Развитие творческих способностей учащихся начальной школы через проектную деятельность
- Авторы: Усик Д.А.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
- Выпуск: Том 30, № 6 (2025)
- Страницы: 1424-1437
- Раздел: ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/359879
- ID: 359879
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования определяется необходимостью формирования у младших школьников ключевых креативных компетенций в условиях современной школы, что требует эмпирически обоснованных методических подходов и практических рекомендаций по организации проектной деятельности в 1–4 классах. Цель исследования – оценить эффективность специально разработанной учебно-проектной программы, направленной на развитие дивергентного мышления, оригинальности идей, продуктивности творческих решений и мотивации к творческой деятельности у младших школьников.
Материалы и методы. Исследование выполнено по квазиэкспериментальной схеме с привлечением 124 учащихся трех городских начальных школ (возраст 7–10 лет): экспериментальная группа (ЭГ, n = 64) прошла курс системных проектных интервенций, а контрольная группа (КГ, n = 60) обучалась по традиционной программе с эпизодическим использованием проектных заданий. Для статистической обработки применялись описательная статистика, t-критерии, и ANCOVA с контролем предтестовых значений; уровень значимости принимался p < 0,05.
Результаты исследования. В ЭГ отмечено существенное увеличение показателей дивергентного мышления: средний суммарный балл вырос с M = 14,2 (SD = 3,1) до M = 17,3 (SD = 3,5), что составляет прирост 3,1 балла (≈21,8 %). В КГ прирост составил 0,7 балла (≈5,0 %). Сравнение приростов показало статистически значимую разницу (t(122) = 4,12, p < 0,001). По шкале творческой продуктивности средний балл в ЭГ вырос с 3,1 до 4,0 (Δ = 0,9, ≈29,0 %), в КГ – с 3,0 до 3,2 (Δ = 0,2, ≈6,7 %), различие также статистически значимо (t(122) = 3,86, p < 0,001). ANCOVA, контролируя предтестовые значения, подтвердил значимое влияние интервенции на дивергентное мышление (F(1,119) = 10,7, p = 0,0012, частичный η² = 0,083) и на другие зависимые переменные.
Выводы. Систематическая проектная деятельность, реализованная с учетом возрастных особенностей младших школьников и при условии методической поддержки учителей, является эффективным инструментом развития творческих способностей: она повышает дивергентное мышление, оригинальность проектов, продуктивность творческих решений и мотивацию учащихся.
Об авторах
Дмитрий Андреевич Усик
ФГАОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: usik.d77@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4994-7054
SPIN-код: 2093-9506
ассистент кафедры психологии семьи и детства Института психологии Л.С. Выготского
125047, Российская Федерация, г. Москва, Миусская пл., 6, стр. 6Список литературы
- 1. Никишова Н.А. Активизация творческих способностей младших школьников с учетом индивидуаль-ного подхода на занятиях ИЗО в системе дополнительного образования // Наука и школа. 2023. № 4. C. 239-246. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2023-4-239-246, https://elibrary.ru/ecduoh
- 2. Шнайдер Д.И., Мальчевская М.Л. Возможности развития креативных способностей младших школь-ников в системе выполнения творческих домашних заданий по русскому языку // Флагман науки. 2024. № 6 (17). C. 307-310. https://elibrary.ru/wsqrgb
- 3. Головчин М.А. Готовность к проектной деятельности у школьников // Образовательная политика. 2023. № 4 (96). C. 43-52. https://doi.org/10.22394/2078-838X-2023-4-43-52, https://elibrary.ru/haxflh
- 4. Жукова З.П. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе // Народное образование Якутии. 2023. № 1 (126). C. 73-74. https://elibrary.ru/zutwoe
- 5. Алиева Г.Н., Жданова Т.Ю., Меркель А.В., Черкунова С.О. Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе // Вестник научных конференций. 2023. № 11-4 (99). C. 22-24. https://elibrary.ru/xfujyh
- 6. Гончарова Я.Ю. Особенности исследования и развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста // In Situ. 2022. № 4. C. 19-21. https://elibrary.ru/pnqlom
- 7. Галлямова Д.Р. Особенности творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста // Студенческая наука и XXI век. 2023. Т. 20. № 1-2 (23). C. 66-69. (In Russ.) https://elibrary.ru/eeoznk
- 8. Milla D. The application of project-based learning with constructivism theory in enhancing creativity of elementary school students: a literature review // Journal La Edusci. 2025. № 6 (1). P. 17-27. https://doi.org/10.37899/journallaedusci.v6i1.1720, https://elibrary.ru/wppoga
- 9. Duke N.K., Halvorsen A.-L., Strachan S.L., Kim J., Konstantopoulos S. Putting PjBL to the test: the impact of project-based learning on second graders’ social studies and literacy learning and motivation in low-SES school settings // American Educational Research Journal. 2021. № 1 (58). P. 160-200. https://doi.org/10.3102/0002831220929638, https://elibrary.ru/koaqpq
- 10. Seo S., Van Orman Dustin S.J., Beattie M., Cuen Paxson L. Transforming learning orientations through STEM interdisciplinary project-based learning // Education Sciences. 2024. № 11 (14). Art. 1154. https://doi.org/10.3390/educsci14111154, https://elibrary.ru/nmtiqp
- 11. Ndiung S., Menggo S. Project-Based learning in fostering creative thinking and mathematical problem-solving skills: evidence from primary education in Indonesia // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2024. № 23 (8). P. 289-308. https://doi.org/10.26803/ijlter.23.8.15, https://elibrary.ru/afgqqr
- 12. Ruiz-del-Pino B., Fernández-Martín F.D., Arco-Tirado J.L. Creativity training programs in primary educa-tion: A systematic review and meta-analysis // Thinking Skills and Creativity. 2022. Vol. 46. P. 101-172.
- 13. Федорова Е.А. Развитие творческих способностей у младших школьников в учебной деятельности // Наука, техника и образование. 2020. № 2 (66). C. 52-55. https://elibrary.ru/whihap
- 14. Харитонов М.Г., Павлова (Крайнова) С.В. Творческое развитие обучающихся начальных классов на внеклассных занятиях по изобразительному искусству // Перспективы науки. 2025. № 4 (187). C. 174-177. https://elibrary.ru/wlxlro
- 15. Иванова Н.В. Приемы и методы развития креативного мышления младших школьников // Педагоги-ческое образование. 2023. Т. 4. № 5. C. 58-61. https://elibrary.ru/gwovun
- 16. Сайфутдинова (Гималетдинова) К.Р. Педагогический потенциал экспериментальной деятельности в развитии креативного мышления младших школьников // Педагогическая антропология. 2023. № 4. C. 31-35. https://elibrary.ru/vdmugz
Дополнительные файлы


