Том 21, № 5-6 (2016)

Обложка

Весь выпуск

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Концепция развития педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Курин А.Ю.

Аннотация

Обоснована необходимость проведения эффективной региональной образовательной политики, выработки научно-обоснованной концепции реформирования региональных систем образования. Раскрыты основные признаки регионализации образовательных систем, доказана важность сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных учреждений области. В качестве одного из приоритетных направлений деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина рассмотрено развитие Педагогического института на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями федерального и регионального уровней с учетом актуальных и перспективных потребностей региона. С учетом существующих государственных стратегических документов в области образования и анализа потребности Тамбовской области в педагогических кадрах разработана концепция развития Педагогического института. Сформулированы три блока задач , которые связаны с преобразованием образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности института и предложены вариативные средства их решения. Разработана и подробно описана иерархическая структура многоуровневого образовательного комплекса, в которой каждый предыдущий уровень обеспечивает функционирование последующих. Особое внимание уделено взаимосвязи 2 уровня (среднее профессионально образование) и 3 уровня (высшее образование). Рассмотрены преимущества, которые дает многоуровневый комплекс непрерывного педагогического образования в сравнении с изолированными учебными заведениями. Обосновано создание сетевого Педагогического университета, ядром которого является Педагогический институт Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):7-18
pages 7-18 views

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Научно-исследовательская и проектная деятельность старшеклассников средствами английского языка

Егорова Л.Ф., Протасова Н.В.

Аннотация

Рассмотрены проблемы использования знаний, полученных обучающимися по предметам их профильной направленности, в ходе проведения научно-исследовательской деятельности на иностранном языке в школе. Школьные образовательные программы, как известно, обеспечивают обучающихся основными, базовыми знаниями. Участие их в научно-исследовательской и проектной деятельности обнаруживает, что этих знаний не всегда достаточно при разработке конкретных тем. Обращение обучающихся к дополнительным источникам, в т. ч. и на иностранных языках, помогает им восполнить недостающие знания. Мы рассматриваем научно-исследовательскую и проектную деятельность как особую форму образовательной деятельности, потому что активный, творческий процесс, в который погружаются обучающиеся, формирует у них навыки работы с большим объемом информационного материала. Кроме этого, обучающиеся учатся классифицировать, систематизировать подобранный тематический материал, оперировать обобщенными понятиями, делать собственные умозаключения по исследуемой теме. Осуществление научно-исследовательской и проектной деятельности на стыке предметов, применяя знания из разных образовательных областей, благоприятно сказывается на формировании целостного представления у старшеклассников о понятиях, явлениях и событиях окружающего мира.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):19-23
pages 19-23 views

Способы перевода географических реалий и реалий-топонимов в поэтических текстах

Кашкарова О.В.

Аннотация

Перевод реалий является одной из актуальных и привлекающих широкий круг исследователей проблемой. Определение содержания понятия «реалия» является одной из задач ряда дисциплин. Изучена проблема перевода реалий в поэтических текстах. Отмечена вся сложность определения реалий и приведена классификация их способов передачи на русский язык. Представлены результаты сравнительно-сопоставительного анализа способов перевода реалий, встречающихся в англоязычных поэтических произведениях Р. Бернса в их русскоязычных переводах различных авторов. Исследование проведено с целью определения наиболее адекватных способов передачи национального своеобразия реалий с точки зрения лексико-семантического содержания и колорита. Анализ проведен на материале англоязычных текстов шотландского поэта Р. Бернса и их русскоязычных переводов. Представлены результаты анализа только одной из групп реалий, выделенных в поэтических текстах Р. Бернса - географических реалий и реалий-топонимов. Результаты исследования описывают наиболее адекватные, на наш взгляд, способы передачи национального своеобразия реалий-топонимов и географических реалий при переводе с английского языка на русский.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):24-30
pages 24-30 views

Этапы обучения письменной речи студентов на основе метода рецензирования

Мерзляков К.А.

