Оценка эффективности внедрения чат-бота как цифрового образовательного помощника для родителей и учащихся в контексте подготовки к стандартизированным тестам
- Авторы: Хабарова Л.П.1, Гунина Н.А.1, Воякина Е.Ю.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
- Выпуск: Том 30, № 2 (2025)
- Страницы: 395-409
- Раздел: ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298958
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-395-409
- ID: 298958
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. В условиях цифровизации образования учащиеся и родители сталкиваются с дефицитом структурированной, достоверной и оперативной информации при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. На основе данных анкетирования, тестирования и анализа пользовательской обратной связи доказано, что чат-бот значительно повышает доступность информации, снижает уровень стресса и улучшает качество подготовки. Цель исследования – оценить эффективность внедрения чат-бота как цифрового помощника для родителей и учащихся Тамбовской области.Методы исследования. Использовался комплексный подход, сочетающий количественные и качественные методы для оценки эффективности чат-бота: анкетирование целевой аудитории, анализ существующих образовательных ресурсов, разработка чат-бота, эмпирическое исследование и статистическая обработка данных.Результаты исследования. Чат-бот продемонстрировал высокую эффективность в устранении основных трудностей, выявленных на этапе анкетирования. Увеличилось доверие к информации от чат-бота, так как он использует исключительно официальные источники (ФИПИ, Рособрнадзор). Результаты тестирования чат-бота показали, что 91,2 % учащихся 9 классов и 93,8 % 11 классов отмечают успешность выполнения запросов. Индекс NPS составляет 74–78 %, что свидетельствует о готовности рекомендовать сервис.Выводы. Внедрение чат-бота как цифрового образовательного помощника для родителей и учащихся Тамбовской области является перспективным направлением в развитии региональной системы образования. Тщательная оценка эффективности этого инструмента позволила не только подтвердить его полезность, но и выявить пути для дальнейшего совершенствования, делая подготовку к ЕГЭ и ОГЭ более доступной.
Ключевые слова
Об авторах
Л. П. Хабарова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
Email: urimm@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0003-6298-2513
кандидат педагогических наук, старший преподаватель
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106Н. А. Гунина
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
Email: natalya_gunina@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-6570-4872
кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой «Иностранные языки и профессиональная коммуникация»
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106Е. Ю. Воякина
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: natalya_gunina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7186-694X
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация»
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106Список литературы
- Winkler R., Soellner M. Unleashing the potential of chatbots in education: a state-of-the-art analysis // Academy of Management Annual Meeting Proceedings. 2018. Vol. 1. P. 15903. https://doi.org/10.5465/AMBPP.2018.15903abstract
- Kuhail M.A., Alturki N., Alramlawi S. et al. Interacting with educational chatbots: A systematic review // Education and Information Technologies. 2023. Vol. 28. P. 973-1018. https://doi.org/10.1007/s10639-022-11177-3, https://elibrary.ru/fitfon
- Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Интеграция технологий искусственного интеллекта в лингвометодическую подготовку будущих учителей иностранного языка // Язык и культура. 2025. № 69. С. 204-219. https://doi.org/10.17223/19996195/69/10, https://elibrary.ru/guzvbi
- Гаркуша Н.С., Городова Ю.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 1. С. 6-23. https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.001, https://elibrary.ru/nbbirg
- Zavatsky-Richter O. Systematic review of research on the use of artificial intelligence in higher education – where are the teachers? // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2019. Vol. 16. № 1. P. 1-27. https://doi.org/10.1186/s41239-019-0171-0, https://elibrary.ru/hqoqky
- Федорова С.Н., Голикова Н.Д. Цифровой помощник в образовательном процессе: результаты анкетирования студентов // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 3. С. 369- 378. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-3-369-378, https://elibrary.ru/yrqvwr
- Сысоев П.В., Ивченко М.И. Формирование иноязычных фонетических навыков речи обучающихся на основе инструментов искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2025. № 2 (74). С. 600-614. https://doi.org/10.32744/pse.2025.2.38, https://elibrary.ru/jrddjj
