Анализ восприятия иностранными обучающимися резкой смены образовательного формата
- Авторы: Демидова Т.А.1, Новикова А.В.1, Шерина Е.А.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет
- Выпуск: Том 30, № 1 (2025)
- Страницы: 132-147
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/297484
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-132-147
- ID: 297484
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Проанализированы основные проблемы, с которыми столкнулись иностранные студенты из Китая при полном переходе от традиционной системы вузовского образования к онлайн-обучению. Внимание акцентировано на изучении дисциплины «Русский язык как иностранный». Непрерывное и эффективное изучение русского языка – стратегически важная задача, поскольку на русском ведется образовательный процесс в вузе. Цель исследования – изучить первичную реакцию обучающихся на резкую смену образовательного формата.
Материалы и методы. Использовались методы анализа образовательного потенциала интерактивных образовательных площадок, статистической обработки данных, а также описательный метод и метод педагогического исследования.
Результаты исследования. Систематизированы и классифицированы основные трудности, испытываемые студентами при дистанционном обучении. Проанализированы потребности и рекомендации, высказанные иностранными учащимися КНР при изучении русского языка в дистанционном формате.
Выводы. Сделан вывод о том, что модель дистанционного обучения, активно использовавшаяся на уроках РКИ до пандемии, требует дополнения: студенты готовы получать учебные и информационные материалы сразу по нескольким каналам связи. Выделены ключевые цели, реализация которых направлена на повышение качества обучения и формирование позитивного восприятия учебного процесса: повышение доли индивидуальной работы, использование эффективной и открытой системы оценивания, создание позитивного эмоционального настроя, расширение границ изучаемой дисциплины.
Об авторах
Т. А. Демидова
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Email: demidtanya@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9500-5813
кандидат филологических наук, доцент отделения русского языка Школы общественных наук
Россия, 634050, Российская Федерация, г. Томск, пр-кт Ленина, 30А. В. Новикова
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Email: zhlyudina@tpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-8851-2072
кандидат филологических наук, доцент отделения русского языка Школы общественных наук
Россия, 634050, Российская Федерация, г. Томск, пр-кт Ленина, 30Е. А. Шерина
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sherinaea@tpu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6077-302X
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой – руководитель отделения русского языка на правах кафедры Школы общественных наук
Россия, 634050, Российская Федерация, г. Томск, пр-кт Ленина, 30Список литературы
- Назарчук Ю.И. Онлайн-обучение как альтернатива классическому обучению // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2019. № 2 (42). С. 83-92. https://doi.org/10.25987/VSTU.2019.42.2.017, https://elibrary.ru/zytaek
- Хаджиева З.Д., Поздняков Д.И., Гутнова Т.С., Позднякова А.Е., Рыбалко И.Е. Университет: от классической до инновационной школы XXI века // Современный ученый. 2020. № 2. С. 85-90. https://elibrary.ru/mpfdka
- Неборский Е.В. Развитие открытых образовательных ресурсов в условиях глобализации // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С. 50-59. https://elibrary.ru/ymwmzb
- Жаков А.С. Применение дистанционных форм обучения в условиях глобализации и перехода к информационному обществу // Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: тр. Междунар. науч.-метод. конф. / под ред. А.Б. Маховикова. Санкт-Петербург, 2014. С. 327-334. https://elibrary.ru/wwnqid
- Азарова О.А., Швечкова Л.А. Сочетание классического подхода и онлайн технологий в процессе обу-чения студентов «поколения Z» // Евразийское научное объединение. 2019. № 3-5 (49). С. 291-294. https://elibrary.ru/zdxvrj
- Лебедева М.Ю. Смешанное обучение РКИ: ограничения, модели реализации и перспективы // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 5 (66). С. 59-65. https://doi.org/10.21510/1817-3292-2016-5-59-65, https://elibrary.ru/xwggfh
- Краснова Т.И. Сопровождение и поддержка деятельности студентов в смешанном обучении // В мире научных открытий. 2015. № 1-1 (61). С. 556-567. https://doi.org/10.12731/wsd-2015-1.1-9, https://elibrary.ru/tlyxfe
- Curtis J.В., Charles R.G. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. San Francis-co: Pfeiffer, 2006. 624 p.
