School as an open educational environment in the era of digital transformation

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the analysis of the problems arising in the school education system in connection with the digital transformation and modernization taking place in the last decade. The authors note that the Russian school is a modern institution of socialization of children and youth, which is closely interrelated with preschool, additional and higher education. It is noted that the socio-cultural and economic development of the country and the future labor market depend on the results of the training of school graduates, the quality of education received and upbringing.

The authors focus on the peculiarities of the process of modernization of school education, which has a specific effect on educational work, the process of social identity of schoolchildren, actualizes the problem of destructive behavior of modern students. At the same time, it is noted that this phenomenon is global in nature. We need innovative educational and training approaches in the school. The values underlying the educational process at school are highlighted: the teacher and the student are equal partners who are together with other subjects of the educational process in a single educational space; the modern educational environment is a place of social (group, team, collective) socialization; personal involvement in the educational process of both teachers and students is a basic component of self–realization students. Conclusions are drawn that the modern school is an open system for the development of basic competencies and skills of the XXI st century, and it tends to change. It is noted that today education is a cultural and intellectual resource for Russia, as it contributes to achieving a certain level of socio-economic growth and social stability, as well as the stability of the state as a self-developing system. Well, like any system, it goes through the processes of change.

The above made it possible to formulate the purpose of the article - a multidimensional analysis of social factors influencing the process of transformation of the educational environment in the Russian school and the subject of the study - social processes occurring in the educational environment associated with digital transformation and changes in social behavior and social psychology of subjects of educational activity.

The article notes that the education system is at a critical stage of development, social processes do not have clear boundaries of beginning and end. The authors attempt to show new meanings of the ongoing changes in education, including through the need to pose the problem of changing the educational paradigm in relation to modern children and interaction with society.

Full Text

Введение

Современная ситуация в мире характеризуется противоречивыми процессами. С одной стороны, наблюдаются тенденции формирования Нового мира, сопровождающиеся сменой прежней парадигмы, основанной на глобализации, уничтожении национальных границ, универсализации поведения людей, излишней либерализации социального уклада жизни общества и нетрадиционных ценностей и т.п. Данные явления проявляются в факторах международной социально-политической и экономической нестабильности. В то же время формируются иные цивилизационные и региональные подходы, построенные на принципе многополярности. В результате появляются уникальные культурные, информационные, образовательные, экономические, социальные и иные пространства в разных регионах мира [14].

Одновременно и параллельно с данным явлением осуществляется формирование цифрового общества, также неоднозначным образом влияющее на национальные системы образования, которые, в свою очередь, генерируются в соответствии с определенными векторами развития своих государств. В итоге таких модификаций появляются образовательные пространства, в которых формируются иные, видоизмененные горизонты и стимулы в процессах и результатах обучения. При этом следует учитывать, что данные явления проявляются не везде с одинаковой скоростью и эффективностью. В то же время начавшаяся четвертая промышленная революция породила новые тренды современного развития: цифровизацию, автоматизацию, роботизацию; развитие сетевых технологий; глубинные демографические изменения и ускорение технических и технологических изменений [11] и т.п., которые трансформируют кардинальным образом современную реальность. Все названные тренды в той или иной степени влияют на образовательный процесс в России и поэтому важно сохранить преемственность школьного образования и воспитания, их взаимозависимость и дополняемость, успешность протекания социальной идентификации школьников, так как данные факты в итоге будут влиять на качество и эффективность деятельности системы высшего образования в России.

Методология и методы

В статье на основе аналитического метода, сравнения и обобщения теоретико-педагогических исследований были изучены ряд работ отечественных ученых в области образования и педагогической науки (В.М. Дюков, И.Н. Семенов, Р.В. Шайхутдинова [6], Григорьева Е.В., П.Г. Горбунова [4], О.М. Корчажкина [7] и др.), которые представляют свою позицию на процессы реформирования российского образования, проведено обобщение современных подходов к содержательным изменениям школьного обучения и воспитания в условиях цифровизации и модернизации образования; а также исследования, направленные на раскрытие новых моделей и подходов воспитания и обучения в условиях реформирования школьного образования (А.В. Гам [3], Тебенькова Е.А. Несговорова, Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев [15], М.Ю. Кузьмин [9], А.И. Коротаева [10], О.О. Савина [13], В.В. Хрусталева [16], Л.Б. Шнейдер [17] и др.). Были проанализированы процессы, влияющие на социальную идентификацию школьников.

