Интеграция иностранных студентов в российское языковое и культурное пространство посредством дистанционного обучения
- Авторы: Милосердова Е.М.1, Морозов Е.А.2
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»
- ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
- Выпуск: Том 30, № 6 (2025)
- Страницы: 1348-1368
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/359915
- ID: 359915
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. В контексте глобализации высшего образования Россия активно привлекает иностранных студентов, чья успешная адаптация влияет на репутацию вузов и позиции страны. Цель исследования – анализ потенциала дистанционного обучения для интеграции иностранных студентов в российское языковое и культурное пространство и разработка соответствующих практических рекомендаций.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 67 иностранных студентов из Ботсваны, Алжира, Египта, Марокко, Туниса, Китая, Туркменистана, Кыргызстана, обучающихся в следующих российских вузах: РГХПУ им. С.Г. Строганова, г. Москва; ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Тамбов; Университет ИТМО, г. Санкт-Петербург; МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск; СПбГЭТУ «ЛЭТИ», г. Санкт-Петербург; ТГТУ, г. Тамбов. Выборка представляет интерес, так как включает как представителей стран СНГ (Туркменистан, Кыргызстан), славящихся более тесными историческими и культурными связями с Россией, Китая, образовательные связи с которым у России становятся все теснее, так и студентов из стран Магриба, Северной (Алжир, Тунис, Египет) и Южной Африки (Ботсвана), чья языковая и культурная дистанция значительнее. Объектами анализа выступили ключевые преимущества и барьеры академической и социокультурной интеграции. Анализ результатов осуществлялся на основе методов качественного и количественного анализа эмпирических данных. Цель анализа – выявить ключевые преимущества, барьеры и на основе эмпирических данных предложить конкретные механизмы успешной интеграции.
Результаты исследования. Проведенный анализ эмпирических данных выявил не только разный уровень, но и различную структуру трудностей в академической и социокультурной интеграции, что напрямую коррелирует с исходной лингвокультурной подготовкой студентов. Статистически значимые различия в структуре трудностей доказали свою зависимость от региона происхождения: у абсолютного большинства (95 %) студентов не из СНГ ключевыми проблемами являются аудирование и разговорная практика (t = 2,81 при p ≤ 0,05), что указывает на сложности с преодолением первичного коммуникативного барьера. В то же время студенты из Туркменистана и Кыргызстана значимо чаще отмечали трудности с академическим письмом и освоением специализированной лексики (t = 2,14 при p ≤ 0,05), что свидетельствует об их переходе на следующую ступень – освоение когнитивно-академического языкового профиля. Анализ конкретных барьеров интеграции показал статистически значимую распространенность следующих трудностей: в сфере академической коммуникации: понимание лекций (41,7 %; t = 1,81 при p ≤ 0,05) и, в особенности, общение с преподавателями (58,3 %; t = 2,46 при p ≤ 0,05); в сфере социального взаимодействия: общение с российскими студентами (50,0 %; t = 2,14 при p ≤ 0,05); в сфере академических навыков: чтение учебной литературы (58,3 %; t = 2,46 при p ≤ 0,05) и написание академических работ (58,3 %; t = 2,46 при p ≤ 0,05). Исследование не выявило статистически значимых трудностей в области бытовой коммуникации (33,3 %) и для группы студентов, не испытывающих никаких проблем (16,7 %), что объясняется успешным прохождением данной стадии интеграции к моменту проведения опроса, а также формированием замкнутых землячеств, минимизирующих необходимость повседневного взаимодействия с принимающей средой.
Выводы. Исследование доказывает, что дистанционное обучение – перспективный инструмент интеграции иностранных студентов при условии цифровизации всех аспектов адаптации. Полученные результаты полезны для создания образовательных программ, облегчающих социокультурную адаптацию и укрепляющих международное академическое сотрудничество.
Об авторах
Елена Михайловна Милосердова
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»
Автор, ответственный за переписку.
