Особенности творческого саморазвития подростков с нарушением интеллекта средствами театрального искусства


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Проблема творческого саморазвития подростков с ОВЗ является очень актуальной, поскольку социальная адаптация таких подростков подразумевает сложность взаимодействия с окружающими, характеризуется несформированностью навыков самопознания, самоорганизации, саморегуляции, других механизмов саморазвития. В частности, творческое саморазвитие подростков с нарушениями интеллекта связано с развитием мышления, моторики, коммуникативных функций. Это возможно посредством любительского театра как формы социально-педагогической работы с молодыми людьми с инвалидностью. Цель исследования – определить роль и педагогические возможности любительского театрального искусства как средства творческого саморазвития подростков с ОВЗ с учетом специфики подростков с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).Методы исследования. Использовались такие теоретические методы, как обобщение, сравнение и др., изучались отечественные психолого-педагогические труды в области театральной педагогики, применялись эмпирические методы – осмысление опыта работы с участниками психотерапевтического театра «Мы».Результаты исследования. Выявлено и обосновано, что любительский театр является средством творческого развития и саморазвития личности, то есть той средой, где в полной мере может реализоваться деятельность, направленная на личностное становление подростков с ОВЗ на основе имеющегося личностного потенциала в соответствии с принятыми в обществе нормами морали и культурологическим контекстом. Педагогические возможности театрального искусства, реализуемые в конкретных формах работы (тренинги, этюды, действенный анализ пьесы, постановочная работа и др.) и используемые на различных этапах организационно-творческой деятельности любительского театрального коллектива, способствуют развитию соответствующих навыков самопознания и самоорганизации, мышления, коммуникативных способностей подростков с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).Выводы. Применение результатов исследования способствует развитию новых методов и средств педагогической работы с молодыми людьми с ОВЗ, формированию эффективной творческой среды для их творческого саморазвития и социальной адаптации. 

Об авторах

Е. В. Кондрашкина

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: alena7kondra@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-1072-8048

научный сотрудник Центра непрерывного педагогического образования

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

И. А. Шаршов

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: silans@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2844-0185

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Болдырев А.И. Эпилептические синдромы. М.: Медицина, 1976. 262 с.
  2. Афонин А.Б. «Особый театр» как жизненный путь. М.: Городец, 2017. 156 с.
  3. Рубцова О.В., Сидоров А.В. «Особый театр» как средство социальной инклюзии: зарубежный и отечественный опыт // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 1. С. 68-80. https://doi.org/10.17759/chp.2017130107, https://elibrary.ru/zbbtxf
  4. Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. М.: Изд-во «Магистр», 1998. 430 с.
  5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Федоров, 2009. 414 с. https://elibrary.ru/qxypqz
  6. Сатир В. Коммуникация в психотерапии. М.: Ин-т общегум. исследований, 2011. 80 с. https://elibrary.ru/qybzgr
  7. Сельченко К.В. Психология художественного творчества. Минск: Харвест, 1999. 166 с.
  8. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технология. Москва; Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2003. 146 с.
  9. Грачева Л.В. Психотехника актера. СПб.: Лань; Планета музыки, 2015. 381 с.
  10. Макарова Л.Н., Козодаев П.И. Творческое саморазвитие студентов средствами любительского театрального искусства. Москва; Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2006. 152 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».