Анализ восприятия иностранными обучающимися резкой смены образовательного формата

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Проанализированы основные проблемы, с которыми столкнулись иностранные студенты из Китая при полном переходе от традиционной системы вузовского образования к онлайн-обучению. Внимание акцентировано на изучении дисциплины «Русский язык как иностранный». Непрерывное и эффективное изучение русского языка – стратегически важная задача, поскольку на русском ведется образовательный процесс в вузе. Цель исследования – изучить первичную реакцию обучающихся на резкую смену образовательного формата.

Материалы и методы. Использовались методы анализа образовательного потенциала интерактивных образовательных площадок, статистической обработки данных, а также описательный метод и метод педагогического исследования.

Результаты исследования. Систематизированы и классифицированы основные трудности, испытываемые студентами при дистанционном обучении. Проанализированы потребности и рекомендации, высказанные иностранными учащимися КНР при изучении русского языка в дистанционном формате.

Выводы. Сделан вывод о том, что модель дистанционного обучения, активно использовавшаяся на уроках РКИ до пандемии, требует дополнения: студенты готовы получать учебные и информационные материалы сразу по нескольким каналам связи. Выделены ключевые цели, реализация которых направлена на повышение качества обучения и формирование позитивного восприятия учебного процесса: повышение доли индивидуальной работы, использование эффективной и открытой системы оценивания, создание позитивного эмоционального настроя, расширение границ изучаемой дисциплины.

Об авторах

Т. А. Демидова

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Email: demidtanya@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9500-5813

кандидат филологических наук, доцент отделения русского языка Школы общественных наук

Россия, 634050, Российская Федерация, г. Томск, пр-кт Ленина, 30

А. В. Новикова

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Email: zhlyudina@tpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-8851-2072

кандидат филологических наук, доцент отделения русского языка Школы общественных наук

Россия, 634050, Российская Федерация, г. Томск, пр-кт Ленина, 30

Е. А. Шерина

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sherinaea@tpu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6077-302X

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой – руководитель отделения русского языка на правах кафедры Школы общественных наук

