Молодежные сообщества в социальных сетях для организации воспитательной работы с обучающимися
- Авторы: Маякова Е.В.1, Тер-Григорян А.Э.1, Блинова А.О.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 22-35
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2782-2575/article/view/270459
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2024-2-22-35
- ID: 270459
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни, и молодежь – одна из самых активных групп на этих платформах. Цифровая среда существенно изменила формат коммуникаций и формирует иную коммуникационную культуру. Целью исследования является выявление особенностей контента и деятельности молодежных сообществ в социальных сетях для организации воспитательной работы со школьниками. В процессе исследования были отобраны и изучены действующие площадки для онлайн-коммуникации: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Telegram», «YouTube» – раскрыто описание формальных молодежных сообществ, выявлены типы, критерии отбора и специфика их формирования. На основе проведенных экспертных интервью с заместителями директоров по воспитательной работе, советниками по воспитанию, кураторами школ и колледжей определены молодежные сообщества, осуществляющие взаимодействие с образовательными организациями в рамках воспитательной работы через социальные сети: Российское движение детей и молодежи, «Движение первых», Общероссийская общественная организация Российский союз молодежи, Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», Всероссийский конкурс «Большая перемена», Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», Мосволонтер, Юные инспекторы движения России. В статье определены критерии анализа страниц в социальных сетях, проанализированы официальные страницы и каналы молодежных сообществ в социальных сетях с целью выявления особенностей контента и деятельности сообществ, представлена сравнительная таблица характеристик молодежных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» по разработанным критериям. Исследование показало, что «ВКонтакте» является самой востребованной социальной сетью среди молодёжных организаций, одним из главных ресурсов по работе с участниками молодежных организаций и вовлекающим в воспитательную работу, а также площадкой для объединения представителей сообщества из разных регионов; мессенджер «Telegram», в основном, полностью дублирует его содержание; основной контент, отражающий деятельность организаций офлайн включает: новости о конкурсах, акциях, о проведенных мероприятиях, посты, освещающие активность молодежных организаций вне рамок мероприятий и конкурсов; наибольший отклик у подписчиков вызывают викторины и голосования. Авторы статьи делают вывод о том, что социальные сети молодежных сообществ ведутся на профессиональном уровне командой разнопрофильных специалистов в соответствии с индивидуальным узнаваемым стилем оформления, брендбуком и предлагают самые разнообразные мероприятия для организации воспитательной работы с обучающимися.
Об авторах
Елизавета Владимировна Маякова
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: mayakovaev@mgpu.ru
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Москва, Россия
Анна Эммануиловна Тер-Григорян
Московский городской педагогический университет
Email: ter-grigoryanaeh@mgpu.ru
научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур Москва, Россия
Александра Олеговна Блинова
Московский городской педагогический университет
Email: blinovaao@mgpu.ru
младший научный сотрудник лаборатории Москва, Россия
Список литературы
- Federal’nyy zakon ot 31 iyulya 2020 g. N 304-FZ “O vnesenii izmeneniy v Federa’nyy zakon “Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii” po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya” [Federal Law of July 31, 2020 No. 304-FZ “On amendments to the Federal Law “On Education in the Russian Federation” on issues of education of students]. Article 2, p. 2 (in Russian). URL: https://rg.ru/documents/2020/08/07/obobrazovanii-dok.html (accessed 02 June 2023).
- Panchenko I.M. Sotsial’nye seti kak novaya forma kommunikatsii: pol’za ili opasnost’ dlya obshchestva? [Social networks as a new form of communication: benefitor danger to society?]. Sotsiologiya nauki i tekhnologiy – Sociology of science and technology. 2018;(2):86-94 (in Russian). doi: 10.24411/2079-0910-2018-10006 (accessed 15 May 2023).
- Rogach O.V., Frolova E.V. Analiz vliyaniya soеtsial’nykh setey na sovremennykh podrostkov: klyuchevye problemy i destruktivnye posledstviya [Analysis of social networks for modern teenagers: main problems and destructive consequences]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya.Psikhologiya. Sotsiologiya – Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2022;(2):305-314 (in Russian). doi: 10.17072/2078-7898/2022-2-305-314 (accessed 15 May 2023).
- Kurbatov V.I., Volkov Y.G. Vodenko K.V. Molodezhnaya subkul’tura v setevykh soobshchestvakh: prioritety molodezhi v sotsial’nykh setyakh i transformatsiya sotsial’no-informatsionnogo povedeniya [Youth subculture in online communities: youth priorities in social networks and transformation social-information behavior]. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki – Humanities, social-economic and social sciences. 2019;(10):87-97 (in Russian).
