Лингвокогнитивные основы обучения иностранному языку

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одной из основных целей преподавания иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции студентов в ее неразрывной связи с культурой страны изучаемого языка. Современная методика обучения иностранным языкам находится в постоянном поиске путей оптимизации образовательного процесса. Рассмотрено одно из таких перспективных направлений - лингвокогнитивное, позволяющее интегрировать достижения когнитивной лингвистики в структуру коммуникативно-ориентированного обучения для повышения качества образования. Приведены результаты актуальных научных исследований, на практике доказавших эффективность применения различных методов когнитивной лингвистики при обучении лексическим и грамматическим языковым феноменам. С упором на ряд проведенных лингвокогнитивных исследований в области обучения иностранным языкам доказана перспективность интеграции принципов и методов когнитивной лингвистики в структуру учебных занятий. Такая интеграция соответствует широкому спектру критериев эффективного процесса обучения: доступности, наглядности, экспликативности, мотивационности, антропоцентричности, структурированности, коммуникативной ориентированности, культурной обусловленности, рефлексивности, что в конечном итоге позволяет говорить о достижении основной цели педагогического процесса при обучении иностранным языкам, а именно усвоения языка во всей его многоаспектности в тесной связи с культурой страны изучаемого языка.

Об авторах

С. В. Мотов

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»; Университет Уэстерн Иллинойс

Email: America

Список литературы

  1. Дружинин А.С., Поляков О.Г. Когнитивная семантика в обучении грамматике английского языка (на примере согласования времен) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10 (76). Ч. 1. C. 199-202.
  2. Поляков О.Г. Когнитивные и аффективные факторы успешного обучения иностранному языку в высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 7 (18). Ч. 1. C. 162-164.
  3. Шамов А.Н. Когнитивный подход в обучении лексической стороне речи. Н. Новгород, 2002.
  4. Щепилова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. М., 2003.
  5. Giovanelli M. Teaching Grammar, Structure and Meaning. Exploring Theory and Practice for Post-16 English Language Teachers. N. Y., 2015.
  6. Golfam A., Dehghan M., Aghagolzade F., Kambuziya A. A cognitive perspective on teaching English vocabulary for language learners in Iran // Global Journal of Human Social Science Research. 2014. Vol. 14/7-G. P. 37-40.
  7. Lowie W., Verspoor M. Making sense of polysemous words // Language Learning. 2003. Vol. 53/3. P. 547-586.
  8. Taylor J.R. Cognitive Grammar. Oxford, 2002.
  9. Поляков О.Г. Лингвистические аспекты проектирования курса английского языка для специальных целей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (30). Ч. 1. C. 165-168.
  10. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
  11. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2003. № 6. С. 9-16.
  12. Evans V. A Glossary of Cognitive Linguistics. Edinburgh, 2007.
  13. Sáez N. Enhancing the role of meaning in the L2 classroom: a cognitive linguistics perspective // Teachers College, Columbia University Working Papers in TESOL & Applied Linguistics. 2015. Vol. 15/2. P. 51-53.
  14. Tyler A. Cognitive Linguistics and Second Language Learning: Theoretical Basics and Experimental Evidence. N. Y., 2012.
  15. Hudson R. Word grammar, cognitive linguistics and second-language learning and teaching // Handbook of Cognitive Linguistics and Second Language Acquisition. N. Y., 2008. P. 89-113.
  16. Littlemore J. Applying Cognitive Linguistics to Second Language Learning and Teaching. Basingstoke, 2009.
  17. Falck M.J. Linguistic theory and good practice: how cognitive linguistics could influence the teaching and learning of English prepositions // Språkdidaktik: Researching Language Teaching and Learning. Umeå, 2015. P. 61-73.
  18. Matsumoto N. Bridges between cognitive linguistics and second language pedagogy: the case of corpora and their potential // SKY Journal of Linguistics. 2008. Vol. 21. P. 125-153.
  19. Boers F., Lindstromberg S. Cognitive Linguistic Approaches to Teaching Vocabulary and Phraseology. Berlin, 2008.
  20. Veliz L. A route to the teaching of polysemous lexicon: benefits from cognitive linguistics and conceptual metaphor theory // International Journal of Applied Linguistics & English Literature. 2017. Vol. 7/1. P. 211-217.
  21. Dijkstra K., Eerland A., Zijlmans J., Post L.S. Embodied cognition, abstract concepts, and the benefits of new technology for implicit body manipulation // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5. P. 1-8.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».