Особенности формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности: оценка результативности профессиональных вступительных испытаний

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В настоящее время проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности является объективно востребованной, активно изучается в современной педагогической науке. Актуальность исследования обусловлена вызовами быстро изменяющейся действительности, способствующей становлению информационного технологически развивающегося общества, предъявляющего новые требования к формированию творческой личности, навыков художественно-творческого мышления. Цель исследования – определить психолого-педагогические условия формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности и оценить степень их готовности к творческой деятельности на основе профессиональных вступительных испытаний.

Материалы и методы. Важным основанием проводимого педагогического исследования является методология личностно-деятельностного подхода, в рамках которого творческая деятельность определяется как одна из ведущих. Данное исследование осуществлялось в период с 2021 по 2023 гг. в логике педагогического эксперимента на базе Детской академии художественного творчества и дизайна. Выборку составили 155 школьников, обучающихся по различным направлениям художественно-творческой деятельности.

Результаты исследования. В настоящее время на фоне информационного развития процессы подготовки творческой личности претерпевают изменения и обуславливаются необходимостью формирования соответствующего мышления. Обоснована важность целенаправленного развития творческой активности личности уже со школьных лет.Определены основные и дополнительные психолого-педагогические условия формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности. Показана специфика подготовки старших школьников в Детской академии художественного творчества и дизайна по специальным художественным дисциплинам; обозначены результаты оценки на основе обобщения данных вступительного профессионального испытания в вуз по дисциплинам художественной направленности (рисунок, живопись).

Обсуждение и заключение. Настоящее исследование вносит вклад в развитие педагогического знания в области создания педагогических условий для формирования готовности личности к творческой деятельности. Материалы статьи могут быть полезны всем интересующимся вопросами исследования теоретических и практических аспектов формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности.

Полный текст

Введение

В современных условиях развития общества проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности является объективно востребованной. Потребность в актуализации данной проблематики обусловлена необходимостью развития специфических качеств современного человека, активно формирующегося в условиях новой информационной среды. К таким качествам необходимо отнести умение креативного и системного мышления, способность быстрого решения творческих задач, навыки абстрактной визуализации и построения инновационных моделей развития социальных систем.

Актуальность настоящего исследования обусловлена научными проблемами развития социально-гуманитарного знания по вопросам становления творческой личности в целом, а также вызовами современной быстро изменяющейся действительности в условиях становления информационного технологически развивающегося общества.

Цель исследования – определение психолого-педагогических условий формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности и оценка степени готовности школьников к творческой деятельности как будущих студентов институтов искусств.

Обзор литературы

В современной научной литературе проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности актуализируется в самых различных аспектах. Исследователи переосмысливают теорию творчества, творческой деятельности в целом, художественного творчества в частности. Так, проблема творчества как процесса создания нового прежде всего исследуется в контексте вопросов инновационного развития в формировании культуры современного общества [1‒3]; выявляется специфика творческой деятельности в новых условиях информационного развития [4; 5] с акцентом на инженерную составляющую [6‒8], связанную со сложными цифровыми техническими системами и формированием соответствующего системного и креативного мышления [9; 10].

В подходах, переосмысливающих теорию художественного творчества, указывается новое отношение человека к действительности, его художественному выражению и восприятию, рассматривается особая роль современного искусства в формировании инноваций [11‒13].

Проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности активно изучается в современной педагогической науке и смежных областях знания. Психолого-педагогические исследования творческой деятельности акцентируют внимание на:

  • креативной [14‒16], инновативной [17‒19], технологической [20; 21], универсальной [22] составляющих компетенций творческой личности, мотивирующих на постоянный творческий поиск;
  • совершенствовании культуры преподавания и технологий обучения творчеству [23], в частности навыках креативного поиска (technical and professional skills); так называемых «мягких навыках» (soft skills) [24‒26];
  • выявлении психолого-педагогических условий, формировании (организации) образовательного пространства как ресурсов развития творческих способностей личности1 [27];
  • применении конкретных программ, моделей и методов обучения, учитывающих индивидуальную творческую составляющую личности [28; 29];
  • развитии в современных условиях проектно-ориентированного образования (Project-Based Learning [30; 31] and Design-Focused Projects / Design-Based Learning [32; 33]).

