекомендации по реализации процесса моделирования цифрового имиджа преподавателя вуза. Выявленные различия во мнениях студентов и преподавателей столичного и регионального университетов по исследуемой тематике могут быть обусловлены цифровым неравенством.

Обсуждение и заключение. Авторские выводы вносят вклад в развитие представлений о теоретическом и прикладном аспектах формирования и продвижения актуального имиджа преподавателя вуза. Результаты компаративного исследования помогут преподавателям столичных и региональных вузов дифференцированно и точечно принимать решения о формировании и продвижении личного цифрового имиджа.

Об авторах

Галина Сергеевна Тимохина

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

Автор, ответственный за переписку.
Email: galinatimokhina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7322-8063
Scopus Author ID: 57221204007
ResearcherId: M-4416-2016

доцент кафедры маркетинга, кандидат экономических наук, доцент

Россия, г. Москва

Ольга Ивановна Попова

Уральский государственный экономический университет

Email: o.popova63@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9954-4259
ResearcherId: AAF-9753-2019

доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента, кандидат социологических наук, доцент

Россия, г. Екатеринбург

Наталья Борисовна Изакова

Уральский государственный экономический университет

Email: izakovan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1316-2634
Scopus Author ID: 57218249624
ResearcherId: AAQ-6542-2021

доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента, кандидат экономических наук, доцент

