Формирование языковой компетентности как условие речевого развития старших дошкольников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследована проблема формирования языковой компетентности детей старшего дошкольного возраста. Отмечено, что формирование языковой компетентности является одним из условий развития личности дошкольника, основой подготовки к обучению в школе. Овладение детьми различными типами связного высказывания предполагает не просто знание особенностей построения текстов различных по структурно-языковым характеристикам, но умение применять эти знания в различных ситуациях коммуникативного взаимодействия. Определены особенности представлений дошкольников о правилах создания описания и умения самостоятельно его составлять. В ходе проведенного исследования выяснилось, что у большинства детей старшего дошкольного возраста отсутствуют представления о специфике описания. Дети не дифференцируют тексты, не могут четко объяснить разницу между рассказом и описанием, не понимают значения качественного описания для решения коммуникативных задач. Это сказывается и на собственных описаниях детей. Описания детей короткие, слабо структурированные, малоинформативные, изобилующие ошибками как в последовательности передачи мысли, так и в оформлении мысли средствами языка. Раскрыта технология формирования языковой компетентности. Она представлена в соответствии с этапами речевой деятельности: раскрыто содержание мотивационного этапа, этапа планирования (замысла) описательного высказывания, реализации замысла и контроля за качеством произведенного высказывания.

Об авторах

О. В. Ефимова

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»

Email: olga65-25-10@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4112-3739

старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования

432071, Российская Федерация, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5

Л. Г. Шадрина

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»

Автор, ответственный за переписку.
Email: shadrina2007@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0636-6631

кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования

432071, Российская Федерация, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5

Список литературы

  1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.
  2. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / сост. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. М.: Компания Спутник+, 2006. 191 с.
  3. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург:, 1992. 92 с.
  4. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: Вопросы образования. 1988. № 1. С. 27-34.
  5. Божович Е.Д. Структура, динамика и механизмы развития языковой компетенции школьников // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5. С. 42-52.
  6. Дружинина М.В., Дергаева С.С., Найденова И.Н. Проблема дидактического обеспечения формирования языковой компетентности у студентов университета // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 5. С. 123-128.
  7. Жданова Е.Ю. Языковая компетентность как основа самостоятельной научно-исследовательской работы студентов // Вектор науки ТГУ. 2015. № 2 (32-1). С. 161-165.
  8. Ушакова О.С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема // Педагогическое образование в России. 2011. № 12. С. 5-13.
  9. Смольникова Н.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2011. № 12. С. 21-24.
  10. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетенции личности в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2011. № 12. С. 13-17.
  11. Галкина И.А. Технология формирования коммуникативной деятельности на основе построения разных типов текста в условиях «Детский сад – открытая система» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 63-65.
  12. Грешных А.А., Рева Ю.В., Яхонтова О.Н. Применение методов проблемного обучения в преподавании учебных дисциплин // Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России. 2020. № 4. С. 207-210.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».