Specifics of forming schoolchildren’s creative skills in the process of artistic activity: assessment of professional entrance examinations effectiveness
- Authors: Pavlenko T.V.1, Pushkareva I.Y.1, Schill A.2, Elagin V.S.1, Pushkareva E.A.1
-
Affiliations:
- Pedagogical University
- University Bremen
- Issue: Vol 28, No 2 (2024)
- Pages: 302-317
- Section: Статьи
- Submitted: 11.12.2024
- Published: 13.12.2024
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-9468/article/view/272738
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.302-317
- ID: 272738
Cite item
Full Text
Abstract
Introduction.The problem of formation of creative person skills in the process of artistic activity is currently topical and thus actively investigated in modern pedagogical science. The relevance of the research is due to the active development of modern rapidly changing reality, contributing to the making of an information technology developing society, which imposes new requirements on the formation of a creative personality. The purpose of the study is to determine the psychological and pedagogical conditions for the formation of creative skills of schoolchildren in the process of artistic activity and to assess the degree of readiness of schoolchildren for creative activity based on results of professional entrance tests.
Materials and Methods.The important basis of the ongoing pedagogical research is the methodology of the personal-activity approach, in which creative activity is defined as one of the leading types of activity. This study was conducted from 2021 through 2023 in the logic of pedagogical experiment on the basis of the Childrenʼs Academy of Artistic Creativity and Design. The sample consisted of 155 schoolchildren studying in different areas of artistic and creative activity.
Results. The authors show that the processes of education of creative personality are currently undergoing changes in the new conditions of information development and the need to form appropriate thinking. The authors substantiate that it is important to purposefully develop the creative activity of personality and it is necessary to start training from school years. The main and additional psychological and pedagogical conditions of formation schoolchildren creative abilities in the process of artistic activity are defined. The specificity of training of senior schoolchildren in the Children’s Academy of Artistic Creativity and Design in special artistic disciplines is shown. The results of evaluation based on the generalization of the data of the professional entrance test in drawing, painting are presented.
Discussion and Conclusion. This research contributes to the development of pedagogical knowledge in the field of pedagogical conditions formation for the development of a person’s readiness for creative activity. The article will be useful to anyone interested in the study of theoretical and practical aspects of the formation of creative skills of schoolchildren in the process of artistic activity.
Full Text
Введение
В современных условиях развития общества проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности является объективно востребованной. Потребность в актуализации данной проблематики обусловлена необходимостью развития специфических качеств современного человека, активно формирующегося в условиях новой информационной среды. К таким качествам необходимо отнести умение креативного и системного мышления, способность быстрого решения творческих задач, навыки абстрактной визуализации и построения инновационных моделей развития социальных систем.
Актуальность настоящего исследования обусловлена научными проблемами развития социально-гуманитарного знания по вопросам становления творческой личности в целом, а также вызовами современной быстро изменяющейся действительности в условиях становления информационного технологически развивающегося общества.
Цель исследования – определение психолого-педагогических условий формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности и оценка степени готовности школьников к творческой деятельности как будущих студентов институтов искусств.
Обзор литературы
В современной научной литературе проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности актуализируется в самых различных аспектах. Исследователи переосмысливают теорию творчества, творческой деятельности в целом, художественного творчества в частности. Так, проблема творчества как процесса создания нового прежде всего исследуется в контексте вопросов инновационного развития в формировании культуры современного общества [1‒3]; выявляется специфика творческой деятельности в новых условиях информационного развития [4; 5] с акцентом на инженерную составляющую [6‒8], связанную со сложными цифровыми техническими системами и формированием соответствующего системного и креативного мышления [9; 10].
В подходах, переосмысливающих теорию художественного творчества, указывается новое отношение человека к действительности, его художественному выражению и восприятию, рассматривается особая роль современного искусства в формировании инноваций [11‒13].
Проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности активно изучается в современной педагогической науке и смежных областях знания. Психолого-педагогические исследования творческой деятельности акцентируют внимание на:
- креативной [14‒16], инновативной [17‒19], технологической [20; 21], универсальной [22] составляющих компетенций творческой личности, мотивирующих на постоянный творческий поиск;
- совершенствовании культуры преподавания и технологий обучения творчеству [23], в частности навыках креативного поиска (technical and professional skills); так называемых «мягких навыках» (soft skills) [24‒26];
- выявлении психолого-педагогических условий, формировании (организации) образовательного пространства как ресурсов развития творческих способностей личности1 [27];
- применении конкретных программ, моделей и методов обучения, учитывающих индивидуальную творческую составляющую личности [28; 29];
- развитии в современных условиях проектно-ориентированного образования (Project-Based Learning [30; 31] and Design-Focused Projects / Design-Based Learning [32; 33]).
Различными исследовательскими практиками подтверждается, что активно развивать творческую активность личности необходимо начинать со школьных лет2 [34; 35].
В связи с этим активно изучаются вопросы вовлечения и стимулирования научно-технического творчества детей и молодежи [36]; выявляются особенности организации проектной деятельности учащихся3 в учреждениях детского и юношеского творчества [37; 38]; определяются особенности метода проектных интерфейсов как механизма развития проектного подхода в образовательном процессе и детском техническом творчестве [38‒40].
Таким образом, проблема формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности является актуальной в современных условиях становления информационного технологически развивающегося общества.
Материалы и методы
Теоретическими основаниями исследуемой проблемы являются классические исследования природы художественного творчества4 и творческой сущности искусства5 в целом; принцип комплексности исследования художественного творчества6; представления о специфике художественного познания7 в рамках вопросов понимания искусства как вида знания8.
Важным основанием проводимого педагогического исследования является методология личностно-деятельностного подхода В. В. Давыдова9, Л. С. Выготского10, С. Л. Рубинштейна11, в рамках которого творческая деятельность определяется как один из ведущих видов деятельности12, а художественная деятельность выполняет важнейшие функции в становлении творческой личности13.
Теоретическим основанием исследования выступали психологические концепции творческой одаренности личности ребенка14, в рамках которых креативность является важнейшей составляющей одаренности как сложного интеграционного образования, включающего когнитивные и личностные стороны. В данном контексте одаренность выражается в высокой творческой активности ребенка, в возможности создания нового в различных областях жизнедеятельности. При этом внимание акцентируется на «сочетании способностей»15, от которого прежде всего зависит успешность деятельности.
Исследование осуществлялось с 2021 по 2023 гг. в логике педагогического эксперимента: констатирующий (июнь 2021 г.), формирующий (2021–2023 гг.) и контрольный (июнь 2023 г.) этапы.
Базой исследования являлась Детская академия художественного творчества и дизайна (ДАХТиД) как подразделение института искусств Новосибирского государственного педагогического университета (дети в возрасте от 7 до 18 лет). Выборку составили 155 школьников, обучающихся по различным направлениям художетвенно-творческой деятельности. Все респонденты были проинформированы об участии в исследовании.
Из числа школьников, осуществлявших подготовку к поступлению в вузы художественно-творческой направленности, были сформированы контрольные и экспериментальные группы. В контрольных группах образовательный процесс выстраивался на основе обучающих программ подготовительных курсов для поступления в университет художественно-творческой направленности16; в экспериментальных ‒ согласно разработанной авторской образовательной программе обучения17; в нее включались обучающие и досуговые компоненты, функционал стажерской студенческой площадки и профессиональных мастерских (изобразительного (ИЗО), декоративно-прикладного искусства (ДПИ), дизайна).
Образовательная программа ДАХТиД включает в себя следующие компоненты:
- обучающий (дополнительная общеразвивающая программа «Ступени художественного творчества» подготовительного, базового уровней и уровня совершенствования знаний, умений и навыков. Программа состоит из таких модулей как ИЗО, ДПИ, дизайн; в нее включены проектная смена «Юный предприниматель. Арт+Бизнес», профильная смена «Арт-лето. Пленэр», «Сибирская школа мультипликации»);
- досуговый (посещение выставок Института искусств и выставочных залов Новосибирска, сезонные праздники Академии, всероссийская культурная акция «Ночь музеев» Института искусств).
Существенное отличие образовательной программы ДАХТиД от существующих программ детских художественных школ и студий дополнительного образования – интегрированная форма занятия, где первая часть является обучающей (графика, рисунок, живопись, композиция, ДПИ, песочная анимация и др.), вторая – развивающей (логические и творческие тесты, игры, креативные задания, творческие квесты на развитие воображения, пространственного видения, тренинги на развитие творческого мышления). Во второй части акцентированно развиваются дивергентное, образное, ассоциативное, креативное, конструктивное виды мышления.