Россия, 634050, Российская Федерация, г. Томск, пр-кт Ленина, 30

Список литературы

  1. Назарчук Ю.И. Онлайн-обучение как альтернатива классическому обучению // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2019. № 2 (42). С. 83-92. https://doi.org/10.25987/VSTU.2019.42.2.017, https://elibrary.ru/zytaek
  2. Хаджиева З.Д., Поздняков Д.И., Гутнова Т.С., Позднякова А.Е., Рыбалко И.Е. Университет: от классической до инновационной школы XXI века // Современный ученый. 2020. № 2. С. 85-90. https://elibrary.ru/mpfdka
  3. Неборский Е.В. Развитие открытых образовательных ресурсов в условиях глобализации // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С. 50-59. https://elibrary.ru/ymwmzb
  4. Жаков А.С. Применение дистанционных форм обучения в условиях глобализации и перехода к информационному обществу // Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: тр. Междунар. науч.-метод. конф. / под ред. А.Б. Маховикова. Санкт-Петербург, 2014. С. 327-334. https://elibrary.ru/wwnqid
  5. Азарова О.А., Швечкова Л.А. Сочетание классического подхода и онлайн технологий в процессе обу-чения студентов «поколения Z» // Евразийское научное объединение. 2019. № 3-5 (49). С. 291-294. https://elibrary.ru/zdxvrj
  6. Лебедева М.Ю. Смешанное обучение РКИ: ограничения, модели реализации и перспективы // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 5 (66). С. 59-65. https://doi.org/10.21510/1817-3292-2016-5-59-65, https://elibrary.ru/xwggfh
  7. Краснова Т.И. Сопровождение и поддержка деятельности студентов в смешанном обучении // В мире научных открытий. 2015. № 1-1 (61). С. 556-567. https://doi.org/10.12731/wsd-2015-1.1-9, https://elibrary.ru/tlyxfe
  8. Curtis J.В., Charles R.G. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. San Francis-co: Pfeiffer, 2006. 624 p.
  9. Краснова Т.И. Анализ восприятия онлайн дискуссий в смешанном курсе обучения иностранному языку // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19. № 1. С. 399-409. https://elibrary.ru/vmjwmd
  10. Lockhart J., McKee D., Donnelly D. Delivering effective blended learning: managing the dichotomy of humility and hubris in executive education // Decision Sciences Journal of Innovative Education. 2017. Vol. 15. Issue 1. P. 101-117. https://doi.org/10.1111/dsji.12120
  11. Соловьев М.А., Качин С.И., Велединская С.Б. и др. Стратегия развития электронного обучения в техническом вузе // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 67-76. https://elibrary.ru/sgfkzf
  12. Гончар И.А., Попова Т.И. Структура электронного образовательного ресурса по РКИ: возможности моделирования коммуникации // Филологический класс. 2018. № 4 (54). С. 78-85. https://doi.org/10.26710/fk18-04-11, https://elibrary.ru/yunvud
  13. Родионова К.Е., Кащенко Е.С., Лебедева М.Ю. Факторы, определяющие удовлетворенность в синхронном онлайн-обучении: результаты статистического исследования на материале обучения русскому языку как иностранному // Перспективы науки и образования. 2024. № 2 (68). С. 326-338. https://doi.org/10.32744/pse.2024.2.20, https://elibrary.ru/hzvsgu
  14. Грунина Е.О., Шиманская К.Ю. Дистанционное образование как способ обучения русскому языку как иностранному // Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах / под ред. В.М. Шаклеина. Москва: Рос. ун-т дружбы народов, 2019. С. 244-257. https://elibrary.ru/gkqnst
  15. Chistova E.V. Distance course of business Russian: E-learning pilot experience // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 10. № 1. С. 5-15. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0001, https://elibrary.ru/xtcurd
  16. Гуань С. Дистанционные курсы по русскому языку как иностранному в обучении китайских студентов // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2019. № 3. С. 4-8. https://elibrary.ru/kgzbal
  17. Цыренова М.И. Опыт использования массовых открытых онлайн-курсов при дистанционном обучении китайских студентов во время эпидемии COVID-19 // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 5. С. 31-35. https://elibrary.ru/pqgyzx
  18. Остроумова А.Ю. Опыт организации учебного процесса в электронной среде LMS MOODLE в ТПУ // Edcrunch Томск: материалы Междунар. конф. по новым образовательным технологиям. Томск, 2019. С. 94-98. https://elibrary.ru/sskmks
  19. Арефьева Т.С., Лобанова Е.И., Стрижова Е.В., Нисилевич А.Б., Андросова И.Г. Использование элементов открытого и дистанционного образования в заочной форме обучения // Мир науки и инноваций. 2015. Т. 7. № 2 (2). С. 5-10. https://elibrary.ru/vdrbwf
  20. Верченова Е.А. О применении социометрии в кросс-культурном исследовании (на материале китайских студентов) // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 3. С. 142-150. https://elibrary.ru/sqypjh
  21. Ряпина Н.Е., Пермякова Т.М., Балезина Е.А. Взаимосвязь коммуникативного поведения преподавателя и организационно-технических факторов в формате онлайн-обучения в вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20. № 1. С. 163-182. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-1-163-182, https://elibrary.ru/ezmyuo
  22. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. Москва: София, 2001. 99 с.
  23. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 403 с.
  24. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Меерсон А.Л.С. Психологическая безопасность и коммуникативные труд-ности преподавателей и студентов при длительном онлайн-обучении // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 148-168. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-148-168, https://elibrary.ru/cdyiew
  25. Девятов А.П., Мартиросян М. Китайский прорыв и уроки для России. Москва: Вече, 2002. 400 с.
  26. Дубкова О.В., Мэй Л. Когнитивные основания логических нарушений в письменной речи китайских русистов // Коммуникативные исследования. 2015. № 3 (5). С. 129-136. https://elibrary.ru/vtyuzp
  27. Пин Ч. Проблема обучения китайских студентов деловому письму на русском языке и вариант ее решения с точки зрения китайских русистов // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 7. С. 74-76. https://elibrary.ru/whmvcp
  28. Авдеева И.Н., Кокодей Т.А., Лямина Н.В. Связь творческих способностей и эмоционального благополучия студентов вуза во время онлайн-обучения // Вопросы психологии. 2023. Т. 69. № 6. С. 34-42. https://elibrary.ru/crkbjn

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».