Определение параметров противопучинных конструкций земляного полотна с учетом системы промерзания
- Авторы: Исаков А.Л.1, Бухов С.И.1
-
Учреждения:
- Сибирский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: Том 9, № 4 (2023)
- Страницы: 5-17
- Раздел: Оригинальные статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/transj/article/view/249972
- DOI: https://doi.org/10.17816/transsyst2023945-17
- ID: 249972
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование: в Серверном полушарии при строительстве и эксплуатации железных дорог одной из актуальных проблем является морозное пучение. Одним из ключевых факторов, оказывающим влияние на величину морозного пучения, является залегание грунтовых вод относительно фронта промерзания грунтов земляного полотна, который не в полной мере учитывается существующими подходами к определению параметров противопучинных конструкций. Данный фактор принято характеризовать режимами промерзания, их два – открытая и закрытая система промерзания. Открытая система характеризуется близким расположением грунтовых вод к фронту промерзания, при котором происходит постоянный приток воды (миграция) к зоне фазовых переходов, что делает процесс морозного пучения непрогнозируемым, а определение коэффициента морозного пучения некорректным. Закрытая система промерзания предполагает отсутствие или глубокое расположение грунтовых вод (разница уровня фронта промерзания и грунтовых вод превышает высоту капиллярного поднятия воды).
Цель: повышение эффективности расчета параметров противопучинных конструкций в зависимости от режима промерзания земляного полотна железных дорог.
Материалы и методы: сравнительный анализ методов расчета параметров противопучинных конструкций, экспериментальные исследования процесса морозного пучения при открытой системе промерзания глинистых грунтов.
Результаты: на основании экспериментальных исследований режимов промерзания предложен дифференцированный подход к оценке характеристики морозного пучения с учетом особенностей протекания процесса морозного пучения.
Заключение: предлагаемый метод с дифференцированным подходом выгодно отличается от существующих, позволяя снизить расход строительного материала при проектировании противопучинных мероприятий.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Александр Леонидович Исаков
Сибирский государственный университет путей сообщения
Автор, ответственный за переписку.
Email: mylab.alex@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8093-6826
доктор технических наук, профессор
Россия, НовосибирскСтепан Игоревич Бухов
Сибирский государственный университет путей сообщения
Email: bsybuhov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9900-0021
аспирант
Россия, НовосибирскСписок литературы
- ГОСТ 28622-2012. Грунты. Метод лабораторного определения степени пучинистости. – М.: Стандартинформ, 2012. – 11 с. [GOST 28622-2012 Soils. Laboratory method for determining the degree of heaving. Moscow: Standartinform, 2012. 11 p. (In Russ.)]. Доступно по: https://files.stroyinf.ru/Data/564/56436.pdf Ссылка доступна на: 28.11.23.
- ГОСТ 25100-2020. Грунты. Классификация. – М.: Стандартинформ, 2020. – 38 с. [GOST 25100-2020. Soils. Classification. Moscow: Standardinform, 2020. 38 p. (In Russ.)]. Ссылка доступна на: 28.11.23. Доступно по: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293719/4293719820.pdf
- Технические указания по устранению пучин и просадок железнодорожного пути. – М.: Транспорт, 1997. – 59 с. [TsPI-24. Technical instructions for eliminating heaves and subsidence of the railway track. Moscow: Transport, 1997. 59 p. (In Russ.)]. Ссылка доступна на: 28.11.23. Доступно по: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293754/4293754467.htm#i358776
- СП 238.1326000.2015. Железнодорожный путь. – М., 2015. – 71 с. [SP 238.1326000.2015. Railway track. Moscow, 2015. 71 p. (In Russ.)]. Доступно по: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293756/4293756865.pdf Ссылка доступна на: 28.11.23.
- ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд. – М., 2001. –148 с. [ODN 218.046-01. Design of flexible pavements. Moscow, 2001. 148 p. (In Russ.)]. Доступно по: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4294847/4294847959.htm. Ссылка доступна на: 28.11.23.
- Исаков А.Л., Бухов С.И. К оценке коэффициента морозного пучения глинистых грунтов земляного полотна при закрытой системе промерзания области // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – 2021. – № 1(56). – С. 92–98. [Isakov AL, Bukhov SI. To assess the frost heave ratio of clayey soils of the roadbed in a closed freezing system of the region. Bulletin of the Siberian State University of Railway Transport. 2021;1(56):92-98. (In Russ.)]. doi: 10.52170/1815-9262_2021_56_92
- Орлов В.О., Дубнов Ю.Д., Меренков Н.Д. Пучение промерзающих грунтов и его влияние на фундаменты сооружений. – Л.: Стройиздат. 1977. – 185 с. [Orlov VO, Dubnov YuD, Merenkov ND. Puchenie promerzayushchih gruntov i ego vliyanie na fundamenty sooruzhenij. Leningrad: Stroyizdat, 1977. 185 p. (In Russ.)]. Ссылка доступна на: 28.11.23. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01007688543?ysclid=lq7qw0gvfd248743306
- Бухов С.И., Исаков А.Л. Определение температуры начала интенсивного морозного пучения в глинистых грунтах при открытой системе промерзания // Фундаментальные и прикладные вопросы транспорта. – 2022. – № 4 (7). – С. 80. [Bukhov SI, Isakov AL. Determination of the temperature of the onset of intense frost heaving in clayey soils with an open freezing system. Fundamental and applied issues of transport. 2022;4(7):8. (In Russ.)]. Ссылка доступна на: 28.11.23. Доступно по: https://fpvt.ru/public/
- Инструкции по устройству подбалластных защитных слоев при реконструкции (модернизации) железнодорожного пути. – М., 2012. – 53 с. [Instructions for the installation of sub-ballast protective layers during the reconstruction (modernization) of a railway track. Moscow, 2012. 53 p. (In Russ.)]. Доступно по: https://jd-doc.ru/2012/dekabr-2012/3877-rasporyazhenie-oao-rzhd-ot-12-12-2012-n-2544r Ссылка доступна на: 28.11.23.
- Методика назначения противопучинных мероприятий и выбора их параметров на железных и автомобильных дорогах на базе программного комплекса Freeze-1. [Methodology for prescribing anti-heavy measures and selecting their parameters on railways and roads based on the Freeze-1 software package. (In Russ.)]. Доступно по: http://freeze-1.stu.ru/index.htm Ссылка доступна на: 28.11.23.
Дополнительные файлы
