Psychological aspects of the transformation of the digital space
- 作者: Poleva N.S.1,2
-
隶属关系:
- Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research (Psychological Institute)
- Moscow Institute of Psychoanalysis
- 期: 编号 1 (2025)
- 页面: 56-79
- 栏目: Thematic reports
- URL: https://bakhtiniada.ru/2782-2184/article/view/298117
- DOI: https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2025_05_01_03
- ID: 298117
如何引用文章
全文:
详细
The article considers the peculiarities of the current stage of Internet evolution. Social networks have paradoxically become a trigger of polarisa-tion and tension, causing users to experience precarisation, alienation and isolation. The idealism of the Web 2.0 era is replaced by users’ desire to isolate themselves and escape from the mainstream of the public Internet into the “Dark Forests” or sozyweb. These are closed chat rooms, groups and communities, which are now becoming a source of sociality and new social networks, demonstrating the manifestation of the global trend of decentralisation, individualisation and personalisation in the online space. The aim of the article is to analyse the psychological aspects of the ongo-ing transformations, which are connected for modern man with the satis-faction of the fundamental needs of the individual in security, belonging, information, understanding, search for meaning, individualisation and self-expression.
The methods of comparative, inductive, structural and functional anal-ysis are used to reveal the internal logic of digital space transformations and their consequences.
The transformations that are taking place contribute to the reduction of experiences of precarity and the achievement of personal stability in the modern world. The psychological aspect of the trend for users to move to online mini-communities is also the actualisation of the intensification of individualisation of many multifaceted aspects of the inner world of a per-son, allowing a person to be who he or she wants to be and still be himself or herself, which brings us back to the problems of multiple digital identi-ties and their integrity, the balance of personal and social identities, and the correlation between socialisation and individualisation. Based on their needs, interests, values, etc., a person chooses and/or creates/constructs an online minigroup corresponding to their individuality or its separate aspects, where personal identity actually coincides with social identity. Thus, the Internet is not only a factor of the modern digital world, which has a multifaceted impact on and shapes a person, but also a space that a person creates, constructs for himself as a safe space of communication, self-realisation, generation of new meanings and values.
全文:
Возникновение Интернета и цифровизация различных сфер жизни человека находятся в центре внимания область междисплинарных исследований. Интерес психологии к изучению Интернета и социально-психологическим последствиям его влияния на человека детерминирует появление и развитие новой отрасли психологической науки – киберпсихологии (Войскунский, 2008, 2010а, 2010b, 2020; Psychological Aspects of Cyberspace, 2008). Можно наблюдать, как изменяются направления и векторы психологических исследований Интернета, как постоянно смещается их фокус с феноменов интернет-зависимостей, кибербуллинга, цифровой социализации и идентичности, различий реального и виртуального пространства, влияния Интернета на когнитивную и личностную сферы подрастающих поколений к психологии цифровой повседневности современного человека. Являясь объектом психологических исследований, Интернет с момента своего возникновения не остается неизменным и проходит различные этапы в своем развитии. Интернет Web 1.0 отличается от Web 2.0, современные платформы и мессенджеры отличаются от социальных сетей эпохи их расцвета двадцать лет назад, а развитие ИИ (AI) и языковых моделей (LLM) знаменуют уже иную веху трансформации цифровых технологий и новых направлений психологических и междисциплинарных исследований.
В исследованиях Интернета отмечается его амбивалетное значение для современной личности – это пространство возможностей для развития и самореализации, но одновременно это и агрессивное пространство дополнительных угроз, нарастающей поляризации и прекаризации личности (Асмолов, Асмолов, 2019; Солдатова и др., 2022; Войскунский, Солдатова, 2019; Солдатова, Ярмина, 2019; Паризер, 2012; Максименко и др., 2021; McLaughlin at al., 2023; Бочавер, Хломов, 2014; Солдатова, Рассказова, 2014).
