Школьный музей как средство реализации инновационного проекта «Базовые школы Российской академии наук»
- Авторы: Махрачев Г.С.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 25, № 186 (2020)
- Страницы: 234-242
- Раздел: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298646
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-234-242
- ID: 298646
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрен опыт использования музейной педагогики для реализации инновационного проекта «Базовые школы Российской академии наук». Ключевой целью проекта является выявление и привлечение талантливой молодежи в научную сферу. Школьный музей может стать местом знакомства учеников с методами поисково-исследовательской работы, способствовать развитию критического мышления и, как следствие, дальнейшей реализации в профессиональной сфере. На основе анализа опыта работы музея военно-исторической славы выпускников школы и партизан-тамбовцев МАОУ «Лицей № 6» удалось выделить 4 этапа реализации проекта. В первую очередь, с помощью творческих заданий и игровых методов необходимо сформировать у учащихся мотивацию к занятию поисково-исследовательской работой. Следующий этап предполагает создание дополнительных возможностей для научной самореализации. Из наиболее заинтересованных учеников формируется творческое объединение, которое занимается такими видами деятельности, как музееведческая, источниковедческая, художественно-техническая и историческая. Здесь педагогу необходимо активно внедрять проектный метод работы. Можно приглашать ученых и специалистов с лекциями и мастер-классами, чтобы ученики больше узнали об особенностях научной работы. Третий этап подразумевает включение музейных уроков в образовательный процесс, причем для организации подобных уроков следует привлекать членов творческого объединения. В заключение: не стоит забывать и о важности популяризации музея в общественной среде через официальный сайт, средства массовой информации, научные издания, массовые мероприятия и экскурсии для гостей школы.
Ключевые слова
Об авторах
Г. С. Махрачев
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: makhrachev.zhora@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8279-243X
сотрудник лаборатории социальной истории
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.: РИК, 2001. 223 с.
- Музееведение. Музеи исторического профиля / под ред. Г.К. Левыкина, В. Хербста. М.: Высш. шк., 1998. 431 с.
- Медведева Е.Б. Музейная педагогика в Германии и России: история и современность. М.: АПРИКТ, 2003. 92 с.
- Столяров Б.А. Педагогика художественного музея. От истоков до современности. СПб.: Спец. лит., 1999. 222 с.
- Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высш. шк., 2004. 216 с.
- Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2007.
- Дерябина Ю.Г. Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2008.
- Соколова М.В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2000.
- Асташкин С.В. Музейная педагогика в патриотическом воспитании учащихся школы // Дискуссия. 2017. № 3 (77). С. 68-72.
- Глозман Е.С. Методика музейной педагогики в школе как уникальная воспитывающая и развивающая среда // Наука и школа. 2009. № 5. С. 22-25.
- Кондакова Е.П. Основы классификации форм, методов и средств музейной педагогики с позиции учебно-воспитательного процесса // Инновации в образовании. 2014. № 10. С. 47-61.
- Махрачев С.Ф. История музейного дела в Тамбовской области. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Дер-жавина, 2005. 156 с.
- Школьные музеи. Аннотированный каталог / сост. Л.М. Фомина. Тамбов: Тамбовский вестник, 2006. 64 с.
- Будюкина Н.Н., Махрачев С.Ф., Фомина Л.М. Музей образовательного учреждения: вопросы организации, формы, методы, перспективы. Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. 53 с.
- Махрачев С.Ф., Фомина Л.М. Школьный музей. Методические рекомендации по созданию музея в образовательном учреждении. Тамбов: ТОИПКРО, 2007. 32 с.
- Столяров Б.А. Музей в пространстве художественного образования: проблемные аспекты взаимодействия // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 8 (94). С. 37-45.
- Золотарева Н.А. Эх, дорожка фронтовая… // Информационное агентство «Тамбовский РЕПОРТЕР». URL: https://tmbreport.ru/jeh-dorozhka-frontovaja/ (дата обращения: 01.12.2019).
Дополнительные файлы
