Молодежные сообщества в социальных сетях для организации воспитательной работы с обучающимися

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни, и молодежь – одна из самых активных групп на этих платформах. Цифровая среда существенно изменила формат коммуникаций и формирует иную коммуникационную культуру. Целью исследования является выявление особенностей контента и деятельности молодежных сообществ в социальных сетях для организации воспитательной работы со школьниками. В процессе исследования были отобраны и изучены действующие площадки для онлайн-коммуникации: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Telegram», «YouTube» – раскрыто описание формальных молодежных сообществ, выявлены типы, критерии отбора и специфика их формирования. На основе проведенных экспертных интервью с заместителями директоров по воспитательной работе, советниками по воспитанию, кураторами школ и колледжей определены молодежные сообщества, осуществляющие взаимодействие с образовательными организациями в рамках воспитательной работы через социальные сети: Российское движение детей и молодежи, «Движение первых», Общероссийская общественная организация Российский союз молодежи, Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», Всероссийский конкурс «Большая перемена», Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», Мосволонтер, Юные инспекторы движения России. В статье определены критерии анализа страниц в социальных сетях, проанализированы официальные страницы и каналы молодежных сообществ в социальных сетях с целью выявления особенностей контента и деятельности сообществ, представлена сравнительная таблица характеристик молодежных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» по разработанным критериям. Исследование показало, что «ВКонтакте» является самой востребованной социальной сетью среди молодёжных организаций, одним из главных ресурсов по работе с участниками молодежных организаций и вовлекающим в воспитательную работу, а также площадкой для объединения представителей сообщества из разных регионов; мессенджер «Telegram», в основном, полностью дублирует его содержание; основной контент, отражающий деятельность организаций офлайн включает: новости о конкурсах, акциях, о проведенных мероприятиях, посты, освещающие активность молодежных организаций вне рамок мероприятий и конкурсов; наибольший отклик у подписчиков вызывают викторины и голосования. Авторы статьи делают вывод о том, что социальные сети молодежных сообществ ведутся на профессиональном уровне командой разнопрофильных специалистов в соответствии с индивидуальным узнаваемым стилем оформления, брендбуком и предлагают самые разнообразные мероприятия для организации воспитательной работы с обучающимися.

Об авторах

Елизавета Владимировна Маякова

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: mayakovaev@mgpu.ru
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Москва, Россия

Анна Эммануиловна Тер-Григорян

Московский городской педагогический университет

Email: ter-grigoryanaeh@mgpu.ru
научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур Москва, Россия