Проблематика статьи фокусируется на психологических аспектах последствий эволюции Интернета и социальных сетей для личности современного человека.
От мейнстрима общедоступных социальных сетей к онлайн минисообществам и группам
Американский писатель и журналист Янси Стриклер (Yancey Strickler) в своем эссе 2019 г. «The Dark Forest Theory of Internet» для обозначения современного этапа развития Интернета прибегает к метафоре «Темного леса», которую заимствует из одноименного произведения китайского фантаста Лю Цысиня (Лю Цысинь, 2024). Растущее чувство опасности и угрозы у Интернета-охотника от цивилизации актуализирует потребность самосохранения человека, в результате чего пользователи стали уходить в «Темные леса» Глобальной сети (Strickler, 2019).
Появление Web 2.0 и бум популярности социальных сетей, получивших широкое распространение в 1990-е годы и начале 2000-х, сопровождалось большим интересом и активным вовлечением пользователей в цифровое пространство новых онлайн платформ. По идее создателей, социальные сети были призваны связать всех со всеми, удовлетворить потребности людей в общении и расширении социальных связей, поиске и обмене информацией и первоначально воспринимались как открытые пространства, обеспечивающие широкие возможности для развития, творчества и коммуникации. Пользователи сети, становясь авторами контента, старались быть максимально открытыми, искренне делясь информацией о себе и событиях своей жизни, своими мыслями, идеями и чувствами. Но социальные сети Интернет-пространства – это не только обмен информацией и коммуникация, но площадка для развития маркетинга, бизнеса, рекламы, политической пропаганды и т.д. Борьба за власть и влияние крупных корпораций кардинальным образом меняют ландшафт социальных сетей, которые начинают восприниматься как агрессивная, враждебная и хищническая среда, перенасыщенная избыточной информацией, навязчивой таргетированной рекламой, троллингом и буллингом, слежкой и др., несущая в себе опасность и угрозы. Вопреки замыслу разработчиков социальные сети парадоксальным образом стали триггером поляризации, роста напряженности, вызывая у пользователей переживания прекаризации, отчуждения и изоляции. Идеализм эпохи Web 2.0 сменяется стремлением рядовых пользователей отгородиться и уйти от мейнстрима общедоступного Интернета в «Темные леса» – закрытые чаты, миникомьюнити, группы и сообщества, новые социальные платформы и др., которые становятся сегодня источником социальности, знаменуя современный этап эволюции Интернета (Strickler, 2019).
Но наибольшую популярность получила метафора «уютного интернета» или сozyweb, предложенная независимым исследователем и консультантом Венкатешем Рао (Venkatesh Rao). Если общедоступный Интернет – это интернет плаща и кинжала, то сozyweb – это домашний веб пижамы и дивана (Rao, 2019). Обращает на себя внимание, что парадигма сozyweb как нового этапа или тренда в развитии современного Интернета не является принципиально чем-то новым, а скорее воссоздает идеологию и атмосферу раннего этапа развития Сети, когда коммуникация была связана с персональными вебсайтами, блогами и форумами и др. (Белова, 2024).
Такие структурные изменения современного цифрового пространства социальных сетей не могут не оказать своего влияния на форму и содержание коммуникации. В структуре набирающих популярность у пользователей Discord, Reddit, Telegram и др. нет личных страниц, только краткая информация профиля, а главная страница представлена каналами и чатами, заменяющими традиционную ленту социальных сетей. Так в Reddit вообще не предусмотрена возможность установить свою фотографию в профиле, а в Discord практически вся информация о себе указывается в тегах. Можно сказать, что функционально публичные социальные сети ориентированы на самопрезентацию и статус, а онлайн минигруппы и чаты – на контексты взаимоотношений, т.е. функционально ориентированы на обеспечение связи и коммуникаций.