- Краснова Т.И. Анализ восприятия онлайн дискуссий в смешанном курсе обучения иностранному языку // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19. № 1. С. 399-409. https://elibrary.ru/vmjwmd
- Lockhart J., McKee D., Donnelly D. Delivering effective blended learning: managing the dichotomy of humility and hubris in executive education // Decision Sciences Journal of Innovative Education. 2017. Vol. 15. Issue 1. P. 101-117. https://doi.org/10.1111/dsji.12120
- Соловьев М.А., Качин С.И., Велединская С.Б. и др. Стратегия развития электронного обучения в техническом вузе // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 67-76. https://elibrary.ru/sgfkzf
- Гончар И.А., Попова Т.И. Структура электронного образовательного ресурса по РКИ: возможности моделирования коммуникации // Филологический класс. 2018. № 4 (54). С. 78-85. https://doi.org/10.26710/fk18-04-11, https://elibrary.ru/yunvud
- Родионова К.Е., Кащенко Е.С., Лебедева М.Ю. Факторы, определяющие удовлетворенность в синхронном онлайн-обучении: результаты статистического исследования на материале обучения русскому языку как иностранному // Перспективы науки и образования. 2024. № 2 (68). С. 326-338. https://doi.org/10.32744/pse.2024.2.20, https://elibrary.ru/hzvsgu
- Грунина Е.О., Шиманская К.Ю. Дистанционное образование как способ обучения русскому языку как иностранному // Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах / под ред. В.М. Шаклеина. Москва: Рос. ун-т дружбы народов, 2019. С. 244-257. https://elibrary.ru/gkqnst
- Chistova E.V. Distance course of business Russian: E-learning pilot experience // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 10. № 1. С. 5-15. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0001, https://elibrary.ru/xtcurd
- Гуань С. Дистанционные курсы по русскому языку как иностранному в обучении китайских студентов // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2019. № 3. С. 4-8. https://elibrary.ru/kgzbal
- Цыренова М.И. Опыт использования массовых открытых онлайн-курсов при дистанционном обучении китайских студентов во время эпидемии COVID-19 // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 5. С. 31-35. https://elibrary.ru/pqgyzx
- Остроумова А.Ю. Опыт организации учебного процесса в электронной среде LMS MOODLE в ТПУ // Edcrunch Томск: материалы Междунар. конф. по новым образовательным технологиям. Томск, 2019. С. 94-98. https://elibrary.ru/sskmks
- Арефьева Т.С., Лобанова Е.И., Стрижова Е.В., Нисилевич А.Б., Андросова И.Г. Использование элементов открытого и дистанционного образования в заочной форме обучения // Мир науки и инноваций. 2015. Т. 7. № 2 (2). С. 5-10. https://elibrary.ru/vdrbwf
- Верченова Е.А. О применении социометрии в кросс-культурном исследовании (на материале китайских студентов) // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 3. С. 142-150. https://elibrary.ru/sqypjh
- Ряпина Н.Е., Пермякова Т.М., Балезина Е.А. Взаимосвязь коммуникативного поведения преподавателя и организационно-технических факторов в формате онлайн-обучения в вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20. № 1. С. 163-182. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-1-163-182, https://elibrary.ru/ezmyuo
- Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. Москва: София, 2001. 99 с.
- Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 403 с.
- Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Меерсон А.Л.С. Психологическая безопасность и коммуникативные труд-ности преподавателей и студентов при длительном онлайн-обучении // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 148-168. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-148-168, https://elibrary.ru/cdyiew
- Девятов А.П., Мартиросян М. Китайский прорыв и уроки для России. Москва: Вече, 2002. 400 с.
- Дубкова О.В., Мэй Л. Когнитивные основания логических нарушений в письменной речи китайских русистов // Коммуникативные исследования. 2015. № 3 (5). С. 129-136. https://elibrary.ru/vtyuzp
- Пин Ч. Проблема обучения китайских студентов деловому письму на русском языке и вариант ее решения с точки зрения китайских русистов // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 7. С. 74-76. https://elibrary.ru/whmvcp
- Авдеева И.Н., Кокодей Т.А., Лямина Н.В. Связь творческих способностей и эмоционального благополучия студентов вуза во время онлайн-обучения // Вопросы психологии. 2023. Т. 69. № 6. С. 34-42. https://elibrary.ru/crkbjn
Дополнительные файлы