Аннотация

Метод рецензирования является одним из современных методов обучения студентов письменной речи. Он заключается во взаимном рецензировании студентами письменных работ. Представлены четырнадцать этапов методики обучения студентов письменной речи на основе метода рецензирования: 1) знакомство студентов со структурой письменной работы; 2) обсуждение со студентами методической ценности метода рецензирования в овладении ими умениями письменной речи на иностранном языке; 3) изучение памятки с примерными фразами и выражениями, используемыми при рецензировании (комментировании) письменных работ; 4) знакомство студентов с примерами рецензирования письменных работ; 5) пробное групповое задание на рецензирование анонимного образца с последующим анализом и обсуждением; 6) выбор интернет-платформы для реализации проекта, регистрация на платформе, объяснение технологической стороны реализации проекта по рецензированию студентами письменных работ друг друга; 7) знакомство студентов с критериями оценки письменной работы; 8) подготовка к написанию и написание письменной работы; 9) размещение письменных работ на интернет-платформе; 10) рецензирование письменных работ на интернет-платформе; 11) анализ рецензий и комментариев и внесение каждым студентом необходимых изменений в письменную работу; 12) размещение доработанной версии письменной работы; 13) оценка письменных работ преподавателем; 14) рефлексия студентов. Подробно описано содержание каждого этапа.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):31-39
pages 31-39 views

Мотивация познавательной деятельности студентов посредством технологии веб-квест

Шульгина Е.М.

Аннотация

Рассмотрены проблемы повышения эффективности иноязычного образования в высшей профессиональной школе. Согласно государственным образовательным стандартам нового поколения, основной целью обучения иностранному языку в высшей профессиональной школе является подготовка специалиста, обладающего таким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, который позволит эффективно решать профессиональные задачи в соответствующей области деятельности. Используя ряд педагогических инноваций, основанных на методологии проблемного и личностно-ориентированного методов, технология веб-квест является одним из наиболее эффективных педагогических средств при развитии иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Ее дидактический потенциал способствует развитию у студентов критического мышления и интеллектуального развития, стимулирует их активность, самостоятельность и вовлечение в аутентичный контекст профессиональной деятельности. Как известно, мотивация познавательной деятельности студентов является одним из педагогических условий при формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Предпринята попытка проанализировать, насколько высока эффективность учебных интернет-ресурсов, в частности, технологии веб-квест, в ее формировании и развитии. Структура веб-квеста предполагает как индивидуальную работу, так и командную, при которой интерактивная форма обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу. В этой связи технология веб-квест способствует развитию мотивации к обучению, которая заключается не только в заинтересованности студентов в поиске нужной им информации, но и в их готовности самостоятельно выполнить поставленную задачу. Следовательно, студенты развивают тем самым свои способности к самостоятельной деятельности, что способствует преобразованию полученной информации в более обдуманное понимание. Таким образом, интеграция технологии веб-квест в учебный процесс решает одну из ключевых задач современного образования - увеличение объема внеаудиторной самостоятельной работы студентов, за счет которой процесс метапознания формирует процесс саморегуляции личности, в связи с чем самостоятельная работа обретает характер управляемости со стороны самого обучаемого. Ее эффективность в учебном процессе обусловливается организационно-педагогическим сопровождением, направленным на максимальную реализацию задач, поставленных преподавателем на каждом из этапов веб-квеста.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):40-45
pages 40-45 views

Построение предложений в бразильском варианте португальского языка

Митчелл П.Д., Черемисина М.О., Агиар Пардиньо Л.

Аннотация

Проведено подробное исследование и обобщение особенностей построения предложений и фраз в бразильском варианте португальского языка. Актуализируется изучение различных аспектов бразильского варианта португальского языка в целом и его синтаксического уровня в частности. Рассмотрены различные типы предложений, описаны основные аспекты и отличительные черты их структуры, дана стилистическая, морфологическая и функциональная характеристика частей предложения. Проведены системные обобщения, касающиеся вопросов связи порядка слов в предложении с функциональной ролью, выполняемой его членами в бразильском варианте португальского языка. Затронуты основные ошибки, связанные с созданием дискурса и порядком слов в предложениях вопросительного и повествовательного типов, способы устранения таких ошибок и варианты построения текста. На основе примеров проводится параллельное исследование сходств и различий бразильского варианта португальского языка с русским и английским языками для сопоставления различных способов построения и организации элементов предложения. Исследована роль контекста в построении коммуникативных единиц бразильского варианта португальского языка как обязательного условия внесения в предложение особых смысловых компонентов, рассматриваемых в масштабе сверхфразового единства. Рассмотрены особенности функционирования прямого порядка слов и инверсии в повествовательном и вопросительном типах предложения. Раскрыты семантические свойства каждой части речи в зависимости от ее положения в предложении и синтаксической связи с другими словами. Сделан вывод об актуальности изучения грамматически корректного построения предложений. Обоснована необходимость рассмотрения различных взаимосвязанных аспектов языка.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):46-53
pages 46-53 views

