Цифровизация в практической подготовке студентов технических вузов
- Авторы: Тушакова З.Р.1, Чижикова Е.С.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
- Выпуск: Том 28, № 6 (2023)
- Страницы: 1376-1386
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/297876
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1376-1386
- ID: 297876
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Одна из ключевых задач производственной практики – опыт переноса знаний для самостоятельного решения новых задач. Моделирование производственных процессов в виртуальных лабораториях, VR-тренинги, блокчейн – можно рассматривать как технологии, направленные на формирование способности к переносу, анализу, систематизации данных. Цифровизация практической подготовки способна решить проблемы формирования нестандартного мышления, необходимости усиления ответственности обучающихся, зависимости квалификации специалиста от степени владения цифровыми технологиями. Возможности цифровых технологий, интеллектуальных информационных и обучающих систем в фокусе практической подготовки и развития мышления студентов образовали цель исследования.Материалы и методы. Проведен обзор информационных источников, систематизирован собственный опыт организации практической подготовки. Методом опроса исследованы отношение обучающихся к онлайн-взаимодействию, отношение предприятий к допуску практикантов на производственные объекты. Предложена модель процедуры оценивания и хранения результатов практики.Результаты исследования. Искусственный интеллект и автоматизация процессов смещают акценты обучения с алгоритмизируемой деятельности (чтение материала, составление плана текста, выборка ключевых идей и т. д.) на развитие специфических нестандартных умений – способности находить нестереотипное оптимальное решение, проводить экспертизу, применять знания в необычных условиях. При этом сокращение объемов предметного материала позволяет уделить больше внимания освоению нерутинных действий, автономии на рабочем месте, развитию проактивного отношения к профессии. Виртуальная модель технологического процесса позволяет в деталях увидеть любой элемент комплекса, при этом оператор VR воспринимает объект и формирует ответ. Анализ пространственного положения и состояния объекта, перенос имеющихся теоретических знаний в конкретную производственную ситуацию, формирование целостного восприятия объектов развивают и мышление, и практические навыки. Оценивание результатов практической подготовки студентов с применением блокчейна повышает оперативность процесса, делает надежной систему хранения данных.Выводы. Модернизация профессионального образования путем внедрения адаптивных и практико-ориентированных образовательных программ, алгоритмов обучения и оценивания на основе решений искусственного интеллекта обеспечит эффективную цифровую подготовку кадров.
Ключевые слова
Об авторах
З. Р. Тушакова
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Email: tushakovazr@tyuiu.ru
ORCID iD: 0000-0001-5083-508X
кандидат педагогических наук, доцент кафедры электроэнергетики
625000, Российская Федерация, г. Тюмень, ул. Володарского, 38Е. С. Чижикова
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: chizhikovaes@tyuiu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9212-4144
кандидат педагогических наук, доцент кафедры электроэнергетики
625000, Российская Федерация, г. Тюмень, ул. Володарского, 38Список литературы
- Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: НИУ Высш. шк. экономики, 2019. 344 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5, https://elibrary.ru/anygho
- Минин С. Чужие ошибки: как избежать провала цифровой трансформации бизнеса. 2018. 19 июня. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/363239-chuzhie-oshibki-kak-izbezhat-provala-cifrovoy-transformacii-biznesa (дата обращения: 20.06.2023).
- Уваров А.Ю. Об описании компетенций XXI в. // Образовательная политика. 2014. № 4 (66). С. 13-30. https://elibrary.ru/tmhveb
- Прутская Ю.А. Профессиональные цифровые компетенции кадров для интеграции в цифровое современное пространство // Кадры для цифровой экономики: новые векторы обучения взрослых. М.: Русайнс, 2022. С. 55-59. https://elibrary.ru/oxpbjh
- Бугрова О.С. Развитие цифровых технологий и роль освоения цифровых компетенций // Экономика и предпринимательство. 2022. № 5 (142). С. 56-60. https://doi.org/10.34925/EIP.2022.142.5.008, https://elibrary.ru/gzvpfe
- Березина Т.Н. Интеллект и креативность // Эдип. 2008. № 3. С. 92-101.
- Сорочинский П.В. Развитие некоторых параметров мышления средствами виртуальной реальности // Психология когнитивных процессов. 2017. № 6. С. 76-84. https://elibrary.ru/zoqlax
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. 218 с.
- Тушакова З.Р., Егорова Г.И. Креативные карты по химии для бакалавров химических направлений. Тюмень: ТИУ, 2016. 91 с. https://elibrary.ru/zewrnd
- Кряжева Е.В., Виноградская М.Ю. Теоретические подходы к развитию творческого технического мышления студентов вуза // Успехи современной науки и образования. 2017. № 10. С. 97-101. https://elibrary.ru/zxpudx
- Хохлова М.В., Лукашов С.В. Актуальные проблемы и направления деятельности вуза по организации производственной практики // Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом: сб. материалов 2 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.В. Козуб. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова, (филиал) ТюмГУ, 2020. С. 69-72. https://elibrary.ru/opmzrr
- Толстобоков О.Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения. М.: Мир науки, 2020. 72 с. https://elibrary.ru/peaoyg
- Ivushkina T.A. Involving students in online learning // Edulearn21: 13th International Conference on Education and New Learning Technologies. Valencia: IATED Academy, 2021. P. 11322-11326. https://elibrary.ru/srjrau
- Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Alisultanova E.D., Moiseenko N.A. Organized online learning of students in universities and schools: didactics and methodology // Propositos Y Representaciones. 2021. Vol. 9. № S3. P. e1181. https://doi.org/10.20511/pyr2021.v9nSPE3.1181, https://elibrary.ru/nsjejf
Дополнительные файлы