Email: Lena-Zin22@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4339-6159
SPIN-код: 2452-2094
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного
Россия, 111250, Россия, г. Москва, Красноказарменная улица, 14, стр. 1Евгений Александрович Морозов
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Email: buddenbroki@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7453-1865
SPIN-код: 3257-4610
кандидат филологических наук, доцент
Россия, 455000, Российская Федерация, г. Магнитогорск, пр-кт Ленина, 38Список литературы
- 1. Демидова Т.А., Новикова А.В., Шерина Е.А. Анализ восприятия иностранными обучающимися резкой смены образовательного формата // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025. Т. 30. № 1. С. 132-147. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-132-147, https://elibrary.ru/dmczty
- 2. Savinova E.S., Masterskikh S.V. Socio-cultural adaptation of foreign students in Russian universities // Наукосфера. 2023. № 1-1. P. 171-174. https://elibrary.ru/gfmqpn
- 3. Abaeva E.A. Sociocultural adaptation of foreign students in Russian universities // Молодежь. Общество. Современная наука, техника и инновации. 2019. № 18. P. 96-99. https://elibrary.ru/rlxycz
- 4. Statkevich E.A. Work organization on the socio-cultural adaptation of foreign students at a technical university // Языки, культуры, этносы. Формирование языковой картины мира: филологический и методический аспекты: сб. науч. ст. по материалам 16 Междунар. науч.-практ. конф. Йошкар-Ола, 2025. P. 611-616. https://elibrary.ru/pbhllg
- 5. Деева Н.В. Культурная адаптация иностранных обучающихся в профессиональной образовательной организации: преодоление культурного шока // Образование. Карьера. Общество. 2024. № 4 (83). С. 6-8. https://elibrary.ru/dxroet
- 6. Bakhmutskaya Yu.A., Kosacheva T.A., Kryukova O.A. Experience of using distance learning technologies in foreign language classes at a non-linguistic higher education institution // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2023. № 2 (62). P. 87-94. https://elibrary.ru/qjamnd
- 7. Suvorova S.L. The implementation of distance technologies of learning a foreign language as a condition of innovation of the educational strategies of a university // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational Sciences. 2021. Vol. 13. № 3. P. 90-98. https://doi.org/10.14529/ped210308, https://elibrary.ru/pzqzoz
- 8. Karaseva E.V. Online technologies and electronic educational resources in engineering education // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. Т. 8 (74). № 3. P. 83-91. https://elibrary.ru/kkuasi
- 9. Богомолов А.Н., Дунаева Л.А. Среда обучения русскому языку как иностранному в условиях цифро-вой трансформации образования // Русский язык за рубежом. 2023. № 4 (299). С. 4-9. https://doi.org/10.37632/PI.2023.299.4.001, https://elibrary.ru/cujwbj
- 10. Дунаева Л.А., Левина Г.М., Богомолов А.Н., Васильева Т.В. Цифровизация области преподавания РКИ: первые итоги и перспективы // Русский язык за рубежом. 2020. № 5 (282). С. 4-9. https://doi.org/10.37632/pi.2020.282.5.001, https://elibrary.ru/eennww
- 11. Фейзер Ж.И., Дьякова Т.А. Этапы развития цифровой лингводидактики русского языка как ино-странного // Русистика. 2023. Т. 21. № 2. С. 196-211. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-196-211, https://elibrary.ru/ztmwvk
- 12. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Технологии искусственного интеллекта в обучении русскому языку как иностранному // Русистика. 2024. Т. 22. № 2. С. 300-317. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-2-300-317, https://elibrary.ru/sohskz
- 13. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Обратная связь в обучении иностранному языку: от ин-формационных технологий к искусственному интеллекту // Язык и культура. 2024. № 65. С. 242-261. https://doi.org/10.17223/19996195/65/11, https://elibrary.ru/plzyov
- 14. Сысоев П.В. Персонализированное обучение на основе технологий искусственного интеллекта: на-сколько готовы современные студенты к новым возможностям получения образования // Высшее об-разование в России. 2025. Т. 34. № 2. С. 51-71. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-2-51-71, https://elibrary.ru/weagvq
- 15. Sharadgah T.A., Sa’di R.A. A systematic review of research on the use of artificial intelligence in English language teaching and learning (2015–2021): What are the current effects? // Journal of Information Tech-nology Education: Research. 2022. Vol. 21. P. 337-377. https://doi.org/10.28945/4999, https://elibrary.ru/ikxool
- 16. Mageira K., Pittou D., Papasalouros A., Kotis K., Zangogianni P., Daradoumis A. Educational AI chatbots for content and language integrated learning // Applied Sciences. 2022. Vol. 12. № 7. P. 1-16. https://doi.org/10.3390/app12073239, https://elibrary.ru/guahrj
- 17. Schumann J.H. Research on the acculturation model for second language acquisition // Journal of Multilin-gual and Multicultural Development. 1986. Vol. 7. № 5. P. 379-392.
- 18. Brown H.D. Principles of language learning and teaching. San Francisco, 2007. 410 p.
- 19. Norton Peirce B. Social identity, investment, and language learning // TESOL Quarterly. 1995. Vol. 29. № 1. P. 9-31.
- 20. Vygotsky L.S., Cole M. Mind in society: The development of higher psychological processes. Cambridge: Harvard University Press, 1978. 159 p.
- 21. Byram M. Teaching and assessing intercultural communicative competence. Clevedon, 1997. 124 p.
- 22. Яцзюнь Ли, Адельберг Е.А., Шуфань Чжан. Как педагогам из Китая улучшить преподавание русско-го языка как иностранного: анализ различий в аудиторном обучении русскому языку в высших учеб-ных заведениях Китая и России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025. Т. 30. № 4. С. 884-898. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-884-898, https://elibrary.ru/zstmrc
- 23. Милосердова Е.М., Морозов Е.А. Игровые механики как педагогические технологии для повышения мотивации студентов при изучении русского языка как иностранного // Вестник Тамбовского уни-верситета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 724-733. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-724-733, https://elibrary.ru/xjkqsr
- 24. Овсий Е.С. Реализация коммуникативного подхода в структуре диалоговых тренажеров по русскому языку для слушателей подготовительных факультетов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025. Т. 30. № 3. С. 660-671. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-3-660-671, https://elibrary.ru/hxofrl
- 25. Евстигнеев М.Н., Евстигнеева И.А. Дистанционные образовательные технологии в обучении ино-странному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 190. С. 25-32. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-25-32, https://elibrary.ru/jrrzcn
Дополнительные файлы



