Обучение написанию академических текстов аспирантов гуманитарного профиля: билингвальный подход
- Авторы: Абрамова И.Е.1, Ананьина А.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
- Выпуск: Том 28, № 3 (2023)
- Страницы: 625-633
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/297971
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-625-633
- ID: 297971
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. В системе российского высшего образования важное место занимает подготовка будущих специалистов к публикации результатов своих научных исследований в зарубежных журналах. Поэтому на разных уровнях обучения сохраняется потребность в формировании иноязычных компетенций в области академического письма, и поиск соответствующих эффективных методик остается актуальным. Цель исследования – оценить целесообразность использования билингвального подхода с опорой на родной язык при обучении аспирантов гуманитарного профиля созданию качественных научных текстов (на примере введения к англоязычной научной статье).Методы исследования. На основе анализа научной литературы выявлены основные недостатки монолингвального подхода, широко используемого при обучении академическому письму, а также преимущества применения для этих целей билингвального подхода с опорой на родной язык. Сконструирована модель обучения аспирантов гуманитарных направлений написанию введения к англоязычной научной статье, описаны этапы ее реализации, разработаны соответствующие критерии оценивания.Результаты исследования. По завершении экспериментального обучения все аспиранты успешно выполнили поставленную перед ними задачу в области академического письма. Были выявлены проблемные аспекты, требующие дальнейшего совершенствования методик преподавания: нарушение абзацной структуры текста, недостаточно эффективное использование лексических маркеров, позволяющих отслеживать логическую последовательность изложения информации, перенос типично русских слов и выражений в англоязычный научный текст.Выводы. Билингвальное обучение с опорой на родной язык позволяет обучающимся эффективно преодолеть академический и лингвострановедческий барьеры и повысить свою компетентность в области академического письма.
Об авторах
И. Е. Абрамова
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
Email: lapucherabr@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1263-3599
доктор филологических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования
185910, Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, просп. Ленина, 33А. В. Ананьина
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: ananyinastya@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0001-5488-8162
старший преподаватель
185910, Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, просп. Ленина, 33Список литературы
- Curry M.J., Lillis T. Multilingualism in academic writing for publication: Putting English in its place // Language Teaching. 2022. P. 1-14. https://doi.org/10.1017/S0261444822000040
- Прокопчук А.Р., Гаврилова Е.А., Удалова Н.В. Реализация монолингвального метода в обучении иностранному языку студентов неязыковых факультетов // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 220-225. https://elibrary.ru/qjitnf
- Ginting D., Barella Y. Academic writing centers and the teaching of academic writing at colleges: Literature review // Journal of Education and Learning (EduLearn). 2022. Vol. 16. № 3. P. 350-356. https://doi.org/10.11591/edulearn.v16i3.20473
- Russian English: History, functions, features / eds. Z.G. Proshina, A.A. Eddy. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. 328 p. https://doi.org/10.1017/CBO9781139683623
- Parmegiani A. Translanguaging in a bilingual writing programme: the mother tongue as a resource for academic success in a second language // Language Culture and Curriculum. 2022. Vol. 35. № 3. P. 290-302. https://doi.org/10.1080/07908318.2022.2050742
- Sugiharto S. Impacts of bilinguality on students’ academic writing skill: Additional evidence // Indonesian Journal of Applied Linguistics. 2015. Vol. 5. № 1. P. 63-69. https://doi.org/10.17509/ijal.v5i1.832
- Nagashima Y., Lawrence L. De-nativizing academic writing in Japanese ELT: Toward a translingual approach // Journal of Research Institute. 2021. Vol. 62. P. 41-61. URL: http://id.nii.ac.jp/1085/00002433/ (accessed: 28.12.2022).
- Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Учебный билингвизм: вчера, сегодня и завтра // Язык и культура. 2017. № 37. С. 185-204. https://doi.org/10.17223/19996195/37/13, https://elibrary.ru/zuquiz
- Кушнырь Л.А. Методы обучения иностранному языку студентов естественнонаучного направления подготовки: от билингвального до монолингвального // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 537-546. https://elibrary.ru/donaeh
- Busse C., August E. How to write and publish a research paper for a peer-reviewed journal // Journal of Cancer Education. 2021. Vol. 36. № 5. P. 909-913. https://doi.org/10.1007/s13187-020-01751-z
Дополнительные файлы
