Влияние Интернета на социализацию молодежи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постоянное присутствие в Интернете способствует его влиянию на процессы социализации молодежи. Прежние институты социализации отчасти разрушены или утрачивают свое значение. Новые институты исследованы фрагментарно и еще системно не осмыслены. Предпринята попытка понять механизмы влияния сети Интернет на социализацию молодежи. Уточнены психологические и социально-педагогические механизмы социализации и рассмотрены в контексте виртуальной социализации молодежи. К характерным психологическим механизмам социализации средствами сети Интернет отнесены экзистенциальный нажим, подражание, идентификация, рефлексия. Традиционный социально-педагогический механизм стал менее характерен даже для жителей небольших населенных пунктов, а превалирующими механизмами виртуальной социализации становятся стилизованный, институциональный, межличностный. Проанализирован ряд подходов, выделяющих этапы интернет-социализации. Сформулировано, что в связи с интенсивной информатизацией общества и значительным снижением возраста первого выхода в Интернет доинтернетный этап виртуальной социализации молодежи не актуален. Рассмотрены интернет-факторы социализации, позволяющие «сгладить» географические особенности, а именно: участие в социальных сетях, использование ресурсов облачных технологий, подписку на новости медийной интернет-среды (СМИ), использование досуговых сервисов (в том числе онлайн-игры), участие в онлайн-форумах, чатах, использование научных сетей, участие в электронных научных конференциях и форумах, видеоконференциях, подключение и участие в работе экспертных сетей, регистрацию и использование электронных библиотек, применение электронного правительства для решения профессиональных и социально-бытовых проблем, применение для перевода денежных средств онлайн-банкинга.

Об авторах

М. С. Чванова

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Email: ms@tmbtsu.ru

М. С. Анурьева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Email: ccs.tmb@ya.ru

И. А. Киселева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Email: irinakiselyo@yandex.ru

Список литературы

  1. Чистяков А.В. Социализация личности в обществе интернет-коммуникаций: социокультурный анализ: дис. … д-ра соц. наук. Ростов н/Д, 2006. 278 с.
  2. Янковская Л.В. Виртуальная социализация личности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. Новополоцк, 2012. № 7. С. 169-176.
  3. Исследования. Социально-сетевая жизнь. URL: http://romir.ru/studies/670_1432155600 (дата обращения: 14.03.2017).
  4. Интервью с членом-корреспондентом РАО, д. п. н., профессором Анатолием Викторовичем Мудриком. URL: http://homocyberus.ru/ mudrik_intervyu (дата обращения: 14.03.2017).
  5. Лучинкина А.И. Модель интернет-социали-зации личности. URL: http://sci-article.ru/ stat.php?i=1410699460 (дата обращения: 14.03.2017).
  6. Бондаренко С.В. Модель социализации пользователей в киберпространстве // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды 6 Всерос. объед. конф. СПб., 2003. С. 5-7.
  7. Бондаренко С.В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2002. № 12 (38). С. 32-39.
  8. Плешаков В.А., Обидина Т.В. Развитие рефлексии в процессе киберсоциализации юношества // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1559.
  9. Арламов А.А., Исаджанян А.Н. Социальные сети как фактор социализации подростков: особенность влияния и риски // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам 27 Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2013. C. 41-46.
  10. Юрьев В.М., Чванова М.С. Человек в информационном обществе: новые возможности и перспективы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2014. № 2 (24). С. 13-24.
  11. Королева Н.Н., Богдановская И.М., Луговая В.Ф. Воздействие современной информационной и медиасреды на «Образ Я» подростков // Universum: Вестник Герценовского университета. СПб., 2014. Вып. 2. С. 87-94.
  12. Полутина Н.С. Актуальные направления исследования в психологии компьютерной игры // Интеграция образования. Саранск, 2010. № 4. С. 93-97.
  13. Чванова М.С., Храмова М.В., Слетков И.А., Киселева И.А., Молчанов А.А., Котова Н.А. Исследование влияния Интернета на социальные потребности пользователей // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 12 (164). С. 7-25. doi: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-7-25.
  14. Масленников Р.М. Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование. URL: https://www. litres.ru/roman-maslennikov/haos-i-poryadok-v-internete-osnovy-setevoy-samoorganizacii-ontologicheskoe-issledovanie/chitat-onlayn/ (дата обращения: 14.03.2017).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».