Профессиональные перспективы старшеклассников в условиях социальных изменений
- Авторы: Ральникова И.А.1, Гурова О.С.1, Ипполитова Е.А.1
-
Учреждения:
- Алтайский государственный университет
- Выпуск: № 4 (2023)
- Страницы: 43-57
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2782-2575/article/view/270222
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2023-4-43-57
- ID: 270222
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях глобальных социальных трансформаций, задающих тренд на вариативность возможных сценариев личностного развития, перед современными старшеклассниками особенно остро встает вопрос относительно проектирования адекватного современным реалиям образа профессионального будущего, позволяющего, в том числе, учитывать тенденцию профилизации современной школы. Сформированные профессиональные перспективы помогают взрослеющему человеку сориентироваться в информационном поле возможностей выбора и обучения будущей профессии, обрести уверенность в завтрашнем дне, осуществить в настоящем необходимые действия, способствующие реализации поставленных целей. В связи с этим, одной из важных задач образовательных учреждений становится организация психолого-педагогического сопровождения процесса построения профессиональных перспектив учащихся старших классов.Цель представленного в статье исследования – оценка ведущих тенденций проектирования профессиональных перспектив современными старшеклассниками и выявление мишеней по организации психолого-педагогического сопровождения данного процесса.Методологической базой работы выступили идеи системного подхода, с позиций которого профессиональные перспективы осмыслены как взаимосвязанная совокупность перспективных линий развития, возникающих в пространстве локальных жизненных событий и обусловливающих облик будущего в границах сферы профессионального развития и карьерного продвижения. Определены измерения профессиональных перспектив как системного образования личности – ценностно-смысловое, когнитивное, эмоционально-оценочное, организационно-деятельностное. Методами эмпирического исследования выступили анкетный опрос, метод субъективного шкалирования, психологическое тестирование. Полученные данные обрабатывались математико-статистическими методами с использованием статистического пакета SPSS Statistics 22.0. В исследовании приняли участие 120 учащихся старших классов российской общеобразовательной школы.Результаты исследования показали, что в основе построения профессиональных перспектив старшеклассников лежат ценности сфер профессиональной деятельности, здоровья, саморазвития. Современные подростки ориентированы на планирование событий средне-удаленного будущего, периода от года до пяти лет. Старшеклассники представляют свое профессиональное будущее в позитивном ключе, у них активно развивается процесс самоорганизации деятельности, навыков тактического планирования и стратегического целеполагания. Психолого-педагогическое сопровождение становления профессиональных перспектив старшеклассников должно выстраиваться с учетом профиля обучения и быть направленным в одних случаях (математический профиль) на профилактику утраты интереса и возникновения ощущения предопределенности, а в других (гуманитарный профиль) – тревоги.
Ключевые слова
Об авторах
Ирина Александровна Ральникова
Алтайский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: irinaralnikova@yandex.ru
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии и педагогического образования Барнаул, Россия
Ольга Сергеевна Гурова
Алтайский государственный университет
Email: o-gurova@bk.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии и педагогического образования Барнаул, Россия
Елена Александровна Ипполитова
Алтайский государственный университет
Email: ippolitovae@bk.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии и педагогического образования. Барнаул, Россия
Список литературы
- Roslyakova S.V., Ptashko T.G., Chernikova E.G. Osobennosti socializacii sovremennyh podrostkov. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 2018;7(4(25)):292-296. (In Russian). https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-sovremennyh-podrostkov-1 (accessed: 12.07.2023).
- Kas’yanova T.I., Mal’cev A.V., Shkurin D.V. professional’noe samoopredelenie starsheklassnikov kak obshchestvennaya problema. Obrazovanie i nauka – The Education and Science Journal. 2018;20(7):168–186. (In Russian). https://www.edscience.ru/jour/article/view/1004/772 (accessed: 12.07.2023).
- Bozhovich L.I. Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008:398 p. (In Russian).
- Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya [Age-related psychology]. Moscow, Academy, 1999:655 p. (In Russian).
- Antonova N.V. Osobennosti samoopredeleniya na razlichnyh etapah professional’nogo razvitiya [Features of self-determination at various stages of professional development]. Psihologicheskie issledovaniya – Psychological research. 2017;(10(53)). (In Russian). URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/370 (accessed: 23.06.2023).
- Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow, Publishing House Smysl, Publishing House Eksmo, 2005:1136 p. (In Russian).
