Философская герменевтика и научно-педагогическая деятельность

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Поддержание непрерывного, равноправного диалога педагогов с философами является одним из условий достижения главной гуманитарно-образовательной цели – воспитание духовно-нравственной, всесторонне развитой, социально-ответственной личности. Научно-педагогической деятельность строится на основе некоторой системы философско-мировоззренческих идей, принципов и идеалов, которые обогащают и стимулируют развитие образовательной мысли и практики. В настоящее время в образовательной практике весьма востребован опыт философской герменевтики – одного из направлений западной мысли. Герменевтические теории оказывают влияние на становление и легитимацию особой науки – педагогической герменевтики. Принципы герменевтики все чаще используются в качестве теоретико-методологического базиса для обсуждения и критического осмысления традиционных педагогических проблем, таких как методика обучения и воспитания в области социально-гуманитарных наук, оценка качества образования, содержание и смысл педагогической деятельности. Идеи и положения герменевтики находят отклик в дискуссиях о качественных исследованиях. Герменевтика помогает осмыслить подлинные трудности интерпретации, с которыми сталкивается каждый индивид в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Цель исследования – раскрыть возможности применения опыта философской герменевтики в структуре научно-педагогической деятельности. Для достижения поставленной цели рассмотрены характерные черты и принципы герменевтики как философской традиции, проясняется когнитивный потенциал герменевтического подхода в научно-педагогической практике.Материалы и методы. Использованы следующие методы и подходы: 1) при помощи сравнительно-исторического метода выявлен процесс становления и развития философской герменевтики, осуществлен анализ ее концептуальной эволюции; 2) фундаментальный метод интерпретации использован для работы с текстами видных представителей философской герменевтики; 3) применение междисциплинарного подхода обусловлено сопряжением в исследовании различных областей знания: философии, педагогики, лингвистики, психологии; 4) на основе системного подхода обеспечено аналитическое описание прикладного аспекта философской герменевтики для педагогики. Историко-философская реконструкции идей и принципов герменевтики осуществлена на основе трудов Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера. Специфика герменевтической методологии осмыслена на фоне противоположной ей позитивистской методологии.Результаты исследования. Рассмотрен когнитивный потенциал герменевтического подхода в научно-педагогической практике. Отмечено, что данный подход обеспечивает преподавателя пониманием значения ключевых образовательных терминов, что помогает избегать ситуаций концептуальной путаницы в педагогической коммуникации. Понимание и интерпретация могут вызвать определенные затруднения у самих учащихся при их обращении к содержанию разнообразных текстов. В подобных случаях преподаватель должен выяснить причины возникающих затруднений, оказать помощь воспитанникам в их преодолении. Подчеркнуто, что герменевтика формирует специфический стиль мышления, имеющий отчетливо выраженную антипозитивистскую направленность. Широко распространенное мнение о преподавателе как субъекте образовательной деятельности и носителе подлинных знаний, которые он должен «вложить в головы» учеников, в герменевтике уступает место представлению об обучении как процессе взаимного творчества, сотрудничества педагога и ученика. Роль учителя сводится к созданию условий, обеспечивающих «слияние горизонтов» участников педагогической деятельности. Герменевтика стимулирует постановку вопросов, обращенных к постижению смысла образовательной деятельности, она проясняет степень вовлеченности преподавателя в реализацию этого смысла. Отталкиваясь от идеи онтологической включенности человека в культурно-историческую традицию, герменевтика дает возможность осмыслить, в какой мере предрассудки обусловливают наше поведение и мышление, и как данное обстоятельство влияет на межличностные отношения. Герменевтический подход дает возможность интерпретировать образовательную деятельность, отталкиваясь от представления об уникальности педагогического опыта. Использование герменевтического метода предполагает, что преподаватель-исследователь ассоциирует себя не с беспристрастным наблюдателем, а с полноправным участником диалогического поиска. Благодаря совместным усилиям исследователя и других участников герменевтической беседы происходит слияние смысла и понимания.Выводы. Показано, что проблема интерпретации, рассматриваемая в рамках образовательной деятельности, носит практический характер. Современная философская герменевтика, совершив онтологический поворот, преодолевает господствующее в «модернистской» педагогике картезианское воззрение об абстрактной противоположности субъекта и объекта, традиции и разума. Педагоги могут извлечь пользу из анализа и освоения важнейших идей и положений герменевтики для их применения в научно-педагогической деятельности, так как она помогает осознать собственные предубеждения, подвергает сомнению первоначальные интерпретации, укрепляет позицию саморефлексии относительно образовательного процесса.

Об авторах

Н. В. Медведев

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Автор, ответственный за переписку.
Email: mnv88@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9941-7732

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории и философии

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  2. Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики и варианты ее реализации в научно-образовательной практике // Образование и наука. 2012. № 6 (95). С. 19-42. https://www.elibrary.ru/ozjdvr
  3. Сердюк Н.В. Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел. М.: Академия управления МВД России, 2008. 120 с. https://www.elibrary.ru/qqvsiz
  4. Кучер В.А. Особенности формирования коммуникативной толерантности у курсантов в военнообразовательной среде // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 8 (78). С. 110- 115. https://elibrary.ru/oeekqb
  5. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 292 с. https://elibrary.ru/vgvmop
  6. Яркова Т.А. Педагогическое исследование как развивающийся феномен // Образование и наука. 2009. № 3 (60). С. 3-11. https://elibrary.ru/kaoljf
  7. Шлейермахер Ф. Герменевтика / пер. с нем. СПб.: Европейский дом, 2004. 242 с.
  8. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / пер. с нем. М.: Республика, 1993. 447 с.
  9. Медведев Н.В. Герменевтика Гадамера и социально-гуманитарное познание // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 7 (81). С. 123-127. https://www.elibrary.ru/ytyhnh
  10. Тисельтон Э. Герменевтика / пер. с англ. Черкассы: Коллоквиум, 2011. 430 с.
  11. Медведев Н.В., Чернова Я.С. Философская герменевтика. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2020. 89 с.
  12. Соболева М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции. М.: Акад. проект; Гаудеамус, 2014. 151 с.
  13. Корнеенко Т.Н. Рефлексивные метод познания в образовательной деятельности: феноменологическая герменевтика // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 6. С. 29-45. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-29-45, https://www.elibrary.ru/xljyst
  14. Kerdeman D. Hermeneutics and education: understanding, control, and agency // Educational Theory. 1998. Vol. 48. № 2. P. 241-266. https://doi.org/10.1111/J.1741-5446.1998.00241.X
  15. Agrey L.G. Opportunities and Possibilities: Philosophical Hermeneutics and the Educational Researcher // Universal Journal of Educational Research. 2014. № 2 (4). P. 396-402. https://doi.org/10.13189/UJER.2014.020408

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».