Различными исследовательскими практиками подтверждается, что активно развивать творческую активность личности необходимо начинать со школьных лет2 [34; 35].

В связи с этим активно изучаются вопросы вовлечения и стимулирования научно-технического творчества детей и молодежи [36]; выявляются особенности организации проектной деятельности учащихся3 в учреждениях детского и юношеского творчества [37; 38]; определяются особенности метода проектных интерфейсов как механизма развития проектного подхода в образовательном процессе и детском техническом творчестве [38‒40].

Таким образом, проблема формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности является актуальной в современных условиях становления информационного технологически развивающегося общества.

Материалы и методы

Теоретическими основаниями исследуемой проблемы являются классические исследования природы художественного творчества4 и творческой сущности искусства5 в целом; принцип комплексности исследования художественного творчества6; представления о специфике художественного познания7 в рамках вопросов понимания искусства как вида знания8.

Важным основанием проводимого педагогического исследования является методология личностно-деятельностного подхода В. В. Давыдова9, Л. С. Выготского10, С. Л. Рубинштейна11, в рамках которого творческая деятельность определяется как один из ведущих видов деятельности12, а художественная деятельность выполняет важнейшие функции в становлении творческой личности13.

Теоретическим основанием исследования выступали психологические концепции творческой одаренности личности ребенка14, в рамках которых креативность является важнейшей составляющей одаренности как сложного интеграционного образования, включающего когнитивные и личностные стороны. В данном контексте одаренность выражается в высокой творческой активности ребенка, в возможности создания нового в различных областях жизнедеятельности. При этом внимание акцентируется на «сочетании способностей»15, от которого прежде всего зависит успешность деятельности.

Исследование осуществлялось с 2021 по 2023 гг. в логике педагогического эксперимента: констатирующий (июнь 2021 г.), формирующий (2021–2023 гг.) и контрольный (июнь 2023 г.) этапы.

Базой исследования являлась Детская академия художественного творчества и дизайна (ДАХТиД) как подразделение института искусств Новосибирского государственного педагогического университета (дети в возрасте от 7 до 18 лет). Выборку составили 155 школьников, обучающихся по различным направлениям художетвенно-творческой деятельности. Все респонденты были проинформированы об участии в исследовании.

Из числа школьников, осуществлявших подготовку к поступлению в вузы художественно-творческой направленности, были сформированы контрольные и экспериментальные группы. В контрольных группах образовательный процесс выстраивался на основе обучающих программ подготовительных курсов для поступления в университет художественно-творческой направленности16; в экспериментальных согласно разработанной авторской образовательной программе обучения17; в нее включались обучающие и досуговые компоненты, функционал стажерской студенческой площадки и профессиональных мастерских (изобразительного (ИЗО), декоративно-прикладного искусства (ДПИ), дизайна).

Образовательная программа ДАХТиД включает в себя следующие компоненты:

  • обучающий (дополнительная общеразвивающая программа «Ступени художественного творчества» подготовительного, базового уровней и уровня совершенствования знаний, умений и навыков. Программа состоит из таких модулей как ИЗО, ДПИ, дизайн; в нее включены проектная смена «Юный предприниматель. Арт+Бизнес», профильная смена «Арт-лето. Пленэр», «Сибирская школа мультипликации»);
  • досуговый (посещение выставок Института искусств и выставочных залов Новосибирска, сезонные праздники Академии, всероссийская культурная акция «Ночь музеев» Института искусств).

Существенное отличие образовательной программы ДАХТиД от существующих программ детских художественных школ и студий дополнительного образования – интегрированная форма занятия, где первая часть является обучающей (графика, рисунок, живопись, композиция, ДПИ, песочная анимация и др.), вторая – развивающей (логические и творческие тесты, игры, креативные задания, творческие квесты на развитие воображения, пространственного видения, тренинги на развитие творческого мышления). Во второй части акцентированно развиваются дивергентное, образное, ассоциативное, креативное, конструктивное виды мышления.

