Подходы к принципам корпоративной социальной ответственности и ESG в России: на примере ведущих институциональных акторов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Корпоративная социальная ответственность (КСО), ESG-повестка и концепция устойчивого развития составляют значимые элементы дискурса и управленческих практик российских компаний. Принципы КСО опираются на универсалистские подходы к отношениям крупного бизнеса и общества с раскрытием информации об этой стороне деятельности компаний. Принципы КСО критикуют за колониалистскую и гегемонистскую природу, что позволяет доминировать глобальному западному капитализму над странами Юга. После множества санкций российский бизнес оказался отключенным от западных рынков и меняет подходы к КСО. В трудном положении оказались и институциональные акторы, которые выступают экспертными центрами в области КСО. Статья посвящена изменению подходов к принципам КСО и ESG в российском контексте под влиянием санкций и деглобализации на примере трансформации деятельности ведущих институциональных акторов в этой области, включая профильные комитеты РССП, ТПП РФ, Ассоциацию менеджеров России и т.п. Дан критический обзор международных публикаций по теме КСО и ESG. Исследована ситуация в России на материалах авторского эмпирического исследования. Принципы КСО и ESG в России рассмотрены в аналитической перспективе колониалистского подхода, обращено внимание на роль институциональных акторов, производящих экспертное знание.

Об авторах

Р. Н. Абрамов

Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ; Институт социологии ФНИСЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: rabramov@hse.ru
Москва, Россия; Москва, Россия