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Основные принципы инженерной подготовки слушателей в условиях реализации стратегической ресурсности дополнительного профессионального образования технического вуза

Хорошавина Г.Д., Стымковский В.И.

Аннотация

Рассмотрена актуальная проблема инженерной подготовки в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) технического вуза в условиях стратегической ресурсности в связи с расширением наукоемких технических областей знаний, что послужило основанием разработки комплекса принципы инженерной подготовки. В комплексе педагогических принципов разработана методическая система реализации стратегической ресурсности ДПО технического вуза в подготовке современного инженера. Подробно рассмотрены разработанные специфические принципы. Принцип инженерного проектирования предполагает реализацию инженерной подготовки через использование возможностей стратегической ресурсности ДПО, через образовательные цели, модернизацию учебных планов и проектирование образовательного пространства для получения слушателями профессионального статуса инженера, соответствующего международному уровню. Принцип целостности и результативности в достижении целей инженерной подготовки предполагает проектирование комплексной, образовательной услуги для подготовки современного инженера с учетом возможностей стратегической ресурсности системы ДПО, предусматривающей единство и взаимосвязь всех компонентов образовательного сервиса. Принцип инновационности образовательного процесса инженерной подготовки предполагает разработку стратегии нововведений, планируемых позитивных изменений и достижение результатов инновационного развития системы ДПО технического вуза. Принцип опережающей подготовки современного инженера предусматривает предвидение развития и постоянное опережающее реагирование системы ДПО на реализацию целей инженерной подготовки, ориентирующейся на перспективы развития наукоемких отраслей. Принцип психологической комфортности и профессиональной культуры предполагает создание благоприятных условий в образовательной среде системы ДПО технического вуза, отвечающих морально-этическим правилам и нормам и культуры поведения участников образовательного процесса.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):54-61
pages 54-61 views

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как программная и нормативная основа обеспечения физического воспитания

Антонюк С.Д., Кожевникова И.В.

Аннотация

Физическая культура заняла одно из основных мест в образовательном процессе в современной школе, но вместе с тем она имеет скрытые резервы и не использованный образовательный и воспитательный потенциал. В целом система физкультурно-оздоровительной работы в школе должна обеспечивать дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности детей и подростков. Систематичность этой работы, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных форм и средств физического воспитания - залог успешного сбережения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Уроки физической культуры в школе по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как по типу комплексных уроков, т. е. с решением нескольких педагогических задач, так и по типу целевых уроков, т. е. с преимущественным решением одной педагогической задачи. При этом на уроках следует все больше внимания уделять самостоятельной работе учащихся, которым нужно предоставлять определенную самостоятельность в планировании и структурировании занятий, выборе состава упражнений и дозировки нагрузки, контроле за функциональным состоянием организма и результативностью тренировочного процесса. Роль учителя здесь сводится в большей степени к проведению консультаций по коррекции разрабатываемых учащимися индивидуальных методик, помощи в организации самостоятельных занятий, включая и занятия дома. Введение третьего часа физической культуры в образовательный процесс повысило роль физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. Внедрение комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательные учреждения с начала этого учебного года позволило более объективно подойти к оценке уровня физической подготовленности школьников, а также стало стимулом для их самостоятельных занятий физическими упражнениями в целях подготовки к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне».
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):62-70
pages 62-70 views

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИГРОКОВ БАСКЕТБОЛЬНОГО КЛУБА «ТАМБОВ»

Болдырева В.Б., Кейно А.Ю., Грицков П.М.