Критерии оценивания. Подготовка старших школьников в Детской академии художественного творчества и дизайна ведется с учетом документов, регламентирующих поступление в институт искусств университета на основе вступительного профессионального испытания по дисциплинам (рисунок, живопись)18. Целью его проведения при приеме абитуриентов на обучение по программам бакалавриата является определение уровня подготовки абитуриентов по специальным художественным дисциплинам, оценка их способностей освоить образовательную программу высшего художественно-педагогического образования.

Результаты испытания оцениваются по 50-балльной шкале. Критерии оценки вступительных испытаний представлены в таблицах 1 и 2.

Для входного тестирования необходимо выполнить натюрморт из бытовых предметов и геометрических тел на нейтральном фоне с добавлением драпировки при естественном освещении на бумаге формата АЗ графитным карандашом. Время исполнения ‒ 4 ч.

 

Т а б л и ц а 1. Критерии оценки вступительных испытаний (рисунок)

T a b l e 1. Assessment criteria for entrance tests (drawing)

№ п/п

Критерии (рисунок) / Criteria (drawing)

Количество баллов / Number of points

1

Композиционное решение натюрморта на заданном формате / Compositional solution of a still life in a given format

12

2

Построение конструкции формы предметов натюрморта с подчинением всех деталей общей массе / Construction of the design of the shape of still life objects with subordination of all details to the total mass

12

3

Тональная передача объемных форм / Tonal transmission of three-dimensional shapes

12

4

Общая тональная проработка натюрморта / General tonal study of the still life

14

Источник: составлено авторами на основе программы вступительного испытания в НГПУ по рисунку.

Source: The table is compiled by the authors on the basis of the program of the entrance test to the NGPU in drawing.

 

Т а б л и ц а 2. Критерии оценки вступительных испытаний (живопись)

T a b l e 2. Assessment criteria for entrance examinations (painting)

№ п/п

Критерии (живопись) / Criteria (painting)

Количество баллов / Number of points

1

Композиционное решение натюрморта на заданном формате / Compositional solution of a still life in a given format

12

2

Решение основных тональных и цветовых отношений в зависимости от освещения / Solving basic tonal and color relationships depending on lighting

12

3

Лепка формы тоном и цветом / Molding a shape with tone and color

12

4

Целостность работы, т. е. приведение к общему колористическому решению / Integrity of the work, i.e. bringing it to a common coloristic solution

14

Источник: составлено авторами на основе программы вступительного испытания в НГПУ по живописи.

Source: The table is compiled by the authors on the basis of the program of the entrance test to the NGPU

 

Для промежуточного тестирования задачи усложняются и приближаются к требованиям вступительного испытания (итоговое тестирование). Следует выполнить натюрморт из бытовых предметов с гипсовой розеткой на нейтральном фоне с добавлением драпировки при естественном освещении на бумаге формата АЗ графитным карандашом. Время исполнения ‒ 6 ч с перерывом.

Результаты исследования

Исследование степени готовности школьников к творческой деятельности как будущих студентов институтов искусств на начало эксперимента. На начало эксперимента в условиях вступительного испытания обучающиеся показали достаточно низкий уровень подготовки по специальным дисциплинам (рисунок, живопись) с позиции критериев оценивания как в контрольной, так и экспериментальной группах (рис. 1).

Согласно данным отчета отдела мониторинга по поступлению слушателей подготовительных курсов НГПУ (в том числе обучающихся в ДАХТиД) в Институт искусств НГПУ в 2021 г., баллы за испытания распределились в среднем от 8 до 26 (из 50). Средний балл за творческий экзамен (рисунок, живопись) среди слушателей подготовительных курсов НГПУ составил 85,1 %, среди обучающихся в ДАХТиД – 82,4 %.

В целом в Институт искусств НГПУ на 2021–2022 учебный год конкурсный отбор прошли 39 из 50 поступающих, что составило 78 %.

Примеры работ творческого экзамена, выполненных на низкий и средний баллы (рисунок, живопись), представлены на рисунке 2.

 

Р и с. 1. Распределение баллов за творческий экзамен (рисунок, живопись) в контрольной и экспериментальной группах, 2021 г., %

F i g. 1. Distribution of points for the creative examination (drawing, painting) in the control and experimental groups, 2021, %

Источник: здесь и далее в статье все рисунки составлены авторами.

Source: Hereinafter in this article all figures were drawn up by the authors.

