Оценка эффективности внедрения чат-бота как цифрового образовательного помощника для родителей и учащихся в контексте подготовки к стандартизированным тестам

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. В условиях цифровизации образования учащиеся и родители сталкиваются с дефицитом структурированной, достоверной и оперативной информации при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. На основе данных анкетирования, тестирования и анализа пользовательской обратной связи доказано, что чат-бот значительно повышает доступность информации, снижает уровень стресса и улучшает качество подготовки. Цель исследования – оценить эффективность внедрения чат-бота как цифрового помощника для родителей и учащихся Тамбовской области.Методы исследования. Использовался комплексный подход, сочетающий количественные и качественные методы для оценки эффективности чат-бота: анкетирование целевой аудитории, анализ существующих образовательных ресурсов, разработка чат-бота, эмпирическое исследование и статистическая обработка данных.Результаты исследования. Чат-бот продемонстрировал высокую эффективность в устранении основных трудностей, выявленных на этапе анкетирования. Увеличилось доверие к информации от чат-бота, так как он использует исключительно официальные источники (ФИПИ, Рособрнадзор). Результаты тестирования чат-бота показали, что 91,2 % учащихся 9 классов и 93,8 % 11 классов отмечают успешность выполнения запросов. Индекс NPS составляет 74–78 %, что свидетельствует о готовности рекомендовать сервис.Выводы. Внедрение чат-бота как цифрового образовательного помощника для родителей и учащихся Тамбовской области является перспективным направлением в развитии региональной системы образования. Тщательная оценка эффективности этого инструмента позволила не только подтвердить его полезность, но и выявить пути для дальнейшего совершенствования, делая подготовку к ЕГЭ и ОГЭ более доступной.

Об авторах

Л. П. Хабарова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»

Email: urimm@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0003-6298-2513

кандидат педагогических наук, старший преподаватель

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106

Н. А. Гунина

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»

Email: natalya_gunina@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-6570-4872

кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой «Иностранные языки и профессиональная коммуникация»

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106

Е. Ю. Воякина

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: natalya_gunina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7186-694X

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация»

