Принципы обучения иноязычному межкультурному взаимодействию студентов на основе кейс-метода
- Авторы: Данилин Р.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»
- Выпуск: Том 26, № 194 (2021)
- Страницы: 77-84
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298443
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-77-84
- ID: 298443
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Кейс-метод – это один из методов проблемного обучения, заключающихся в решении студентами проблемной ситуации или кейса. Изучение и обсуждение кейса, а также подготовка и презентация решения проблемы происходит на иностранном языке. Особую актуальность приобретает решение студентами кейсов, содержащих культурные конфликты. В этом ракурсе использование кейсов на занятиях по иностранному языку будет способствовать развитию у студентов умений иноязычного межкультурного взаимодействия. Эффективность соответствующей методики обучения иноязычному межкультурному взаимодействию студентов на основе кейс-метода находится в прямой зависимости от выбранных общедидактических и методических подходов к обучению, которые, в свою очередь, реализуются посредством принципов. В качестве методологической основы обучения в данном исследовании выступают компетентностный, системный, личностно-деятельностный, социокультурный, межкультурный, поликультурный и коммуникативно-этнографический подходы. Данные подходы на практике реализуются посредством принципов, на основе которых осуществляется отбор предметно-тематического содержания обучения и разработка системы проблемный культуроведческих заданий. Подробно описаны следующие принципы обучения: принцип сознательности и активности, принцип доступности и посильности, принцип системности, принцип индивидуализации обучения, принцип функциональности, принцип речевой направленности обучения, принцип диалога культур, принцип дидактической культуросообразности, принцип культурной вариативности, принцип культурной рефлексии, принцип доминирования проблемных культуроведческих заданий.
Ключевые слова
Об авторах
Р. А. Данилин
ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: danilin_roman@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1478-2432
ассистент кафедры иностранных языков и методики их препода-вания
393760, Российская Федерация, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101Список литературы
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996.
- Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. № 3. С. 17-24.
- Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 12-18.
- Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование // Иностранные языки в школе. 2006. № 4. С. 2-14.
- Данилин Р.А. Подходы к обучению студентов иноязычному межкультурному взаимодействию на основе кейс-метода // Державинский форум. Тамбов, 2021. № 3. С. 125-133.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Рус. яз., 1985.
- Соловова Е.Н. Методика обучения английскому языку. М.: Просвещение, 2002.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., 1959.
- Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. М., 1979.
- Библер В.С. Культура. Диалог культур: опыт определений // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.
- Библер В.С. М.М. Бахтин, или поэтика культуры. М., 1991.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк: Изд-во ЛГПИ, 1998.
- Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: теория и практика. М.: Глосса-пресс, 2008.
- Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.
- Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. М.: Еврошкола, 2001.
- Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования. М.: Еврошкола, 2003.
Дополнительные файлы
