№ 2 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

О стратегических приоритетах современного образования в условиях глобальных вызовов

Иванов Е.В.

Аннотация

В настоящее время человечество сталкивается с глобальными вызовами, обусловленными геополитическими, экономи¬ческими, экологическими и другими обстоятельствами. Подобная ситуация усугубляется кризисом, проводимой Западом в течение десятков лет, политики глобализации и мультикультурализма. Образование, будучи инерционной системой, без определения стратегических приоритетов своего развития, всегда вынуждено быть зацикленым на решении текущих проблем прошлого и настоящего. Следовательно, роль образования в построении будущего человечества становится не целенаправленным, а опосредованным, что зачастую и приводит как к локальным, так и к масштабным нежелательным катаклизмам. Исторический и культурологический анализ ситуации в России и странах Западной цивилизации позволил выявить серьезные вызовы, которые невозможно решить без активного участия образования. Первый из них связан с тем, что в условиях нынешней глобализации происходит новый «крестовый поход» Западной цивилизации по продвижению в мире своих традиций и ценностей, которые подаются как «общечеловеческие». Современные исследования, а также примеры из истории и негативный опыт наших дней показывают, что приемлемое для одних народов, часто становится разрушительным и губительным для других. Потому первым стратегическим приоритетом современного образования должна стать целенаправленная помощь в осознании растущим человеком и конкретным народом своей культурной идентичности, формирование у них уважительного отношения к культурам других народов и дальнейшее осуществление на данной основе продуктивного межкультурного диалога. Еще один глобальный вызов связан с ситуацией в энергетике и экологии, а также с навязываемой людям с детских лет потребительской психологии, которая характерна и для стран Запада, и для СССР, и для нынешней России. Все это в перспективе угрожает сохранению жизни на Земле. В истории человечества можно выделить два периода, когда люди оказывались на грани исчезновения. Каждый раз их спасало то, что они находили силы сознательно поменять свой образ жизни и самих себя на основе совместно принятых и общепризнанных ценностей и табу, то есть проявляли себя не только как существа разумные, но и как нравственные, духовные. Данный аспект слабо отражен в программных документах об образовании последних лет, принимаемых в России и мире. А потому вторым стратегическим приоритетом современного образования должно стать развитие у людей экологического сознания и признания приоритета духовных потребностей, над потребностями материальными.

Education & Pedagogy Journal. 2024;(2):5-21
pages 5-21 views

Молодежные сообщества в социальных сетях для организации воспитательной работы с обучающимися

Маякова Е.В., Тер-Григорян А.Э., Блинова А.О.

Аннотация

Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни, и молодежь – одна из самых активных групп на этих платформах. Цифровая среда существенно изменила формат коммуникаций и формирует иную коммуникационную культуру. Целью исследования является выявление особенностей контента и деятельности молодежных сообществ в социальных сетях для организации воспитательной работы со школьниками. В процессе исследования были отобраны и изучены действующие площадки для онлайн-коммуникации: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Telegram», «YouTube» – раскрыто описание формальных молодежных сообществ, выявлены типы, критерии отбора и специфика их формирования. На основе проведенных экспертных интервью с заместителями директоров по воспитательной работе, советниками по воспитанию, кураторами школ и колледжей определены молодежные сообщества, осуществляющие взаимодействие с образовательными организациями в рамках воспитательной работы через социальные сети: Российское движение детей и молодежи, «Движение первых», Общероссийская общественная организация Российский союз молодежи, Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», Всероссийский конкурс «Большая перемена», Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», Мосволонтер, Юные инспекторы движения России. В статье определены критерии анализа страниц в социальных сетях, проанализированы официальные страницы и каналы молодежных сообществ в социальных сетях с целью выявления особенностей контента и деятельности сообществ, представлена сравнительная таблица характеристик молодежных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» по разработанным критериям. Исследование показало, что «ВКонтакте» является самой востребованной социальной сетью среди молодёжных организаций, одним из главных ресурсов по работе с участниками молодежных организаций и вовлекающим в воспитательную работу, а также площадкой для объединения представителей сообщества из разных регионов; мессенджер «Telegram», в основном, полностью дублирует его содержание; основной контент, отражающий деятельность организаций офлайн включает: новости о конкурсах, акциях, о проведенных мероприятиях, посты, освещающие активность молодежных организаций вне рамок мероприятий и конкурсов; наибольший отклик у подписчиков вызывают викторины и голосования. Авторы статьи делают вывод о том, что социальные сети молодежных сообществ ведутся на профессиональном уровне командой разнопрофильных специалистов в соответствии с индивидуальным узнаваемым стилем оформления, брендбуком и предлагают самые разнообразные мероприятия для организации воспитательной работы с обучающимися.

Education & Pedagogy Journal. 2024;(2):22-35
pages 22-35 views

Роль психологического капитала в проявлениях черт темной и светлой триад личности у студентов

Маралов В.Г., Маралова Т.П.