- Matushak A.F., Pavlova O.Yu., Akhkamova Yu.A., Zyryanova A.V., Alekhina N.V., Gribacheva N.V., Tsilitskiy V.S. Sravneniнe form vospitatel’noy raboty obrazovatel’nykh organizatsiy v tsifrovom obrazovatel’nom prostranstve i predpochteniy obuchaemykh [A comparative analysis of moral education forms in the digital learning environment within educational settings and students’ preferences]. Science for Education Today. 2022;12(3):7-30 (in Russian). doi: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.01 (accessed 15 May 2023).
- Ivanova E.V., Barsukova E.M., Mayakova E.V., Ter-Grigoryan A.E. Ustoychivye gorodskiye soobshchestva i ikh vzaimodeystviye s sotsial’nymi institutami [Sustainable urban communities and their interaction with institutions]. In: Vachkova S.N., Kondrat’eva N.I. (eds). UniverCity: Goroda i Universitety: sbornik statey [UniverSity: Cities and Universities: collection of articles]. Moscow, Grin Print Publ., 2022;12(6): 23-40 (in Russian).
- Rosmolodezh (in Russian). URL: https://fadm.gov.ru/ (accessed 15 May 2023).
- Rossiyskoye dvizheniye detey i molodezhi “Dvizhenie pervykh” [Russian movement of children and youth “Movement of the First”] (in Russian). URL: https://будьвдвижении.рф (accessed 15 May 2023).
- Obshcherossiyskaya obshchestvennaya organizatsiya “Rossiyskiy soyuz molodezhi” [All-Russian public organization “Russian Youth Union”] (in Russian). URL: https://ruy.ru (accessed 15 May 2023).
- Vserossiyskoye detsko-yunosheskoye dvizheniye “Yunarmiya” [All-Russian children’s and youth movement “Yunarmiya”] (in Russian). URL: https://yunarmy.ru (accessed 15 May 2023).
- Bol’shaya peremena [Big change] (in Russian). URL: https://bolshayaperemena.online (accessed 15 May 2023).
- Rossiyskoye dvizheniye shkol’nikov [Russian movement of schoolchildren] (in Russian). URL: https://xn--d1axz.xn--p1ai/рдш.рф (accessed 15 May 2023).
- Vserossiyskoye obshchestvennoye dvizheniye “Volontery Pobedy” [All-Russian public movement “Volunteers of Victory”] (in Russian). URL: https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/ волонтерыпобеды.рф (accessed 15 May 2023).
- Mosvolonter (in Russian). URL: https://mosvolonter.ru/o-nas (accessed 15 May 2023).
- Yunye inspektory dvizheniya Rossii (in Russian). URL: https://xn--d1ahba2alia5i.xn--p1ai/юидроссии.рф (accessed 15 May 2023).
- Pronina N.A. Rol’ sotsial’nykh setey v sisteme vospitaniya shkol’nikov [The role of social networks in the system of education of schoolchildren]. Novye tekhnologii – New Technologies. 2011;(1):174-179 (in Russian).
- Kuraeva S.A. K metodologii issledovaniya sotsial’nykh setey [On the methodology of social networks research]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2017;(5):38-46. doi: 10.17805/trudy.2017.5.5 (in Russian).
- Lippmann W. Public Opinion. New York: Simon & Schuster, 1997. 272 p. (Russ. ed.: Lippman U. Obshchestvennoe mnenie. Moscow, Institut Fonda “Obshchestvennoe mnenie” Publ, 2004. 384 p.).
- Bernays E. Manipulyatsiya obshchestvennym mneniem: kak i pochemu [Manipulating public opinion: The why and the how]. Polis. Politicheskie issledovaniya – Polis. Political Studies. 2012;(4):149-159 (in Russian).
- Goffman E. The presentation self in everyday life. Edinburgh: University of Edinburgh, Social Sciences Research Centre, 1956. 161 p. (Russ. ed.: Gofman I. Predstavlenie sebya drugim v povsednevnoy zhizni. Moscow, Kanon-Press-Ts, Kuchkovo pole Publ, 2000. 304 p.).
- Sotsial’naya set’ “VKontakte” (in Russian). URL: vk.com (accessed 15 May 2023).
- Sotsial’naya set’ “Odnoklassniki”. URL: ok.ru (accessed 15 May 2023).
- Messendzher “Telegram”. URL: telegram.org (accessed 15 May 2023).
- Videokhotsting “YouTube”. URL: https://www.youtube.com/ (accessed 15 May 2023).
- Panich N.A., Moroz N.A. Reprezentatsiya zhiznennogo mira molodezhi v sotsial’nykh setyakh [Representation of youth life in social networks]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika – Society: sociology, psychology, pedagogy. 2020;(4(72)):54-58 (in Russian).
- Dombrovskaya A.Yu. Reprezentatsiya grazhdanskoy aktivnosti rossiyskoy molodezhi v sotsial’nykh media [Repesentation of the Russian Youth Civil Activity in Social Media]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial’nye peremeny – Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2021;(6):203-225 (in Russian). https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.2012
Дополнительные файлы