Аннотация

За свою более чем вековую историю баскетбол как спортивная игра снискала огромное число почитателей во всем мире. Присущая ей высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекает к себе все возрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране. Опыт показал, что одним из резервов улучшения показателей соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки баскетболистов. Физическая подготовленность характеризуется состоянием функций организма, степенью развития двигательных качеств и форм тела, а также разнообразием двигательных навыков, которыми овладел человек. Термин «физическая подготовленность» характеризует, в первую очередь, функциональные возможности человеческого организма и применяется тогда, когда подчеркивается прикладная направленность физического воспитания по отношению к трудовой, военной, спортивной или иной деятельности. Основной путь обеспечения физической подготовленности спортсмена - развитие его двигательных качеств. Физическая подготовленность, являясь результатом физической подготовки, отражает достигнутую работоспособность в сформировавшихся двигательных умениях и навыках. Физическая подготовка делится на общую и специальную. Общая физическая подготовка - процесс разностороннего развития физических способностей, а также повышения их уровня и общей работоспособности организма спортсмена. Специальная физическая подготовка - процесс воспитания физических способностей и функциональных возможностей спортсмена, отличие от общей состоит в том, что она должна отвечать специфике интересующего нас спорта вида спорта.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):71-76
pages 71-76 views

Влияние комплекса профилактических упражнений на состояние спины юных фехтовальщиков

Бурнацев И.В.

Аннотация

Современное фехтование характеризуется усложнением условий соревнований, обострением борьбы, совершенствованием системы подготовки спортсменов. Высококвалифицированным спортсменам приходится в течение дня многократно вести бои и перед каждым боем необходимо предпринимать усилия по адаптации двигательной и психической сферы к предстоящим боям. Проанализировав научно-методическую литературу, сделан вывод, что одним из часто встречающихся изменений позвоночного столба у фехтовальщиков 13-14 лет является нарушение осанки во фронтальной плоскости, которое приводит к серьезным нарушениям общего функционального состояния организма. Реабилитационные мероприятия в системе консервативного лечения имеют ряд существенных преимуществ, и главное, являясь профилактическими, позволяют обойтись без оперативного вмешательства. Определены проблемные зоны опорно-двигательного аппарата фехтовальщиков, представлены сравнительные данные по состоянию спины у детей, занимающихся и не занимающихся фехтованием. Это определило необходимость проведения в тренировочном процессе профилактических мероприятий для предотвращения травм и заболеваний спины юных спортсменов. Разработан и представлен комплекс упражнений для профилактики травм и заболеваний спины юных фехтовальщиков. Проведено предварительное исследование, где показано эффективное воздействие примененного профилактического комплекса.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):77-84
pages 77-84 views

Рациональное планирование тренировочного процесса бегунов-марафонцев высокой квалификации в специально-подготовительном периоде годичного цикла подготовки

Загузова С.А., Туманова С.Ю.

Аннотация

Сфера спорта в настоящее время характеризуется интенсивным развитием и ростом спортивных достижений. Растущий уровень спортивных результатов, рациональное использование времени занимающихся спортом требуют поиска новых средств и методов, направленных на совершенствование и повышение эффективности тренировочного процесса. Ведущее место среди различных видов спорта занимает легкая атлетика. Особое положение занимает марафонский бег (бег на дистанцию 42 км 195 м). Марафонский бег очень популярен во всем мире, поэтому в настоящее время большой интерес многих специалистов вызывает тренировочный процесс бегунов-марафонцев на разных этапах подготовки, т. к. от грамотного использования физической нагрузки зависит результат выступлений спортсменов на соревнованиях. В период специальной подготовки повышается объем работы, и интенсивность тренировочной работы увеличивается. Очень часто в этот период дозирование нагрузки и отдыха не соразмерны с текущей готовностью организма спортсмена, что приводит к травмам и другим негативным последствиям. На современном этапе развития марафонского бега ставится задача достижения максимально высоких спортивных результатов, которая связана с повышением эффективности тренировочного процесса за счет увеличения суммарного объема и интенсификации работы в течение года. Отсутствие рекомендаций о разумной организации спортивной тренировки с различной преимущественной направленностью физических упражнений, которые позволяют достичь наиболее высоких результатов, побудило к изучению проблемы рационального планирования тренировочного процесса бегунов-марафонцев высокой квалификации в специально-подготовительном периоде годичного цикла подготовки спортсменов.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):85-91
pages 85-91 views

Подготовка специалистов по плаванию для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, в соответствии с требованиями современных стандартов спортивной подготовки

Бударин М.В., Кейно А.Ю.

