Формирование профессиональной межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции студентов направления подготовки «Агроинженерия» в условиях интегрированного предметно-языкового обучения
- Авторы: Байдикова Т.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I»
- Выпуск: Том 25, № 186 (2020)
- Страницы: 64-76
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В АГРАРНОМ ВУЗЕ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298628
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-64-76
- ID: 298628
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Работа посвящена определению цели обучения профессиональному иностранному языку студентов аграрного вуза в условиях интегрированного предметно-языкового обучения. На основе изучения истории вопроса определения целей обучения иностранному языку на разных этапах сделано заключение, что основным результатом обучения должно стать формирование профессиональной межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Под этим видом компетенции в работе понимается способность и готовность студентов аграрного вуза использовать иностранный язык как средство профессионального общения с представителями разных стран и культур с учетом специфики межкультурного взаимодействия, а также средство познания и профессионального развития. В структурном плане межкультурная профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя три блока: профессиональный, межкультурный и иноязычный коммуникативный. Иноязычная коммуникативная компетенция представляет способность и готовность студентов использовать иностранный язык как средство общения, познания и развития. Она будет отражать профессиональную направленность обучения и включать лингвистический, речевой, социокультурный, компенсаторный и учебно-познавательный компоненты. Межкультурная компетенция представляет способность и готовность взаимодействия с представителями разных стран и культур, направленную на установление профессиональных межкультурных контактов, разрешение конфликтных ситуаций в сфере межкультурного общения, достижение целей межкультурного взаимодействия. Все эти три блока профессиональной межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции существуют отдельно лишь для описательных целей и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Также рассмотрена профессиональная иноязычная коммуникативная компетентность как уровневая категория, состоящая из ценностно-мотивационного, когнитивного, коммуникативного и рефлексивного компонентов. Подробно описаны каждый из компонентов.
Об авторах
Т. В. Байдикова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I»
Автор, ответственный за переписку.
Email: november22@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-2821-8250
старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков
394087, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1Список литературы
- Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Vol. 1. № 1. P. 1-47.
- Canale M. From communicative competence to communicative language pedagogy // Language and Communication / eds. by J.C. Richards, R.W. Schmidt. L.: Longman Publ., 1983. P. 2-27.
- Ek van J.A. Objectives for Foreign Language Learning. Strasbourg: Council of Europe, 1986.
- Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. C. 5-7.
- Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 1. С. 3-7.
- Byram M. Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence. Clevedon: Multilingual Matters, 1997.
- Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2016. 52 с.
- Токмакова Ю.В. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов в качестве цели обучения иностранному языку в аграрном вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25. № 185. С. 107-118. doi: 10.20310/1810-0201-2020-25-185-107-118
- Барышников Н.В. Профессиональная межкультурная коммуникация с акцентом // Язык и культура. 2020. № 49. С. 175-185.
- Барышникова О.В. Межкультурная профессиональная коммуникативная компетенция как составляющая профессиональной подготовки бакалавра в техническом вузе // Вестник МГЛУ. 2013. № 3 (663). С. 9-17.
- Черняева И.В. Межкультурный компонент профессиональной коммуникативной компетенции бакалавра по профилю «Информационная безопасность» // Среднее профессиональное образование. 2016. № 8. С. 51-54.
- Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 1965.
- Hymes D.Н. On communicative competence // Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972.
- Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. (2nd edition). N. Y.: McGraw-Hill, 1997.
- Rivers W. From linguistic competence to communicative competence // TESOL Quarterly. 1973. № 5. P. 71-81.
- Neuner G. The role of sociocultural competence in foreign language teaching and learning // Language Teaching. 1996. Vol. 29. № 4. P. 234-239. doi: 10.1017/S0261444800008545
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996.
- Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: теория и практика. М.: Глосса-пресс, 2008.
- Сысоев П.В. Основные положения коммуникативно-этнографического подхода к обучению иностранному языку и культуре // Язык и культура. 2014. № 4 (28). С. 184-202.
- Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки. М.: ИНИОН РАН, 2003.
- Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции средствами электронно-почтовой группы (английский язык, профильный уровень): автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2008.
- Сысоев П.В. Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимодействию в условиях «диалога культур» и «не-диалога культур» // Язык и культура. 2018. № 43. С. 261-281.
- Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.
- Самойлова Е.С. Обучение иностранному языку как фактор формирования профессиональной компетентности экономиста: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2004.
- Егошина Е.М. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза на основе билингвального сопоставления русского и английского языков: автореф. дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2010.
- Хахулина Л.К. Межкультурная профессиональная коммуникативная компетенция как философская и педагогическая проблема // Педагогический ИМИДЖ. 2016. № 2 (31). С. 97-100.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков (языковой вуз): дис. … д-ра пед. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1994.
- Дикова Е.С. Содержание и структура межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 2 (20). С. 65-69.
- Краснова М.А. Формирование профессиональной межкультурной коммуникативной компетенции при обучении будущих переводчиков // Язык. Культура. Коммуникация. 2018. № 21. С. 109-115.
Дополнительные файлы