Некоторые платформы предоставляют возможность открыть ветку в чате, видеть начало «разговора» и смежные дискуссии, что позволяет воспринимать обсуждаемую тему целиком и не выпадать из контекста дискуссии. Так в обновлении Telegram в конце 2022 года появились ветки в чатах, что по замыслу Дурова «превращает чаты в старые добрые интернет-форумы»: «I feel particularly excited about today’s Telegram update. It adds topics to large groups, transforming these linear chats into slick mobile-friendly versions of good old Internet Forums» (Du Rove’s Channel, 2022).
Если Reddit привлекает пользователей интересным контентом на определенную тему, то Discord объединяет людей, ищущих подлинного, искреннего общения с ограниченным кругом близких людей, поэтому почти 90% серверов платформы насчитывают менее 15 человек.
Тренд на переход от социальных сетей к общению в микрокомьюнити можно увидеть и в увеличении количества закрытых онлайн-микрогрупп в Telegram, Instagram[1], WhatsApp[2], ТikTok, VK и др. Избирательность в отношении участников групп и закрытость сообществ достигается за счет платных подписок или личных приглашений, что обеспечивает исключение возможности попадания в миникомьюнити случайных людей. Telegram сегодня – одна из основных платформ, где создаются многочисленные сообщества. Один из примеров – закрытый канал медиа Reminder, чей контент доступен только для подписчиков. В нем размещается эксклюзивная информация, анонсируются выпуски новостной подборки и эфиры с приглашенными гостями и экспертами, к которым могут подключиться подписчики.
Популярные в TikTok коры также отчасти напоминают микрокомьюнити. Коры – это видео на некую тему, которые погружают пользователя в определенную атмосферу (Cottagecore – деревенская эстетика, Kidcore – ностальгия по детству и нулевым, Dark Academia core – эстетика старого элитного университета и учебы в нем). Контент, созданный контекстом данного кора, интересен только тем, кто о нем знает, разделяет и поддерживает его взгляды. Для остальных он может быть непонятным и не заслуживающим внимания. Общение в кор-сообществах ограничено тематикой выбранной эстетики, также у последователей кора может быть свой сленг, что характерно для субкультур.
Популярная в России сеть ВКонтакте создает VK Donut – официальный инструмент финансовой поддержки подписчиками любимых авторов и сообществ с помощью донов, который открывает им доступ к эксклюзивному контенту и новинкам (Белова, 2024).
Онлайн пространства сozyweb изменяют не только форму и содержание, но и оказывают существенное влияние на качество коммуникации в цифровом пространстве:
– замедляется скорость коммуникации, когда на смену хаотичному неконтролируемому скроллингу ленты и поверхностным связям приходит заинтересованное, искреннее и вдумчивое общение;
– возвращается интерес к спокойным форматам контента, многопоточным разговорам, длинным текстам и видео, требующим сосредоточенности, осознанного восприятия, подлинной заинтересованности, глубокого понимания и неторопливого размышления, а не фрагментарности и мгновенных реакций, характерных для клипового восприятия информации. Даже TikTok вместо традиционно доминирующих 15-секундных видео предложил новый формат «Series» для создания 20-минутных видео, а затем увеличил максимальную длину роликов до 30 минут;
– уходят враждебность и агрессия, поскольку посторонние не проникают в сообщества, состав которых остается относительно постоянным и объединяет знакомых или близких по духу и интересам пользователей, разделяющих общие нормы и ценности. Возникающие обсуждения и дискуссии носят содержательный характер и отличаются корректностью и уважением к мнению других (Канин, 2024; Белова, 2024).
Таким образом, искомая связанность и коммуникация с другими достигается и реализуется сегодня в закрытых онлайн-минисообществах и группах, демонстрируя проявление общемирового тренда децентрализации, индивидуализации и персонализации в онлайн пространстве.
