№ 12 (2025)
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
НОВАЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена обоснованию необходимости формирования новой модели государственного стратегического планирования путем встраивания вопросов безопасности в Указ о национальных целях развития как документ фактического стратегического целеполагания страны. Показано, что «отправной точкой» при формировании национальных целей развития должны стать национальные интересы, которые в свою очередь выступают исходной основой при разработке документов стратегического планирования уровня целеполагания. Предложена новая концептуальная модель документов стратегического планирования, обобщающая три уровня декомпозиции национальных целей развития. Первый уровень декомпозиции национальных целей развития должен быть отражен в Стратегии национальной безопасности, второй — в основных направлениях деятельности Правительства РФ, третий — в отраслевых (межотраслевых) стратегиях. В заключении отмечены перспективы внедрения новой модели стратегического планирования в практику российского государственного управления в целях обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития.
5-15
БИОТЕХНОЛОГИИ И ПРОИЗВОДСТВО БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития биотехнологий, производства биотехнологической продукции в нашей стране. В статье дается характеристика доиндустриального и индустриального этапа развития биотехнологий, а также основные характеристики современного постиндустриального этапа. Показано, что важнейшей характеристикой современных биотехнологий является мультиотраслевой характер использования биотехнологических продуктов. Подчеркивается сквозной характер современных биотехнологий, сложносоставной характер их научно-технических основ и динамичное развитие. В статье показано, что управление процессом развития и применения биотехнологий порождает тему их классификации. Подчеркивается, что большинство типологий исходят из сферы применения биотехнологий, и предлагается альтернативный подход к созданию типологии на основании разделения биотехнологий на базовые, вспомогательные и инжиниринговые. Предлагается понятие «биотехнологический сектор» и раскрывается понятие «биоэкономика». Показано, что биотехнологии и продукция, создаваемая с их помощью, разрабатываются и производятся в биотехнологическом секторе, в то время как биоэкономика представляет собой рынок, на котором реализуется целостное единство производителей и потребителей биотехнологий и биотехнологических продуктов. В статье анализируется процесс трансформации российской технологической политики в отношении биотехнологий, отмечается комплексный характер намеченных мер и делается вывод о том, что в ближайшие годы основные усилия будут направлены на развитие промышленной микробиологии как важнейшего элемента биотехнологического сектора, способствующего росту биотехнологического суверенитета российской экономики.
16-37
ВОПРОСЫ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО РОССИИ: ЗАМЫСЛЫ И ВНУТРЕННИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Аннотация
Статья оценивает реалистичность намеченных в России целей достижения технологического суверенитета и технологического лидерства к 2030 г. с позиций внутренних экономических ограничений. Показаны четыре этапа эволюции российской технологической политики начиная с конца 1990-х гг. и ее последовательный переход от рыночно-ориентированной к мобилизационной модели. Проведен анализ ключевых индикаторов инвестиционной и инновационной активности последних лет, выявляющий системные проблемы с технологической модернизацией экономики. Рассмотрены позиции России в Глобальном инновационном индексе, выявляющие уровень ее инновационного развития среди глобальных технологических лидеров и ведущих стран БРИКС. Подчеркнута необходимость выхода России из «ловушки технологий средней сложности» для преодоления технологического торможения. Сделан вывод, что даже в отсутствие санкций перспективы технологического лидерства сопряжены для России с системной трансформацией экономической модели, тогда как инерционный сценарий может обеспечить ограниченный технологический суверенитет ценой нарастающего технологического отставания от мира в гражданских секторах.
38-59
ЦИФРОВАЯ НАУКОМЕТРИЯ В СТРАНАХ БРИКС: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И УРОКИ ДЛЯ НАУЧНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Аннотация
Рассмотрен опыт стран БРИКС, накопленный в ходе разработки и внедрения цифровых наукометрических платформ в региональную инфраструктуру академической коммуникации и обращения научного знания. В условиях ослабления влияния стандартов оценки научной результативности, закрепленных западной издательской моделью мейнстрима («Глобального Севера»), рассматриваются принципы организации региональных научных систем в мировых научных центрах «Глобального Юга», определяемых внутри геополитических и языковых границ: Китае, Бразилии (и странах Латинской Америки), Индии и ЮАР (и на африканском континенте в целом). Особое внимание уделено роли региональных платформ открытого доступа в преодолении асимметрии доступности научного знания. В результате обзора выявлены системные проявления влияния англоцентричных наукометрических стандартов на локальные академические практики, а также тенденция к усилению роли национальных цифровых платформ в распространении принципов «открытой науки». Сформулированы рекомендации для российской научной политики.