Аннотация

Столь большое внимание к спорту лиц с интеллектуальными нарушениями в международной социальной практике обусловлено, как минимум, двумя факторами. Во-первых, огромным потенциалом адаптивного спорта как направления реабилитации, социальной интеграции и повышения уровня качества жизни данной категории населения. Во-вторых, наибольшим количеством лиц с интеллектуальными поражениями по сравнению с лицами с другими нозологическими формами ограничений возможностей здоровья. Так, например, в мире насчитывается более 300 млн людей с интеллектуальной недостаточностью; умственная отсталость встречается в 9 раз чаще церебрального паралича, в 15 раз чаще полной слепоты, в 35 раз чаще мышечной дистрофии; более 70 % от общего числа обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Российской Федерации составляют дети с нарушением интеллекта. В нашей стране идеологию и философию Специального Олимпийского движения, разработанных и контролируемых SOI, воплощает в жизнь Специальная Олимпиада России (президент А.В. Павлов), а паралимпийского направления спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, находящегося под патронажем международной организации спорта инвалидов, - Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (президент С.П. Евсеев). В Российской Федерации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся спортом, устанавливаются специальные федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации соответствующих программ, в т. ч. учебных, и при определении требований к тренерско-преподавательскому составу.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):92-97
pages 92-97 views

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подвижные игры в физическом воспитании молодежи

Болдырева В.Б., Кейно А.Ю., Кузьменко М.В.

Аннотация

Важной задачей для преподавателя является воспитание у студентов внимательности, корректности, готовности прийти на помощь, коллективизма, честности, бескорыстности, требовательности, критичности, доброжелательности в отношении ко всем людям. Хорошим средством воспитания указанных качеств могут служить различные подвижные игры и соревнования. Выполняя в играх роли капитана команды, помощника руководителя (педагога), водящего, защитника, нападающего, студенты учатся не только хорошо выполнять свои собственные обязанности, но и управлять действиями других людей, организовывать их для решения общих задач. Важное место в занятиях по подвижным играм занимает игровой метод, который позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на учебных занятиях, повысить их эмоциональность, внести в них разнообразие. Задача преподавателя состоит в том, чтобы из множества подвижных игр соответствующим образом подобрать именно те игры, которые в кратчайший срок могут повысить эмоциональную нагрузку, помогать овладению или закреплению необходимых знаний, умений и навыков, а также способствовать развитию и укреплению костно-связочного аппарата, нервно-мышечной системы и формированию правильной осанки занимающихся.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):98-104
pages 98-104 views

Опыт разработки и внедрения модели реализации педагогического потенциала рекреационно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения

Водолажский В.А.

Аннотация

Приводится опыт разработки и внедрения модели реализации педагогического потенциала рекреационно-оздоровительных технологий в организации лечебно-оздоровительного отдыха подрастающего поколения. Модель исследования включает в себя целевой, технологический и диагностико-результативный блоки. Модель предполагает реализацию социального заказа, связанного с комплексным формированием у ребенка бережного отношения к своему здоровью, повышению тонуса, развитию творческих навыков и способностей, выявлению талантов, привлечению детей к занятию в клубных формированиях самодеятельного художественного творчества, формированию патриотического сознания. Целью данной модели стало активное содействие формированию навыков ведения здорового образа жизни детей и подростков, профилактика психофизических отклонений, формирование патриотического сознания, а также привлечение к участию в самодеятельных художественных коллективах. Основными критериями оценки эффективности педагогического воздействия стали мотивационный, когнитивный, операционный, коммуникативный компоненты, рефлексивный, эмоциональный, творческий. В процессе реализации модели дети и подростки экспериментальной группы кардинально повысили знания и желание развиваться в области владения здорового образа жизни, знания краеведения, владения творческими навыками, авторитет у сверстников, самостоятельность при выполнении творческих задач, оценку физического развития, способность работы в коллективе, желание познания новых видов творчества, увеличение познания в сфере культуры и искусства, умение контролировать эмоции.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):105-110
pages 105-110 views

