Историческая память в религиозных движениях: взгляд российских исследователей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследований исторической памяти в религиозных движениях обусловлена современной темпоральной трансформацией и необходимостью изучения проблемы трансляции опыта предыдущих поколений в условиях перманентных социокультурных изменений. Цель работы предполагает исследование на примере отечественных работ основных проблем, связанных с механизмами исторической памяти в религиозных движениях. На основе изученных источников обосновано значение для исследований исторической памяти дискуссий об определении религии и постсекулярного/десекуляризации. Показано, что религиозный опыт испытывает на себе влияние социальных процессов, поэтому необходимо учитывать социокультурную динамику, а также политические и экономические изменения при оценке и анализе религиозных аспектов исторической памяти. Проанализировано, как указанные дискуссии повлияли на оценку изменения роли религиозных институтов, а также трансформацию содержания образов исторической памяти и религиозные практики. Обосновано, что историческая память для религиозных движений может выступать в качестве символического ресурса, однако, опыт, накопленный в религиозной сфере, также регулярно используется другими сообществами. Особенно интересным представляются взаимовлияния политической и религиозной сфер, которые были отдельно проанализированы в рамках данного исследования. Доказано, что проблематика исследований религиозных аспектов исторической памяти совпадает с основными тенденциями memory studies.

Об авторах

О. В. Головашина

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: ovgolovashina@mail.ru

Список литературы

  1. Smith J.Z. Imagining Religion: From Babylon to Jonestown. Chicago; London, 1982.
  2. Boyer P., Bergstrom B. Evolutionary Perspectives on Religion // Annual Review of Anthropology. 2008. Vol. 37. P. 111-130.
  3. Кырлежев А. Постсекулярная эпоха // Континент. 2004. № 120.
  4. Морозов А. Наступила ли постсекулярная эпоха? // Континент. 2004. № 131.
  5. Вевюрко И.С. Пострелигиоведение и реальная политика. К дискуссии о «постсекулярности». URL: http://www.bogoslov.ru/text/4770 51.html (дата обращения: 30.03.2018).
  6. Шаповал Ю.В. Постсекулярное общество: полифония веры и разума. URL: http://www. rusnauka.com/13.DNI_2007/Philosophia/21343.doc.htm (дата обращения: 30.03.2018).
  7. Узланер Д. В каком смысле современный мир может быть назван постсекулярным // Континент. 2008. № 136.
  8. Минченко Т.П. Проблема мировоззренческой идентичности и принцип свободы совести в постсекулярном мире // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345. С. 47-51.
  9. Астахова Л.С., Токранов А.В. Деструктивность в религиозном поведении: к вопросу о методологии изучения новых религиозных движений // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2007. Т. 149. № 5. С. 23-32.
  10. Ахметова M.В. Конец света в одной отдельно взятой стране: Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. M., 2010.
  11. Семененко-Басин И.В. Святость в русской православной культуре ХХ века: История персонификации. М., 2010.
  12. Разумовский Д. Рождество в эпоху постмодерна. URL: http://www.bogoslov.ru/text/266 578.html (дата обращения: 21.03.2018).
  13. Малер А. Постсекулярность и язычество. URL: http://www.russ.ru/pole/Postsekulyarnost-ili-yazychestvo (дата обращения: 21.03.2018).
  14. Шишков А. Некоторые аспекты десекуляризации в постсоветской России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С. 165-177.
  15. Карелин Р., архим. О секуляризации Церкви // Христианство и модернизм. М., 1999. С. 279-290.
  16. Беляев В. «Дядя Коля» против… Записные книжки епископа Варнавы (Беляева). 1950-1960. М.: Христианская библиотека, 2010.
  17. Зверев В.О., Морозов А.А. Патриотизм как нравственная ценность в политике России и в социальных концепциях религиозных объединений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1 (60). С. 67-70.
  18. Мосейко А.Н. Мифы России. Мифологические доминанты в современной российской ментальности. М., 2003.
  19. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи. М.: ИФ РАН, 1996.
  20. Аникин Д.А. Коллективная память религиозных сообществ в эпоху глобализации // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. № 1. С. 7-15.
  21. Пчелинцев А. Русская православная церковь и армия: опыт истории и современные проблемы взаимодействия // Православная Церковь при новом патриархе / под ред. А. Малашенко, С. Филатова. M., 2012. С. 223-260.
  22. Шимановский М. Ответ марксисту и атеисту // Военно-промышленный курьер. 2011. 5 окт.
  23. Илющенко Р. В поисках истины // Военно-промышленный курьер. 2011. 30 нояб.
  24. Иванеев С. В чем опасность клерикализации страны, ее вооруженных защитников // Военно-промышленный курьер. 2012. 4 апр.
  25. Гайлит О. Религия в «молодом» обществе: заметки о становлении советской повседневности // Антропологический форум. 2012. № 16. С. 288-308.
  26. Шлихта Н.В. «Православный» и «советский»: к вопросу об идентичности верующих советских граждан (1940-е - начало 1970-х гг.) // Антропологический форум. 2014. № 23. С. 82-107.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».