 

Р и с. 2. Пример работы творческого экзамена, выполненной a) на 8 баллов; b) на 11 баллов

F i g. 2. An example of a creative exam completed with a) 8 points; b) 11 points

 

Таким образом, относительно распределения по критериям оценивания обучающиеся справились:

  • с 1 критерием – композиционное размещение рисунка натюрморта на листе – на

8‒12 баллов (из 12);

  • со 2 критерием – построение конструкции формы предметов натюрморта с подчинением всех деталей общей массе – на 2‒8 баллов (из 12);
  • с 3 критерием – тональная передача объемных форм – на 0‒3 баллов (из 12);
  • с 4 критерием – общая тональная проработка натюрморта – на 0‒3 баллов (из 14).

Полученные результаты указывают на достаточно низкий уровень знаний и умений, а также общий уровень подготовки по специальным дисциплинам творческого экзамена обучающихся ДАХТиД на момент поступления в вуз художественно-творческой направленности.

Исследование степени готовности школьников к творческой деятельности как будущих студентов институтов искусств на формирующем этапе эксперимента. На промежуточном этапе формирующего эксперимента в условиях вступительного испытания обучающиеся экспериментальной группы показывали динамику, с которой овладевают знаниями и умениями, выходя на средний и частично высокий уровень подготовки по специальным дисциплинам с позиции критериев оценивания по дисциплинам профессионального испытания (живопись, рисунок) (рис. 3).

Согласно данным отчета отдела мониторинга по поступлению слушателей подготовительных курсов НГПУ (в том числе обучающихся в ДАХТиД) в Институт искусств НГПУ в 2022 г., баллы за испытания распределились в среднем от 36 до 41 (из 50). Средний балл за творческий экзамен (рисунок, живопись) среди слушателей подготовительных курсов НГПУ составил 84,3 %, среди обучающихся в ДАХТиД – 95,9 %.

В Институт искусств НГПУ на 2022– 2023 учебный год конкурстный отбор прошли 59 из 73 поступающих, что составило 78 %.

Примеры работ творческого экзамена, выполненных на средние баллы (рисунок, живопись) представлены на рисунке 4.

Таким образом, относительно распределения по критериям оценивания обучающиеся справились:

  • с 1 критерием – композиционное размещение рисунка натюрморта на листе – на

10‒12 баллов (из 12);

  • со 2 критерием – построение конструкции формы предметов натюрморта с подчинением всех деталей общей массе – на 8‒10 баллов (из 12);
  • с 3 критерием – тональная передача объемных форм – на 6‒8 баллов (из 12);
  • с 4 критерием – общая тональная проработка натюрморта – на 6‒8 баллов (из 14).

Полученные результаты указывают на средний и частично высокий уровень знаний и умений, а также общий уровень подготовки по специальным дисциплинам творческого экзамена обучающихся ДАХТиД на момент поступления в вуз художественно-творческой направленности.

 

Р и с. 3. Распределение баллов за творческий экзамен (рисунок, живопись) в контрольной и экспериментальной группах, 2022 г., %

F i g. 3. Distribution of points for the creative exam (drawing, painting) in the control and experimental groups, 2022, %

 

Р и с. 4. Пример работ творческого экзамена, выполненных на 34 балла

F i g. 4. Examples of creative examination papers with a score of 34 points

 

Исследование степени готовности школьников к творческой деятельности как будущих студентов институтов искусств на завершающем, контрольном этапе эксперимента. На завершающем этапе эксперимента в условиях вступительного испытания обучающиеся экспериментальной группы показали динамику, с которой они овладевают знаниями и умениями, выходя на высокий уровень подготовки по специальным дисциплинам с позиции критериев оценивания профессионального испытания (рис. 5).

 

Р и с. 5. Распределение баллов за творческий экзамен (рисунок, живопись) в контрольной и экспериментальной группах, 2023 г., %

F i g. 5. Distribution of points for the creative examination (drawing, painting) in the control and experimental groups, 2023, %

 

Согласно данным отчета отдела мониторинга по поступлению слушателей подготовительных курсов НГПУ (в том числе обучающихся в ДАХТиД) в Институт искусств НГПУ в 2023 г., баллы за испытания распределились в среднем от 45 до 50 (из 50). Средний балл за творческий экзамен среди слушателей подготовительных курсов НГПУ составил 85,5 %, среди обучающихся в ДАХТиД – 92,7 %.