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Развитие самоотношения как фактора психологического здоровья детей подросткового возраста

Гущина Т.И., Андреева И.Г.

Аннотация

Боснован феномен «самоотношение», который лежит в основе формирования самооценки, рефлексии, уровня притязаний и определяется такими понятиями, как самоуважение, аутосимпатия. Анализ научной литературы и опыта профессиональной деятельности позволили выявить противоречия между необходимостью преобразования негативной установки подростка на себя, на свои силы и возможности в позицию самодостаточной, значимой и нужной обществу личности, и отсутствием разработанных конструктивных стратегий в образовательной практике школы. Самоотношение рассматривается как качество личности подростков, основанное на совокупности установок подростка на себя, способствующих психологическому здоровью личности. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что важнейшей детерминантой психологического здоровья является самоотношение личности, оказывающее регулирующее влияние на деятельность и поведение подростка, и его развитие будет проходить успешно при специально организованных психологических условиях. В соответствии с задачами исследования в работе были использованы такие общепсихологические методы, как наблюдение, беседа, эксперимент. Для изучения особенностей самоотношения подростков использовался комплекс взаимодополняющих психодиагностических методик: методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева; методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования; методика Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн и др. Рассмотрены условия развития самоотношения как фактора психологического здоровья детей подросткового возраста; раскрываются критерии психологического здоровья; выявлены связи показателей самоотношения и психологического благополучия.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):111-120
pages 111-120 views

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Исследование социализированности воспитанников кадетской спортивной школы Военного института физической культуры

Марин А.П., Румба О.Г., Григорович Л.А.

Аннотация

Актуальность исследования социализированности воспитанников довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации обусловлена теми социально-психологи-ческими трудностями, с которыми сталкиваются подростки, поступая в учебные заведения военизированного типа, помочь в преодолении которых могут эффективные средства педагогического воздействия. При разработке подобных средств необходимо ориентироваться на специфику социализации подростков в условиях обучения в кадетских корпусах, для понимания которой было проведено исследование, целью которого явилось выявление особенностей социализированности воспитанников кадетской спортивной школы Военного института физической культуры. Социализированность исследовалась, исходя из целесообразности оценки внутреннего и внешнего проявлений социализации. В качестве критериев внутреннего проявления социализации выступали: отношение к себе, представление о себе во временной перспективе, ценностные ориентации личности. В качестве критериев внешнего проявления социализации выступали: отношения к школе, отношения с другими людьми, социометрический статус. В процессе исследования применены методы теоретического анализа и обобщения данных специальной литературы, тестирования, анкетирования, математической статистики. На основании полученных данных сделан вывод о более гармоничном проявлении у воспитанников внутренних критериев социализации и, в частности, о большей сформированности когнитивного и аффективного компонентов, чем поведенческого. Кроме того, по результатам исследования проанализирован примененный диагностический инструментарий на предмет его информативности, после чего он сокращен с целью оптимизации проведения последующих исследований в других довузовских образовательных учреждений МО РФ.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):121-134
pages 121-134 views

ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Исследование вовлеченности родителей (законных представителей) обучающихся в деятельность образовательных организаций по разработке и реализации основных образовательных программ

Вачкова С.Н., Воропаев М.В., Реморенко И.М.