Критерии оценивания. Подготовка старших школьников в Детской академии художественного творчества и дизайна ведется с учетом документов, регламентирующих поступление в институт искусств университета на основе вступительного профессионального испытания по дисциплинам (рисунок, живопись)18. Целью его проведения при приеме абитуриентов на обучение по программам бакалавриата является определение уровня подготовки абитуриентов по специальным художественным дисциплинам, оценка их способностей освоить образовательную программу высшего художественно-педагогического образования.
Результаты испытания оцениваются по 50-балльной шкале. Критерии оценки вступительных испытаний представлены в таблицах 1 и 2.
Для входного тестирования необходимо выполнить натюрморт из бытовых предметов и геометрических тел на нейтральном фоне с добавлением драпировки при естественном освещении на бумаге формата АЗ графитным карандашом. Время исполнения ‒ 4 ч.
Т а б л и ц а 1. Критерии оценки вступительных испытаний (рисунок)
T a b l e 1. Assessment criteria for entrance tests (drawing)
№ п/п | Критерии (рисунок) / Criteria (drawing) | Количество баллов / Number of points |
1 | Композиционное решение натюрморта на заданном формате / Compositional solution of a still life in a given format | 12 |
2 | Построение конструкции формы предметов натюрморта с подчинением всех деталей общей массе / Construction of the design of the shape of still life objects with subordination of all details to the total mass | 12 |
3 | Тональная передача объемных форм / Tonal transmission of three-dimensional shapes | 12 |
4 | Общая тональная проработка натюрморта / General tonal study of the still life | 14 |
Источник: составлено авторами на основе программы вступительного испытания в НГПУ по рисунку.
Source: The table is compiled by the authors on the basis of the program of the entrance test to the NGPU in drawing.
Т а б л и ц а 2. Критерии оценки вступительных испытаний (живопись)
T a b l e 2. Assessment criteria for entrance examinations (painting)
№ п/п | Критерии (живопись) / Criteria (painting) | Количество баллов / Number of points |
1 | Композиционное решение натюрморта на заданном формате / Compositional solution of a still life in a given format | 12 |
2 | Решение основных тональных и цветовых отношений в зависимости от освещения / Solving basic tonal and color relationships depending on lighting | 12 |
3 | Лепка формы тоном и цветом / Molding a shape with tone and color | 12 |
4 | Целостность работы, т. е. приведение к общему колористическому решению / Integrity of the work, i.e. bringing it to a common coloristic solution | 14 |
Источник: составлено авторами на основе программы вступительного испытания в НГПУ по живописи.
Source: The table is compiled by the authors on the basis of the program of the entrance test to the NGPU
Для промежуточного тестирования задачи усложняются и приближаются к требованиям вступительного испытания (итоговое тестирование). Следует выполнить натюрморт из бытовых предметов с гипсовой розеткой на нейтральном фоне с добавлением драпировки при естественном освещении на бумаге формата АЗ графитным карандашом. Время исполнения ‒ 6 ч с перерывом.
Результаты исследования
Исследование степени готовности школьников к творческой деятельности как будущих студентов институтов искусств на начало эксперимента. На начало эксперимента в условиях вступительного испытания обучающиеся показали достаточно низкий уровень подготовки по специальным дисциплинам (рисунок, живопись) с позиции критериев оценивания как в контрольной, так и экспериментальной группах (рис. 1).
Согласно данным отчета отдела мониторинга по поступлению слушателей подготовительных курсов НГПУ (в том числе обучающихся в ДАХТиД) в Институт искусств НГПУ в 2021 г., баллы за испытания распределились в среднем от 8 до 26 (из 50). Средний балл за творческий экзамен (рисунок, живопись) среди слушателей подготовительных курсов НГПУ составил 85,1 %, среди обучающихся в ДАХТиД – 82,4 %.
В целом в Институт искусств НГПУ на 2021–2022 учебный год конкурсный отбор прошли 39 из 50 поступающих, что составило 78 %.
Примеры работ творческого экзамена, выполненных на низкий и средний баллы (рисунок, живопись), представлены на рисунке 2.