Трансформация представлений о цифровой идентичности
В 2024 году Янси Стриклер размещает на страницах своего блога эссе «The Post-Individual», связывая современный этап эволюции Интернета с наступлением эпохи постиндивидуализма. Термин «постиндивидуализм» (рost-individualism, post-individual) призван, по мысли Стриклера, отразить, как компьютеры и Интернет изменяют наше самовосприятие и самоощущение. Для человека выйти в Интернет – значит реиндивидуализироваться, стать личностью в новом месте и в новом смысле. У человека появляется возможность отделять себя от физической, географической, семейной и других реальностей, создавая новые идентичности. Продолжая свое существование в физическом мире, человек обретает новое, цифровое измерение своего социального существования (Strickler, 2024а).
Автор проводит аналогии между современной пост-индивидуальностью и эпохой возникновения индивидуальности в историческом прошлом человечества. Исторически идентичность человека, его система ценностей и жизненный путь определялись групповой принадлежностью, членством определенного сообщества – семьи, клана, гильдии, сословия, класса и т.д. Платой за избавление от этой принадлежности является принуждение к индивидуализации, связанное со сложностями выживания в одиночку, чувством опасности, незащищенности и одиночества перед вызовами жесткого внешнего мира. Обретенная свобода становится свободой выбора своего места проживания, поиска средств существования, профессии, обучения, партнера для создания семьи, круга общения и т.д. В конечном итоге – это свобода выбора своей идентичности и образа жизни. Наградой индивидуализма было не право остаться в одиночестве, а право выбирать, с кем себя связывать. Сегодня, как и наши предки много лет назад, выходя из привычной реальности в пространство Интернета, человек сталкивается с изолирующим и опасным опытом. Как уже отмечалось, современный Интернет, став токсичной средой, несущей угрозы и атомизацию, инициирует поиск комфортных пространств и уход пользователей в «темные леса» (Strickler, 2019).
Стремление к определенному виду совместного смысла возникает под влиянием социального окружения. Особенно выпукло это можно наблюдать в Интернете, где индивидуальность создает ощущение интеллектуального и эмоционального суверенитета, но в то же время делает нас одинокими, уязвимыми и жаждущими внимания. В отличие от прошлого, современный человек, отказываясь от жесткой агрессии мейнстрима Интернета и публичных социальных сетей, уже является индивидуальностью. Поиск способа своего безопасного существования в Интернете, защиты собственной уязвимости находит свое воплощение в свободе выбора онлайнгрупп и минисообществ, свободе быть собой в цифровом пространстве, быть любым, другим, вне зависимости от своего географического места проживания, возраста, пола, профессиональной и этнической принадлежности, что, согласно Стриклеру, и является переживанием опыта постиндивидуализма. Стриклер понимает современный индивидуализм, постиндивидуализм как уход от уже имеющейся идентичности офлайн пространства к свободе поиска и/или конструирования новых идентичностей и новых групп идентичностей в цифровом мире.
Если «классический» индивидуализм предполагает стремление найти и установить, кто ты есть, которое будет определять жизнь человека и развиваться в нем на протяжении всей жизни, то в современном цифровом мире достаточно просто войти в Интернет или завести новый аккаунт в виртуальной реальности, чтобы смысл этого процесса изменился – ведь поиск идентичности всегда можно повторить и начать заново. Американское тренд-бюро K-Hole в альбоме «Youth Mode» 2013 года рассматривает понятие людей «без возраста» («youth mode»), подразумевая, что юность – это освобождение от предписаний и традиций, это возможность и способность быть тем человеком, кем вы хотите быть. Речь идет о свободе выбора и свободе пробовать новое, который предоставлен теперь каждому из нас. Кроме этого, K-Hole отмечает: «Когда-то люди рождались в сообществах и должны были найти свою индивидуальность. Сегодня люди рождаются индивидуумами и должны найти свои сообщества» (Youth mode, 2013). По мнению Стриклера, это пост-индивидуальный опыт. Он возникает, когда человек принимает свою идентичность, свою индивидуальность, но по разным причинам (социальным, психологическим, творческим, метафизическим, финансовым) чувствует призвание искать больший смысл и новые контексты взаимодействия с другими людьми. Постиндивидуальная динамика стимулирует распространение групповых идентичностей, когда микроидентичности становятся путем к принадлежности.
