Студенческая молодежь в пространстве исторических практик и нарративов (региональный аспект)
- Авторы: Богатова О.А.1, Дадаева Т.М.1, Шумкова Н.В.1
-
Учреждения:
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Выпуск: Том 28, № 1 (2024)
- Страницы: 98-110
- Раздел: Социология образования
- Статья получена: 23.03.2025
- Статья одобрена: 23.03.2025
- Статья опубликована: 15.03.2024
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-9468/article/view/284682
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.098-110
- ID: 284682
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Важность изучения особенностей конструирования исторической памяти у молодежи обусловлена тем, что именно этот возраст является ключевым в становлении мировоззренческих ориентиров и гражданской идентичности. В современных геополитических условиях, когда происходит фальсификация исторических событий прошлого России, исследование факторов вовлеченности студентов в пространство исторических практик и нарративов, влияющих на формирование их исторической памяти, особенно возрастает. Цель исследования – на основе данных количественных и качественных социологических исследований измерить уровень вовлеченности учащихся в пространство исторических практик и нарративов; выявить факторы, влияющие на конструирование исторической памяти студенческой молодежи на примере Республики Мордовия.
Материалы и методы. Эмпирической базой исследования выступили данные 20 полуструктурированных интервью с молодыми людьми в возрасте от 18 до 25 лет, а также результаты анкетного онлайн-опроса учащихся вузов и ссузов Республики Мордовия (n = 700). Многоступенчатая комбинированная выборка. Результаты исследования. На основе кластерного анализа выявлены три группы студенческой молодежи по уровню вовлеченности в пространство исторических практик и нарративов. Представлена взаимосвязь между принадлежностью к конкретному кластеру и социально-демографическими факторами: значимыми оказались пол, уровень образования и место проживания. Среди факторов, влияющих на уровень вовлеченности в исторические практики и нарративы, можно выделить познавательный интерес к истории, семейным воспоминаниям, активное использование медиа. Установлено, что значимость этих факторов в процессе конструирования исторической памяти молодежи может варьироваться. Наиболее весомыми факторами выступают историческое образование (в школе, ссузе, вузе), роль учителя как посредника исторических знаний, а также продолжительность и глубина семейной памяти.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования определяют факторы вовлеченности студенческой молодежи в пространство исторических практик и нарративов и дополняют в социологическом измерении понимание процессов конструирования исторической памяти. Материалы статьи могут быть интересны специалистам, занимающимся вопросами патриотического воспитания, исторического образования молодежи, практикам, участвующим в разработке молодежной политики.
Об авторах
Ольга Анатольевна Богатова
МГУ им. Н. П. Огарёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: bogatovaoa@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5877-7910
Scopus Author ID: 6505697029
ResearcherId: AAZ-1398-2021
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и социальной работы
Россия, г. СаранскТатьяна Михайловна Дадаева
МГУ им. Н. П. Огарёва
Email: dadaeva13@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9749-9244
Scopus Author ID: 8591653500
ResearcherId: AAN-4148-2021
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и социальной работы
Россия, г. СаранскНаталья Викторовна Шумкова
МГУ им. Н. П. Огарёва
Email: niiregion@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2330-0028
Scopus Author ID: 57219130787
ResearcherId: AAM-1340-2020
кандидат социологических наук, заместитель директора по науке НИИ регионологии, доцент кафедры социологии и социальной работы
Россия, г. СаранскСписок литературы
- Кознова И. Е. Историческая память и основные тенденции ее изучения // Социология власти. 2003. № 2. С. 23–34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-pamyat-i-osnovnye-tendentsii-ee-izucheniya/viewer (дата обращения: 20.07.2023).