Р и с. 1. Распределение баллов за творческий экзамен (рисунок, живопись) в контрольной и экспериментальной группах, 2021 г., %
F i g. 1. Distribution of points for the creative examination (drawing, painting) in the control and experimental groups, 2021, %
Источник: здесь и далее в статье все рисунки составлены авторами.
Source: Hereinafter in this article all figures were drawn up by the authors.
Р и с. 2. Пример работы творческого экзамена, выполненной a) на 8 баллов; b) на 11 баллов
F i g. 2. An example of a creative exam completed with a) 8 points; b) 11 points
Таким образом, относительно распределения по критериям оценивания обучающиеся справились:
- с 1 критерием – композиционное размещение рисунка натюрморта на листе – на
8‒12 баллов (из 12);
- со 2 критерием – построение конструкции формы предметов натюрморта с подчинением всех деталей общей массе – на 2‒8 баллов (из 12);
- с 3 критерием – тональная передача объемных форм – на 0‒3 баллов (из 12);
- с 4 критерием – общая тональная проработка натюрморта – на 0‒3 баллов (из 14).
Полученные результаты указывают на достаточно низкий уровень знаний и умений, а также общий уровень подготовки по специальным дисциплинам творческого экзамена обучающихся ДАХТиД на момент поступления в вуз художественно-творческой направленности.
Исследование степени готовности школьников к творческой деятельности как будущих студентов институтов искусств на формирующем этапе эксперимента. На промежуточном этапе формирующего эксперимента в условиях вступительного испытания обучающиеся экспериментальной группы показывали динамику, с которой овладевают знаниями и умениями, выходя на средний и частично высокий уровень подготовки по специальным дисциплинам с позиции критериев оценивания по дисциплинам профессионального испытания (живопись, рисунок) (рис. 3).
Согласно данным отчета отдела мониторинга по поступлению слушателей подготовительных курсов НГПУ (в том числе обучающихся в ДАХТиД) в Институт искусств НГПУ в 2022 г., баллы за испытания распределились в среднем от 36 до 41 (из 50). Средний балл за творческий экзамен (рисунок, живопись) среди слушателей подготовительных курсов НГПУ составил 84,3 %, среди обучающихся в ДАХТиД – 95,9 %.
В Институт искусств НГПУ на 2022– 2023 учебный год конкурстный отбор прошли 59 из 73 поступающих, что составило 78 %.
Примеры работ творческого экзамена, выполненных на средние баллы (рисунок, живопись) представлены на рисунке 4.
Таким образом, относительно распределения по критериям оценивания обучающиеся справились:
- с 1 критерием – композиционное размещение рисунка натюрморта на листе – на
10‒12 баллов (из 12);
- со 2 критерием – построение конструкции формы предметов натюрморта с подчинением всех деталей общей массе – на 8‒10 баллов (из 12);
- с 3 критерием – тональная передача объемных форм – на 6‒8 баллов (из 12);
- с 4 критерием – общая тональная проработка натюрморта – на 6‒8 баллов (из 14).
Полученные результаты указывают на средний и частично высокий уровень знаний и умений, а также общий уровень подготовки по специальным дисциплинам творческого экзамена обучающихся ДАХТиД на момент поступления в вуз художественно-творческой направленности.
Р и с. 3. Распределение баллов за творческий экзамен (рисунок, живопись) в контрольной и экспериментальной группах, 2022 г., %
F i g. 3. Distribution of points for the creative exam (drawing, painting) in the control and experimental groups, 2022, %
Р и с. 4. Пример работ творческого экзамена, выполненных на 34 балла
F i g. 4. Examples of creative examination papers with a score of 34 points
Исследование степени готовности школьников к творческой деятельности как будущих студентов институтов искусств на завершающем, контрольном этапе эксперимента. На завершающем этапе эксперимента в условиях вступительного испытания обучающиеся экспериментальной группы показали динамику, с которой они овладевают знаниями и умениями, выходя на высокий уровень подготовки по специальным дисциплинам с позиции критериев оценивания профессионального испытания (рис. 5).