Более тысячи лет назад потребность человека в безопасности привела к развитию городов, гильдий и университетов. Потребности современного человека, отказавшегося от мейнстрима Глобального Интернета и социальных сетей, вызывают аналогичный всплеск организационных экспериментов, конструирования новых цифровых институтов и пространств таких, как доски Reddit, каналы Discord и Telegram, групп WhatsApp[3], а также новые и трансформированные формы онлайн-сообществ. Все это – постиндивидуальные протоинституты, которые говорят о стремлении к безопасности, смыслу, социальному, творческому и финансовому процветанию как в онлайн, так и в офлайн (Strickler, 2024а).
Обращает на себя внимание тот факт, что эти новые цифровые институты ориентированы не столько на человека, сколько на отдельные аспекты нашей личности. В Интернете наши внутренние «Я» получают цифровое социальное бытие в виртуальной реальности. Подобно алгоритмам подачи контента, Интернет дает нам возможность сегментировать наши микроперсоны, некоторые идентичности в отдельные личности, а они уже создают минисообщества и объединяют микроидентичности других людей (см. рис.1).
О личном опыте множественных идентичностей пишет в своем эссе Social Networking 2.0 Бен Томпсон (Ben Thompson), автор издания Stratechery, занимающегося анализом технологических стратегий и вопросами влияния технологий на общество. В Твиттере он нашел своих единомышленников, разделяющих его увлечение командой «Bucks» и образовавших свое онлайн минисообщество «Fiefdom». Но за последние несколько лет Твиттер стал слишком шумной, претенциозной и воинственной платформой, чтобы быть местом, где можно просто общаться и проводить время, и они создали свой групповой канал обмена личными сообщениями (DM), ставший их собственным пространством (Thompson, 2020).
Рис.1. Множество «я» с предполагаемой идентичностью. Рисунок Лорел Швульст (Laurel Schwulst) (Strickler, 2024а)
Но «Fiefdom» – не единственное онлайн-сообщество Бена. Для решения рабочих вопросов, связанных с функционированием Stratechery и участниками команды, разбросанной по всему миру, он использует Slack. Другая группа друзей-технарей находится в другом Slack, а третья, в основном состоящая из людей из Кремниевой долины, — в WhatsApp[4]. Кроме того, с друзьями и семьей в Висконсине он общается в iMessage, а на Тайване использует LINE для семьи и WhatsApp[5] для друзей. Конечный результат своего анализа автор представил в виде визуализации (см. рис.2):
Как личность Бен (круг в центре) представляет собой сплав множества различных интересов и индивидуальностей. Каждый из лепестков цветка Бена– это часть его жизни и того, кем он является. Благодаря влиянию социальных сетей Бен рассматривает указанные аспекты как отдельные личности, требующие вложения индивидуальных ресурсов. Автор отмечает, что разделение личностей и участие в разных онлайн сообществах не означает, что это менее значимый опыт, а, наоборот, гораздо более значимый. Социальное взаимодействие в любой среде – всегда поиск баланса между самовыражением, стремлением быть собой и учётом интересов других людей. Однако магия Интернета в том, что вы можете быть тем, кем хотите быть. Сегодня люди практически не ограничены в своих возможностях исследовать, выражать и проявлять свою индивидуальность в цифровом пространстве, которые создаются и формируются онлайн платформами и алгоритмами, опосредующими процесс самоидентификации (Thompson, 2020).