60-78
ИНДИКАТОРЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТИ РФ ОТВЕЧАТЬ НА БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ
Аннотация
Статья посвящена анализу показателей, характеризующих динамику научно-технологического развития в 2019–2023 гг., выступающего как характеристика способности РФ отвечать на большие вызовы. Отмечается, что доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП незначительно колеблется, оставаясь в пределах 1%, что заметно ниже аналогичного показателя в экономически и технологически развитых странах мира. Наблюдается устойчивый рост расходов на гражданскую науку из федерального бюджета в абсолютном выражении; прирост финансирования прикладных исследований превышает прирост финансирования фундаментальных исследований. Численность исследователей в РФ сократилась в 2023 г. по сравнению с 2019 г. (при этом наблюдается рост численности исследователей в естественных и гуманитарных науках); в технических, медицинских и общественных науках численность исследователей сократилась. Индикатор «количество высокоцитируемых публикаций российских авторов» демонстрировал рост, хотя в 2023 г. отмечено сокращение этого показателя, что указывает на проблемы с интеграцией российской науки в мировое научное сообщество в новой геополитической обстановке и снижение интереса к российской науке. Дальнейшие перспективы научно-технологического развития РФ рассматриваются в контексте больших вызовов, обусловленных следующими факторами: наличием природных ресурсов, исторически сильными научными школами в математике, физике и других естественных науках; развитием отдельных приоритетных направлений науки и техники; реализацией программ поддержки инноваций. В этой связи предлагается сосредоточить усилия по следующим направлениям: увеличение финансирования научных исследований, формирование благоприятных условий для работы ученых, совершенствование инновационной инфраструктуры, стимулирование сотрудничества по линии «наука–производство», концентрация ресурсов на развитии приоритетных направлений.
79-92
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ Д. ТРАМПА В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МНОГОСТОРОННЕЙ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация
В статье подробно рассматриваются основные характеристики, концептуальные основы и эффекты реализации тарифной политики США на этапе второго президентского срока Д. Трампа. Анализируются теоретические обоснования проводимой администрацией Д. Трампа внешнеторговой политики и факторы, определяющие ее эффективность в современных условиях. Особое внимание уделено несоответствию тарифной политики Д. Трампа действующим нормам внешнеторгового регулирования в рамках ВТО и ее влиянию на дальнейшее функционирование многосторонней торговой системы. Дана оценка воздействия тарифной политики Д. Трампа на мировую торговлю и внешнюю торговлю России.
93-106
ВЛИЯНИЕ ДОЛЛАРИЗАЦИИ НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В СТРАНАХ БРИКС
Аннотация
Тема долларизации сохраняет актуальность практически на протяжении всего существования современной России, независимо от ее присутствия в той или иной международной организации. Особую актуальность она приобрела с обострением санкционного режима в отношении России в 2022 г. и нашла новое отражение на саммите БРИКС-2024 в Казани. В связи с этим целью настоящего исследования является систематизировать опыт долларизации в отечественной и зарубежной практике и на этой основе провести анализ предложенных подходов к дедолларизации, по которым может потенциально реализовываться переход к альтернативным счетным единицам и платежным системам, включая возможности и инструменты, созданные в рамках объединения стран БРИКС. Предмет исследования составляют особенности процесса долларизации как отражение качества и уровня жизни в странах БРИКС. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что в исследовании содержатся выводы, которые позволяют дать оценку последствиям для уровня жизни населения в результате перехода на альтернативные средства платежа в зависимости от уровня трансакционных издержек и рентабельности внешнеэкономической деятельности на базе сделок с дружественными странами, в том числе с участием национальных валют. В статье сделан вывод о наличии существенных рисков использования альтернативных средств ликвидности для экономики России и уровня жизни в стране, делая феномен долларизации фактически безальтернативным.
107-117
Статьи
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
118-123
Требования к рукописям, представляемым для публикации в журнале «Общество и экономика»
124