Р и с. 5. Распределение баллов за творческий экзамен (рисунок, живопись) в контрольной и экспериментальной группах, 2023 г., %
F i g. 5. Distribution of points for the creative examination (drawing, painting) in the control and experimental groups, 2023, %
Согласно данным отчета отдела мониторинга по поступлению слушателей подготовительных курсов НГПУ (в том числе обучающихся в ДАХТиД) в Институт искусств НГПУ в 2023 г., баллы за испытания распределились в среднем от 45 до 50 (из 50). Средний балл за творческий экзамен среди слушателей подготовительных курсов НГПУ составил 85,5 %, среди обучающихся в ДАХТиД – 92,7 %.
В целом в Институт искусств НГПУ на 2023–2024 учебный год конкурсный отбор прошли 34 из 54 поступающих, что составило 63 %. Из них обучающихся в ДАХТиД поступило 17 из 27 чел. (63 %).
Примеры работ творческого экзамена, выполненных на средний и высокий баллы, представлены на рисунке 6.
Таким образом, относительно распределения по критериям оценивания обучающиеся справились:
- с 1 критерием – композиционное размещение рисунка натюрморта на листе – на
11‒12 баллов (из 12);
- со 2 критерием – построение конструкции формы предметов натюрморта с подчинением всех деталей общей массе – на 10‒12 баллов (из 12);
- с 3 критерием – тональная передача объемных форм – на 10‒12 баллов
(из 12);
- с 4 критерием – общая тональная проработка натюрморта – на 11‒14 баллов (из 14).
Полученные результаты указывают на достаточно высокий уровень знаний и умений, а также общий уровень подготовки по специальным дисциплинам творческого экзамена обучающихся ДАХТиД на момент поступления в вуз художественно-творческой направленности.
Обсуждение и заключение
В статье рассмотрена проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности на основе теоретического и практического исследования.
В настоящее время в новых условиях информационного развития претерпевают изменения процессы подготовки творческой личности. Это обуславливает необходимость формирования соответствующего мышления. Авторами обоснованы важность целенаправленного развития творческой активности личности и необходимость начинать подготовку к художественно-творческой деятельности со школьных лет.
На основе данных эмпирического исследования были определены основные и дополнительные психолого-педагогические условия формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности.
Р и с. 6. Пример работ творческого экзамена, выполненных a) на 41 балл; b) на 45 баллов
F i g. 6. An example of a creative examination completed with a) 41 points; b) 45 points
Показана специфика подготовки старших школьников в Детской академии художественного творчества и дизайна по специальным художественным дисциплинам (рисунок, живопись).
Полученные результаты указывают на формирование достаточно высокого уровня знаний и умений в группах обучающихся ДАХТиД по специальным программам подготовки к творческой деятельности, а также указывают на формирование достаточно высокого общего уровня подготовки по специальным дисциплинам творческого экзамена на момент поступления в вуз художественно-творческой направленности.
Сделанные авторами выводы важны для исследователей педагогической проблемы формирования педагогических условий для развития готовности личности к творческой деятельности. Материалы статьи актуальны для специалистов, исследующих теоретические и практические аспекты проблемы формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности.
1 Кочетков М. В. Теоретико-методологические основания и организационно-педагогические условия развития творческой личности преподавателя и студента : моногр. М. : РАО, 2004. 264 с. EDN: QTSTLV
2 Быков В. В., Дровецкова Е. С. Развитие творческой активности личности подростка. М. : Россия, 2005; Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М. : Педагогический поиск, 1999. 144 c.
3 Павленко Т. В. Особенности проектной деятельности старших школьников в художественном образовании // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы XI Всерос. студ. науч.практ. конф. с междунар. участием (07–09 декабря 2022 г., Новосибирск) ; под ред. Е. Е. Тихомировой. Ч. 2. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. С. 84‒86. EDN: BXJJBW
4 Лилов А. Природа художественного творчества. М. : Искусство, 1981. 479 с.; Безклубенко С. Д. Природа искусства: о некоторых сторонах художественного творчества. М. : Политиздат, 1982. 166 с.
5 Ермаш Г. Л. Творческая природа искусства. М. : Искусство, 1977. 320 с.; Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. 3-е изд. М. : Советский писатель, 1982. 416 с.
6 Проблема комплексности изучения художественного творчества: доклад конф. (14–16 мая 1980 г.) ; науч. ред. Ю. Г. Нигматуллина. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1980. 174 с.; Творческий процесс и художественное восприятие ; отв. ред. Б. Ф. Кедров // АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комиссия комплексного изучения худож. творчества. Ленинград : Наука, 1978. 278 с.