Изложение основного материала статьи

ХХI век сопровождается образовательным бумом, который связан с высокой востребованностью высшего образования в мире, и потому сегодня главная задача основного общего образования заключается в создании необходимых условий для результативной социализации молодежи в быстро меняющемся мире.

Школа так же как семья, вуз, трудовой или детский коллектив и другие субъекты воспитания являются институтом социализации молодежи. Каждый из этих субъектов социализации выполняет свои «уникальные» институциональные роли, предписывает варианты желательных моделей поведения, способствует формированию неформальных статусов, создает условия для социального и профессионального самоопределения. Причем каждый субъект социализации вносит свой вклад в процесс формирования социальной идентичности подростка; иногда они находятся по своим целям и задачам в альтернативном противостоянии, а в большинстве случаев они взаимодополняют друг друга. Но основная роль отводится, безусловно, школе как основе воспитания социально-активной, гражданско-ответственной личности, способной успешно учиться и трудиться в условиях социально-экономической неопределенности.

Для решения задач воспитания подрастающего поколения ключевое значение имеет модернизация системы школьного образования. Известно, что модернизация осуществляется в последние годы активно и предусматривает переход на инновационный и интенсификационный путь развития, что означает обучение детей и молодежи на иных методологических основаниях. Суть этих оснований следующая: непрерывное и самостоятельное обучение на протяжении всей жизни; вариативность образовательных программ; подвижное расписание занятий; сочетание в обучении онлайн- и офлайн-форматов; внедрение маневренной системы оценки качества обучения. Чтобы данные принципы обучения было возможно реализовать повсеместно и в кратчайшие сроки, следует учесть наличие традиции преемственности и соблюдение ценностных образовательных приоритетов в российской образовательной практике.

Можно выделить следующие ценностные образовательные приоритеты:

- учитель и ученик – равноправные партнеры, которые находятся вместе с другими субъектами образовательного процесса в едином образовательном пространстве. Следовательно, первым и основным условием перехода на новый уровень воспитания в школе является равноправный формат внутришкольного общения [12], где должны существовать общие точки соприкосновения позиций педагогов, детей и родителей в понимании идей развития страны, ее истории, смысла будущего, моделей поведения, жизненно смысловых ценностей, эмоциональных проявлениях и др.:

- современная образовательная среда – место общественной (групповой, командной, коллективной) социализации. Здесь у каждого обучающегося формируется индивидуальное сознание, развивается социальная автономность, осознаются поведенческие границы, здесь можно и нужно познакомиться со смыслом и содержанием понятия «общечеловеческие ценности»: труд на благо общества, социальная справедливость, взаимопомощь, стремление к духовному росту, освоение культурного наследия человечества, любовь к своей стране, уважение к другим народам, чувство долга. Это все является социально-культурными универсалиями общечеловеческой направленности, которые должны обсуждаться педагогами и детьми, родителями на родительских собраниях, классных часах, в рамках внеклассных мероприятий. Развить организаторские, лидерские, ораторские навыки и умение убеждать, общаться, работать в команде и т.д. – эти и другие компетенции обучающийся может также приобрести в школе;

- личностная включенность в образовательный процесс и педагогов и обучающихся – это базовый компонент самореализации обучающихся. Если личное участие для учащегося не является ценностью в процессе обучения, то сам процесс будет носить эпизодический характер с точки зрения получения и принятия определенных знаний. Однако сама личность педагога как образец перестала быть ценностью. Школьники не хотят быть похожими на педагогов, и образцы для подражания у детей совсем другие. Преломить данную тенденцию не просто, но сегодня в этом направлении начата огромная работа, уделяется большое внимание педагогическим династиям и в целом педагогической профессии. Президент страны В.В. Путин объявил 2023 год Годом педагога и наставника, и в связи с этим проводилось и проводится большое количество мероприятий, написано много исследовательских работ, организуются конкурсы, фестивали, конференции, форумы, а также формируются новые кумиры для молодежи, например, приглашаются участники и ветераны СВО и др.

Таким образом, изменения, которые должны произойти в системе воспитания подрастающего поколения, должны затронуть три базовые области: личность и ученик – равноправные личности, школа – это место позитивной социализации, обучение для ученика - личная ценность. Кроме названного, несомненно, ведущую роль играют и ценности, традиционные для нашего общества: духовные, нравственные, патриотические, семейные и т.д. Они тоже должны лежать в основе воспитательного процесса.

