Индикаторы взаимосвязи системы образования и рынка труда: разработка и апробация
- Авторы: Степусь И.С.1, Аверьянов А.О.1, Гуртов В.А.1
-
Учреждения:
- Петрозаводский государственный университет
- Выпуск: Том 26, № 4 (2022)
- Страницы: 594-612
- Раздел: Модернизация образования
- Статья получена: 19.05.2025
- Статья одобрена: 19.05.2025
- Статья опубликована: 21.12.2022
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-9468/article/view/292417
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.594-612
- ID: 292417
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Обеспечение согласованности региональных систем профессионального образования с запросами рынка труда является государственной задачей стратегической важности. Это обуславливает необходимость разработки методического инструментария, позволяющего оперативно проводить объективную оценку текущего состояния региональных образовательных систем в контексте их взаимодействия с рынками труда регионов. Цель статьи – представить результаты исследования по разработке индикаторов взаимосвязи системы образования и рынка труда и апробации расчета этих индикаторов на российских регионах.
Материалы и методы. Методология исследования включает обоснование, разработку и формализацию индикаторов взаимосвязи системы образования и рынка труда. Первый индикатор характеризует потенциальную возможность региональной системы профессионального образования по обеспечению мест для приема собственных выпускников 9 и 11-х классов школ. Второй индикатор оценивает обеспеченность регионального рынка труда выпускниками региональной системы профессионального образования. Для расчета предложенных индикаторов используются данные официальной статистической отчетности.
Результаты исследования. В ходе исследования с использованием данных статистики за 2020 г. проведен расчет предложенных индикаторов для всех российских субъектов. На основе кластерного анализа расчетных значений индикаторов проведена типологизация российских регионов, в ходе которой выделено пять типов устойчивых объединений регионов с однородными характеристиками: «обеспеченность ниже среднего – средний потенциал», «обеспеченность выше среднего – средний потенциал», «низкая обеспеченность – низкий потенциал», «высокая обеспеченность – потенциал ниже среднего», «обеспеченность средняя – высокий потенциал». Выявлены сильные и слабые стороны региональных образовательных систем, в том числе в контексте их взаимодействия с рынками труда регионов.
Обсуждение и заключение. Разработанные индикаторы позволяют провести оперативную оценку потенциальных возможностей регионов по обеспечению выпускников школ профессиональным образованием, а также кадровой потребности экономики выпускниками вузов и профессиональных образовательных организаций. Результаты исследования будут полезны исполнительным органам государственной власти при разработке рекомендаций по приведению систем образования в соответствие с приоритетами развития регионов, укреплению и развитию региональных образовательных систем.
Об авторах
Ирина Сергеевна Степусь
Петрозаводский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: stepus@petrsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-5070-0273
Scopus Author ID: 57197761821
ResearcherId: H-1098-2016
начальник отдела прогнозирования Центра бюджетного мониторинга, кандидат экономических наук
Россия, г. ПетрозаводскАлександр Олегович Аверьянов
Петрозаводский государственный университет
Email: aver@petrsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-2884-8110
Scopus Author ID: 57223919786
ResearcherId: AGK-3166-2022
ведущий специалист отдела прогнозирования Центра бюджетного мониторинга,
Россия, г. ПетрозаводскВалерий Алексеевич Гуртов
Петрозаводский государственный университет
Email: vgurt@petrsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2442-7389
Scopus Author ID: 57196059838
ResearcherId: D-5286-2015
директор Центра бюджетного мониторинга, доктор физико-математических наук, профессор
Россия, г. ПетрозаводскСписок литературы
- Голенкова З. Т., Кошарная Г. Б., Кошарный В. П. Влияние образования на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 2. С. 262–273. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.262-273
- Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5–19. URL: http://www.isras.ru/publ. html?id=4410&printmode (дата обращения: 20.03.2022).
- Иррациональность поведения абитуриентов как фактор дисбаланса рынков труда и образовательных услуг региона / Д. А. Гайнанов [и др.] // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15, № 1. С. 194–208. doi: https://doi.org/10.15838/esc.2022.1.79.10
- Froumin I., Leshukov O. National-Regional Relationships in Federal Higher Education Systems: The Case of Russian Federation // Higher Education Forum, Hiroshima University. 2015. Vol. 12. Р. 77–94. doi: http://doi. org/10.15027/37330
- Образовательная миграция молодежи и оптимизация сети вузов в разных по размеру городах / Н. К. Габдрахманов [и др.] // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 88–116. doi: https://doi.org/10.17323/1814- 9545-2022-2-88-116
- Лешуков О. В., Лисюткин М. А. Управление региональными системами высшего образования в России: возможные подходы // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6. С. 29–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-regionalnymi-sistemami-vysshego-obrazovaniya-v-rossii- vozmozhnye-podhody/viewer (дата обращения: 20.03.2022).
- Леонтьева Л. С., Авилкина С. В. Система высшего образования как стратегический ресурс регионального развития // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. Вып. 86. С. 200–219. doi: https://doi.org/10.24412/2070-1381-2021-86-200-219
- Блинова Т. Н., Федотов А. В., Коваленко А. А. Соответствие структуры подготовки кадров с высшим образованием потребностям экономики: проблемы и решения // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 2. С. 13–33. doi: https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.012
- Строев В. В. Доступность региональных систем профессионального образования для населения // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 49. С. 123–128. URL: https://www.fin-izdat.ru/journal/ region/detail.php?ID=6912 (дата обращения: 20.03.2022).
