Взаимосвязи зависимости учащихся колледжа от социальных сетей с виктимизацией и незащищенностью от кибербуллинга

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Социальные сети – важная составляющая современной жизни. При этом значительно возросла активность молодежи в Сети. Однако чрезмерное увлечение социальными сетями привело многих к попаданию в зависимость от них, что создало многочисленные проблемы. Целью данного исследования является обнаружение в русскоязычной среде предполагаемых связей зависимости от социальных сетей с незащищенностью от кибербуллинга и виктимизацией пользователей социальных сетей. Данные для исследования были собраны посредством онлайн-опроса 211 учащихся Слонимского государственного медицинского колледжа. Показатели возраста испытуемых: М = 17,5, SD = 3,7. Зависимость от социальных сетей измерялась опросником ЗСС-15 (авторы В.П. Шейнов, А.С. Девицын), виктимизация – Методикой оценки степени виктимизации взрослого индивида (автор В.П. Шейнов), зависимость от смартфона – короткой версией САС-16 опросника зависимости от смартфона (В.П. Шейнов), незащищенности индивидов от кибербуллинга» (В.П. Шейнов).В данном исследовании задействованы факторные структуры: 1) опросника виктимизации, содержащего факторы склонности к агрессивному, саморазрушающему, зависимому, некртитчному и рисковому стилям поведения, а также интегративный показатель виктимизации (В.П. Шейнов); 2) трехфакторная модель зависимости от социальных сетей с факторами: «Психологическое состояние» пользователя сети, «Коммуникация» пользователя сети и «Информация» (В.П. Шейнов). В статье установлено, что зависимость от социальных сетей девушек и юношей положительно связана с их незащищенностью от кибербуллинга, виктимизацией и зависимостью от смартфона. Положительная связь зависимости от социальных сетей с виктимизацией реализуется за счет взаимных положительных связей между большинством факторов, формирующих эти сложные конструкты. Практическое значение полученных результатов состоит в возможности использовать их в разъяснении учащимся и студентам опасностей чрезмерного увлечения социальными сетями.

Об авторах

Виктор Павлович Шейнов

Республиканский институт высшей школы

Автор, ответственный за переписку.
Email: sheinov1@mail.ru
доктор социологических наук, профессор, кандидат физико-математических наук, академик международной академии информационных технологий Минск, Беларусь

Наталья Васильевна Дятчик

Слонимский государственный медицинский колледж

Email: nat-pileckaya@mail.ru
педагог-психолог Слоним, Республика Беларусь

Владислав Олегович Ермак

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Email: yermakvladislav@yandex.ru
магистрант Минск, Беларусь