В целом в Институт искусств НГПУ на 2023–2024 учебный год конкурсный отбор прошли 34 из 54 поступающих, что составило 63 %. Из них обучающихся в ДАХТиД поступило 17 из 27 чел. (63 %).

Примеры работ творческого экзамена, выполненных на средний и высокий баллы, представлены на рисунке 6.

Таким образом, относительно распределения по критериям оценивания обучающиеся справились:

  • с 1 критерием – композиционное размещение рисунка натюрморта на листе – на

11‒12 баллов (из 12);

  • со 2 критерием – построение конструкции формы предметов натюрморта с подчинением всех деталей общей массе – на 10‒12 баллов (из 12);
  • с 3 критерием – тональная передача объемных форм – на 10‒12 баллов

(из 12);

  • с 4 критерием – общая тональная проработка натюрморта – на 11‒14 баллов (из 14).

Полученные результаты указывают на достаточно высокий уровень знаний и умений, а также общий уровень подготовки по специальным дисциплинам творческого экзамена обучающихся ДАХТиД на момент поступления в вуз художественно-творческой направленности.

Обсуждение и заключение

В статье рассмотрена проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности на основе теоретического и практического исследования.

В настоящее время в новых условиях информационного развития претерпевают изменения процессы подготовки творческой личности. Это обуславливает необходимость формирования соответствующего мышления. Авторами обоснованы важность целенаправленного развития творческой активности личности и необходимость начинать подготовку к художественно-творческой деятельности со школьных лет.

На основе данных эмпирического исследования были определены основные и дополнительные психолого-педагогические условия формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности.

 

Р и с. 6. Пример работ творческого экзамена, выполненных a) на 41 балл; b) на 45 баллов

F i g. 6. An example of a creative examination completed with a) 41 points; b) 45 points

 

Показана специфика подготовки старших школьников в Детской академии художественного творчества и дизайна по специальным художественным дисциплинам (рисунок, живопись).

Полученные результаты указывают на формирование достаточно высокого уровня знаний и умений в группах обучающихся ДАХТиД по специальным программам подготовки к творческой деятельности, а также указывают на формирование достаточно высокого общего уровня подготовки по специальным дисциплинам творческого экзамена на момент поступления в вуз художественно-творческой направленности.

Сделанные авторами выводы важны для исследователей педагогической проблемы формирования педагогических условий для развития готовности личности к творческой деятельности. Материалы статьи актуальны для специалистов, исследующих теоретические и практические аспекты проблемы формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности.

 

1 Кочетков М. В. Теоретико-методологические основания и организационно-педагогические условия развития творческой личности преподавателя и студента : моногр. М. : РАО, 2004. 264 с. EDN: QTSTLV

2 Быков В. В., Дровецкова Е. С. Развитие творческой активности личности подростка. М. : Россия, 2005; Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М. : Педагогический поиск, 1999. 144 c.

3 Павленко Т. В. Особенности проектной деятельности старших школьников в художественном образовании // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы XI Всерос. студ. науч.практ. конф. с междунар. участием (07–09 декабря 2022 г., Новосибирск) ; под ред. Е. Е. Тихомировой. Ч. 2. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. С. 84‒86. EDN: BXJJBW

4 Лилов А. Природа художественного творчества. М. : Искусство, 1981. 479 с.; Безклубенко С. Д. Природа искусства: о некоторых сторонах художественного творчества. М. : Политиздат, 1982. 166 с.

5 Ермаш Г. Л. Творческая природа искусства. М. : Искусство, 1977. 320 с.; Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. 3-е изд. М. : Советский писатель, 1982. 416 с.

6 Проблема комплексности изучения художественного творчества: доклад конф. (14–16 мая 1980 г.) ; науч. ред. Ю. Г. Нигматуллина. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1980. 174 с.; Творческий процесс и художественное восприятие ; отв. ред. Б. Ф. Кедров // АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комиссия комплексного изучения худож. творчества. Ленинград : Наука, 1978. 278 с.

7 Верцман И. Е. Проблемы художественного познания. М. : Искусство, 1967. 342 с.