- Черкасова Е.А. Эксперимент по дифференцированному обучению студентов технического вуза английской грамматике посредством учебного взаимодействия с чат-ботом с генеративным ИИ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 5. С. 1239-1247. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1239-1247, https://elibrary.ru/cqsvks
- Лобеева П.И. Дидактический потенциал использования чат-ботов при изучении фразовых глаголов английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1467-1476. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1467-1476, https://elibrary.ru/fmyeoc
- Nguyen T.M. EFL Teachers’ perspectives toward the use of chatGPT in writing classes: a case study at Van Lang University // International Journal of Language Instruction. 2023. № 2 (3). P. 1-47. https://doi.org/10.54855/ijli.23231
- Евстигнеев М.Н. Учебная автономия в контексте развития и распространения технологий искусственного интеллекта в языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 13-21. https://elibrary.ru/artmrn
- Харламенко И.В., Воног В.В. Развитие ИКТ-компетенции педагога в области искусственного интеллекта на примере применения чат-ботов в иноязычном обучении // Информационное общество. 2025. № 2. С. 111-118. https://doi.org/10.52605/16059921_2025_02_m, https://elibrary.ru/hmyjml
- Lo K.K. What is the impact of chatGPT on education? A brief literature review // Educational Sciences. 2023. Vol. 13. № 4. P. 1-15. https://doi.org/10.3390/educsci13040410, https://elibrary.ru/lpodca
- Zhai X. ChatGPT User Experience: Implications for Education // SSRN. 2023. P. 1-18. http://doi.org/10.2139/ssrn.4312418
- Токтарова В.И., Попова О.Г., Сагдуллина И.И., Белянин В.А. Технологии искусственного интеллекта в практике современного высшего образования // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 2. С. 210-220. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-2-210-220, https://elibrary.ru/wuxcny
- Mhlanga D. Open AI in education, responsible and ethical use of chatGPT for lifelong learning // SSRN. 2023. P. 1-19. http://doi.org/10.2139/ssrn.4354422
- Забелин Д.А., Плащевая Е.В., Ланина С.Ю. Диалоговый чат-бот ChatGPT в образовании: проблемы и возможности // Преподаватель XXI век. 2023. № 4-1. С. 94-102. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-4-94-102, https://elibrary.ru/xidlwu
- Аристова А.С., Безносюк Ю.С., Ведикер П.К., Воронович Н.Е. Использование чат-ботов в образовательном процессе // Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: 2 Междунар. конф. Екатеринбург, 2020. С. 95-99. https://elibrary.ru/knvroa
- Сазыкина Н.А., Кошкаров А.В. Анализ современного состояния веб-приложений виртуального цифрового помощника для университета // Вестник науки. 2020. Т. 1. № 3 (24). С. 82-84. https://elibrary.ru/njspya
- Другова Е.А., Журавлева И.И., Захарова У.С., Сотникова В.Е., Яковлева К.И. Искусственный интеллект для учебной аналитики и этапы педагогического проектирования: обзор решений // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 107-153. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-107-153, https://elibrary.ru/byfffx
- Sandoval Z. Design and implementation of a chatbot in online higher education settings // Issues in Information Systems. 2018. Vol. 19. № 4. P. 44-52. https://doi.org/10.48009/4.iis.2018.44-52
- Okonkwo C.W., Ade-Ibijola A. Chatbots applications in education: a systematic review // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2021. Vol. 2. Art. 100033. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2021.100033, https://elibrary.ru/tauolg
- Шилова С.А., Крючкова А.А. Лингводидактический потенциал чат-ботов // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов 13 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Саратов, 2021. С. 389-393. https://elibrary.ru/doripx
- Stokel-Walker C., Van Noorden R. What ChatGPT and generative AI mean for science // Nature. 2023. Vol. 614. № 7947. P. 214-216. https://doi.org/10.1038/d41586-023-00340-6, https://elibrary.ru/vreljm
- Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года по обществознанию. Москва, 2024. 35 с.
- Ерицян Г.Р. Анализ основных особенностей подготовки учащихся к прохождению государственной итоговой аттестации // Актуальные научные исследования: сб. ст. 17 Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2024. С. 234-236. https://elibrary.ru/xuykkn
- Богатырева Ю.И., Гончаров К.Г., Родионова О.В. Направления решения проблемы недостаточной подготовки школьников к ЕГЭ по информатике в Тульской области // Педагогическая информатика. 2023. № 4. С. 38-48. https://elibrary.ru/honudz
- Куликова Н.Ю., Данильчук Е.В., Малова А.И. Обучение информатике в образовательных онлайнсообществах школьников с использованием чат-ботов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 9 (172). C. 25-33. https://elibrary.ru/pvhkch.
Дополнительные файлы