Россия, г. Екатеринбург

Список литературы

  1. Ибрагимова Р. С. Маркетинговый подход к оказанию образовательных услуг в условиях цифровизации // Global Science and Innovations 2021: Central Asia. 2021. Т. 7, № 2. С. 58–63. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=46503578 (дата обращения: 12.10.2021).
  2. Шустикова Е. Е., Комарова О. М. Особенности использования цифровых технологий при управлении имиджем // Экономические исследования и разработки. 2019. № 12. С. 86–89. URL: http://edrj.ru/ article/16-12-19 (дата обращения: 15.10.2021).
  3. Лукашенко М. А., Ожгихина А. А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 1. С. 46–56. doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-46-56
  4. Марченко В. С. Формування професійного іміджу сучасного вчителя // Наука і освіта. 2016. № 1. С. 120–125. doi: https://doi.org/10.24195/2414-4665-2016-1-25
  5. Рыбакова Е. Н. Факторная структура имиджа успешных и неуспешных педагогов // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 67–70. URL: https://pedobrazovanie.ru/images/JOURNAL/archive2012-/2012-2-tx1c/16.pdf (дата обращения: 12.03.2022).
  6. Раздымаха Ю. Ю. Имидж преподавателя вуза: основные факторы влияния // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. Т. 6, № 1. С. 45–51. URL: https://vestnik.rgutspubl.org/index.php/1/issue/ view/20/20 (дата обращения: 15.12.2021).
  7. Гладилина И. П., Крылова М. Е. Цифровые компетенции в структуре компетентностного подхода социального и профессионального становления личности // Современное педагогическое образование. 2019. № 11. С. 13–15. URL: http://spo.expert/upload/iblock/e27/СПО%20№11%202019.pdf (дата обращения: 12.10.2021).
  8. Муратова И. А. Знаковый аспект персонального имиджа в современном обществе // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2010. № 2 (25). С. 66–70. URL: https:// textarchive.ru/c-2491544-p13.html (дата обращения: 12.02.2022).
  9. Басова Е. А. Цифровое неравенство российских регионов: современные проблемы и пути преодоления // Вопросы территориального развития. 2021. Т. 9, № 4. doi: https://doi.org/10.15838/tdi.2021.4.59.4
  10. Núñez-Canal M., de Obesso M. D. L. M., Pérez-Rivero C. A. New Challenges in Higher Education: A Study of the Digital Competence of Educators in Covid Times // Technological Forecasting and Social Change. 2022. Vol. 174. doi: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2021.121270
  11. Vergara-Rodríguez D., Antón-Sancho Á., Fernández-Arias P. Variables Influencing Professors’Adaptation to Digital Learning Environments during the COVID-19 Pandemic // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19, issue 6. doi: https://doi.org/10.3390/ijerph19063732
  12. Спичева Д. И. Факторы эффективности цифрового имиджа как социально-технологического феномена // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 8, ч. 2 (34). С. 175–178. URL: https://www.gramota.net/articles/ issn_1997-292X_2013_8-2_46.pdf (дата обращения: 12.02.2022).
  13. Лукашенко М. А., Громова Н. В., Ожгихина А. А. Цифровой имидж преподавателя предпринимательского университета // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 7. С. 91–104. doi: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2021-30-7-91-104
  14. Зеер Э. Ф., Ломовцева Н. В., Третьякова В. С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26–39. doi: http://doi.org/10.26170/po20-03-03
  15. Константинова Д. С., Кудаева М. М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Т. 7, № 11. С. 1055–1072. doi: http://doi.org/10.18334/ et.7.11.111073
  16. Bilbao-Aiastui E., Arruti A., Morillo R. C. A Systematic Literature Review about the Level of Digital Competences Defi by DigCompEdu in Higher Education // Aula Abierta. 2021. Vol. 50, issue 4. P. 841–849. URL: https://pesquisa.bvsalud.org/global-literature-on-novel-coronavirus-2019-ncov/resource/en/ covidwho-1579630 (дата обращения: 15.10.2021).
  17. Cantabrana J. L. L., Rodríguez M. U., Cervera M. G. Assessing Teacher Digital Competence: The Construction of an Instrument for Measuring the Knowledge of Pre-Service Teachers // Journal of New Approaches in Educational Research. 2019. Vol. 8, issue 1. P. 73–78. URL: https://www.learntechlib.org/p/207150 (дата обращения: 15.10.2021).
  18. Dervenis C., Fitsilis P., Iatrellis O. A Review of Research on Teacher Competencies in Higher Education // Quality Assurance in Education. 2022. Vol. 30, no. 2. Р. 199–220. doi: https://doi.org/10.1108/QAE-08-2021-0126
  19. Verdugo K. O., Peñaloza S. H. Diagnosis of Digital Teaching Competence: Universidad Viña del Mar // Communication and Smart Technologies. ICOMTA 2021. Smart Innovation, Systems and Technologies ; Rocha Á., Barredo D., López-López P.C., Puentes-Rivera I. (eds). Vol. 259. Singapore : Springer, 2022. P. 479–486. doi: https://doi.org/10.1007/978-981-16-5792-4_47
  20. Paz Saavedra L. E., Cervera M. G., Rodríguez M. U. Competencia digital docente, actitud y uso de tecnologías digitales por parte de profesores universitarios // Revista de Medios y Educacion. 2022. No. 63. Р. 93–130. doi: https://doi.org/10.12795/PIXELBIT.91652
  21. Vogel T., Marci-Boehncke G. How do Teachers Integrate Digital Media into Pedagogical Action and Professional Self-Image? // 11th International Conference on Education and New Learning Technologies (EDULEARN). Palma, Spain, 2019. P. 6369–6376. doi: https://doi.org/10.21125/edulearn.2019.1523
  22. Challenges of Online Education among University Students, Saudi Arabia / L. S. Benjamin [et al.] // Jurnal Ners. 2021. Vol. 16, issue 2. P. 188–192. URL: https://e-journal.unair.ac.id/JNERS/article/view/28037/pdf (дата обращения: 15.10.2021).
  23. Potyrala K., Tomczyk L. Teachers in the Lifelong Learning Process – Examples of Digital Literacy // Journal of Education for Teaching. 2021. Vol. 47, issue 2. P. 255–273. doi: https://doi.org/10.1080/02607476.2021.1876499
  24. Guillén-Gámez F. D., Mayorga-Fernández M. J. Quantitative-Comparative Research on Digital Competence in Students, Graduates and Professors of Faculty Education: An Analysis with ANOVA // Education and Information Technologies. 2020. Vol. 25. P. 4157–4174. doi: https://doi.org/10.1007/s10639-020-10160-0
  25. “Digital Image” in the Methodological System of Information Competency Development by University Students / N. P. Tabachuk [et al.] // International Journal of Applied Exercise Physiology. 2020. Vol. 9, issue 2. P. 81–87. doi: https://doi.org/10.26655/IJAEP.2020.2.5
  26. Nykvist S., Mukherjee M. Who Am I? Developing Pre-Service Teacher Identity in a Digital World // Procedia: Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 217. P. 851–857. doi: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.02.012
  27. Глузман Н. А. Формирование профессионального имиджа социального педагога // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 9. С. 52–69. doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-52-69

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тимохина Г.С., Попова О.И., Изакова Н.Б., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».