Профессиональные перспективы старшеклассников в условиях социальных изменений

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях глобальных социальных трансформаций, задающих тренд на вариативность возможных сценариев личностного развития, перед современными старшеклассниками особенно остро встает вопрос относительно проектирования адекватного современным реалиям образа профессионального будущего, позволяющего, в том числе, учитывать тенденцию профилизации современной школы. Сформированные профессиональные перспективы помогают взрослеющему человеку сориентироваться в информационном поле возможностей выбора и обучения будущей профессии, обрести уверенность в завтрашнем дне, осуществить в настоящем необходимые действия, способствующие реализации поставленных целей. В связи с этим, одной из важных задач образовательных учреждений становится организация психолого-педагогического сопровождения процесса построения профессиональных перспектив учащихся старших классов.Цель представленного в статье исследования – оценка ведущих тенденций проектирования профессиональных перспектив современными старшеклассниками и выявление мишеней по организации психолого-педагогического сопровождения данного процесса.Методологической базой работы выступили идеи системного подхода, с позиций которого профессиональные перспективы осмыслены как взаимосвязанная совокупность перспективных линий развития, возникающих в пространстве локальных жизненных событий и обусловливающих облик будущего в границах сферы профессионального развития и карьерного продвижения. Определены измерения профессиональных перспектив как системного образования личности – ценностно-смысловое, когнитивное, эмоционально-оценочное, организационно-деятельностное. Методами эмпирического исследования выступили анкетный опрос, метод субъективного шкалирования, психологическое тестирование. Полученные данные обрабатывались математико-статистическими методами с использованием статистического пакета SPSS Statistics 22.0. В исследовании приняли участие 120 учащихся старших классов российской общеобразовательной школы.Результаты исследования показали, что в основе построения профессиональных перспектив старшеклассников лежат ценности сфер профессиональной деятельности, здоровья, саморазвития. Современные подростки ориентированы на планирование событий средне-удаленного будущего, периода от года до пяти лет. Старшеклассники представляют свое профессиональное будущее в позитивном ключе, у них активно развивается процесс самоорганизации деятельности, навыков тактического планирования и стратегического целеполагания. Психолого-педагогическое сопровождение становления профессиональных перспектив старшеклассников должно выстраиваться с учетом профиля обучения и быть направленным в одних случаях (математический профиль) на профилактику утраты интереса и возникновения ощущения предопределенности, а в других (гуманитарный профиль) – тревоги.

Об авторах

Ирина Александровна Ральникова

Алтайский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: irinaralnikova@yandex.ru
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии и педагогического образования Барнаул, Россия

Ольга Сергеевна Гурова

Алтайский государственный университет

Email: o-gurova@bk.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии и педагогического образования Барнаул, Россия

Елена Александровна Ипполитова

Алтайский государственный университет

Email: ippolitovae@bk.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии и педагогического образования. Барнаул, Россия

