Дидактический потенциал песен в обучении русскому произношению вьетнамских студентов
- Авторы: Ву Т.1, Тарасова Е.Н.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
- Выпуск: Том 30, № 6 (2025)
- Страницы: 1384-1397
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/359960
- ID: 359960
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Необходимость совершенствования методических подходов к обучению русскому произношению вьетнамских студентов, изучающих русский язык как иностранный, является перспективным направлением для исследования. Особую сложность для данной категории обучающихся представляют интонационно-ритмические особенности русской речи, не совпадающие с аналогичными характеристиками вьетнамского языка. Научно-методическое обоснование использования песен в обучении произношению остается разработанным недостаточно. Поэтому данная работа направлена на исследования особенностей русского произношения и интонации, представляющих особую сложность для вьетнамских студентов, и разработку алгоритма организации урока РКИ с использованием песенного материала и ИИ-технологий, способствующих оптимизации процесса обучения РКИ. Цель исследования – изучение дидактического потенциала песен в обучении произношению и предложение обоснования и методических рекомендаций по использованию разработку песенного материала и ИИ-технологий в процессе преподавания РКИ вьетнамским студентам с целью улучшения их произношения и развития навыков аудирования. Цель исследования – выявить дидактический потенциал русскоязычных песен в формировании произносительных навыков вьетнамских студентов и обосновать методические рекомендации по их использованию в системе РКИ. Задачи: 1) проанализировать межъязыковые различия русской и вьетнамской фонетических систем; 2) выделить типичные трудности восприятия и воспроизведения русской интонации и ритма вьетнамскими студентами; 3) охарактеризовать дидактические факторы, способствующие и препятствующие формированию произносительных навыков при работе с песенным материалом; 4) предложить алгоритм организации урока РКИ с применением песен и ИИ-технологий.
Методы исследования. Использованы контент-анализ научной литературы по проблеме, структурно-семантический анализ песенных текстов с точки зрения их фонетической ценности (исследование включает выборку песен («Катюша», «Подмосковные вечера», «Ой, мороз, мороз», «Темная ночь», «Ой, цветет калина», «Я шагаю по Москве», «Калинка» и др.), их фонетический анализ (ритм, интонация, ударение), а также педагогическое наблюдение за реакцией студентов), обобщение и систематизация педагогического опыта.
Результаты исследования. Анализ показал, что использование песенного материала способствует развитию интонационно-ритмической составляющей произношения как частного аспекта фонетико-фонологической компетенции. Определены положительные дидактические факторы: аутентичность (при одновременной языковой сложности), эмоциональная вовлеченность (несмотря на возможную интерференцию родного языка), ритмическая организованность (при риске искажения просодических моделей). В качестве примеров песенного материала рассмотрены популярные русские песни («Катюша», «Подмосковные вечера», «Как упоительны в России вечера»), обладающие высоким потенциалом для развития слухо-произносительных навыков. На их основе разработаны упражнения, направленные на восприятие ритмического рисунка, отработку редукции, акцентуации и интонационных моделей. С опорой на предложенную модель разработан алгоритм организации урока РКИ с использованием песен и ИИ-технологий, включающий этапы: целеполагания, выбора и адаптации материала, создания заданий, визуализации и контроля результатов.
Выводы. Использование русских песен в обучении произношению способствует формированию фонетико-фонологической компетенции вьетнамских студентов, развитию ритмико-интонационных и артикуляционных навыков, а также повышает мотивацию и вовлеченность обучающихся. Разработанный алгоритм и методические рекомендации могут применяться как в курсах по произношению для студентов с тональными родными языками, так и в программах повышения квалификации преподавателей РКИ.
Об авторах
Тхи Тху Фыонг Ву
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: vuthuphuong1909@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-1889-0327
SPIN-код: 8262-3238
научный сотрудник кафедры русского языка как иностранного в профессиональном обучении Института филологии
Россия, 119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1Елена Николаевна Тарасова
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Email: mitxt-rki@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2942-9586
SPIN-код: 6286-0426
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка как иностранного в профессиональном обучении Института филологии
Россия, 119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1Список литературы
- 1. Просвирнина И.С. Обучение фонетике русского языка // Известия Уральского государственного уни-верситета. 2004. № 33. С. 46-60. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/23408/1/iurg-2004-33-06.pdf
- 2. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Москва, 2017. 454 с.
- 3. Ильнер А.О. Развитие иноязычного речевого слуха в условиях учебного многоязычия. Екатеринбург, 2016. 136 с. https://elibrary.ru/ygiewp
- 4. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Москва, 1979. 349 с.
- 5. Кокорин С.А. Система русской интонации как средство обучения русскому языку как иностранному // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2022. Т. 14. № 2 (56). С. 128-133. https://doi.org/10.7442/2071-9620-2022-14-2-128-133, https://elibrary.ru/lnaihn
- 6. Ли И., Тан К., Лу Дж. и др. Кодирование высоты звука в коре головного мозга человека в тональных и нетональных языках // Nat. Commun. 2021. Т. 12. № 1161.
- 7. Пивоварова М.О. К вопросу об особенностях вьетнамского слога // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2014. № 1. С. 204-209. https://elibrary.ru/sbgpvn
- 8. Ремарчук В.В., Нгием Хиеу. Различие фонетических систем вьетнамского и русского языков и харак-терные особенности вьетнамского слога // В помощь преподавателям русского как иностранного. Москва, 1970. С. 182-191.
- 9. Чинь Т.З. Эмоционально-экспрессивные обороты речи со значением удивления в русском языке с точки зрения носителя вьетнамского языка // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: традиции и инновации: сб. ст. 17 Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых с меж-дунар. участием. Москва, 2018. С. 192-197. https://elibrary.ru/vpbjas
- 10. Сорокина Е.В. Развитие речевого слуха студентов-иностранцев при обучении их русскому языку // Вестник Российского университета дружбы народов. Вопросы образования: языки и специальность. 2005. № 1. С. 23-30. https://elibrary.ru/ijevwf
- 11. Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: традиции и инновации: мате-риалы 19 студенческой науч.-практ. конф. / ред. В.М. Шаклеин. Москва, 2022. 147 с. https://elibrary.ru/relakd
- 12. Баркова Т.П., Васюкова М.В., Глазкова М.М. и др. Актуальные вопросы подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке. Тамбов, 2021. 181 с. https://elibrary.ru/ozurhw
- 13. Burnham D., Jones C. Categorical perception of lexical tone by tonal and non-tonal language speakers // Proceedings of the 9th Australian International Conference on Speech Science & Technology. Melbourne, 2002. P. 81-86.
- 14. Сторчак Л.B. О зависимости восприятия русской речи и русского произношения студентов-вьетнамцев от законов слогостроения родного языка // Русский язык для студентов-иностранцев. Москва, 1984. С. 33-38.
- 15. Ludke K.M., Ferreira F., Overy K. Singing can facilitate foreign language learning // Memory & Cognition. 2014. Vol. 42. № 1. P. 41-52. https://doi.org/10.3758/s13421-013-0342-5, https://elibrary.ru/dxhmiw
- 16. Patel A.D. Music, Language, and the Brain. New York, 2008. 514 p.
- 17. Tierney A., Kraus N. Music training for the development of reading skills // Progress in Brain Research. 2013. Vol. 207. P. 209-241.
- 18. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 559-588. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588, https://elibrary.ru/jazkme
- 19. Сысоев Д.В., Курипта О.В., Проскурин Д.К. Введение в теорию искусственного интеллекта. Воронеж, 2013. 170 с. https://elibrary.ru/snfgbe
Дополнительные файлы