Александра Олеговна Блинова

Московский городской педагогический университет

Email: blinovaao@mgpu.ru
младший научный сотрудник лаборатории Москва, Россия

Список литературы

  1. Federal’nyy zakon ot 31 iyulya 2020 g. N 304-FZ “O vnesenii izmeneniy v Federa’nyy zakon “Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii” po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya” [Federal Law of July 31, 2020 No. 304-FZ “On amendments to the Federal Law “On Education in the Russian Federation” on issues of education of students]. Article 2, p. 2 (in Russian). URL: https://rg.ru/documents/2020/08/07/obobrazovanii-dok.html (accessed 02 June 2023).
  2. Panchenko I.M. Sotsial’nye seti kak novaya forma kommunikatsii: pol’za ili opasnost’ dlya obshchestva? [Social networks as a new form of communication: benefitor danger to society?]. Sotsiologiya nauki i tekhnologiy – Sociology of science and technology. 2018;(2):86-94 (in Russian). doi: 10.24411/2079-0910-2018-10006 (accessed 15 May 2023).
  3. Rogach O.V., Frolova E.V. Analiz vliyaniya soеtsial’nykh setey na sovremennykh podrostkov: klyuchevye problemy i destruktivnye posledstviya [Analysis of social networks for modern teenagers: main problems and destructive consequences]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya.Psikhologiya. Sotsiologiya – Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2022;(2):305-314 (in Russian). doi: 10.17072/2078-7898/2022-2-305-314 (accessed 15 May 2023).
  4. Kurbatov V.I., Volkov Y.G. Vodenko K.V. Molodezhnaya subkul’tura v setevykh soobshchestvakh: prioritety molodezhi v sotsial’nykh setyakh i transformatsiya sotsial’no-informatsionnogo povedeniya [Youth subculture in online communities: youth priorities in social networks and transformation social-information behavior]. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki – Humanities, social-economic and social sciences. 2019;(10):87-97 (in Russian).
  5. Matushak A.F., Pavlova O.Yu., Akhkamova Yu.A., Zyryanova A.V., Alekhina N.V., Gribacheva N.V., Tsilitskiy V.S. Sravneniнe form vospitatel’noy raboty obrazovatel’nykh organizatsiy v tsifrovom obrazovatel’nom prostranstve i predpochteniy obuchaemykh [A comparative analysis of moral education forms in the digital learning environment within educational settings and students’ preferences]. Science for Education Today. 2022;12(3):7-30 (in Russian). doi: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.01 (accessed 15 May 2023).
  6. Ivanova E.V., Barsukova E.M., Mayakova E.V., Ter-Grigoryan A.E. Ustoychivye gorodskiye soobshchestva i ikh vzaimodeystviye s sotsial’nymi institutami [Sustainable urban communities and their interaction with institutions]. In: Vachkova S.N., Kondrat’eva N.I. (eds). UniverCity: Goroda i Universitety: sbornik statey [UniverSity: Cities and Universities: collection of articles]. Moscow, Grin Print Publ., 2022;12(6): 23-40 (in Russian).
  7. Rosmolodezh (in Russian). URL: https://fadm.gov.ru/ (accessed 15 May 2023).
  8. Rossiyskoye dvizheniye detey i molodezhi “Dvizhenie pervykh” [Russian movement of children and youth “Movement of the First”] (in Russian). URL: https://будьвдвижении.рф (accessed 15 May 2023).
  9. Obshcherossiyskaya obshchestvennaya organizatsiya “Rossiyskiy soyuz molodezhi” [All-Russian public organization “Russian Youth Union”] (in Russian). URL: https://ruy.ru (accessed 15 May 2023).
  10. Vserossiyskoye detsko-yunosheskoye dvizheniye “Yunarmiya” [All-Russian children’s and youth movement “Yunarmiya”] (in Russian). URL: https://yunarmy.ru (accessed 15 May 2023).
  11. Bol’shaya peremena [Big change] (in Russian). URL: https://bolshayaperemena.online (accessed 15 May 2023).
  12. Rossiyskoye dvizheniye shkol’nikov [Russian movement of schoolchildren] (in Russian). URL: https://xn--d1axz.xn--p1ai/рдш.рф (accessed 15 May 2023).
  13. Vserossiyskoye obshchestvennoye dvizheniye “Volontery Pobedy” [All-Russian public movement “Volunteers of Victory”] (in Russian). URL: https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/ волонтерыпобеды.рф (accessed 15 May 2023).
  14. Mosvolonter (in Russian). URL: https://mosvolonter.ru/o-nas (accessed 15 May 2023).
  15. Yunye inspektory dvizheniya Rossii (in Russian). URL: https://xn--d1ahba2alia5i.xn--p1ai/юидроссии.рф (accessed 15 May 2023).
  16. Pronina N.A. Rol’ sotsial’nykh setey v sisteme vospitaniya shkol’nikov [The role of social networks in the system of education of schoolchildren]. Novye tekhnologii – New Technologies. 2011;(1):174-179 (in Russian).
  17. Kuraeva S.A. K metodologii issledovaniya sotsial’nykh setey [On the methodology of social networks research]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2017;(5):38-46. doi: 10.17805/trudy.2017.5.5 (in Russian).
  18. Lippmann W. Public Opinion. New York: Simon & Schuster, 1997. 272 p. (Russ. ed.: Lippman U. Obshchestvennoe mnenie. Moscow, Institut Fonda “Obshchestvennoe mnenie” Publ, 2004. 384 p.).
  19. Bernays E. Manipulyatsiya obshchestvennym mneniem: kak i pochemu [Manipulating public opinion: The why and the how]. Polis. Politicheskie issledovaniya – Polis. Political Studies. 2012;(4):149-159 (in Russian).
  20. Goffman E. The presentation self in everyday life. Edinburgh: University of Edinburgh, Social Sciences Research Centre, 1956. 161 p. (Russ. ed.: Gofman I. Predstavlenie sebya drugim v povsednevnoy zhizni. Moscow, Kanon-Press-Ts, Kuchkovo pole Publ, 2000. 304 p.).
  21. Sotsial’naya set’ “VKontakte” (in Russian). URL: vk.com (accessed 15 May 2023).
  22. Sotsial’naya set’ “Odnoklassniki”. URL: ok.ru (accessed 15 May 2023).
  23. Messendzher “Telegram”. URL: telegram.org (accessed 15 May 2023).
  24. Videokhotsting “YouTube”. URL: https://www.youtube.com/ (accessed 15 May 2023).
  25. Panich N.A., Moroz N.A. Reprezentatsiya zhiznennogo mira molodezhi v sotsial’nykh setyakh [Representation of youth life in social networks]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika – Society: sociology, psychology, pedagogy. 2020;(4(72)):54-58 (in Russian).
  26. Dombrovskaya A.Yu. Reprezentatsiya grazhdanskoy aktivnosti rossiyskoy molodezhi v sotsial’nykh media [Repesentation of the Russian Youth Civil Activity in Social Media]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial’nye peremeny – Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2021;(6):203-225 (in Russian). https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.2012

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».