8 Шпет Г. Г. Искусство как вид знания: избранные труды по философии культуры. М. : РОССПЭН, 2007. 712 с.

9 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 541 с.

10 Выготский Л. С. Генезис высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. М. : Педагогика, 1983. 368 с.

11 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М. : Изд-во Акад. наук, 1957. 328 с.

12 Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М. : Политиздат, 1974. 328 с.

13 Столович Л. Н. Жизнь, творчество, человек: функции художественной деятельности. М. : Политиздат, 1985. 415 с.

14 Богоявленская Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М. : МИОО, 2005. 175 с.; Богоявленская Д. Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. 2004. Т. 1, № 2. С. 54–65; Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. 3-е изд. М. : Просвещение, 1991 с. 90 с.; Психология одаренности детей и подростков / Ю. Д. Бабаева [и др.] ; под ред. Н. С. Лейтеса. М. : Изд. центр «Академия», 1996. 407 с.; Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М. : Academia, 2000. 318 с.; Матюшкин А. М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. М. : Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та, 2004. 191 с.

15 Теплов Б. М. Избранные труды : в 2 т. М. : Педагогика, 1985. Т. 1. 328 с.

16 Шаляпин О. В. Педагогический рисунок: рисование на классной доске : учеб.-метод. пособие. Новосибирск : НГПУ, 2007. 119 с.

17 Павленко Т. В., Лисецкая Е. В., Рубцова Л. В. Подготовка студентов к организации деятельности детской академии художественного творчества и дизайна : учеб.-метод. пособие. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. 117 с. EDN: MYSECJ 

18 Шаляпин О. В. Педагогический рисунок: рисование на классной доске.

×

Об авторах

Татьяна Владимировна Павленко

Новосибирский государственный педагогический университет

Email: tvpavlenko@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-5802-4264

руководитель Детской академии художественного творчества и дизайна

Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28

Ирина Юрьевна Пушкарева

Новосибирский государственный педагогический университет

Email: irina.phr@mail.ru
ORCID iD: 0009-0008-6344-1694

магистрант Института непрерывного образования, старший лаборант Детской академии художественного творчества и дизайна

Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28

Анна Шиль

Бременский университет

Email: schillanna1986@gmail.com
ORCID iD: 0009-0004-6028-2414

магистрант

Германия, 28359, г. Бремен, Библиотекштрассе, д. 1

Виталий Сергеевич Елагин

Новосибирский государственный педагогический университет

Email: ii.elagin@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-5277-7716

директор Института искусств

Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28

Елена Александровна Пушкарева

Новосибирский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: pushkarev73@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1857-6783

