Цели и задачи обучения иностранному языку в рамках корпоративных учебных программ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены цели и задачи обучения иностранному языку в рамках корпоративных учебных программ, которые были сформулированы на основании требований общества и государства к компетенциям современных специалистов. К целям были отнесены: 1) формирование иноязычной коммуникативной компетенции; 2) развитие межкультурной коммуникативной компетенции; 3) обучение иностранному языку для специальных целей. В качестве задач были определены: 1) обучение английскому языку как средству международного общения; 2) развитие умения общаться на иностранном языке в определенной профессиональной сфере; 3) формирование специальных профессиональных компетенций на иностранном языке; 4) развитие интеллектуальной, психологической и социальной компетенций; 5) создание положительной мотивации к изучению иностранного языка; 6) интенсификация обучения иностранному языку. Также были обозначены необходимые компетенции, формируемые в рамках профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (владение специальной терминологией, умение общаться на общеэкономические и специализированные темы, умение делать презентации и вести переговоры, вести деловую переписку и т. д.), обозначены качества, необходимые профессионалу для успешного выполнения своей деятельности (критическое мышление, творчество, умение работать с большим объемом информации, самостоятельно решать профессиональные проблемы, умение переносить знания из одной области в другую и т. д.). Для достижения поставленных целей и задач были выделены следующие подходы и технологии обучения: междисциплинарный подход, личностно-ориентированное обучение, технология «развития критического мышления», технология проблемного или проектного обучения, применение компьютерных интерактивных программ, контекстное обучение иностранному языку, корпоративные формы обучения, создание в компании иноязычной корпоративной среды.