Актуализирует проблему поиска иных образовательных и воспитательных подходов и сокращение «жизненного цикла профессий». В этой ситуации более осмысленным представляется не прогнозирование конкретных профессий, а формирование набора навыков, освоив которые, работники смогут закрепиться в той или иной деятельности будущего, будучи готовыми к последующему переобучению [11].

Согласно атласу новых специальностей, составленному школой управления «Сколково» к 2030 году, 57 профессий исчезнет, например, такие как журналист, аналитик, переводчик, бухгалтер, статистик, референт, библиотекарь и другие, а появятся: оператор медицинских роботов, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, дизайнер-эргономист носимых устройств для безопасности. И выводы Microsoft и The Future Laboratory для современного общества необычны: 65% нынешних школьников и студентов займут должности, которых еще не существуют [8].

Чтобы современные дети смогли успешно трудиться в следующие десятилетия, в нынешний период времени школьное образование должно быть трансформировано на основе дальнесрочной стратегии развития, цифровых технологий и педагогических инноваций. Необходимо также изменить психологию участников образовательного процесса в сторону смещения градуса ответственности за результаты обучения на самих себя.

Специалисты отмечают, что нынешнее цифровое поколение детей и подростков отличает от сверстников, живущих в ХХ веке, ряд особенностей: (М.М. Афанасьев, О.А.Ткачева [1], С.А. Дружилов [85], М.В. Богуславский [2] и др.):

- школу они воспринимают не как единственный источник обучения, а скорее дополнительный; самообучающиеся и самомотивирующиеся умеют решать одновременно разные задачи, различной степени сложности;

- финансово-ориентированы, а трудовую деятельность рассматривают как способ зарабатывания денег и достижения целей, а также считают, что деньги можно зарабатывать с помощью идей;

- конкурентоспособны и готовы конкурировать в различных сферах жизни;

- готовы к переменам в жизни, мобильны;

- проявляют нейтральное или индифферентное отношение к различным нетрадиционным (не вписывающимся в общие социальные рамки) проявлениям;

- по характеру они индивидуалисты, не стремятся к сотрудничеству, полагаются на себя и нередко переоценивают себя;

- считают идеи важнее, чем опыт;

- скептики, не доверяют мнению людей другого поколения;

- психологически нестабильны, т.к. живут с момента рождения под информационным и психологическим давлением;

- предпочитают жить в отфильтрованном мире, в мире виртуальной реальности, которую они рассматривают в качестве подлинной;

- личность современных детей и подростков формируется параллельно с процессом цифровизации экономики, поэтому они технологически продвинутые; ежедневно поглощают огромный объем информации, в т.ч. визуального характера; быстро осваивают цифровые инструменты, являются их «сознательными потребителями»; тяготеют к глобальному общению в реальном времени и геймифицированным процессам; добровольно выбирают образ жизни под видеодистанционным контролем.

Учитывая, что современные дети и подростки «иные» или «другие», что за спиной у них не стоят привычки и убеждения прошлого времени, внушенные им родителями или педагогами, надо признать, что они уникальны и даже феноменальны. Молодежь ХХI века в целом не вписывается в стандарты воспитания, которые использовались в образовании раньше. По данным исследований психологов и социологов (Гам А.В., Тебенькова Е.А., Несговорова Н.П., Савельев В.Г., Кузьмин М.Ю., Коротаева А.И., Савина О.О., Хрусталева В.В., Шнейдер Л.Б. и др.), при разработке и применении воспитательных подходов и технологий нужно учитывать, что нынешнее поколение российских школьников:

  • настроены на более технологический подход в обучении, и потому воспитание должно быть также через технологии – «подобное подобным»;
  • привыкли к онлайн-общению в обучении и вне школы, а также пребыванию в социальных сетях, при этом склонны к созданию в социальных сетях образов успешных, путешествующих, действующих и т.д., что, несомненно, школьные воспитатели должны учитывать, особенно, при работе с подростками;
  • приучены к жизни в условиях многозадачности, поэтому следует предусмотреть разработку программы адаптации к их жизненному ритму, предусматривающую построение системы обучения в индивидуальном темпе (вариативная, гибкая, мобильная);
  • имеют предрасположенность к предпринимательству, причем некоторые навыки у них уже развиты сильно;
  • ориентированы на независимость.

Предназначение школы как объекта воспитания и социализации заключается не только в том, чтобы дать обучающимся знания, навыки и умения, необходимые для поддержания высокого уровня конкурентоспособности и самообучаемости в современном мире, но и помочь успешно завершить этап социализации и самоидентификации.

