Реализация коммуникативного подхода в структуре диалоговых тренажеров по русскому языку для слушателей подготовительных факультетов

Обложка
  • Авторы: Овсий Е.С.1,2
  • Учреждения:
    1. ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
    2. ФГАОУ «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
  • Выпуск: Том 30, № 3 (2025)
  • Страницы: 660-671
  • Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
  • URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/319259
  • DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-3-660-671
  • ID: 319259

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Диалоговые тренажеры становятся важным педагогическим инструментом обучения, так как они являются практической реализацией коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам и во многом основаны на игровых методиках, что важно в работе с современными обучающимися. Цель исследования – проанализировать опыт создания и внедрения собственных разработок диалоговых тренажеров уровня А1 и А2 в учебный процесс довузовской подготовки.

Методы исследования. Использовались теоретические методы, включающие в себя анализ литературных источников, описан авторский материал. Диагностические методы включали в себя педагогическое наблюдение, описание результатов применения в учебном процессе диалоговых тренажеров. Определение понятий. Рассмотрено такое ключевое понятие исследования, как «диалоговый тренажер».

Результаты исследования. Диалоговые тренажеры «Русский язык как иностранный. Приключения Тома в России» и «Диалоги. Ван Ли. Путь в Россию», разработанные для обучающихся Подготовительного факультета Финансового университета с уровнями владения русским языком А1 и А2, созданы на принципах обучения иностранным языкам, реализованы с помощью современных технологий с учетом поведенческих особенностей современных обучающихся, что делает их передовым практическим педагогическим средством в работе коммуникативными умениями.

Выводы. Представленные диалоговые тренажеры применимы к цифровой дидактике, являются авторской перспективной разработкой, которая может быть универсальным инструментом для обучения русскому языку во всех существующих формах педагогического процесса. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных интеграции диалоговых тренажеров в процесс обучения.

Об авторах

Е. С. Овсий

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; ФГАОУ «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»

Автор, ответственный за переписку.
Email: katia931@mail.ru
Овсий Екатерина Сергеевна, старший педагог дополнительного образования отделения русского языка как иностранного; научный сотрудник кафедры «Русский язык и методика его преподавания»Researcher ID:  MSZ-8287-2025125993, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49;117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 Россия

Список литературы

  1. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: an American Prophecy – What the Cycles of History Tell Us about America’s Next Rendezvous with Destiny. New York: Broadway Books, 1997. 400 p.
  2. Зайцева Н.А. Теория поколений: разные мы или одинаковые // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Т. 2. № 2. С. 220-236. https://elibrary.ru/twirud
  3. Федорова О.А. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса // Россия и мир в новых реалиях: изменение мирохозяйственных связей: материалы 12 Евраз. эконом. форума молодежи: в 3 т. Екатеринбург, 2022. Т. 2. С. 209-214. https://elibrary.ru/pwwczr
  4. Никитина Д.А. Поколение Z: особенности и характеристики // Социология. 2021. № 3. С. 136-140. https://elibrary.ru/xdrrjx
  5. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). Ст. 6. https://doi.org/10.15838/tdi.2018.2.42.6, https://elibrary.ru/ywrgco
  6. Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык / пер. с англ. Ю. Кондуков. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с.
  7. Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поко-ления // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. С. 271-293. https://doi.org/10.24411/2070-1381-2020-10119, https://elibrary.ru/rbwlek
  8. Евстигнеев М.Н. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 2. С. 309-323. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2309-323, https://elibrary.ru/ygipmo
  9. Кожевникова М.Н., Хамраева Е.А., Кытина В.В. Онлайн-путешествие в Россию: виртуальная социокультурная среда для обучения русскому языку как иностранному // Русистика. 2022. Т. 20. № 3.
  10. С. 377-392. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-3-377-392, https://elibrary.ru/koblrt
  11. Овсий Е.С. Симуляционные технологии при реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении русскому языку как иностранному (уровень А1-А2) // Мир науки, культуры и образования. 2024. № 6 (109). С. 276-279. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-6109-276-279, https://elibrary.ru/jdwjwh
  12. Ваганова О.И., Хохленкова Л.А., Воронина И.Р., Гущин А.В. Возможности симуляционных технологий в профессиональном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 56-60. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0010, https://elibrary.ru/bndxmx
  13. Веселова П.Н. Технология глобальных симуляций как способ повышения мотивации учащихся на занятиях по РКИ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (165). С. 73-78. https://elibrary.ru/avrhjd
  14. Розин В.М. «Содержанием образования является культура» (концепция иноязычного образования Е.И. Пассова, опередившая время) // Культура и искусство. 2021. № 5. С. 47-57. https://doi.org/10.7256/2454-0625.2021.5.35498, https://elibrary.ru/vinevr
  15. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). Москва: Икар, 2009. 448 с.
  16. Путиловская Т.С., Хараева Л.А. Вклад И.А. Зимней в теорию и практику преподавания иностранного языка в России // Современное педагогическое образование. 2021. № 3. С. 119-124. https://elibrary.ru/tjeebj
  17. Азимов Э.Г., Кулибина Н.В., Ван В. Лингводидактический потенциал социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному // Русистика. 2023. Т. 21. № 2. С. 133-147. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-133-147, https://elibrary.ru/baupzh
  18. Азимов Э.Г., Жильцов В.А., Филиппова В.М. Лингводидактический потенциал языковых сред в метавселенных при обучении русскому языку как иностранному // Русистика. 2024. Т. 22. № 3. С. 433-450. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-3-433-450, https://elibrary.ru/thebry
  19. Jones K. Simulations in Language Teaching. Cambridge, 1982. 122 p.
  20. Debyser Fr. L’immeuble. Paris, 1996. 95 p.
  21. Козловцева Н.А. Потенциал применения VR-технологий в обучении русскому языку как иностранному // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С. 65-67. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-1104-65-67, https://elibrary.ru/ltceac
  22. Ростовцева П.П. Виртуальная реальность в иноязычном учебном процессе // Мир науки, культуры и образования. 2023. № 2 (99). С. 233-235. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-299-233-235, https://elibrary.ru/wzypeg
  23. Шитова И.Ю. Перспективы технологий виртуальной реальности в гуманитарном образовании // Современное педагогическое образование. 2023. № 4. С. 41-45. https://elibrary.ru/ppmrdh
  24. Козлов А.В. Виртуальная и дополненная реальности в высшем образовании // Современное педагогическое образование. 2023. № 2. С. 112-115. https://elibrary.ru/ynzuzq
  25. Стародубцева Е.А. Использование технологии виртуальной реальности в обучении иностранным языкам в вузе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12. № S1. С. 110-113. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-c-110-113, https://elibrary.ru/vnjyni
  26. Корнеева Н.Ю., Уварина Н.В. Иммерсивные технологии в современном профессиональном образовании // Современное педагогическое образование. 2022. № 6. С. 15-19. https://elibrary.ru/sxnqfd

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».