Реализация коммуникативного подхода в структуре диалоговых тренажеров по русскому языку для слушателей подготовительных факультетов
- Авторы: Овсий Е.С.1,2
-
Учреждения:
- ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
- ФГАОУ «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
- Выпуск: Том 30, № 3 (2025)
- Страницы: 660-671
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/319259
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-3-660-671
- ID: 319259
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Диалоговые тренажеры становятся важным педагогическим инструментом обучения, так как они являются практической реализацией коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам и во многом основаны на игровых методиках, что важно в работе с современными обучающимися. Цель исследования – проанализировать опыт создания и внедрения собственных разработок диалоговых тренажеров уровня А1 и А2 в учебный процесс довузовской подготовки.
Методы исследования. Использовались теоретические методы, включающие в себя анализ литературных источников, описан авторский материал. Диагностические методы включали в себя педагогическое наблюдение, описание результатов применения в учебном процессе диалоговых тренажеров. Определение понятий. Рассмотрено такое ключевое понятие исследования, как «диалоговый тренажер».
Результаты исследования. Диалоговые тренажеры «Русский язык как иностранный. Приключения Тома в России» и «Диалоги. Ван Ли. Путь в Россию», разработанные для обучающихся Подготовительного факультета Финансового университета с уровнями владения русским языком А1 и А2, созданы на принципах обучения иностранным языкам, реализованы с помощью современных технологий с учетом поведенческих особенностей современных обучающихся, что делает их передовым практическим педагогическим средством в работе коммуникативными умениями.
Выводы. Представленные диалоговые тренажеры применимы к цифровой дидактике, являются авторской перспективной разработкой, которая может быть универсальным инструментом для обучения русскому языку во всех существующих формах педагогического процесса. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных интеграции диалоговых тренажеров в процесс обучения.
Об авторах
Е. С. Овсий
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; ФГАОУ «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
Автор, ответственный за переписку.
Email: katia931@mail.ru
Овсий Екатерина Сергеевна, старший педагог дополнительного образования отделения русского языка как иностранного; научный сотрудник кафедры «Русский язык и методика его преподавания»Researcher ID: MSZ-8287-2025125993, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49;117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 Россия
Список литературы
- Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: an American Prophecy – What the Cycles of History Tell Us about America’s Next Rendezvous with Destiny. New York: Broadway Books, 1997. 400 p.
- Зайцева Н.А. Теория поколений: разные мы или одинаковые // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Т. 2. № 2. С. 220-236. https://elibrary.ru/twirud
- Федорова О.А. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса // Россия и мир в новых реалиях: изменение мирохозяйственных связей: материалы 12 Евраз. эконом. форума молодежи: в 3 т. Екатеринбург, 2022. Т. 2. С. 209-214. https://elibrary.ru/pwwczr
- Никитина Д.А. Поколение Z: особенности и характеристики // Социология. 2021. № 3. С. 136-140. https://elibrary.ru/xdrrjx
- Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). Ст. 6. https://doi.org/10.15838/tdi.2018.2.42.6, https://elibrary.ru/ywrgco
- Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык / пер. с англ. Ю. Кондуков. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с.
- Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поко-ления // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. С. 271-293. https://doi.org/10.24411/2070-1381-2020-10119, https://elibrary.ru/rbwlek
- Евстигнеев М.Н. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 2. С. 309-323. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2309-323, https://elibrary.ru/ygipmo
- Кожевникова М.Н., Хамраева Е.А., Кытина В.В. Онлайн-путешествие в Россию: виртуальная социокультурная среда для обучения русскому языку как иностранному // Русистика. 2022. Т. 20. № 3.
- С. 377-392. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-3-377-392, https://elibrary.ru/koblrt
- Овсий Е.С. Симуляционные технологии при реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении русскому языку как иностранному (уровень А1-А2) // Мир науки, культуры и образования. 2024. № 6 (109). С. 276-279. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-6109-276-279, https://elibrary.ru/jdwjwh
- Ваганова О.И., Хохленкова Л.А., Воронина И.Р., Гущин А.В. Возможности симуляционных технологий в профессиональном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 56-60. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0010, https://elibrary.ru/bndxmx
- Веселова П.Н. Технология глобальных симуляций как способ повышения мотивации учащихся на занятиях по РКИ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (165). С. 73-78. https://elibrary.ru/avrhjd
- Розин В.М. «Содержанием образования является культура» (концепция иноязычного образования Е.И. Пассова, опередившая время) // Культура и искусство. 2021. № 5. С. 47-57. https://doi.org/10.7256/2454-0625.2021.5.35498, https://elibrary.ru/vinevr
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). Москва: Икар, 2009. 448 с.
- Путиловская Т.С., Хараева Л.А. Вклад И.А. Зимней в теорию и практику преподавания иностранного языка в России // Современное педагогическое образование. 2021. № 3. С. 119-124. https://elibrary.ru/tjeebj
- Азимов Э.Г., Кулибина Н.В., Ван В. Лингводидактический потенциал социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному // Русистика. 2023. Т. 21. № 2. С. 133-147. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-133-147, https://elibrary.ru/baupzh
- Азимов Э.Г., Жильцов В.А., Филиппова В.М. Лингводидактический потенциал языковых сред в метавселенных при обучении русскому языку как иностранному // Русистика. 2024. Т. 22. № 3. С. 433-450. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-3-433-450, https://elibrary.ru/thebry
- Jones K. Simulations in Language Teaching. Cambridge, 1982. 122 p.
- Debyser Fr. L’immeuble. Paris, 1996. 95 p.
- Козловцева Н.А. Потенциал применения VR-технологий в обучении русскому языку как иностранному // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С. 65-67. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-1104-65-67, https://elibrary.ru/ltceac
- Ростовцева П.П. Виртуальная реальность в иноязычном учебном процессе // Мир науки, культуры и образования. 2023. № 2 (99). С. 233-235. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-299-233-235, https://elibrary.ru/wzypeg
- Шитова И.Ю. Перспективы технологий виртуальной реальности в гуманитарном образовании // Современное педагогическое образование. 2023. № 4. С. 41-45. https://elibrary.ru/ppmrdh
- Козлов А.В. Виртуальная и дополненная реальности в высшем образовании // Современное педагогическое образование. 2023. № 2. С. 112-115. https://elibrary.ru/ynzuzq
- Стародубцева Е.А. Использование технологии виртуальной реальности в обучении иностранным языкам в вузе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12. № S1. С. 110-113. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-c-110-113, https://elibrary.ru/vnjyni
- Корнеева Н.Ю., Уварина Н.В. Иммерсивные технологии в современном профессиональном образовании // Современное педагогическое образование. 2022. № 6. С. 15-19. https://elibrary.ru/sxnqfd
Дополнительные файлы