Аннотация

Представлены результаты исследования, в ходе которого выявлялся характер и степень вовлечения общественности в управление процессом реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования в образовательных организациях. Исследование охватило статистически достоверную выборку (17790 человек) из 80 регионов Российской Федерации, куда входили представители органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, руководители образовательных организаций, педагоги, родители (законные представители). Теоретическая концепция исследования базировалась на представлении социального партнерства как политологического, социологического и экономического феномена, имеющего, тем не менее, важнейшие педагогические эффекты. Одним из промежуточных результатов исследования была разработка критериально-диагностической базы для изучения степени вовлечения общественности в управление процессом реализации федеральных государственных образовательный стандартов. В структуру базовых критериев была заложена оценка интенсивности и результативности участия родителей и общественности в управлении, а также его эмоционально-ценностная оценка. Результаты исследования продемонстрировали, что значения всех изученных критериев достаточно высоки. На основании различных оценок можно считать, что более 60 % родителей (законных представителей) обучающихся оказывают воздействие на содержание образования, его формы и условия реализации. Более 70-80 % пожеланий родителей (законных представителей) тем или иным образом учитываются при разработке основных образовательных программ образовательных организаций. В то же время был выявлен ряд проблем такого взаимодействия: на уровне регионов отсутствует развитая инфраструктура (организационного, методического или информационного свойства), которая бы целевым образом поддерживала развитие форм государственно-общественного управления образовательными организациями, неразвитость юридической практики сопровождения исследуемых форм взаимодействия, настороженность и недоверие со стороны ряда участников друг к другу и пр. Констатируется необходимость инфраструктурных решений на уровне региона, обеспечивающих, с одной стороны, подготовку всех субъектов данного процесса, а с другой - стимулирование образовательных организаций к такому сотрудничеству.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):135-149
pages 135-149 views

ИСТОРИЯ

Карьера Б.П. Мансурова как пример взаимоотношений «правительство-чиновничество» во второй половине XIX в

Кунавин К.С.

Аннотация

В последние десятилетия в отечественной историографии активно проявляется интерес к исторической антропологии. Этим и объясняется актуальность, заключающаяся в необходимости проведения микроуровневых исследований деятельности акторов реформ второй половины XIX в. Это позволит, с одной стороны, глубже понять суть некоторых преобразовательных процессов в Российской империи конца XIX - начала XX в., а с другой - отработать методологию подобных исследований, которая в современной историографии еще недостаточно применяется к изучению истории становления государственного аппарата. Целью исследования является профессиональная биография крупного чиновника и политического деятеля второй половины XIX в. Б.П. Мансурова. Являясь выпускником Училища правоведения, особого учебного заведения для государственных служащих, а также обладая определенными личными качествами, Б.П. Мансуров представлял собой образ идеального чиновника. Особое внимание уделено его динамике карьерных изменений. Профессиональная деятельность Б.П. Мансурова сочетала в себе элементы прямого исполнения приказов, исходящих о высших лиц страны, и моменты творческого планирования и реализации своих собственных программ. Выявлена зависимость карьеры от фокуса и контекста государственных преобразований.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):150-155
pages 150-155 views

Радикальное движение в Галиции первой половины 1890-х гг

Топильский А.Г.

Аннотация

Изучена роль Русско-украинской радикальной партии в формировании украинского самосознания на территории австрийской Галиции в начале 90-х гг. XIX в. Рассмотрена отечественная и зарубежная историография по данному вопросу. Охарактеризовано состояние общественно-политической мысли того времени применительно к проблеме национальной самоидентификации восточнославянского населения Галиции. Исследуются взаимоотношения возникшего радикального движения с крупнейшими русинскими течениями - украинофильством (народовством) и русофильством (москвофильством). На основании проанализированных источников сделан вывод о стремлении идеологов радикального движения к отказу от противостояния с украинофильским и русофильским движениями и переходе к совместному отстаиванию социально-экономических и политических интересов русинского населения. В то же время подчеркивается, что целью общей работы народовцев и москвофилов, по мнению лидеров радикального движения, являлось создание отдельной от русских и поляков культурной общности, что в перспективе должно было привести к формированию украинской нации. Охарактеризованы условия, на которых считалось возможным ведение совместной деятельности всеми русинскими движениями, в т. ч. признание всеми сторонами свободы вероисповедания, т. к. украинофильство признавало необходимость вытеснения православия, а русофильство - греко-католичества.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(5-6):156-160
pages 156-160 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».