Рис.2. Визуализация множественных идентичностей Бена Томпсона (Thompson, 2020)
Взаимодействуя друг с другом как с репрезентациями того, что мы представляем друг другу в актах социального взаимодействия, мы не всегда знаем, насколько человек перед нами соответствует многоликости мира внутри него. Именно поэтому взаимодействие в Интернете, где все находятся в режиме аватара, представляется более безопасным, чем в офлайн реальности, где наша личность порой менее очевидна. Это вопросы внутренней и внешней безопасности, с которыми сегодня сталкиваются новые поколения.
Если в эпоху индивидуализма ключевым социальным индикатором является количество ваших подписчиков, то в эпоху постиндивидуализма важно то, в каких группах вы состоите. В Барселоне зафиксировали появление нового слова – «yosotros» как комбинации «я» («yo») и «мы» («nosotros»), обозначающего и «коллективное Я», и «единичное Мы». Этот термин возник благодаря политическим движениям, но его последствия кажутся более масштабными (Strickler, 2024а).
По мере того, как все большая часть нашей социальной и внутренней жизни проходит в Интернете, онлайн группы все чаще будут становиться способом накопления социального, эмоционального и финансового капитала. В частности, это демонстрирует исследование «Богатство команды» (Squad Wealth), проведенное некоммерческой организацией «Другой интернет» (Other Internet), которая занимается прикладными исследованиями психологических, политических и экономических последствий цифровизации и продвижением социально значимых применений новых медиатехнологий (Hart et al., 2020).
Доски объявлений, чаты и онлайн сообщества существовали с самого начала возникновения Интернета, но сегодня они подвергаются глубоким трансформациям – теперь они могут собирать средства, совместно принимать решения, арендовать помещения, юридически регистрироваться, инвестировать и работать над проектами. Эти сообщества, созданные в Интернете, уже доказали свое огромное влияние в сети и за ее пределами, и оно будет только расти. То, чем корпорация была в XX веке, тем коллективные структуры, созданные на основе Интернета, станут в XXI веке. Минисообщества, минигруппы являются одновременно продуктом и реакцией на современную социальную атомизацию. Да, это друзья и знакомые, которые объединяются посредством цифровых инструментов, но это гораздо больше, чем новые приложения для общения и онлайн платформы сообществ. Это тренд коллективного переопределения ценностей, новых способов быть вместе, учиться и находить смысл во всё более сложном мире. Это группы с общей атмосферой, ценностями, мемами и т.д., которые можно определить как протоинституты, взаимодействующие с миром на своих условиях. Можно предположить, что молодое поколение уже наполнено чрезвычайно мощной групповой энергией, сформировавшейся благодаря опыту в Minecraft, DOTA 2 и Fortnite (Hart et al., 2020).
Распространение мемов также можно рассматривать как доказательство эпохи постиндивидуализма. Являясь внутригрупповым коллективным языком и референциями, мемы представляют собой исконную форму постиндивидуальной коммуникации. Изучение языка своей группы – важнейший обряд посвящения, доказывающий принадлежность к ней. Мемы как основной элемент интернет-коммуникации уже выходят за пределы сети и глубоко внедряются в повседневный язык. Эти постиндивидуальные знаки показывают, к какому сообществу вы принадлежите и насколько глубока ваша осведомленность. Основные характеристики периодов развития и их динамика от доиндивидуализма к индивидуализму и постиндивидуализму прослеживается Стриклером в таблице (см рис. 3.).
Рис. 3. Динамика этапов развития от доиндивидуализма к индивидуализму и постиндивидуализму (Strickler, 2024а)
В наибольшей степени переживание состояний постиндивидуализма относится к людям, живущим в сети (Very Online), чья самоидентификация в значительной степени связна с онлайн пространствами, по сравнению с теми, чья жизнь укоренена в реальных сообществах. Состояние постиндивидуальности – это не настройка по умолчанию, которое все переживают одинаково. Это фактор цифровой среды. Но по мере того, как поколение Z и младше все больше формируются и развиваются в социальных системах, основанных на цифровых технологиях, состояние постиндивидуальности будет становиться для них все более значимым и, возможно, желанной частью их жизни. Интернет является их виртуальным домом и социумом, где они в большей мере чувствуют себя сами собой и подлинными (см. рис. 4).