Аннотация

Исследование посвящено выявлению роли психологического капитала в проявлениях черт Темной и Светлой триад личности. Проверялась гипотеза о наличии взаимосвязи и взаимовлияния параметров психологического капитала (самоэффективности, надежды, оптимизма, устойчивости) с параметрами Темной (макиавеллизм, нарциссизм, психопатия) и Светлой (вера в человечество, гуманизм, кантианство) триад личности. В исследовании приняли участие студенты института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета (N = 103) в возрасте от 17 до 22 лет (средний возраст – 18,3 года). В качестве диагностического инструментария использовались специальные опросники на выявление черт Темной и Светлой триад личности, а также психологического капитала. Математическая обработка осуществлялась с использованием методов корреляционного и регрессионного анализа. В результате было установлено, что с психологическим капиталом и отдельными его параметрами из черт Темной триады положительную связь обнаружил только нарциссизм, который положительно прокоррелировал с самоэффективностью, надеждой, оптимизмом и устойчивостью. Наибольшее влияние на проявления нарциссизма оказывают два фактора психологического капитала – это самоэффективность и оптимизм. В свою очередь, нарциссизм оказывает влияние только на оптимизм. Из черт Светлой триады вера в человечество обнаружила положительную связь с самоэффективностью, оптимизмом и устойчивостью, а гуманизм – с оптимизмом. На основе регрессионного анализа установлено, что оптимизм, вера в человечество и гуманизм не только связаны друг с другом, но и оказывают взаимное влияние друг на друга: оптимизм является предиктором веры в человечество и гуманизма, а вера в человечество и гуманизм – предиктором оптимизма как жизненной установки личности. Полученные результаты вносят определенный вклад в понимание проблемы взаимосвязи и взаимовлияния интегральных характеристик личности, могут быть использованы в работе кураторов студенческих групп, а также в деятельности психологических служб вузов.

Education & Pedagogy Journal. 2024;(2):36-52
pages 36-52 views

Иррациональность как составная часть стратегии трансгрессии и ее потенциал в совладании с неопределенностью

Сапогова Е.Е.

Аннотация

Автором представлен теоретико-методологический анализ феномена иррациональности, рассмотрены его возможности в процессах совладания с переживанием дискомфорта неопределенности. В парадигме экзистенциальной психологии иррациональность представлена как один из возможных способов противостояния прекарности, ускоряющемуся устареванию индивидуального опыта в условиях нарастающего осознания неопределенности существования, невзросления современных людей и рисков становления фрагментарной идентичности. В статье аргументируется идея, что в процессах совладания с неопределенностью обращение к иррациональности выступает как составляющая часть стратегии трансгрессии, способной не просто вывести субъекта за рамки рационального познания реальности, но и дать ему новый опыт адаптации к прекарному существованию и обеспечить выход в плоскость новых возможных «логик» осмысления реальности и самого себя (аксиологики, бейесовой логики, имажинативной логики, логики синхронистичности). Автор сопоставляет возможности рационального и иррационального мышления и поведения в ситуациях неопределенности, когда имеющегося опыта оказывается недостаточно, а избежать необходимости принятия решения и действования человек, осуществляющий «заботу о себе», не может. В работе формулируются положения об иррациональности и трансгрессии как составных частях механизмов смыслообразования и саморазвития.

Education & Pedagogy Journal. 2024;(2):53-68
pages 53-68 views

Использование воспоминаний жителей Томской области в преподавании региональной истории в школе

Гончарова Т.А.

Аннотация

Проблемы преподавания региональной истории в школе активно обсуждаются педагогическим и научным сообществом. В статье рассматриваются возможности использования воспоминаний жителей Томской области в преподавании региональной истории. Представлена общая характеристика ситуации с учебно-методическим обеспечением преподавания региональной истории. Подчеркнуто, что полноценное изучение региональной истории невозможно без обращения к уровню области, выступающего в качестве связующего звена с локальной историей. Учитывая, что к настоящему времени отсутствуют учебно-методические материалы по истории Томской области, сделан акцент на воспоминаниях, которые можно включить в хрестоматию или сборник документов, являющихся обязательной частью учебно-методического комплекса. Рассматриваются сборники «Нарымская хроника», «Как мы жили: воспоминания и устные свидетельства томских крестьян», «Я вам, родные, излагаю быль», в которых опубликованы воспоминания жителей Томской области. Дается характеристика содержащихся в нем нарративов. Выявляются преимущества привлечения рассматриваемых сборников в образовательный процесс в школе. Обращение к сборникам поможет учителю продемонстрировать одну из ведущих черт современной исторической науки – интерес к «маленькому человеку», возникшему с связи с развитием микроисторических подходов в исторических исследованиях, а также показать потенциал и уникальность семейных архивов, в которых зачастую могут храниться мемуары. Школьникам обращение к этим материалам позволит более серьезно осмыслить многообразие историко-культурного наследия томского региона. Показана информативность представленных в сборниках мемуаров в изучении следующих разделов по истории России: «Российская империя в XIX – начале ХХ вв.» (темы «Этнокультурный облик империи», «Национально-религиозные особенности»), «Россия в «годы великих потрясений». 1914–1922 гг. (тема «Гражданская война и ее последствия»), «Советское общество в 1920–30-е гг.» (темы «СССР в 1929–1941 гг.: «сталинский социализм», «Культурное пространство»), «Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.», «Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг.» (тема «Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.)).

Education & Pedagogy Journal. 2024;(2):69-80
pages 69-80 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».