Воспитывать современных детей в цифровой среде значительно сложнее, чем обучать. Методы и технологии воспитания могут носить опосредованный характер, могут воздействовать прямым и открытым образом на сознание ребенка, косвенно влиять на модели поведения и способствовать переформатированию или формированию ментальных ценностей: дружбы, любви, ответственности, веры и т.п. Для этого могут быть пригодны различные формы детской и подростковой активности: самоуправление и творчество, проекты и программы, волонтерство, поисковая и краеведческая деятельность и другие направления, которые бы создавали необходимые условия как для развития детско-подростковых объединений и союзов (по типу пионерии, комсомола), построенных на их личной инициативе и добровольном желании, гражданской активности, так и для выявления и развития лидерских качеств у школьников (подготовка школьных активистов). В таком случае и процесс развития социальной идентичности будет протекать успешнее, т.к. создастся благоприятная среда для воспитания на основе идей коллективизма и сотрудничества, взаимной выручки и поддержки.

Система воспитания в современной российской школе должна стать основой для реализации успешных социально-значимых проектов (интегрирующей и идеологической направленности). Детей и подростков, их родителей, а также педагогов должны объединять социально-культурные универсалии широкого спектра действия, и их разработка и внедрение должны реализовываться именно школьными институтами социализации. Процесс воспитания в школе должен быть построен таким образом, чтобы школьное детство и юность запомнилось детям как счастливое время, наполненное дружбой и коллективизмом, дисциплиной, чувством долга и ответственности за близких, а также активной жизненной позицией и стремлением к победе, к первенству. В нем должны минимально присутствовать риски проявлений деструктивного поведения в детско-подростковой среде. Большую роль в создании действенной системы воспитания в образовательных организациях могут сыграть педагоги-наставники и педагоги-тьюторы, школьные психологи, социальные педагоги.

Современные воспитательные технологии должны иметь мощный социально-воздействующий потенциал, идейно-патриотическую подложку, устранять межпоколенные психологические барьеры в мировоззрении, переформатировать сознание с идеи индивидуализма и конкуренции на коллективизм и дружбу. Важно, чтобы они способствовали активизации процесса формирования социальной идентичности школьника, которая в реальной жизни происходит с большими искажениями и погрешностями. Чаще всего, как показывают результаты психологических исследований, нарушения или незавершенность процесса социальной идентичности подростка во время обучения в школе происходят потому, что он одинок во всех смыслах, а окружающая его социальная среда не является благоприятной.

Новая система воспитания нужна обществу и стране потому, что нужна молодежь, восприимчивая к идее коренного реформирования российского общества, адаптации его к новым общественно-политическим условиям. Молодежь должна участвовать в реформировании и уметь работать с реальными проблемами, которые волнуют, беспокоят общество.

Таким образом, применение современных воспитательных подходов к поколению нынешней молодежи – обязательное условие привлекательности школы, которые необходимо освоить в ближайшие годы.

Выводы

Современная эпоха развития российского общества – это период постоянных смен парадигм, в том числе и в образовании. Парадигма «Цифровая образовательная среда» по мере развития технологий будет продолжать трансформироваться, а вместе с ней будут меняться участники образовательного процесса – это естественный процесс развития, к которому надо адаптироваться. Все типы и виды образовательных организаций включены в данный процесс, нужны новые подходы и модели обучения и воспитания. В системе школьного образования, несомненно, необходимо создавать условия, при которых будет эффективно работать механизм воспитания гражданско-ответственной и социально-активной, патриотически-настроенной личности. Продуманная система интеграции воспитательно-социализирующих ресурсов семьи, образовательной среды, социального окружения и школьных детских коллективов будет способствовать формированию адекватной системы ценностей и менталитетов (учитывая его полиэтнический состав). Необходимо активно внедрять инновационные воспитательные технологии и подходы (в т.ч. альтернативные, неформальные, психолого-педагогические и т.п.), которые уже показали свою эффективность. Нужно активно продвигать детское самоуправление, инициированное самими детьми подростками, при этом учитывать различные виды особенностей молодого поколения российских школьников.