Список литературы

  1. Sheynov V.P. Zavisimost’ ot sotsial’nykh setey i kharakteristiki lichnosti: obzor issledovaniy [Dependence on social networks and personality characteristics: a review of research]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika – Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. 2021;18(3):607-630 (in Russian). doi: 10.22363/2313-1683-2021-18-30
  2. Sheynov V.P., Devitsyn A.S. Vzaimosvyazi zavisimosti ot sotsial’nykh setey s psikhicheskimi sostoyaniyami i svoystvami ee zhertv [Relationships of social network addiction with mental states and properties of its victims]. In: Gercenovskie chteniya: 2021; psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii [Herzen Readings: 2021; psychological research in education]. 2021;(4):566-573 (in Russian). doi: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-71
  3. Sheynov V.P., Dyatchik N.V. Zavisimost’ ot sotsial’nykh setey i lichnostnye svoystva uchashchikhsya kolledzha [Social media addiction and personality traits of college students]. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E. Pedagogicheskie nauki – Bulletin of Polotsk State University. Series E. Pedagogical sciences. 2021;(15):98-103 (in Russian).
  4. Sheynov V.P., Devitsyn A.S. Vzaimosvyaz’ zavisimosti ot sotsial’nykh setey i priznakov psikhologicheskogo neblagopoluchiya [Relationship between Social Network Addiction and Signs of Psychological Trouble]. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya – Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences. Social and economic psychology. 2022;7(2(26)):83-106 (in Russian). doi: 10.38098/ipran.sep_2022_26_2_04
  5. Huang J., Zhong Z., Zhang H., Li L. Cyberbullying in social media and online games among Chinese college students and its associated factors. International journal of environmental Res. Public Health. 2021;18(9):4819. https://doi.org/10.3390/ijerph18094819
  6. Kircaburun K., Demetrovics Z., Király O. Childhood Emotional Trauma and Cyberbullying Perpetration Among Emerging Adults: A Multiple Mediation Model of the Role of Problematic Social Media Use and Psychopathology. International Journal Ment Health Addiction. 2020;18:548-566. https://doi.org/10.1007/s11469-018-9941-5
  7. Jain S., Agrawal S. Perceived vulnerability of cyberbullying on social networking sites: effects of security measures, addiction and self-disclosure”. Indian Growth and Development Review. 2021;14(2):149-171. https://doi.org/10.1108/IGDR-10-2019-0110
  8. Giordano A.L., Prosek E.A., Watson J.C. Understanding adolescent cyberbullies: exploring social media addiction and psychological factors. Journal of Child and Adolescent Counseling. 2021;7(1)42-55. https://doi.org/10.1080/23727810.2020.1835420
  9. Giumetti G.W., Kowalski R.M. Cyberbullying via social media and well-being. Current Opinion in Psychology. 2022;45:101314 https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2022.101314
  10. Kırcaburun K., Kokkinos C.M., Demetrovics Z. Problematic Online Behaviors among Adolescents and Emerging Adults: Associations between Cyberbullying Perpetration, Problematic Social Media Use, and Psychosocial Factors. International Journal Ment. Health Addiction. 2019;17:891-908 https://doi.org/10.1007/s11469-018-9894-8
  11. Ildirim E., Çalici C., Erdoğan B. Psychological correlates of cyberbullying and cyber-victimization. International Journal of Human and Behavioral Science. 2017;3(2):7-21. https://doi.org/10.19148/ijhbs.365829
  12. Oksanen A., Oksa R., Savela N., Kaakinen M. Cyberbullying victimization at work: Social media identity bubble approach. Computers in Human Behavior. 2020;109: 106363. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106363
  13. Lowry P.B., Zhang J., Wang C. Why do adults engage in cyberbullying on social media? An integration of online disinhibition and deindividuation effects with the social structure and social learning model. Information Systems Research. 2016;27(4). https://doi.org/10.1287/isre.2016.0671
  14. Hazlyna N. Awareness about Cyberbullying on Social Media among Female Students in a Malaysian Public University. Turkish Journal of Computer and Mathematics Education. 2021;12(3). DOI: https://doi.org/10.17762/turcomat.v12i3.972
  15. Kircaburun K., Jonason P.K., Griffiths M.D. The Dark Tetrad traits and problematic social media use: The mediating role of cyberbullying and cyberstalking. Personality and Individual Differences. 2018;135(1):264-269. https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.07.034
  16. Craig W., Boniel-Nissim M., King N., Walsh S.D. Social media use and yber-bullying: A cross-national analysis of young people in 42 countries. Journal of Adolescent Health. 2020;66(6, Supplement):100-108. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2020.03.006
  17. Marttila E., Koivula A., Räsänen P. Cybercrime Victimization and Problematic Social Media Use: Findings from a Nationally Representative Panel Study. Am Journal Crim Just. 2021;46:862-881. https://doi.org/10.1007/s12103-021-09665-2
  18. Kaloeti D.V.S., Manalu R., Kristiana I.F. The role of social media use in peer bullying victimization and onset of anxiety among Indonesian elementary school children. Frontiers in Psychology. 2021;28. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.635725
  19. Peláez-Fernández M.A., Chamizo-Nieto M.T. How do cyber victimization and low core self-evaluations interrelate in predicting adolescent problematic technology use? International journal of Environ. Res. Public Health. 2021;18(6):3114. https://doi.org/10.3390/ijerph18063114
  20. Sampasa-Kanyinga H., Hamilton H.A. Social networking sites and mental health problems in adolescents: The mediating role of cyberbullying victimization. European psychiatry. 2015;30(8):1021-1027. DOI: https://doi.org/10.1016/j.eurpsy.2015.09.011
  21. Erdoğdu M., Koçyiğit M. The Correlation between Social Media Use and Cyber Victimization: A Research on Generation Z in Turkey. Connectist: Istanbul University Journal of Communication Sciences. 2021;61:101-125. https://doi.org/10.26650/CONNECTIST2021-817567
  22. Kim S., Garthe R., Hsieh W.J. Problematic Social Media Use and Conflict, Social Stress, and Cyber-Victimization Among Early Adolescents. Child Adolesc Soc Work Journal. 2022. https://doi.org/10.1007/s10560-022-00857-1
  23. Barry C.T., Briggs S.M., Sidoti C.L. Adolescent and Parent Reports of Aggression and Victimization on Social Media: Associations With Psychosocial Adjustment. Journal Child Fam Stud. 2019;28:2286-2296. https://doi.org/10.1007/s10826-019-01445-1
  24. Sheynov V.P., Devitsyn A.S. Razrabotka nadyozhnogo i validnogo oprosnika zavisimosti ot sotsial’nykh setey [Development of a Reliable and Valid Social Media Addiction Inventory]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya – Systemic Psychology and Sociology. 2021;2(38):41-55 (in Russian).
  25. Sheynov V.P. Developing the Technique for Assessing the Degree of Victimization in Adults. Russian psychological journal. 2018;15(2/1):69-85. doi: 10.21702/rpj.2018.2.1.5 EDN:HJSQSV
  26. Sheynov V.P. Korotkaya versiya oprosnika “Shkala zavisimosti ot smartfona” [Short version of the questionnaire “Smartphone Addiction Scale”]. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda – Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and psychology of work. 2021;6(1):97-115 (in Russian). https://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005 (accessed 10 November 2022).
  27. Sheynov V.P. Oprosnik “Otsenka stepeni nezashchishchennosti individov ot kiberbullinga”: razrabotka i predvaritel’naya validizatsiya [Questionnaire “Assessment of the degree of exposure of individuals to cyberbullying”: development and preliminary validation]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika – Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. 2020;17(3):521-541 (in Russian).
  28. Sheynov V.P., Devitsyn A.S. Tryokhfaktornaya model’ zavisimosti ot sotsial’nykh setey [Three-factor model of dependence on social networks]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal – Russian Psychological Journal. 2021;(3):145-158 (in Russian).
  29. Sheynov V.P. Vzaimosvyazi viktimizatsii s samoeffektivnost’yu i stilyami povedeniya [Relationships between victimization and self-efficacy and behavioral styles]. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda – Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and psychology of work. 2019;4(3):150-169 (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».