Список литературы

  1. Roslyakova S.V., Ptashko T.G., Chernikova E.G. Osobennosti socializacii sovremennyh podrostkov. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 2018;7(4(25)):292-296. (In Russian). https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-sovremennyh-podrostkov-1 (accessed: 12.07.2023).
  2. Kas’yanova T.I., Mal’cev A.V., Shkurin D.V. professional’noe samoopredelenie starsheklassnikov kak obshchestvennaya problema. Obrazovanie i nauka – The Education and Science Journal. 2018;20(7):168–186. (In Russian). https://www.edscience.ru/jour/article/view/1004/772 (accessed: 12.07.2023).
  3. Bozhovich L.I. Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008:398 p. (In Russian).
  4. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya [Age-related psychology]. Moscow, Academy, 1999:655 p. (In Russian).
  5. Antonova N.V. Osobennosti samoopredeleniya na razlichnyh etapah professional’nogo razvitiya [Features of self-determination at various stages of professional development]. Psihologicheskie issledovaniya – Psychological research. 2017;(10(53)). (In Russian). URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/370 (accessed: 23.06.2023).
  6. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow, Publishing House Smysl, Publishing House Eksmo, 2005:1136 p. (In Russian).
  7. Leont’ev A.N. Problemy razvitiya psihiki [Problems of the development of the psyche]. Moscow, Publishing House of Moscow university, 1981:584 p. (In Russian).
  8. Kon’shina T.M., Pryazhnikov N.S., Sadovnikova T.Yu. Lichnaya professional’naya perspektiva sovremennyh rossijskih starshih podrostkov: cennostno-smyslovoj aspekt [Personal professional perspective of modern Russian older teenagers: value-semantic aspect]. Vestnik Moskovskogo universiteta – Bulletin of Moscow University. 2018;(3): 37-59. (In Russian). URL: https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=7537 (accessed: 23.06.2023).
  9. Pryazhnikov N.S. Proforientologiya: uchebnik i praktikum [Vocational orientation: textbook and workshop]. Moscow, Yurait, 2020:405 p. (In Russian).
  10. Ral’nikova I.A., Ippolitova E.A. Transformaciya predstavlenij u studentov o professional’nyh perspektivah kak faktor samoorganizacii v krizisnye periody obucheniya v Vuze [Transformation of students’ ideas about professional prospects as a factor of self-organization in crisis periods of education at the university]. Sibirskiy psihologicheskiy zhurnal – Siberian Psychological Journal. 2009;(32):18-22. (In Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-predstavleniy-studentov-o-professionalnyh-perspektivah-kak-faktor-samoorganizatsii-v-krizisnye-periody-obucheniya-v (accessed: 15.07.2023).
  11. Zeer E.F. Psihologiya professional’nogo samoopredeleniya v rannej yunosti: ucheb. Posobie [Psychology of professional self-determination in early youth: Textbook. Allowance]. Moscow, Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute, 2008:256 p. (In Russian).
  12. Abul’hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni [Life strategy]. Moscow, Thought, 1991:76 p. (In Russian).
  13. Mandrikova E. Yu. Sovremennye podhody k izucheniyu vremennoj perspektivy lichnosti [Modern approaches to the study of the temporal perspective of personality]. Psihologicheskiy zhurnal – Journal of Psychology. 2008;29(4):54-65. (In Russian). URL: https://naukarus.com/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-vremennoy-perspektivy-lichnosti (accessed: 06.07.2023).
  14. Ral’nikova I.A., Gurova O.S., Ippolitova, E.A. Psihologiya zhiznennogo puti cheloveka : uchebnoe posobie [Psychology of the life path of a person: a textbook]. Barnaul, Alt. university, 2014:232 p. (In Russian).
  15. Seryy A.B. Sistema lichnostnyh smyslov: struktura, funkcii, dinamika [The system of personal meanings: structure, functions, dynamics]. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat, 2004: 272 p. (In Russian).
  16. Bochaver A.A., Zhilinskaya A.V., Hlomov K.D. Perspektivy sovremennykh podrostkov v kontekste zhiznennoy trayektorii [Perspectives of modern adolescents in the context of life trajectory]. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya – Modern Foreign Psychology. 2016;5(2):31-38. (In Russian). URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2016_n2/82367 (accessed: 06.07.2023).
  17. Golovaha E.I. Zhiznennaya perspektiva i professional’noe samoopredelenie molodyozhi [Life perspective and professional self-determination of youth]. Kyiv, Naukova Dumka, 2011. 370 p. (In Russian).
  18. Klochko V.E. Samoorganizatsiya v psikhologicheskikh sistemakh: problemy stanovleniya mental’nogo prostranstva lichnosti [Self-organization in psychological systems: problems of the formation of the mental space of the individual]. Tomsk, Tomsk State University, 2005:174 p. (In Russian).
  19. Ral’nikova I.A. Perestroyka sistemy zhiznennykh perspektiv cheloveka na etape perelomnykh sobytiy [Restructuring the system of human life prospects at the stage of critical events]. Barnaul, Alt. University, 2012:194 p. (In Russian).
  20. Chernikova I.Yu., Osipova O.P. Razvitiye profil’nogo obrazovaniya v sovremennoy Rossii. Nauka i shkola. 2022;(2):40-50. (In Russian). doi: 10.31862/1819-463X-2022-2-40-50 (accessed: 15.07.2023).
  21. Ismagilov R.D. Mesto i rol’ predprofil’noy podgotovki i profil’nogo obucheniya v protsesse professional’nogo samoopredeleniya starsheklassnikov. Kazanskij pedagogicheskij vestnik. 2016;(4):147-150. (In Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».