Подходы к смыслообразованию и практической реализации педагогической инициативы у будущих учителей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Ценность инициативы педагога определяется тем, что она позволяет будущим и действующим учителям активно содействовать инновационному обновлению содержания образования, содействовать самореализации себя и обучающихся. Формирование инициативы у будущих учителей играет важную роль в развитии их профессионализма и способности к саморазвитию. Первоначально, учитель должен быть активным и инициативным в поиске новых методов преподавания, внедрении инноваций в образовательный процесс, а также в поиске решений для различных образовательных задач. Учитель-инициатор способен лучше адаптироваться к изменяющимся требованиям общества и обучать учеников более эффективно. Цель данного исследования заключается в исследовании различных подходов к формированию инициативы у будущих учителей, а также в рассмотрении эффективных методов практической реализации педагогических инициатив в образовательном процессе. Статья направлена на выявление значимости смыслообразования педагогической инициативности в контексте профессиональной подготовки учителей и установления их способности и готовности к творческой деятельности и саморазвитию. Материалы и методы. Проводился систематический анализ существующих публикаций на тему исследования для выявления смыслообразования понятий педагогическая инициатива применительно к процессу развития будущего учителя. Применялись методы сбора и анализа данных новостных лент сайтов университета для определения видов инициатив, культивируемых в университетских практиках. Полученные данные подвергались анализу, систематизации и интерпретации. Результаты. В теоретической части исследования рассмотрены три подхода к построению смысла педагогической инициативы будущего учителя. В первом случае, выделяется подход, в котором смысл термина инициатива рождается как психологическая характеристика личности, в условиях ее самомотивации, ответа на внешние стимулы и самореализации. Во втором случае, в термине проявляются характеристики самостоятельной активной деятельности студентов, приводимые для разных уровней обучения. В третьем случае, выделен подход, в котором инициатива рассматривается как имманентная и интегральная компетентностная характеристика дипломированного учителя. В практической части исследования проведен сравнительный анализ работы педагогических и непедагогических вузов в вопросе формирования инициатив будущих педагогов.

Об авторах

Михаил Александрович Червонный

Томский государственный педагогический университет

Email: mach@tspu.edu.ru
доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры физики и методики обучения физике Томск, Россия

Игорь Николаевич Яковлев

Томский государственный педагогический университет

Email: yakovlevig97@yandex.ru
аспирант кафедры педагогики и управления образованием института развития педагогического образования Томск, Россия