7 Верцман И. Е. Проблемы художественного познания. М. : Искусство, 1967. 342 с.
8 Шпет Г. Г. Искусство как вид знания: избранные труды по философии культуры. М. : РОССПЭН, 2007. 712 с.
9 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 541 с.
10 Выготский Л. С. Генезис высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
11 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М. : Изд-во Акад. наук, 1957. 328 с.
12 Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М. : Политиздат, 1974. 328 с.
13 Столович Л. Н. Жизнь, творчество, человек: функции художественной деятельности. М. : Политиздат, 1985. 415 с.
14 Богоявленская Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М. : МИОО, 2005. 175 с.; Богоявленская Д. Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. 2004. Т. 1, № 2. С. 54–65; Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. 3-е изд. М. : Просвещение, 1991 с. 90 с.; Психология одаренности детей и подростков / Ю. Д. Бабаева [и др.] ; под ред. Н. С. Лейтеса. М. : Изд. центр «Академия», 1996. 407 с.; Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М. : Academia, 2000. 318 с.; Матюшкин А. М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. М. : Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та, 2004. 191 с.
15 Теплов Б. М. Избранные труды : в 2 т. М. : Педагогика, 1985. Т. 1. 328 с.
16 Шаляпин О. В. Педагогический рисунок: рисование на классной доске : учеб.-метод. пособие. Новосибирск : НГПУ, 2007. 119 с.
17 Павленко Т. В., Лисецкая Е. В., Рубцова Л. В. Подготовка студентов к организации деятельности детской академии художественного творчества и дизайна : учеб.-метод. пособие. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. 117 с. EDN: MYSECJ
18 Шаляпин О. В. Педагогический рисунок: рисование на классной доске.
About the authors
Tatyana V. Pavlenko
Pedagogical University
Email: tvpavlenko@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-5802-4264
Head of Children’s Academy of Art and Design
Russian Federation, 28 Vilyuiskaya St., Novosibirsk 630126Irina Yu. Pushkareva
Pedagogical University
Email: irina.phr@mail.ru
ORCID iD: 0009-0008-6344-1694
Master Degree Student, Institute of Continuing Education, Senior Assistant of Children’s Academy of Art and Design
Russian Federation, 28 Vilyuiskaya St., Novosibirsk 630126Anna Schill
University Bremen
Email: schillanna1986@gmail.com
ORCID iD: 0009-0004-6028-2414
Master Degree Student
Germany, 1 Bibliothekstraße, Bremen 28359Vitaliy S. Elagin
Pedagogical University
Email: ii.elagin@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-5277-7716
Director of the Institute of Arts
Russian Federation, 28 Vilyuiskaya St., Novosibirsk 630126Elena A. Pushkareva
Pedagogical University
Author for correspondence.
Email: pushkarev73@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1857-6783
Dr.Sci. (Philos.), Professor of Law and Philosophy
Russian Federation, 28 Vilyuiskaya St., Novosibirsk 630126References
- Kwan L.Y.-Y., Leung A.K.-y., Liou S. Culture, Creativity, and Innovation. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018;49(2):165–170. https://doi.org/10.1177/0022022117753306
- Havas A. Social and Business Innovations: Are Common Measurement Approaches Possible? Foresight and STI Governance. 2016;10(2):58–80. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.2.58.80
- Inzelt A., Csonka L. The Approach of the Business Sector to Responsible Research and Innovation (RRI). Foresight and STI Governance. 2017;11(4):63–73. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017.4.63.73
- Pushkarev Y.V., Pushkareva E.A. Virtualization of Social Communication in Education: Values-Based Approach to Information Development (a Critical Review). Science for Education Today. 2020;10(2):73–90. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2658-6762.2002.05
- Pushkarev Y.V., Pushkareva E.A. Specifics of Information and Communication Developments in Education: Analysis of Value Changes Before and After 2020 (a Critical Review). Science for Education Today. 2021;11(6):96–119. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2658-6762.2106.06
- Lima R.M., Andersson P.H., Saalman E. Active Learning in Engineering Education: A (re)introduction. European Journal of Engineering Education. 2017;42(1):1–4. https://doi.org/10.1080/03043797.20 16.1254161
- Dym C.L., Agogino A.M., Eris O., Frey D.D., Leifer L.J. Engineering Design Thinking, Teaching, and Learning. Journal of Engineering Education. 2005;94(1):103–120. https://doi.org/10.1002/j.2168-9830.2005.tb00832.x
