Современные подходы к социально-педагогической поддержке детей-инвалидов и их семей
- Авторы: Болдина М.А.1, Деева Е.В.1, Шадский О.Г.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 25, № 188 (2020)
- Страницы: 87-96
- Раздел: ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298868
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-87-96
- ID: 298868
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрены современные подходы к социально-педагогической поддержке детей-инвалидов и их семей. С опорой на современные статистические данные и анализ их динамики за последние годы указано на ухудшение ситуации с детской инвалидностью в Российской Федерации, что неизбежно актуализирует социальную политику государства в этой сфере. Проанализирована нормативная правовая база признания ребенка инвалидом и его последующей социальной защиты. Сделан обоснованный вывод о недостаточности исключительно законодательного подхода к социальной поддержке ребенка-инвалида. Определено, что дети-инвалиды – это дети, имеющие различные психические и физические отклонения, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Дети-инвалиды, как социальная категория, нуждаются в социальной защите, помощи, поддержке. Ведущую роль в воспитании, социализации, удовлетворении потребностей, образовании, профориентации ребенка с проблемами развития играет семья. Выявлены особенности, функции, проблемы семьи ребенка-инвалида. Мероприятия по оказанию помощи родителям в воспитании ребенка-инвалида являются одним из важнейших направлений социально-педагогической поддержки. Проанализированы понятия «социальная поддержка», «социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов». Сформулировано определение социально-педагогической поддержки, рассматриваемой как комплекс мер, направленных на: социальное и коммуникативное развитие детей; развитие познавательных умственных процессов у детей-инвалидов; физическое развитие детей-инвалидов и эмоционально-волевое развитие. Сделан вывод о том, что правильно организованная социально-педагогическая поддержка эффективно помогает детям-инвалидам приобретать качества, необходимые для их функционирования в обществе, развивать социальную коммуникацию, получать образование.
Об авторах
М. А. Болдина
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: marina_boldina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4135-8386
Болдина Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы Педагогического института
Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Е. В. Деева
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: deeva1707@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-9968-1341
Деева Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы Педагогического института
Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33О. Г. Шадский
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: olegshadsky@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1878-1506
Шадский Олег Германович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Института права и национальной безопасности
Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Болдина М.А., Деева Е.В., Шадский О.Г. Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в семье. Тамбов, 2018.
- Приемская Е. Право заработать: в России просят сохранить пособия для работающих родителей детей-инвалидов // Известия. URL: https://iz.ru/1029837/evgeniia-priemskaia/pravo-zarabotat-v-rossii-prosiat-sokhranit-posobiia-dlia-rabotaiushchikh-roditelei-detei-invalidov (дата обращения: 02.07.2020).
- Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов, 2003.
- Болдина М.А., Деева Е.В. Сущность социально-педагогической поддержки семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями // Актуальные проблемы социальной сферы: теория и практика: материалы 2 Всерос. науч.-практ. семинара. Тамбов, 2019. С. 69-73.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / под ред. В.И. Селиверстова. М., 2003. 408 с.
- Цинченко Г.М. Государственная политика по поддержке семей с детьми-инвалидами // Социальное управление. 2018. № 1 (50). С. 43-51.
- Дараселия Е.В., Каплюк М.А., Луценко Е.С. Правовые основы защиты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ростов н/Д., 2017. 120 с.
- Социальная работа с инвалидами / под ред. Н.Ф. Басова. М., 2018. 363 с.
- Естемесова Ж.Т. Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы и перспективы развития образования: материалы 3 Междунар. науч. конф. Пермь, 2013. С. 147-149.
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2017. 817 с.
- Рыжова О.С. Сущность и специфика социально-педагогических технологий работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки. 2014. № 4. Статья 44.
Дополнительные файлы




