Особенности формирования и подъема отечественного скрипичного педагогического искусства от Л. Ауэра до Ю. Янкелевича
- Авторы: Габриэлян Н.З.1
-
Учреждения:
- ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»
- Выпуск: Том 26, № 191 (2021)
- Страницы: 116-122
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298365
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-116-122
- ID: 298365
Цитировать
Полный текст
Аннотация
. Работа посвящена формированию и подъему отечественного скрипичного педагогического искусства периода от Л. Ауэра до Ю. Янкелевича. В качестве научных источников были рассмотрены труды как самих педагогов-скрипачей и их современников XX века (Л. Ауэр, В. Григорьев, Л. Мордкович, А. Ямпольский, Ю. Янкелевич), так и новейшие исследования в области истории скрипичного искусства и педагогики (И. Лежнева, А. Мишарина, А. Нургаянов, Е. Сафонова, Т. Суханова). Несмотря на достаточное освящение различных вопросов отечественной скрипичной школы в литературе, актуальность данной тематики определяется необходимостью выделения факторов подъема отечественной скрипичной школы в целом и определения характерных методических направлений и педагогических тенденций указанного исторического периода в частности. Указанные Л. Ауэром принципы, направленные на формирование индивидуальной исполнительской манеры, и интерпретаторское направление в скрипичном исполнительстве были развиты и дополнены его последователями, среди которых основополагающее значение имела деятельность А. Ямпольского. Формирование системы музыкального образования за счет грамотно выстроенной политики государства и деятельности частных лиц и организаций, взаимовлияние тандема «композитор – исполнитель» также способствовало росту интереса к скрипичному искусству. Сделан вывод о том, что тесная преемственность педагогических, методических и исполнительских принципов в сочетании с новаторскими методами обучения привели к расцвету скрипичной школы, что было подкреплено поддержкой государства и тесным взаимодействием исполнителей и композиторов.
Об авторах
Н. З. Габриэлян
ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»
Автор, ответственный за переписку.
Email: gabriel.nick@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0094-4071
преподаватель кафедры музыкально-исполнительского искусства, заслуженный работник культуры РФ
308033, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Королева, 7Список литературы
- Григорьев В.Ю. Принципы скрипичной школы Леопольда Ауэра // Из истории музыкальной жизни России (ХVIII–ХIХ вв.). М.: Изд-во МГК им. П.И. Чайковского, 1990. С. 84-97.
- Григорьев В.Ю. Исполнительское искусство: состояние, некоторые перспективы // Музыкальное исполнительство и современность / сост. В.Ю. Григорьев. М.: Изд-во МГК им. П.И. Чайковского, 1997. Вып. 2. C. 15-25.
- Мордкович Л.М. Изучая педагогическое наследие П.С. Столярского // Вопросы методики начального музыкального образования / ред.-сост. В. Руденко, В. Натансон. М.: Музыка, 1981. С. 40-50.
- Ямпольский И. Русское скрипичное искусство. Л.: Музыка, 1951. 516 с.
- Сафонова Е.Л. Скрипичная школа Московской консерватории: творческие традиции: исследование. М.: Проблемная науч.-исследов. лаборатория музыки и муз. образов. МГК им. П.И. Чайковского, 2002. 178 с.
- Суханова Т.Б. Творческие традиции московской скрипичной школы в период ее становления (1866–1922) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2009. № 1 (11). С. 58-64.
- Ямпольский А.И. О методе работы с учениками // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики: сб. ст. / под ред. С. Сапожникова и Е. Назайкинского. М.: Музыка, 1968. С. 6-21.
- Лежнева И.В. Отечественная скрипичная школа второй половины XX – начала XXI веков: пути развития в контексте исполнительских традиций: дис. … канд. искусствовед. наук. Н. Новгород, 2019. 312 с.
- Григорьев В.Ю. О взаимоотношении традиций и новаторства в скрипичной школе московской консерватории // Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства. М.: Изд-во МГК им. П.И. Чайковского, 1988. С. 3-4.
- Мишарина А.С., Нургаянов А.А. Традиции и наследие московской скрипичной школы в Казани // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: сб. тр. 6 Междунар. науч.-практ. конф. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. С. 182-187.
- Григорьев Ю. Скрипачи, альтисты и виолончелисты. Дирижеры // Русская музыка и ХХ век. М., 1997. С. 723-777.
Дополнительные файлы