Об авторах

Е. Н. Потапова

Московский педагогический государственный университет

Email: elena_nickolaevna84@mail.ru

Список литературы

  1. Примерная программа дисциплины обучения иностранным языкам (в вузах неязыковых специальностей) // Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www. edu.ru/db/portal/spe/progs/hf.01.01.htm (дата обращения: 05.08.2016).
  2. Суслова О.И. Образование в течение жизни - актуальность и проблемы последипломного обучения иностранным языкам выпускников неязыковых вузов // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / под ред. А.А. Ворошиловой. Красноярск: Сибир. гос. аэрокосм. ун-т им. академ. М.Ф. Решетнева, 2013. С. 122-127.
  3. Смоленцева Н.М. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку студентов медицинского колледжа // Актуальные проблемы лингводидактики в условиях модернизации профессионального образования / под ред. Т.В. Ахметзяновой. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. С. 139-143.
  4. Гайфуллина Л.П. Профессиональная направленность в преподавании английского языка специалистам речного флота // Актуальные проблемы лингводидактики в условиях модернизации профессионального образования / под ред. Т.В. Ахметзяновой. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. С. 132-134.
  5. Банарцева А.В. Применение мультимедийных технологий в процессе обучения иностранному языку для специальных целей // Проблемы обучения английскому языку в новой образовательной среде / под ред. Т.Н. Лисицыной. Мурманск: МГГУ, 2011. С. 15-17.
  6. Богданова Е.Н. Профессионально-ориентированная лингвистическая подготовка специалиста в пространстве технического вуза // Актуальные проблемы лингводидактики в условиях модернизации профессионального образования / под ред. Т.В. Ахметзяновой. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. С.127-132.
  7. Свиридон Р.А. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов как одно из условий интернационализации современного образования // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / под ред. А.А. Ворошиловой. Красноярск: Сибир. гос. аэрокосм. ун-т им. академ. М.Ф. Решетнева, 2013. С. 134-138.
  8. van Ek J.A. Objectives for Foreign Language Learning. Strasbourg: Council of Europe, 2000. Vol. 1: Scope. URL: https://www.coe.int/t/dg4/ linguistic/Source/SourcePublications/Scope_Van Ek_EN.doc (accessed: 05.08.2016).
  9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
  10. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам // Теория и практика. М.: Филоматис, 2004. 416 с.
  11. Аничкина О.Н. Компетентностный подход в обучении английскому языку // Проблемы обучения английскому языку в новой образовательной среде / под ред. Т.Н. Лисицыной. Мурманск: МГГУ, 2011. С. 8-14.
  12. Putistina O.V. Developing students’ professional communicative competence in the English classroom // Проблемы обучения английскому языку в новой образовательной среде / под ред. Т.Н. Лисицыной. Мурманск: МГГУ, 2011. P. 63-65.
  13. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment // Council of Europe. URL: http://www.coe.int/t/ dg4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf (accessed: 05.08.2016).
  14. Using the CEFR: Principles of Good Practice. Cambridge: University of Cambridge, 2011. 31 p.
  15. Елизарова Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2001. 36 с.
  16. Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции средствами электронно-почтовой группы: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2008. 152 с.
  17. Сушкова Н.А. Методика формирования межкультурной компетенции в условиях погружения в культуру страны изучаемого языка: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2009. 21 с.
  18. Мыльникова С.А. Корпоративное обучение межкультурной коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 14. Вып. 37. С. 284-288.
  19. Мухаркина С.А. Формирование межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции специалиста в постиндустриальном обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 65. C. 435-438.
  20. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2004. 47 с.
  21. Соколов С.В. Корпоративное обучение иностранным языкам в России и его роль в преодолении языкового барьера в профессиональной среде // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика. 2011. № 4. С. 145-148.
  22. Савельева М.В. Межкультурная коммуникация как обязательный тематический компонент в дисциплинах по иностранному языку при обучении студентов технических направлений // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / под ред. А.А. Ворошиловой. Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, 2013. С. 129-133.
  23. McKay S.L. Pragamatics and EIL pedagogy // English as an international language: Perspectives and Pedagogical Issues. Bristol: Multilingual Matters, 2009. P. 227-241.
  24. Seidlhofer B. A Concept of International English and Related Issues: From ‘Real English’ to ‘Realistic English’? Strasbourg: Council of Europe, 2003. 28 p.
  25. Crystal D. English as a Global Language. Cambridge, Cambridge University Press, 2003. 212 p.
  26. The evolution of English in the international community. URL: http://www.globalenglish. com/blog/2014/07/23/the-evolution-of-english-in-the-international-community/ (accessed 05.08.2016).
  27. Кузьмина Л.Г. Понятие «иностранный язык для специальных целей»: вчера, сегодня, завтра // Иностранный язык для специальных целей. Воронеж: Истоки, 2009. С. 7-10.
  28. Малюгина А.В. Лингводидактические аспекты преподавания Business English на экономическом факультете // Иностранный язык для специальных целей. Воронеж: Истоки, 2009. С. 44-45.
  29. Морозова О.Н. Основные задачи профессионально-ориентированного обучения иност-ранным языкам // Иностранный язык для специальных целей. Воронеж: Истоки, 2009. С. 27-28.
  30. Гаврилова Е.А., Тростина К.В. Инновационный продукт по английскому языку для специальных и профессиональных целей. Концепция. Проблемы. Решения // Инновационные методики преподавания иностранного языка / под ред. И.Л. Экаревой, Ю.Н. Бузиной. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2013. С. 38-44.
  31. Степкина Т.Н. Деловой мир и деловое общение в структуре курса иностранный язык // Иностранный язык для специальных целей. Воронеж: Истоки, 2009. С. 45-46.
  32. Фролова Т.П. Обучение иноязычной диалогической речевой деятельности с учетом специфики профессиональной деятельности юристов // Актуальные проблемы лингводидактики в условиях модернизации профессионального образования / под ред. Т.В. Ахметзяновой. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2011. С. 147-150.
  33. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов / пер. с нем. М.: Генезис, 2010. 360 с.
  34. Мидова В.О. Технология «Развитие критического мышления» на занятиях иностранного языка // Инновационные методики преподавания иностранного языка / под ред. И.Л. Экаревой, Ю.Н. Бузиной. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2013. С. 90-93.
  35. Пызина Е.В. Использование блогов для формирования профессиональных компетенций переводчиков технической литературы // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / под ред. А.А. Ворошиловой. Красноярск: Сибир. гос. аэрокосм. ун-т им. академ. М.Ф. Решетнева, 2013. С. 19-25.
  36. Марон А.Е., Монахова Л.Ю. Концептуальный аспект диверсификации образования взрослых в современном социуме // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: сб. материалов 6 Междунар. методолог. семинара. СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. С. 108-115.
  37. Стеблецова А.О. Метод проектов в практике преподавания иностранного языка в медицинском вузе // Иностранный язык для специальных целей. Воронеж: Истоки, 2009. С. 34-35.
  38. Денисов М.К. Интегрированное обучение иностранному языку и культуре в контексте глобального образования: На старшем этапе в школах с углубленным изучением немецкого языка: дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2003. 287 с.
  39. Астапенко Е.В. Развитие у студентов потребности в самообразовательной деятельности в процессе изучения иностранного языка // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / под ред. А.А. Ворошиловой. Красноярск: Сибир. гос. аэрокосм. ун-т им. академ. М.Ф. Решетнева, 2013. С. 40-44.
  40. Игумнова Ж.И. Инновационная составляющая в содержании обучения иностранным языкам для специальных целей // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / под ред. А.А. Ворошиловой. Красноярск: Сибир. гос. аэрокосм. ун-т им. академ. М.Ф. Решетнева, 2013. С. 12-16.
  41. Ахметшина Ю.В. Педагогические основы корпоративного обучения студентов в процессе совершенствования иностранного языка // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. Вып. 2. С. 1-11.
  42. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 175 с.
  43. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: Владос, 1998. 269 с.
  44. Семенков И., Жаворонкова Н. Корпоративные клиенты обучающих организаций // Управление персоналом. 2001. № 3. URL: http:// hrm.ru/korporativnye-klienty-obuchajushhikh-organizacijj (дата обращения: 04.08.2016).
  45. Neeley T. Global business speaks english // Harvard Business Review. URL: https://hbr.org/ 2012/05/global-business-speaks-english (accessed: 05.08.2016).
  46. Старовойтова А.С. К вопросу о повышении мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / под ред. А.А. Ворошиловой. Красноярск: Сибир. гос. аэрокосм. ун-т им. академ. М.Ф. Решетнева, 2013. С. 67-73.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».