- Politsinskaya E.V., Trofimov A.V., Lizunkov V.G. Neurodidactic Model of an Integrated Educational and Industrial Cluster: Evaluating the Effectiveness of Preparing Labor Resources. Science for Education Today. 2023;13(6):145–171. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2658-6762.2306.07
- Trofimov V. M. About the Mathematical Nature of Acumen. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2017;7(4):151–170. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2226-3365.1704.10
- Pushkarev Y.V., Pushkareva E.A. Reflexive Principles of Personal Development in the Changing Information Content. Science for Education Today. 2019;9(2):52–66. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/26586762.1902.04
- Gulbrandsen M., Aanstad S. Is Innovation a Useful Concept for Arts and Humanities Research? Arts and Humanities in Higher Education. 2015;14(1):9–24. https://doi.org/10.1177/1474022214533890
- Loginova M.V. Methodological Concern of Ontological Approach towards Philosophy of Art. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2018;8(1):124–137. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/22263365.1801.08
- Linton J. Quiet Contributors: The Role of the Arts, Humanities and Social Sciences in Innovation. Foresight and STI Governance. 2018;12(3):6–12. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2018.3.6.12
- McCrum D.P. Evaluation of Creative Problem-Solving Abilities in Undergraduate Structural Engineers through Interdisciplinary Problem-Based Learning. European Journal of Engineering Education. 2017;42(6):684–700. https://doi.org/10.1080/03043797.2016.1216089
- Stolz R.C., Blackmon A.T., Engerman K., Tong L., McKaylea C.A. Poised for Creativity: Benefits of Exposing Undergraduate Students to Creative Problem-Solving to Moderate Change in Creative Self-Efficacy and Academic Achievement. Journal of Creativity. 2022;32(2):100024. https://doi.org/10.1016/j.yjoc.2022.100024
- Tenzer H., Yang P. Personality, Values, or Attitudes? Individual-Level Antecedents to Creative Deviance. International Journal of Innovation Management. 2019;23(02):1950009. https://doi.org/10.1142/S1363919619500099
- Buravleva N.A., Bogomaz S.A. Readiness for Innovative Activities among Students of Technical Universities. Russian Psychological Journal. 2020;17(3):30–43. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.21702/rpj.2020.3.3
- Hassi L., Rekonen S. How Individual Characteristics Promote Experimentation in Innovation. International Journal of Innovation Management. 2018;22(04):1850038. https://doi.org/10.1142/S136391961850038X
- Greany T. Innovation is Possible, It’s Just Not Easy: Improvement, Innovation and Legitimacy in England’s Autonomous and Accountable School System. Educational Management Administration and Leadership. 2018;46(1):65–85. https://doi.org/10.1177/1741143216659297
- Belenko T.V., Isaev I.F. Technological Readiness of the Future Teacher to Individualize the Teaching of Students by Means of Educational Design. Issues in Journalism, Education, Linguistics. 2020;39(2):178–187. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-2-178-187
- Landa E., Zhu C., Sesabo J. Readiness for Integration of Innovative Teaching and Learning Technologies: An Analysis of Meso‐Micro Variables in Tanzanian Higher Education. International Journal of Educational Research Open. 2021;2:100098. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100098
- Bekoeva M.I., Ambalova S.A., Takhokhov B.A. Universal Humanitarian Competencies as a Basis for Developing Professional Competence of a Modern Teacher. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2018;8(6):59–72. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2226-3365.1806.04
- Kochetkov M.V., Noskov M.F. Flipped Classroom Technology in Engineering Education: Criteria of Educational Innovation. Science for Education Today. 2019;9(3):185–199. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2658-6762.1903.11
- Warnock J.N., Mohammadi-Aragh M.J. Case Study: Use of Problem-Based Learning to Develop Students’ Technical and Professional Skills. European Journal of Engineering Education. 2016;41(2):142–153. https://doi.org/10.1080/03043797.2015.1040739
- Stepanova L.N., Zeer E.F. Soft Skills as Predictors of Students’ Life Self-Fulfillment. The Education and Science Journal. 2019;21(8):65–89. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89