- Румянцева М. Ф. Историческое знание и историческая память в структуре исторической культуры // Диалог со временем. 2019. № 67. С. 41–54. https://doi.org/10.21267/AQUILO.2019.67.30830
- Ракачев В. Н., Ракачева Я. В., Сергеев В. Н. Историческая культура: к вопросу теоретического осмысления феномена в зарубежной и отечественной науке // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22, № 2. С. 124–142. https://doi.org/10.31429/26190567-22-2-124-142
- Горин Д. Г. Историческая идентичность в контексте политемпоральности современной культуры // Культура и образование. 2015. № 4 (19). С. 35–41. EDN: TFZOZW
- Репинецкая Ю. С. К вопросу о содержании понятий «историческое сознание» и «историческая память» // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 1. С. 147–151. https://doi.org/10.17816/snv201761214
- Olick J. K., Sierp A., Wüstenberg J. Introduction: Taking Stock of Memory Studies // Memory Studies. 2023. Vol. 16, issue 6. P. 1399–1406. https://doi.org/10.1177/17506980231207934
- Головашина О. В. Memory studies в поисках эпистемологических оснований // Социология власти. 2022. Т. 34, № 1. С. 8–17. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-1-8-17
- Олик Д., Хлевнюк Д. Фигурации памяти: процессо-реляционная методология, иллюстрируемая на примере Германии // Социологическое обозрение. 2012. Т. 11, № 1. С. 40–74. URL: https://sociologica.hse. ru/data/2012/06/05/1252356367/11_1_03.pdf (дата обращения: 20.07.2023).
- Warburg A., Rampley M. The Absorption of the Expressive Values of the Past // Art in Translation. 2009. Vol. 1, issue 2. P. 273–283. https://doi.org/10.2752/175613109X462708
- Erll A. Travelling Memory // Parallax. 2011. Vol. 17, no. 4. P. 4–18. (In Russ., abstract in Eng.) https:// doi.org/10.1080/13534645.2011.605570
- Сафронова Ю. А. Третья волна memory studies: Двадцать три года против шерсти // Политическая наука. 2018. № 3. С. 12–27. URL: https://www.politnauka.ru/jour/article/view/640 (дата обращения: 20.07.2023).
- Артамонов Д. С. Медиапамять: теоретический аспект // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2022. Vol. 4, no. 2. P. 65–83. https://doi.org/10.46539/gmd.v4i2.269
- Rigney A. Articulations of Memory: Mediation and the Making of Mnemo-Regions // Regions of Memory: Transnational Formations ; ed. by S. Lewis [et al.]. Cham : Palgrave Macmillan Memory Studies, 2022. P. 163–184. https://doi.org/10.1007/978-3-030-93705-8_7
- Hoskins A. Digital Memory Studies: Media Pasts in Transition. New York : Routledge, 2018. 326 p. https://doi.org/10.4324/9781315637235
- Осадчая Г. И., Киреев Е. Ю. Социальная память молодежи государств – участников евразийской интеграции: теоретическая модель социологического анализа // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2020. № 3 (59). С. 70–78. URL: http://www.unn.ru/pages/elibrary/vestnik_soc/18115942_2020_-_3(59)_unicode/9.pdf (дата обращения: 20.07.2023).
- Касамара В. А. Многогранный патриотизм: от концепции к исследованию молодежных представлений // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26, № 3. С. 201–233. https://doi. org/10.31119/jssa.2023.26.3.8
- Грошева И. А., Грошев И. Л., Грошева Л. И. Коллективная память студенческой молодежи в эпоху постмодерна // Siberian Socium. 2020. Т. 4, № 3. С. 33–48. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2020-4-3-33-48
- Широкалова Г. С. Историческая память о Великой Отечественной войне: причины плюрализма // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12, № 2. C. 19–35. https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.2.709
- Широкалова Г. С. Историческая память молодежи: село vs город // Социологические исследования. 2020. № 9. С. 28–37. https://doi.org/10.31857/S013216250010005-8
- События прошлого в исторической памяти молодежи национальных регионов Приволжского федерального округа / С. В. Полутин [и др.] // Регионология. 2021. Т. 29, № 1. С. 191–215. https://doi.org/10.15507/2413-1407.114.029.202101.191-215
- Дадаева Т. М. Образование, историческая память и гражданская идентичность: векторы влияния (на примере студенческой молодежи вузов и ссузов Республики Мордовия) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2020. Т. 20, № 1. С. 41–60. https://doi.org/10.15507/2078-9823.049.020.202001.041-060
- Шумкова Н. В. Конфликтующие нарративы в исторической памяти современной российской молодежи // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2019. № 4. С. 145–155. URL: http://niign.ru/nauchnie-jurnaly/vestnik-niign-4,2019.pdf (дата обращения: 20.07.2023).
Дополнительные файлы