Список литературы

  1. Абрамов Р.Н. (2005) Корпоративная социальная ответственность как пример организационного изоморфизма в условиях глобализации // Журнал исследований социальной политики. Т. 3. № 3. С. 327–347.
  2. Abramov R.N. (2005) Corporate social responsibility as an example of organizational isomorphism in the context of globalization. Zhurnal issledovaniy sotsial’noy politiki, vol. 3, no. 3, pp. 327–347.
  3. Димаджио П., Пауэлл У. (2010). Новый взгляд на «Железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных полях // Экономическая социология. № 1. C. 34–56.
  4. Dimadzhio P., Pauell U. (2010). A new look at the “Iron Cage”: institutional isomorphism and collective rationality in organizational fields. Ekonomicheskaya sotsiologiya, no. 1, pp. 34–56.
  5. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, лидеры общественного мнения оценивают социальную роль бизнеса в России. М.: АМР, 2003. 204 с.
  6. Korporativnaya sotsial’naya otvetstvennost’: obshchestvennyye ozhidaniya. Potrebiteli, menedzhery, lidery obshchestvennogo mneniya otsenivayut sotsial’nuyu rol’ biznesa v Rossii [Corporate social responsibility: public expectations. Consumers, managers, and public opinion leaders evaluate the social role of business in Russia]. (2003) Moscow: AMR. 204 p.
  7. Костин А.Е. (2005) Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для РФ // Менеджмент в России и за рубежом. № 3. C. 145–165.
  8. Kostin A.Ye. (2005) Corporate social responsibility and sustainable development: global experience and concept for the Russian Federation. Menedzhment v Rossii i za rubezhom, no. 3, pp. 145–165.
  9. Саид Э. Ориентализм. М.: Гараж, 2021. 560 c.
  10. Said E. Orientalism [Orientalism]. Moscow: Garage, 2021. 560 p.
  11. Социальная ответственность компании: практическая польза для бизнеса. М.: АМР. 2002. 126 c.
  12. Sotsial’naya otvetstvennost’ kompanii: prakticheskaya pol’za dlya biznesa [Social responsibility of the company: practical benefits for business]. (2002) Moscow: AMR. 2002. 126 p.
  13. Adanhounme A. (2011) Corporate Social Responsibility in postcolonial Africa: another civilizing mission? Journal of Change Management, vol. 11, issue 1, pp. 91–110. https://doi.org/10.1080/14697017.2011.548945
  14. Albareda L., Lozano J., Ysa T. (2007) Public policies on Corporate Social Responsibility: The role of governments in Europe. Journal of Business Ethics, vol. 74, issue 4, pp. 391–407. https://doi.org/10.1007/s10551-007-9514-1
  15. Banerjee S. (2008) Corporate Social Responsibility: The Good, the Bad and the Ugly. Critical Sociology, vol. 34, issue 1, pp. 51–79. https://doi.org/10.1177/0896920507084623
  16. Banerjee S. (2014) A critical perspective on Corporate Social Responsibility. Critical Perspectives on International Business, vol. 10, issue 2, pp. 84–95. https://doi.org/10.1108/cpoib-06-2013-0017
  17. Bernard T. (2021) Corporate social responsibility in postcolonial contexts: a critical analysis of the representational features of South African corporate social responsibility reports. Critical Discourse Studies, vol. 18, issue 6, pp. 619–636. https://doi.org/10.1080/17405904.2020.1798797
  18. Bhatia A., Makkar B. (2019) Extent and drivers of CSR disclosure: evidence from Russia. Transnational Corporations Review, vol. 11, issue 3, pp. 190–207. https://doi.org/10.1080/19186444.2019.1652067
  19. Brown T. (2016) Sustainability as empty signifier: Its rise, fall, and radical potential. Antipode, vol. 48, issue 1, pp. 115–133. https://doi.org/10.1111/anti.12169
  20. Crotty J. (2016) Corporate Social Responsibility in the Russian Federation: A Contextualized Approach. Business & Society, vol. 55, issue 6, pp. 825–853. https://doi.org/10.1177/0007650314561861
  21. Fifka M., Pobizhan M. (2014) An institutional approach to corporate social responsibility in Russia. Journal of Cleaner Production, vol. 82, pp. 192–201. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2014.06.091
  22. Fontoura Y., Narciso de Barros A., Spohr N. (2017) The Role of CSR in (Re)framing New Post-Colonial Relations: A Case from the South. Academy of Management Proceedings, vol. 2017, issue 1. https://doi.org/10.5465/AMBPP. 2017.17297abstract
  23. Idemudia U. (2011) Corporate Social Responsibility and developing countries: moving the critical CSR agenda in Africa forward. Progress in Development Studies, vol. 11, issue 1, pp. 1–18. https://doi.org/10.1177/146499341001100101
  24. Jamali D., Lund-Thomsen P., Khara N. (2015) CSR institutionalized myths in developing countries: an imminent threat of selective decoupling. Business & Society, vol. 56, issue 5, pp. 1–33. https://doi.org/10.1177/0007650315584303
  25. Khan F., Lund-Thomsen P. (2011) CSR as imperialism: towards a phenomenological approach to CSR in the developing world. Journal of Change Management, vol. 11, issue 1, pp. 73–90. https://doi.org/10.1080/14697017.2011.548943
  26. Kuznetsov A., Kuznetsova O. (2012) Business Legitimacy and the Margins of Corporate Social Responsibility in the Russian Context. International Studies of Management & Organization, vol. 42, issue 3, pp. 35–48. https://doi.org/10.2753/IMO0020-8825420302
  27. Kuznetsova O., Kuznetsov A., Warren R. (2009) CSR and the legitimacy of business in transition economies: The case of Russia. Scandinavian Journal of Management, vol. 25, issue 1, pp. 37–45. https://doi.org/10.1016/j.scaman.2008.11.008
  28. Laclau E., Mouffe C. (1985) Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics. London: Verso Books. 217 p.
  29. Loomba A. (2010) Colonialism/Postcolonialism. 2nd ed. London: Routledge. 290 p.
  30. Martin R. (2002) The Virtue Matrix: Calculating the Return on Corporate Responsibility. Harvard Business Review, vol. 80, issue 3, pp. 69–75.
  31. McWilliams A., Siegel D. (2001) Corporate Social Responsibility: A Theory of the Firm Perspective. Academy of Management Review, vol. 26, issue 1, pp. 117–127. https://doi.org/10.5465/amr.2001.4011987
  32. Parsons R. (2008) We are all stakeholders now: the influence of western discourses of community engagement in an Australian Aboriginal community. Critical Perspectives on International Business, vol. 4, issue 4, pp. 99–126. https://doi.org/10.1108/17422040810869972
  33. Preuss L., Barkemeyer R. (2011) CSR priorities of emerging economy firms: Is Russia a different shape of BRIC? Corporate Governance, vol. 11, issue 4, pp. 371–385. https://doi.org/10.1108/14720701111159226
  34. Sanders P. (2012) Is CSR cognizant of the conflictuality of globalisation? A realist critique. Critical Perspectives on International Business, vol. 8, issue 2, pp. 157–177. https://doi.org/10.1108/17422041211230721
  35. Scherer A.G., Palazzo G. (2007) Toward a political conception of corporate responsibility: business and society seen from a Habermasian perspective. Academy of Management Review, vol. 32, issue 4, pp. 1096–1120. https://doi.org/10.5465/AMR.2007.26585837
  36. Sharp J. (2006) Corporate social responsibility and development: An anthropological perspective. Development Southern Africa, vol. 23, issue 2, pp. 213–222. https://doi.org/10.1080/03768350600707892
  37. Vallentin S. (2015) Governmentalities of CSR: Danish Government Policy as a Reflection of Political Difference. Journal of Business Ethics, vol. 127, pp. 33–47. https://doi.org/10.1007/s10551-013-1703-5
  38. Zueva A., Fairbrass J. (2021) Politicising Government Engagement with Corporate Social Responsibility: “CSR” as an Empty Signifier. Journal of Business Ethics, vol. 170, pp. 635–655. https://doi.org/10.1007/s10551-011-0968-9

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».