Целевые ориентиры формирования проектной активности учащихся в условиях профильного обучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В представленном исследовании определена необходимость развития проектной активности обучающихся в современной профессионально ориентированной старшей школе, а также выявлены ее целевые ориентиры, которые позволяют отследить эффективность педагогической деятельности и личностного развития обучающегося. Среди научных подходов преимущественным выделен практико-ориентированный подход Д. Дьюи и концепция «открытой» школы Т.С. Шацкого, нашедшие применение и развитие в современном научном психологическом и педагогическом дискурсе. Критерии сформированности проектной активности: мотивационный, когнитивный, рациональный, личностный, перспективный позволили определить перечень показателей, которые возможно отслеживать посредством диагностического инструментария, что позволяет развивать полученные выводы экспериментально. Сделанные теоретические заключения подтверждались расчетом индекса целесообразности, а также экспертным опросом педагогов общеобразовательных организаций в количестве двадцати восьми человек. В целом проведенное исследование демонстрирует необходимость развития проектной активности обучающихся в образовательном процессе, а также конструирования процесса образования таким образом, чтобы личностное развитие обучающихся стало более масштабным, профессионально ориентированным и направленным на личностное развитие обучающихся. Представленные результаты могут применяться в процессе научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы в высших учебных заведениях.

Об авторах

О. А. Мосина

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Email: kuvshinovaoa@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3303-6387

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики

350910, Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 173

Э. И. Данильянц

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: danilyanc01@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7778-0672

старший преподаватель кафедры экономики и управления

352901, Российская Федерация, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Розы Люксембург, 159

Список литературы

  1. Алижанова Х.А. Профильная подготовка в системе образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 115-117. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00478, https://elibrary.ru/kjfwqr
  2. Орлова Е.А., Бегидова С.Н. Сущность проектной деятельности социальной направленности старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 2 (159). С. 52-56. https://elibrary.ru/tyyshh
  3. Goleman D. Emotional Intelligence. N. Y.: Bantam Books, 1995. 376 p. URL: https://archive.org/details/emotionalintell100gole/page/n11/mode/2up
  4. Абасов З.А. Проектирование и организация групповой работы учащихся на уроке // Наука и школа. 2009. № 6. С. 36-37. https://elibrary.ru/mwhcgf
  5. Ильин Г.Л. Основные положения проективного образования личности // Наука и школа. 2014. № 6. С. 92-97. https://elibrary.ru/tcvjhv
  6. Gangani N.Т., McLean G.N., Braden R.A. Competency-based human resource development strategy // Performance Improvement Quarterly. 2008. Vol. 19. Issue 1. P. 127-139. https://doi.org/10.1111/j.19378327.2006.tb00361.x
  7. McClelland D.C. The Achieving Society. N. Y.: D. Van Nostrand; Princeton, 1961. 514 p. URL: https://www.perlego.com/book/3019424/the-achieving-society-pdf
  8. Мосина О.А., Овакьян В.С. Положительное влияние познавательной активности на школьника из неблагополучной семьи // Актуальные вопросы педагогической науки и образования: сб. ст. по материалам авторских исследований / под ред. О.А. Мосиной. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2021. С. 130134. https://elibrary.ru/dzkzhr
  9. Саиева Л.Х. Проектная деятельность в воспитании социальной активности учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 271-272. https://elibrary.ru/lxgpkt
  10. Щербакова С.Г. Проекты на уроках химии: виды и возможности // Учебный год. 2019. № 1 (54). С. 70-71. https://elibrary.ru/zyrpqt
  11. Диривянкина О.В., Матайс М.И. Психологические барьеры и влияние внешних факторов на подростков в процессе социализации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-3. С. 68-71. https://elibrary.ru/xhcwev
  12. Абдулшехидова Х.Э. Познавательная активность младших школьников в проектной деятельности // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 12. С. 105-107. https://elibrary.ru/xilczz
  13. Ribe R., Vidal N. Project work. Step by Step. Oxford: Heinemann, 1993. 96 p. URL: https://rusneb.ru/catalog/002676_000027_IRKNB-RU_ИОГУНБ_HOBBIT_74.261.7Англ_R52-927111/
  14. Phillips D. Projects with Young Learners. Oxford: Oxford University Press, 1999. 180 p. URL: https://knigogid.ru/books/1497121-projects-with-young-learners/toread/fragment?update_page

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».