- Атрашенко А. Н. Типизация региональных образовательных систем // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. Вып. 12 (140). С. 152–157. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/ archive.html?year=2013&issue=12&article_id=4646 (дата обращения: 20.03.2022).
- Allmendinger J. Educational Systems and Labor Market Outcomes // European Sociological Review. 1989. Vol. 5, issue 3. P. 231–250. doi: https://doi.org/10.1093/oxfordjournals.esr.a036524
- Bertoletti A., Berbegal-Mirabent J., Agasisti T. Higher Education Systems and Regional Economic Development in Europe: A Combined Approach Using Econometric and Machine Learning Methods // Socio-Economic Planning Sciences. 2022. Vol. 82, part A. doi: https://doi.org/10.1016/j.seps.2022.101231
- Agasisti T., Barra C., Zotti R. Research, Knowledge Transfer, and Innovation: The Effect of Italian Universities’ Efficiency on Local Economic Development 2006−2012 // Journal of Regional Science. 2019. Vol. 59, issue 5. P. 819–849. doi: http://dx.doi.org/10.1111/jors.12427
- Harmonization Problems of the Education Systems Indicators in the BriCs Countries / D. Yampolskaya [et al.] // BRICS Law Journal. 2019. Vol. 6, no. 1. P. 5–40. doi: https://doi.org/10.21684/2412-2343- 2019-6-1-5-40
- Innovation in the Digital Era: New Labor Market and Educational Changes / S. L. M. Mello [et al.] // Ensaio: Avaliação e Políticas Públicas em Educação. 2019. Vol. 28, issue 106. P. 66–87. doi: http://doi.org/10.1590/ s0104-40362019002702511
- Lauder H., Mayhew K. Higher Education and the Labour Market: An Introduction // Oxford Review of Education. 2020. Vol. 46, issue 1. P. 1–9. doi: http://doi.org/10.1080/03054985.2019.1699714
- Bezler O., Sedlarski T. Quantitative Analysis of the Interaction of the Labor Market and the Higher Education Market (on the Example of Kazakhstan) // Economic Studies Journal, Bulgarian Academy of Sciences – Economic Research Institute. 2022. Issue 2. P. 137–156. URL: https://ideas.repec.org/a/bas/econst/ y2022i2p137-156.html (дата обращения: 20.03.2022).
- Traini C. Expert Judgements on Education Systems’ Characteristics: A New Dataset // SSRN. 2019. doi: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3435597
- Shu F., Sugimoto C., Larivière V. The Institutionalized Stratification of the Chinese Higher Education System // OSF Preprints. 2020. P. 1‒10. doi: http://dx.doi.org/10.31219/osf.io/q3zkb
- Bayard S., Imlig F., Schmid S. Socio-Spatial Conditions of Educational Participation: A Typology of Municipalities in the Canton of Zurich // Education Sciences. 2022. Vol. 12, issue 2. doi: https://doi.org/10.3390/ educsci12020073
- Bol T., van de Werfhorst H. G. Educational Systems and the Trade-off between Labor Market Allocation and Equality of Educational Opportunity // Comparative Education Review. 2013. Vol. 57, no. 2. P. 285–308. doi: https://doi.org/10.1086/669122
- Bacher J., Koblbauer C., Leitgöb H. Small Differences Matter: How Regional Distinctions in Educational and Labour Market Policy Account for Heterogeneity in NEET Rates // Journal for Labour Market Research. 2017. Vol. 51. doi: https://doi.org/10.1186/s12651-017-0232-6
- Mulligan G., Reid N., Moore M. A Typology of Metropolitan Labor Markets in the US // Cities. 2014. Vol. 41, suppl. 1. P. 512–529. doi: https://doi.org/10.1016/j.cities.2014.06.001
- Симакова А. В., Гуртов В. А. Потенциал системы профессионального образования территорий Арктической зоны России // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 3 (31). doi: http://dx.doi. org/10.15393/j5.art.2020.6053
- Гуртов В., Питухин Е., Серова Л. Моделирование потребностей экономики в кадрах с профессиональным образованием // Проблемы прогнозирования. 2007. № 6. С. 91–108. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-potrebnostey-ekonomiki-v-kadrah-s-professionalnym-obrazovaniem/viewer (дата обращения: 20.03.2022).
- Gurtov V. A., Pitukhin E. A. The Impact of Pension Reform on the Forecasted Employed Population in the Regions of the Arctic and the Far East // Studies on Russian Economic Development. 2020. Vol. 31, no. 4. P. 411–420. doi: https://doi.org/10.1134/S1075700720040073
- Кашницкий И. С., Мкртчян Н. В., Лешуков О. В. Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 169–203. doi: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-3-169-203
- Лебедкина Н. С., Александрова Ю. К., Орлова В. В. Анализ миграционных потоков молодежи на территории субъектов Российской Федерации // Векторы благополучия: экономика и социум. 2021. № 2 (41). С. 57–72. doi: https://doi.org/10.18799/26584956/2021/2(41)/1099
- Ильина Л. А., Нагимова И. А., Комарова Е. С. Состояние и типологизация процессов образовательной миграции в России и мире // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика. 2019. Т. 4, № 30. C. 164‒171. doi: https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-4-30-164-171
- Карминская Т. Д., Исламутдинов В. Ф. Влияние высшего и среднего профессионального образования на развитие экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // Экономика региона. 2021. Т. 17, вып. 2. С. 445–459. doi: https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-2-7
- Образовательная миграция в регионах ресурсного типа / М. В. Курбатова [и др.] // Мир России. 2022. Т. 31, № 1. С. 91–112. doi: https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-1-91-112
Дополнительные файлы
