№ 1(10) (2025)
Колонка главного редактора
МЕДИА В ПАЛИТРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК: ОТ КЛАССИКИ К ТРЭШУ, ОТ МАСЛЕНИЦЫ К ИГРОВЫМ ВСЕЛЕННЫМ



Рефлексии
В МИРЕ БЛАЖЕННОЙ НЕСВОБОДЫ: МЕДИАТИЗАЦИЯ КАК БАЗОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАКУЛЬТУРЫ
Аннотация
Характеризуя медиакультуру как определенную стадию развития культуры, соответствующую информационному обществу, автор рассматривает медиатизацию, порожденную массовой коммуникацией, через специфику ее воздействия на современные социокультурные институты, включая процессы социализации и инкультурации личности. В статье охарактеризованы специфические черты современной медиакультуры, а также обозначены характеристики медиатизации, выступающей в современных условиях технологией манипуляции сознанием и инструментом репрезентации мифологем экранной культуры, как еще обозначают современную фазу развития культуры. Автор приходит к выводу, что медиатизация, на настоящем этапе своего развития использующая весь арсенал новых информационно-коммуникативных технологий, имеет сугубо мифологическую природу и, будучи порождением постмодернистской культуры симулякров и тотальной игры, манипулирует сознанием индивидов, утверждая в нем ценности общества потребления и другие актуальные социокультурные мифологемы, обусловленные проблемным геополитическим дискурсом эпохи.



Традиция
ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ РЯЗАНИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА ХХ ВВ.: ПРОБЛЕМА ПОЛИМЕДИАЛЬНОСТИ В АРХИТЕКТУРЕ ГОРОДА
Аннотация
Исследование посвящено рассмотрению особенностей исторической застройки Рязани второй половины XIX – начала ХХ вв. При анализе архитектуры автором применялись нетипичные для современного искусствоведения методы – компаративный и интермедиальный, а сам городской ансамбль Рязани бы осмыслен как полимедиальное пространство. Такой подход, с одной стороны, является целью исследования, а с другой, составляет его научную новизну. В качестве социокультурного медиума выступает архитектура и ее специфический знаков-символический язык. Причем эти медиумы множественны, что обусловлено использованием в застройке набора материалов, отличающихся разными строительными возможностями. Последнее существенно влияет на конструкцию и форму, размер и декор сооружений. Специфическая взаимосвязь объектов городской среды в итоге формирует особое полимедиальное пространство. Однако принцип интермедиальности связан с другими процессами в архитектуре городов и встречается гораздо реже. Автор рассматривает процесс адаптации форм и приемов каменной архитектуры применительно к кирпичной и деревянной застройке, а также доказывает наличие ее обратного влияния на каменную архитектуру, повторяющую уже адаптивные формы. Тем самым, делается обоснованный вывод о существовании комплементарности в архитектурной застройке указанного временного диапазона и выявляются ее причины.



КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТУДЕНЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ: ОТ МИЯДЗАКИ К ТАРКОВСКОМУ И ОБРАТНО
Аннотация
Статья посвящена осмыслению результатов анкетирования, проведенного авторами на протяжении первого семестра 2022–2023 учебного года среди студентов 2 курса Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск). В процессе организации коммуникативных тренингов выяснилось, что форма отзыва о фильме выступает эффективным инструментом для реализации образовательных и воспитательных задач в процессе преподавания дисциплины «Ораторское искусство». Киноискусство, дублируя реальность, представляет возможности творческого осознания действительности, облегчает диалог, снимает напряженность в студенческой аудитории, помогает преодолеть страх публичного выступления. В связи с необходимостью осмысления кинодискурса как важной составляющей части сознания современной молодежи в статье рассмотрены вопросы, связанные как со средствами художественной коммуникации, так и с культурным кодом кинематографа в целом. Представленная попытка интерпретации студенческих анкет-отзывов актуализирует тенденции развития зрительских предпочтений и свидетельствует о том, что культурный код интерпретируемых кинокартин остается устойчивым. Меняются фоны, ракурсы, приемы и техники его воплощения, но тема поступка человека, осознанности выбора пути, его страхов и тревог остается незыблемой. Таким образом, экранную культуру можно и нужно исследовать с точки зрения анализа способа формирования личности в молодежной среде.



ФЕНОМЕН МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ МАСЛЕНИЦЫ: ОБ ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИКАХ ПРЕЗЕНТАЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Аннотация
В статье анализируются форматы и сценарии проектирования и продвижения коллективных идентичностей в политических и культурных реалиях Российской Федерации. Целевой идеей многих из них, особенно тех, что инициированы на политическом уровне, выступает развитие и укрепление коллективных представлений о единстве российского народа, скреплённого общими для всех ценностями гражданского патриотизма, но в то же время сохраняющего национальное и культурное многообразие.
Для этого активно задействуется инструментарий массовой культуры, в том числе применяется практика переформатирования и перекодирования, насыщения полинациональным контентом содержания и семантики культурных феноменов, смыслы и нарративы которых в сознании большинства населения прежде расшифровывались по-другому. Среди подтверждающих тезис примеров — празднование межнациональной Масленицы.
Вместе с тем анализируются различные способы презентации коллективной идентичности национальными, этнокультурными, религиозными сообществами, в том числе мигрантскими, стремящимися адаптироваться к российским условиям, сохраняя при этом самобытность и избегая аккультурации. Широкая представленность таких комьюнити онлайн и офлайн также способствует формированию поликультурного и многонационального имиджа российского социума.



ТРИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЧУК-ЭНД-ГЕКСКИХ СЧАСТЬЯ: СРАВНЕНИЕ КНИЖНОГО И КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В ИНТЕРЬЕРАХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ
Аннотация
В статье анализируется социальная мифология счастья в разные эпохи на материале рассказа Аркадия Гайдара «Чук и Гек» (1939) и двух экранизаций того же текста, датируемых 1953 и 2022 годами. Показана вариативность концепции счастья в зависимости от исторического контекста: 1930-е годы; послевоенное десятилетие в СССР; современная Россия. Констатируется, что анализ мифологии счастья существенно осложняется возрастной категорией потенциального читателя произведений Гайдара: книга относится к детской литературе. Советский ребенок (и герой рассказа, и читатель гайдаровского текста), воспринимая нравственную проблематику текста и усваивая его дидактический аспект, воспринимает ту же прагматику текста. Статья иллюстрирует многослойную специфику рассказов Гайдара, его открытость одновременно к нескольким контекстуальным интерпретациям. В связи с этим в исследовании подчеркивается значимость исторической и социальной среды, повлиявшей на основную аксиологическую структуру повествования. Для сравнения оригинальной истории 1939 года и двух экранизаций авторы статьи обращаются к интермедиальному и сравнительному методам.



Горизонты
ФРОНТОВЫЕ МЕДИА XXI ВЕКА: РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ «ПОЛЕВАЯ ТЕТРАДЬ СВО»
Аннотация
Статья посвящена осмыслению специфики формирования и принципов действия современных российских фронтовых медиа на примере недавно изданной книги – межавторского проекта «Полевая тетрадь СВО». Специальная военная операция, начавшаяся 24 февраля 2022 г. по решению Президента Российской Федерации В. В. Путина, обозначила целый ряд проблемных вопросов как в области мировоззрения и экзистенциального подхода к осмыслению указанной проблематики, так и в сфере сугубо практической, непосредственно связанной с психологической помощью нашим бойцам в СВО и разъяснением ключевых гуманитарных моментов. Книга содержит в себе оригинальный философский поиск и реальную возможность снижения психологического напряжения российских военнослужащих, находящихся в зоне проведения Специальной военной операции, посредством демонстрации ярких примеров духовной культуры в свете сочетания научного подхода, религиозных мотивов и актуальной поэзии. На актуальном фактическом материале авторы демонстрируют непреходящую значимость открытого, честного и принципиального диалога военных, философов, культурологов, священников, поэтов, писателей, журналистов, блогеров, всех тех, кому не безразличны судьбы Родины и мира в это непростое время.



РЕКУРСИЯ «ЦАРСТВА ИГРЫ» И «ЦАРСТВА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ», ИЛИ ДИАЛЕКТИКА СИМВОЛИКИ «ДРУГОГО» В ИГРОВЫХ ВСЕЛЕННЫХ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация
Настоящая статья посвящена социально-философскому исследованию проблемы связи игровых вселенных и возможных источников их вдохновения в окружающей социальной действительности. Подобные вымышленные миры, представляющие собой результат многолетнего коллективного творчества игротехника и игрока, практически никогда не составляют предмет рассмотрения специалистов из философского научного сообщества. Для качественного осмысления сути увлечения современных людей подобным хобби авторами был проведен сравнительный анализ, опирающийся на: особенности понимания символов в духе Эрнста Кассирера, сетевой культуры по Мануэлю Кастельсу, симуляций по Жану Бодрийяру, двойников и Другого по Жаку Лакану. В результате исследования была выявлена одна из форм рекурсии между действительной и игровой вселенными, которая проявляется в специфическом отражении исторических событий, в их переосмыслении в рамках символических структур, а также в игровом характере перехода человека между притягательными для него мирами. Также авторы рассматривают особенности такого явления, как сетевые сообщества фанатов, которые формируют и продвигают игровые субкультуры. Определено, что объекты игрового мира становятся симулякрами, утрачивая связь с первичным источником вдохновения, получая материальное воплощение в фанатском творчестве и товарах для представителей игровой субкультуры. Подчеркивается ответственность игротехника за влияние на пользовательскую аудиторию через игру в отношении изменения ее культурных предпочтений, стратегий и характера поведения.



УНИЖЕНИЕ ИЛИ РАЗВЛЕЧЕНИЕ? ТРЭШ-СТРИМЫ КАК ГРЕХОВНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ «НИЖНЕГО ИНТЕРНЕТА»
Аннотация
Статья посвящена феномену трэш-стриминга в русскоязычном сегменте Интернета, который также имеет самоназвание «нижний Интернет». Анализируется современная российская законодательная практика в отношении трэш-стримов, а также подходы к определению изучаемого явления в отечественной научной литературе. Автор фокусируется на проблематике привлекательности трэш-стримов для пользователей русскоязычного Интернета. В статье выделяются несколько мотивов зрительской аудитории. Во-первых, привлекательность трэш-стримов объясняется большим по сравнению с телевизионными реалити-шоу эффектом достоверности ‒ зритель может в прямом эфире наблюдать за «реальной жизнью» героев. Во-вторых, аудитория уже во время онлайн- трансляции получает возможность канализировать накопившиеся в повседневном опыте подавленные агрессивные импульсы. В-третьих, трэш- стримы позволяют выйти за рамки повседневных ограничений и воплощать фантазии, которые в обычной жизни не поддаются реализации. Наконец, взаимодействуя за счет донатов с участниками трэш-стримов и заказывая им те или иные челленджи, анонимная аудитория видоизменяет и формирует контент ‒ важнейшее символическое благо современной цифровой эпохи. Тем самым, зрители трэш-стримов получают перверсивное ощущение себя в качестве творцов выходящего за грань дозволенного контента.