×

About the authors

Farida Sh. Mukhametzyanova

Author for correspondence.
Email: us-ipppo-rao@mail.ru

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of RAO

Russian Federation

Gulmira A. Ziyaeva

Institute of Education Development of the Republic of Tatarstan

Email: centrv161@gmail.com

Director of the Center of Programs and Projects Implementation

Russian Federation, Kazan

Nina N. Islanova

Institute of Education Development of the Republic of Tatarstan

Email: centrv161@gmail.com

Candidate of Philosophy, Senior Researcher

Russian Federation, Kazan

References

  1. Afanas'ev M.M., Tkacheva O.A. Problemy sovremennoj sistemy obrazovanija v Rossii // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya-v-rossii (data obrashhenija : 15.09.2023).
  2. Boguslavskij M.V. Innovacionnye faktory obrazovanija v informacionnom obshhestve // Innovacionnye tehnologii v obrazovanii : sub#ektnost', resursnost', tehnologichnost' : cbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2011. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=zefkzp (data obrashhenija : 15.09.2023).
  3. Gam A.V. Ocenka sociokul'turnoj identichnosti u mladshih shkol'nikov // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2017. № 6. S. 33-39.
  4. Grigor'eva E.V., Gorbunova P.G. Problemy i perspektivy razvitija sovremennogo obrazovanija v Rossii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2023. № 79-1. C. 143-145.
  5. Druzhilov S.A. Negativnye vozdejstvija sovremennoj informacionnoj sredy na cheloveka: psihologicheskie aspekty // Psihologicheskie issledovanija. 2018. №11(59). URL: https://cyberpsy.ru/articles/negativnye-vozdejstviya-informacionnoj-sredy (data obrashhenija : 15.09.2023).
  6. Djukov V.M., Semenov I.N., Shajhutdinova R.V. Osnovanija dlja razrabotki strategii razvitija shkol // Municipal'noe obrazovanie : innovacii i jeksperiment. 2010. № 6. S. 22–29.
  7. Korchazhkina O.M. Integracija pedagogicheskih i novyh informacionnyh tehnologij kak sposob povyshenija jeffektivnosti uchebno-poznavatel'noj dejatel'nosti uchashhihsja // Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie. 2014. № 10. S. 598-606.
  8. K 2030 godu s rynka truda ischeznut 57 special'nostej // Vestnik cifrovoj transformacii. URL: https://cio.osp.ru/news/190917-K-2030-godu-s-rynka-truda-ischeznut-57-spetsialnostey (data obrashhenija : 15.09.2023).
  9. Kuz'min M.Ju. Sravnenie identichnosti mladshih shkol'nikov, podrostkov i lic junosheskogo vozrasta // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2015. № 58. S. 61-75.
  10. Korotaeva A.I. Dinamika razvitija gendernoj identichnosti mladshih shkol'nikov // Jarosl. pedagogich. vestn. 2011. № 4. S. 241–244.
  11. Navyki budushhego. Chto nuzhno znat' i umet' v novom slozhnom mire / E. Loshkareva, P. Luksha, I. Ninenko [i dr.] URL: https://spkurdyumov.ru/uploads/2017/10/navyki-budushhego-chto-nuzhno-znat-i-umet-v-novom-slozhnom-mire (data obrashhenija : 15.09.2023).
  12. Reshetnikov O.V. Pokolenie Z i nedalekoe budushhee rynka truda // Shkol'nye tehnologii. 2014. № 1.S. 58-71.
  13. Savina O.O. Psihologicheskij analiz stanovlenija identichnosti v podrostkovom i junosheskom vozraste : uslovija, struktura, dinamika, tipologija : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Moskva, 2003. 28 s.
  14. Solujanov V.S. Koncepcija mnogopoljarnosti: mnogoobrazie podhodov i interpretacij // Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Serija: Politologija. 2021. T.23, №3. S. 424–445. DOI: 10/22363/2313-1438-2021-23-3-424-445.
  15. Teben'kova E.A. Metodicheskaja sistema formirovanija grazhdanskoj identichnosti mladshih shkol'nikov / E.A. Teben'kova, N.P. Nesgovorova, V.G. Savel'ev // Vestn. Kurgan. gos. un-ta. 2018. № 3(50). S. 88–92.
  16. Hrustaleva V.V. Strukturno-soderzhatel'nye harakteristiki i projavlenija social'noj identichnosti starsheklassnikov v uslovijah profil'nogo obuchenija : avtoref. dis. … kand. psihol. nauk. Moskva, 2016. URL:https://www.dissercat.com/content/strukturno-soderzhatelnye-kharakteristiki-i-proyavleniya-sotsialnoi-identichnosti-starshekla (data obrashhenija : 15.09.2023).
  17. Shnejder L.B. Lichnostnaja, gendernaja i professional'naja identichnost' : teorija i metody diagnostiki. Moskva : Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2007. 128 s.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».