Список литературы

  1. Economicheskiy, tekhnologiceskiy, obrazovatel’nyy suverinitet [Economic, technological, educational sovereignty]. Obschestvennaya palata Rossiyskoy Federatsii [Public Chamber of the Russian Federation]. URL: https://report2022.oprf.ru/ru-RU/economic-technological-educational-sovereignty.html#sovereignization-of-the-russian-higher-education-system (accessed 24 January 2024). (in Russian).
  2. Anisimova V.A., Dragovoz L.A. Aktualizatsiya pedagogicheskoy initsiativy spetsialistov v sfere fizicheskoy kul’tury [Updating the pedagogical initiative of specialists in the field of physical culture]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury – Theory and practice of physical culture. 2016;(5):24-26. (in Russian).
  3. Obukhov A.S. Razvitiye issledovatel’skoy deyatel’nosti uchashchikhsya [The development ofstudents’ research activities] Moscow, National Book Center Publ., 2015:280 p. (in Russian).
  4. Pakhalyan V.E. Problema razvitiya individual’noy iniciativy pri podgotovke prakticheskikh psikhologov v usloviyakh standartizatsii obrazovaniya i professional’noy deyatel’nosti [The problem of the development of individual initiative in the training of practical psychologists in the context of standardization of education and professional activity]. In: Praktiki razvitiya: individual’naya initsiativa v novom obrazovatel’nom prostranstve: materialy XXIV nauchno-prakticheskoy konferentsii [Development practices: individual initiative in the new educational space: Proceedings of the XXIV scientific and practical conference, Krasnoyarsk, April 19–21, 2017]. Rep. for the release of I.A. Drobyshev. Krasnoyarsk, Institute of Psychology of Development Practice Publ., 2018:65-75 (in Russian).
  5. Dashevskaya L.V. Social'nye iniciativy studentov kak faktor povysheniya kachestva podgotovki specialista v vuze. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Social initiatives of students as a factor in improving the quality of specialist training at the university. Abstract of a diss. cand. of ped. sci.]. St. Petersburg, 2005:23 p. (in Russian).
  6. Golovinova I.Y. Formirovanie iniciativnosti studentov mladshih kursov v uchebno-poznavatel’noy deyatel’nosti. Dis. kand. ped. nauk [Formation of initiative of junior students in educational and cognitive activities. Diss. of cand. of ped. sci.] Volgograd, 2005:177 p. (in Russian).
  7. Tsvelyukh I.P. Podderzhka professional’nykh initsiativ pedagoga v protsesse povysheniya kvalifikatsii. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Support of professional initiatives of a teacher in the process of professional development. Abstract of a diss. of cand. of ped. sci.]. Moscow, 2006:26 p. (in Russian).
  8. Popova I.S. Razvitie initsiativnosti studentov v usloviyakh neformal’nogo obrazovaniya v nekommercheskoy organizatsii. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The development ofstudents’ initiative in non-formal education in a non-profit organization. Abstract of the diss. cand. of ped. sci.]. Chelyabinsk, 2011:27 p. (in Russian).
  9. Abdul Aziz Mohamed Mohamed Ali El Din, “The role of educational initiatives in the professional development of EFL teachers: a study of the perspectives of mentor teacher”. Heliyon. 2023;9(2) https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e13342
  10. Borisova T.S. Aktivnost’ i initsiativnost’ kak osnova formirovaniya sotsial’noy otvetstvennosti uchashcheysya molodezhi [Activity and initiative as the basis for the formation of social responsibility of students]. Vestnik tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta – Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2009;5(83):34-39. (in Russian).
  11. Shapovalova K.N. Samostoyatel’naya rabota kak faktor formirovaniya initsiativnosti studentov [Independent work as a factor in the formation of students’ initiative]. Russian Journal of Education and Psychology. 2012;(1):800-806. (in Russian).
  12. Soshenko I.I., Chervonny M.A., Abakumova N.N. Professional’nye initsiativy studentov kak faktor razvitiya sub’’ektnosti budushchikh pedagogov [Professional initiatives of students as a factor in the development of subjectivity of future teachers]. Vestnik tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of Tomsk State University. 2023;(492):169-180. DPI 10.17223/15617793/492/19. (in Russian).
  13. Rubinstein S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Moscow, Pedagogy Publ., 1989;2:322 p. (in Russian).
  14. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni [Strategy of life]. Moscow, Mysl Publ., 1991:296 p. (in Russian).
  15. Govorov M.S. Psihologicheskaya kharakteristika initsiativy shkol’nikov-podrostkov. Dis. kand. psikhol. nauk [Psychological characteristics of the initiative of teenage schoolchildren]. Moscow, Publ., 1962:261 p. (in Russian).