доктор философских наук, профессор кафедры права и философии

Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28

Список литературы

  1. Kwan L. Y.-Y., Leung A. K.-y., Liou S. Culture, Creativity, and Innovation // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49, issue 2. Р. 165–170. https://doi.org/10.1177/0022022117753306
  2. Havas A. Social and Business Innovations: Are Common Measurement Approaches Possible? // Foresight and STI Governance. 2016. Vol. 10, no. 2. P. 58–80. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.2.58.80
  3. Inzelt A., Csonka L. The Approach of the Business Sector to Responsible Research and Innovation (RRI) // Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11, no. 4. P. 63–73. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017.4.63.73
  4. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Виртуализация социальной коммуникации в образовании: ценностные основания информационного развития (обзор) // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 2. С. 73–90. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2002.05
  5. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Специфика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор) // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 6. С. 96–119. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2106.06
  6. Lima R. M., Andersson P. H., Saalman E. Active Learning in Engineering Education: A (re)introduction // European Journal of Engineering Education. 2017. Vol. 42, issue 1. P. 1–4. https://doi.org/10.1080/03043797.2016.1254161
  7. Engineering Design Thinking, Teaching, and Learning / C. L. Dym [et al.] // Journal of Engineering Education. 2005. Vol. 94, issue 1. P. 103–120. https://doi.org/10.1002/j.2168-9830.2005.tb00832.x
  8. Полицинская Е. В., Трофимов А. В., Лизунков В. Г. Нейродидактическая модель интегрированного образовательно-производственного кластера: оценка эффективности подготовки трудовых ресурсов // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 6. С. 145–171. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2306.07
  9. Трофимов В. М. О математической природе сообразительности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 4. С. 151–170. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1704.10
  10. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 2. С. 52–66. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1902.04
  11. Gulbrandsen M., Aanstad S. Is Innovation a Useful Concept for Arts and Humanities Research? // Arts and Humanities in Higher Education. 2015. Vol. 14, issue 1. Р. 9–24. https://doi.org/10.1177/1474022214533890
  12. Логинова М. В. Методологическое значение онтологического подхода для философии искусства // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 1. С. 124–137. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1801.08
  13. Linton J. Quiet Contributors: The Role of the Arts, Humanities and Social Sciences in Innovation // Foresight and STI Governance. 2018. Vol. 12, no. 3. P. 6–12. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2018.3.6.12
  14. McCrum D. P. Evaluation of Creative Problem-Solving Abilities in Undergraduate Structural Engineers through Interdisciplinary Problem-Based Learning // European Journal of Engineering Education. 2017. Vol. 42, issue 6. P. 684–700. https://doi.org/10.1080/03043797.2016.1216089
  15. Poised for Creativity: Benefits of Exposing Undergraduate Students to Creative Problem-Solving to Moderate Change in Creative Self-Efficacy and Academic Achievement / R. C. Stolz [et al.] // Journal of Creativity. 2022. Vol. 32, issue 2. Article no. 100024. https://doi.org/10.1016/j.yjoc.2022.100024
  16. Tenzer H., Yang P. Personality, Values, or Attitudes? Individual-Level Antecedents to Creative Deviance // International Journal of Innovation Management. 2019. Vol. 23, issue 02. Article no. 1950009. https://doi.org/10.1142/S1363919619500099
  17. Буравлева Н. А., Богомаз С. А. Готовность студентов технических вузов к инновационной деятельности // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17, № 3. С. 30–43. https://doi.org/10.21702/rpj.2020.3.3
  18. Hassi L., Rekonen S. How Individual Characteristics Promote Experimentation In Innovation // International Journal of Innovation Management. 2018. Vol. 22, issue 04. Article no. 1850038. https://doi.org/10.1142/S136391961850038X
  19. Greany T. Innovation is Possible, It’s Just Not Easy: Improvement, Innovation and Legitimacy in England’s Autonomous and Accountable School System // Educational Management Administration and Leadership. 2018. Vol. 46, issue 1. Р. 65–85. https://doi.org/10.1177/1741143216659297
  20. Беленко Т. В., Исаев И. Ф. Технологическая готовность будущего учителя к индивидуализации обучения школьников средствами педагогического дизайна // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. Т. 39, № 2. С. 178–187. https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-2-178-187
  21. Landa E., Zhu C., Sesabo J. Readiness for Integration of Innovative Teaching and Learning Technologies: An Analysis of Meso‐Micro Variables in Tanzanian Higher Education // International Journal of Educational Research Open. 2021. Vol. 2. Article no. 100098. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100098
  22. Бекоева М. И., Амбалова С. А., Тахохов Б. А. Универсальные гуманитарные компетенции как основа профессиональной компетентности современного педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 6. С. 59–72. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1806.04