- Leont’ev A.N. Problemy razvitiya psihiki [Problems of the development of the psyche]. Moscow, Publishing House of Moscow university, 1981:584 p. (In Russian).
- Kon’shina T.M., Pryazhnikov N.S., Sadovnikova T.Yu. Lichnaya professional’naya perspektiva sovremennyh rossijskih starshih podrostkov: cennostno-smyslovoj aspekt [Personal professional perspective of modern Russian older teenagers: value-semantic aspect]. Vestnik Moskovskogo universiteta – Bulletin of Moscow University. 2018;(3): 37-59. (In Russian). URL: https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=7537 (accessed: 23.06.2023).
- Pryazhnikov N.S. Proforientologiya: uchebnik i praktikum [Vocational orientation: textbook and workshop]. Moscow, Yurait, 2020:405 p. (In Russian).
- Ral’nikova I.A., Ippolitova E.A. Transformaciya predstavlenij u studentov o professional’nyh perspektivah kak faktor samoorganizacii v krizisnye periody obucheniya v Vuze [Transformation of students’ ideas about professional prospects as a factor of self-organization in crisis periods of education at the university]. Sibirskiy psihologicheskiy zhurnal – Siberian Psychological Journal. 2009;(32):18-22. (In Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-predstavleniy-studentov-o-professionalnyh-perspektivah-kak-faktor-samoorganizatsii-v-krizisnye-periody-obucheniya-v (accessed: 15.07.2023).
- Zeer E.F. Psihologiya professional’nogo samoopredeleniya v rannej yunosti: ucheb. Posobie [Psychology of professional self-determination in early youth: Textbook. Allowance]. Moscow, Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute, 2008:256 p. (In Russian).
- Abul’hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni [Life strategy]. Moscow, Thought, 1991:76 p. (In Russian).
- Mandrikova E. Yu. Sovremennye podhody k izucheniyu vremennoj perspektivy lichnosti [Modern approaches to the study of the temporal perspective of personality]. Psihologicheskiy zhurnal – Journal of Psychology. 2008;29(4):54-65. (In Russian). URL: https://naukarus.com/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-vremennoy-perspektivy-lichnosti (accessed: 06.07.2023).
- Ral’nikova I.A., Gurova O.S., Ippolitova, E.A. Psihologiya zhiznennogo puti cheloveka : uchebnoe posobie [Psychology of the life path of a person: a textbook]. Barnaul, Alt. university, 2014:232 p. (In Russian).
- Seryy A.B. Sistema lichnostnyh smyslov: struktura, funkcii, dinamika [The system of personal meanings: structure, functions, dynamics]. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat, 2004: 272 p. (In Russian).
- Bochaver A.A., Zhilinskaya A.V., Hlomov K.D. Perspektivy sovremennykh podrostkov v kontekste zhiznennoy trayektorii [Perspectives of modern adolescents in the context of life trajectory]. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya – Modern Foreign Psychology. 2016;5(2):31-38. (In Russian). URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2016_n2/82367 (accessed: 06.07.2023).
- Golovaha E.I. Zhiznennaya perspektiva i professional’noe samoopredelenie molodyozhi [Life perspective and professional self-determination of youth]. Kyiv, Naukova Dumka, 2011. 370 p. (In Russian).
- Klochko V.E. Samoorganizatsiya v psikhologicheskikh sistemakh: problemy stanovleniya mental’nogo prostranstva lichnosti [Self-organization in psychological systems: problems of the formation of the mental space of the individual]. Tomsk, Tomsk State University, 2005:174 p. (In Russian).
- Ral’nikova I.A. Perestroyka sistemy zhiznennykh perspektiv cheloveka na etape perelomnykh sobytiy [Restructuring the system of human life prospects at the stage of critical events]. Barnaul, Alt. University, 2012:194 p. (In Russian).
- Chernikova I.Yu., Osipova O.P. Razvitiye profil’nogo obrazovaniya v sovremennoy Rossii. Nauka i shkola. 2022;(2):40-50. (In Russian). doi: 10.31862/1819-463X-2022-2-40-50 (accessed: 15.07.2023).
- Ismagilov R.D. Mesto i rol’ predprofil’noy podgotovki i profil’nogo obucheniya v protsesse professional’nogo samoopredeleniya starsheklassnikov. Kazanskij pedagogicheskij vestnik. 2016;(4):147-150. (In Russian).
Дополнительные файлы