  16. Novikova I.A, Shurukhina G.A. Sistemno-funktsional’nyy analiz individual’no-tipicheskikh osobennostey initsiativnosti starsheklassnikov i studentov [System-functional analysis of individual typical features of initiative of high school students and students]. Vestnik bashkirskogo universiteta – Bulletin of the Bashkir University. 2011;16(1):259-263. (in Russian).
  17. Bronzova O.N. Kriterii i urovni razvitiya initsiativnosti studentsov kolledzha [Criteria and levels of development of collegestudents’ initiative]. Problemy i perspective razvitiya obrazovaniya v Rossii – Problems and prospects of education development in Russia. 2012;(16):116-119. (in Russian).
  18. Polichka A.E., Luchaninov D.V. Tvorcheskaya iniciativa studentov bakalavriata na osnove interaktivnosti informacionno-obrazovatel’noy sredy [Creative initiative of undergraduate students based on the interactivity of the information and educational environment]. Obrazovatel’nyee tekhnologii i obshchestvo – Educational technologies and society. 2015;18(3):436-451. (in Russian).
  19. Makhinin A.N. Podderzhka sotsial’nykh initsiativ kak faktor formirovaniya grazhdanskoy identichnosti studentov [Support of social initiatives as a factor in the formation ofstudents’ civic identity]. Sibirskij pedagogicheskiy zhurnal – Siberian Pedagogical Journal. 2019;(1):23-28. doi: 10.15293/1813-4718.1901.03 (in Russian).
  20. Shapovalova K.N. Strategiya formirovaniya initsiativnosti studentsov v protsesse uchebno-poznavatel’noy deyatel’nosti [Strategy of formation ofstudents’ initiative in the process of educational and cognitive activity]. Nachal’naya shkola plyus Do i Posle – Elementary school plus Before and After. 2011;(3):87-92. (in Russian).
  21. Afanasyeva L.I., Vasilyeva A.N. Formirovanie i razvitie obshchekul’turnykh i professional’nykh kompetentsiy budushchego pedagoga v sisteme vuzovskoy podgotovki [Formation and development of general cultural and professional competencies of a future teacher in the system of university training]. In: Proektirovaniye soderzhaniya i tekhnologiy podgotovki pedagogicheskikh kadrov c uchetom novoy normativnoy bazy i aktual’nykh zadach razvitiya obrazovoniya: Sbornik materialov nauchno-metodicheskogo seminara Uchebno-metodicheskogo ob”edineniya po obrazovaniyu v oblasti podgotovki pedagogicheskih kadrov [Design of content and technologies for training teaching staff taking into account the new regulatory framework and current tasks of education development: Materials from the scientific and methodological seminar of the Educational and Methodological Association for Education in the field of teacher training]. Edited by A.D. Nikolaeva, O.P. Osipova, I.S. Alekseeva. Yakutsk,
  22. Berezneva E.E. Usloviya formirovaniya initsiativnosti kak professional’noy kompetentsii vuchebno-professional’noy deyatel’nosti [Conditions for the formation of initiative as a professional competence in educational and professional activities]. In: Professional’naya kul’tura pedagoga: sbornik nauchnykh statey V Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, Lipetsk, 1 yanvarya 2016 g. [Professional culture of a teacher : a collection of scientific articles in the V All-Russian scientific and practical Internet conference with international participation, Lipetsk, January 01 2016]. Edited by N.N. Kuzmin, E.V. Kuzmina. Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University Publ., 2016:9-12. (in Russian).
  23. Solovyova A.S. Issledovanie professional’nykh initsiativ i kompetentsiy pedagoga dopolnitel’nogo obrazovaniya [Research of professional initiatives and competencies of a teacher of additional education]. In: Student – Issledovatel’ – Uchitel’: Materialy XXI Mezhvuzovskoy studencheskoy nauchnoy konferentsii [Student – Researcher – Teacher: Materials of the XXI Interuniversity Student Scientific Conference]. Editorial Board: N.A. Bocharova, N.I. Verba, T.S. Vologova et al. St. Petersburg, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University Publ., 2020:824-833. (in Russian).
  24. Chervonny M.A., Igna O.N., Yakovlev I.N. Professional’no-pedagogicheskaya initsiativa budushchego uchitelya i ee rol’ v transfere pedagogicheskogo znaniya v obrazovatel’nuyu praktiku [Professional pedagogical initiative of the future teacher and its role in the transfer of pedagogical knowledge into educational practice]. Vestnik tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of Tomsk State University. 2023;(488):60-70. DPI 10.17223/15617793/488/6 (in Russian).
  25. Open Universities. Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D1%83%D0%B7 (accessed 24 January 2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».