- Bhati H. The Importance of Soft Skills in the Workplace. International Journal of Humanities and Social Science. 2022;9(2):21–33. https://doi.org/10.14445/23942703/IJHSS-V9I2P104
- Piskun O.Y., Baskina I.S., Petrochenko V.A., Shtatnyh E.D., Agavelyan R.O. Bilingual Learning Environment as a Resource for the Development of Creative Abilities and Socio-Psychological Adaptation of Hearing-Impaired Children. Science for Education Today. 2021;11(2):172–196. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2658-6762.2102.08
- Kaufman N.J., Scott C. Innovation in Higher Education: Lessons Learned from Creating a Faculty Fellowship Program. Journal of Law, Medicine and Ethics. 2016;44(S1):97–106. https://doi.org/10.1177/1073110516644239
- Nagovitsyn R.S., Zamolotskikh E.G., Rassolova E.A., Farnieva M.G., Oborotova S.A. The Use of the Innovative Synectic Method in the Educational Process of Higher Educational Institutions. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2018;8(3):7–22. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/2226-3365.1803.01
- Ralph R.A. Post Secondary Project-Based Learning in Science, Technology, Engineering and Mathematics. Journal of Technology and Science Education (JOTSE). 2016;6(1):26–35. https://doi.org/10.3926/jotse.155
- Petersen C., Nassaji H. Project-Based Learning through the Eyes of Teachers and Students in Adult ESL Classrooms. Canadian Modern Language Review. 2016;72(1):13–39. https://doi.org/10.3138/cmlr.2096
- Remijan K.W. Project-Based Learning and Design-Focused Projects to Motivate Secondary Mathematics Students. Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2017;11(1). https://doi.org/10.7771/15415015.1520
- Kim P., Suh E., Song D. Development of a Design-Based Learning Curriculum through Design-Based Research for a Technology-Enabled Science Classroom. Educational Technology Research and Development. 2015;63:575–602. https://doi.org/10.1007/s11423-015-9376-7
- Degteva I. B. Theoretical Model and Test Research of Art and Aesthetic Activity among Senior Schoolchildren. Pedagogical Education in Russia. 2009;(1):98–106. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://pedobrazovanie.ru/images/JOURNAL/archive2009/2009-1-tx1c/14.pdf (accessed 25.12.2023).
- Martynova N.V., Martynov V.V., Hvorostov D.A., Dyachkova L.G. Projects as a Method of Forming the Creative Growth of the Student’s Personality in the Pre-University System of Additional Education with Artistic Orientation. Scientific Notes of the Oryol State University. 2021;(1):205–211. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://oreluniver.ru/public/file/archive/notes_1_2021.pdf (accessed 25.12.2023).
- Zamyatina O.M., Mozgaleva P.I., Solodovnikova O.M., Goncharuk Yu.O. Advanced Pedagogical Methods for Stimulating and Involving Children and Young People into Scientific and Engineering Creativity. Concept. 2015;15:31–35. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://e-koncept.ru/2015/95148.htm (accessed 25.12.2023).
- Mikhelkevich V.N., Ovchinnikova L.P., Lisovskaya A.I. Theoretical and Methodological Foundations of Organizing Students’ Project Activity in Institutions of Children’s and Youth Arts. Samara Journal of Science. 2017;6(1):198–203. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21671/17911 (accessed 25.12.2023).
- Kudryavtsev N., Temerbekova A. Special Features of the Project Interfaces Method as a Mechanism of Developing a Project Approach to the Educational Process and Children’s Technical Creativity. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2018;8(6):167–182. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/22263365.1806.11
- Borzdun V.N., Grigorenko N.N. A Method of Projects in the Pedagogical Practice Organization at the Creative University. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 2017;(38):210–220. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://vestnik.kemgik.ru/upload/iblock/2ce/2ce7bd8419a795f91a42d1dade4e1ec9.pdf (accessed 25.12.2023).
- Belogortseva I.E., Grichanikova I.A. The Experience of Educational and Productional Cluster Creation in Artistic Vocational Education on the Example of Belgorod State University of Arts and Culture. Science. Arts. Culture. 2015;(1):130–139. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://clck.ru/3At2xv (accessed 25.12.2023).
Supplementary files