  23. Кочетков М. В., Носков М. Ф. Критерии педагогической инновации на примере технологии «перевёрнутый класс» в инженерном образовании // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 3. С. 185–199. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1903.11
  24. Warnock J. N., Mohammadi-Aragh M. J. Case Study: Use of Problem-Based Learning to Develop Students’ Technical and Professional Skills // European Journal of Engineering Education. 2016. Vol. 41, issue 2. P. 142–153. https://doi.org/10.1080/03043797.2015.1040739
  25. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 65–89. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89
  26. Bhati H. The Importance of Soft Skills in the Workplace // International Journal of Humanities and Social Science. 2022. Vol. 9, no. 2. P. 21–33. https://doi.org/10.14445/23942703/IJHSS-V9I2P104
  27. Билингвистическое пространство образования как ресурс развития творческих способностей и социально-психологической адаптации детей с нарушением слуха / О. Ю. Пискун [и др.] // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 2. С. 172–196. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2102.08
  28. Kaufman N. J., Scott C. Innovation in Higher Education: Lessons Learned from Creating a Faculty Fellowship Program // Journal of Law, Medicine and Ethics. 2016. Vol. 44, issue S1. Р. 97–106. https://doi.org/10.1177/1073110516644239
  29. Использование синектического метода как применение инноваций в образовательном процессе вуза / Р. С. Наговицын [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 3. С. 7–22. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1803.01
  30. Ralph R. A. Post Secondary Project-Based Learning in Science, Technology, Engineering and Mathematics // Journal of Technology and Science Education (JOTSE). 2016. Vol. 6, no. 1. P. 26–35. https://doi.org/10.3926/jotse.155
  31. Petersen C., Nassaji H. Project-Based Learning through the Eyes of Teachers and Students in Adult ESL Classrooms // Canadian Modern Language Review. 2016. Vol. 72, issue 1. P. 13–39. https://doi.org/10.3138/cmlr.2096
  32. Remijan K. W. Project-Based Learning and Design-Focused Projects to Motivate Secondary Mathematics Students // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2017. Vol. 11, issue 1. https://doi.org/10.7771/1541-5015.1520
  33. Kim P., Suh E., Song D. Development of a Design-Based Learning Curriculum through Design-Based Research for a Technology-Enabled Science Classroom // Educational Technology Research and Development. 2015. Vol. 63. P. 575–602. https://doi.org/10.1007/s11423-015-9376-7
  34. 34. Дегтева И. Б. Теоретическая модель и опытно-экспериментальное исследование художественно-эстетической деятельности старших школьников // Педагогическое образование в России. 2009. № 1. С. 98–106. URL: https://pedobrazovanie.ru/images/JOURNAL/archive2009/2009-1-tx1c/14.pdf (дата обращения: 25.12.2023).
  35. Проекты как метод становления творческого роста личности обучающегося в довузовской системе дополнительного образования художественной направленности / Н. В. Мартынова [и др.] // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 1. С. 205–211. URL: https://oreluniver.ru/public/file/archive/notes_1_2021.pdf (дата обращения: 25.12.2023).
  36. Современные методы педагогики для вовлечения и стимулирования научно-технического творчества детей и молодежи / О. М. Замятина [и др.] // Концепт. 2015. Т. 15. С. 31–35. URL: https://e-koncept.ru/2015/95148.htm (дата обращения: 25.12.2023).
  37. Михелькевич В. Н., Овчинникова Л. П., Лисовская А. И. Теоретико-методологические основы организации проектной деятельности учащихся в учреждениях детского и юношеского творчества // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 1 (18). C. 198–203. URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21671/17911 (дата обращения: 25.12.2023).
  38. Кудрявцев Н. Г., Темербекова А. А. Особенности метода проектных интерфейсов как механизма развития проектного подхода в образовательном процессе и детском техническом творчестве // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 6. С. 167–182. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1806.11
  39. Борздун В. Н., Григоренко Н. Н. Метод проектов в организации педагогической практики в творческом вузе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. Вып. 38. С. 210–220. URL: https://vestnik.kemgik.ru/upload/iblock/2ce/2ce7bd8419a795f91a42d1dade4e1ec9.pdf (дата обращения: 25.12.2023).
  40. Белогорцева И. Е., Гричаникова И. А. Опыт создания учебно-производственного кластера по профессиональному образованию в области художественного искусства на примере Белгородского государственного института искусств и культуры // Наука. Искусство. Культура. 2015. № 1 (5). С. 130–139. URL: https://clck.ru/3At2xv (дата обращения: 25.12.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Р и с. 1. Распределение баллов за творческий экзамен (рисунок, живопись) в контрольной и экспериментальной группах, 2021 г., %

Скачать (102KB)
3. Р и с. 2. Пример работы творческого экзамена, выполненной a) на 8 баллов; b) на 11 баллов

Скачать (135KB)
4. Р и с. 4. Пример работ творческого экзамена, выполненных на 34 балла

Скачать (201KB)
5. Р и с. 5. Распределение баллов за творческий экзамен (рисунок, живопись) в контрольной и экспериментальной группах, 2023 г., %

Скачать (97KB)
6. Р и с. 6. Пример работ творческого экзамена, выполненных a) на 41 балл; b) на 45 баллов

Скачать (188KB)

© Павленко Т.В., Пушкарева И.Ю., Шиль А., Елагин В.С., Пушкарева Е.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».