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106

Список литературы

  1. Winkler R., Soellner M. Unleashing the potential of chatbots in education: a state-of-the-art analysis // Academy of Management Annual Meeting Proceedings. 2018. Vol. 1. P. 15903. https://doi.org/10.5465/AMBPP.2018.15903abstract
  2. Kuhail M.A., Alturki N., Alramlawi S. et al. Interacting with educational chatbots: A systematic review // Education and Information Technologies. 2023. Vol. 28. P. 973-1018. https://doi.org/10.1007/s10639-022-11177-3, https://elibrary.ru/fitfon
  3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Интеграция технологий искусственного интеллекта в лингвометодическую подготовку будущих учителей иностранного языка // Язык и культура. 2025. № 69. С. 204-219. https://doi.org/10.17223/19996195/69/10, https://elibrary.ru/guzvbi
  4. Гаркуша Н.С., Городова Ю.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 1. С. 6-23. https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.001, https://elibrary.ru/nbbirg
  5. Zavatsky-Richter O. Systematic review of research on the use of artificial intelligence in higher education – where are the teachers? // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2019. Vol. 16. № 1. P. 1-27. https://doi.org/10.1186/s41239-019-0171-0, https://elibrary.ru/hqoqky
  6. Федорова С.Н., Голикова Н.Д. Цифровой помощник в образовательном процессе: результаты анкетирования студентов // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 3. С. 369- 378. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-3-369-378, https://elibrary.ru/yrqvwr
  7. Сысоев П.В., Ивченко М.И. Формирование иноязычных фонетических навыков речи обучающихся на основе инструментов искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2025. № 2 (74). С. 600-614. https://doi.org/10.32744/pse.2025.2.38, https://elibrary.ru/jrddjj
  8. Черкасова Е.А. Эксперимент по дифференцированному обучению студентов технического вуза английской грамматике посредством учебного взаимодействия с чат-ботом с генеративным ИИ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 5. С. 1239-1247. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1239-1247, https://elibrary.ru/cqsvks
  9. Лобеева П.И. Дидактический потенциал использования чат-ботов при изучении фразовых глаголов английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1467-1476. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1467-1476, https://elibrary.ru/fmyeoc
  10. Nguyen T.M. EFL Teachers’ perspectives toward the use of chatGPT in writing classes: a case study at Van Lang University // International Journal of Language Instruction. 2023. № 2 (3). P. 1-47. https://doi.org/10.54855/ijli.23231
  11. Евстигнеев М.Н. Учебная автономия в контексте развития и распространения технологий искусственного интеллекта в языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 13-21. https://elibrary.ru/artmrn
  12. Харламенко И.В., Воног В.В. Развитие ИКТ-компетенции педагога в области искусственного интеллекта на примере применения чат-ботов в иноязычном обучении // Информационное общество. 2025. № 2. С. 111-118. https://doi.org/10.52605/16059921_2025_02_m, https://elibrary.ru/hmyjml
  13. Lo K.K. What is the impact of chatGPT on education? A brief literature review // Educational Sciences. 2023. Vol. 13. № 4. P. 1-15. https://doi.org/10.3390/educsci13040410, https://elibrary.ru/lpodca
  14. Zhai X. ChatGPT User Experience: Implications for Education // SSRN. 2023. P. 1-18. http://doi.org/10.2139/ssrn.4312418
  15. Токтарова В.И., Попова О.Г., Сагдуллина И.И., Белянин В.А. Технологии искусственного интеллекта в практике современного высшего образования // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 2. С. 210-220. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-2-210-220, https://elibrary.ru/wuxcny
  16. Mhlanga D. Open AI in education, responsible and ethical use of chatGPT for lifelong learning // SSRN. 2023. P. 1-19. http://doi.org/10.2139/ssrn.4354422
  17. Забелин Д.А., Плащевая Е.В., Ланина С.Ю. Диалоговый чат-бот ChatGPT в образовании: проблемы и возможности // Преподаватель XXI век. 2023. № 4-1. С. 94-102. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-4-94-102, https://elibrary.ru/xidlwu
  18. Аристова А.С., Безносюк Ю.С., Ведикер П.К., Воронович Н.Е. Использование чат-ботов в образовательном процессе // Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: 2 Междунар. конф. Екатеринбург, 2020. С. 95-99. https://elibrary.ru/knvroa
  19. Сазыкина Н.А., Кошкаров А.В. Анализ современного состояния веб-приложений виртуального цифрового помощника для университета // Вестник науки. 2020. Т. 1. № 3 (24). С. 82-84. https://elibrary.ru/njspya
  20. Другова Е.А., Журавлева И.И., Захарова У.С., Сотникова В.Е., Яковлева К.И. Искусственный интеллект для учебной аналитики и этапы педагогического проектирования: обзор решений // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 107-153. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-107-153, https://elibrary.ru/byfffx
  21. Sandoval Z. Design and implementation of a chatbot in online higher education settings // Issues in Information Systems. 2018. Vol. 19. № 4. P. 44-52. https://doi.org/10.48009/4.iis.2018.44-52
  22. Okonkwo C.W., Ade-Ibijola A. Chatbots applications in education: a systematic review // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2021. Vol. 2. Art. 100033. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2021.100033, https://elibrary.ru/tauolg
  23. Шилова С.А., Крючкова А.А. Лингводидактический потенциал чат-ботов // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов 13 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Саратов, 2021. С. 389-393. https://elibrary.ru/doripx
  24. Stokel-Walker C., Van Noorden R. What ChatGPT and generative AI mean for science // Nature. 2023. Vol. 614. № 7947. P. 214-216. https://doi.org/10.1038/d41586-023-00340-6, https://elibrary.ru/vreljm
  25. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года по обществознанию. Москва, 2024. 35 с.
  26. Ерицян Г.Р. Анализ основных особенностей подготовки учащихся к прохождению государственной итоговой аттестации // Актуальные научные исследования: сб. ст. 17 Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2024. С. 234-236. https://elibrary.ru/xuykkn
  27. Богатырева Ю.И., Гончаров К.Г., Родионова О.В. Направления решения проблемы недостаточной подготовки школьников к ЕГЭ по информатике в Тульской области // Педагогическая информатика. 2023. № 4. С. 38-48. https://elibrary.ru/honudz
  28. Куликова Н.Ю., Данильчук Е.В., Малова А.И. Обучение информатике в образовательных онлайнсообществах школьников с использованием чат-ботов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 9 (172). C. 25-33. https://elibrary.ru/pvhkch.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».