Кроме этого, представители молодых поколений также чаще отмечают, что чувствуют себя «более ценными» и «более творческими» в Интернете, чем в офлайне, по сравнению с представителями старших возрастов (Там же).
Рассмотрев основные положения эссе Стриклера, обратимся к собственно психологическому аспекту феномена пост-индивидуальности, который возвращает нас к проблемам цифровой идентичности, множественной идентичности, баланса персональной и социальной идентичностей, а также соотношения социализации – индивидуализации, но уже в контексте цифрового пространства.
Рис. 4. Где вы в большей мере ощущаете себя собой подлинным онлайн или офлайн? (The New Consumer, 2024)
Современный этап эволюции Интернета, характеризующийся трендом на отказ пользователей от мейнстрима популярных социальных сетей в пользу онлайн минисообществ и чатов мессенджеров, расширяет представление о цифровой идентичности как о множественной идентичности. Высокая вариативность выбора онлайн минигруппы инициирует интенцию индивидуализации множества многогранных аспектов Я и существующих альтер-эго, позволяя человеку быть тем, кем он хочет быть, и при этом оставаться самим собой. В таком контексте, при широком веере возможностей выбора онлайн минигруппы доминирует именно личностная, персональная составляющая идентичности. Исходя из своей картины мира, интересов, ценностей и т.д., человек выбирает и/или создает/конструирует онлайн минисообщество, соответствующее его индивидуальности или ее отдельным аспектам, где личностная идентичность фактически совпадает с социальной (Марцинковская, 2015, с. 37).
Можно предположить, что изменение функциональной структуры каналов и чатов новых социальных сетей, смещая акцент с самопрезентации на коммуникацию, повышает для цифровой идентичности значимость самокатегоризации, а «игры» с идентичностью в цифро-вом пространстве, характерные для ранних этапов развития Интернета и бума популярности социальных сетей, теряют свою актуальность, уступая место реализации множественного цифрового Я, требующего вовлеченности в интеракции и вложения ресурсов.
Говоря о принадлежности к выбранному/созданному миникомьюните и множественной цифровой идентичности как способу реализации личности в цифровом пространстве, представляется целесообразным обратиться к схеме социального пространства и четырех вариантов развития личности в континууме «социализация – индивидуализация», предложенным Т.Д. Марцинковской (Марцинковская, 2015, с. 137–138). Пространство Интернета становится новым цифровым социальным пространством, определяющим цифровое социальное бытие личности, и именно цифровое пространство создает возможность реализации четвертого варианта, наиболее приоритетного с точки зрения как личностной активности, так и построения собственного миропроекта, созвучного собственной индивидуальности. Четвертый вариант предполагает конструирование/переконструирование цифрового пространства с целью его гармоничной соотнесенности с внутренним миром человека (Там же), что и находит свое выражение в выборе и конструировании онлайн минигрупп как пространства сozyweb. Как уже отмечалось, «темные леса» и сozyweb – не только ответная реакция на переживания враждебности и опасности современного Интернета, но и способ индивидуализации, активное переконструирование – создание пользователями экологичных пространств, позволяющих личности оставаться собой и способствующих ее реализации и развитию. Подчеркивая соотнесенность онлайн пространства именно с внутренним миром личности, Стриклер определяет Интернет как месавселенную (mesaverse) – он связан с тем, что находится внутри человека (mesa = ~within). Автор подчеркивает подчеркивает, что инфантильное представление о метавселенной основано на воображении XX века о возможностях компьютеров перемещать пользователя в виртуальную реальность посредством аватаров: «Интернет не предназначен для графического отображения наших тел. Интернет – это то, что позволяет тому, что находится внутри, – нашему разуму, нашей душе, нашему множественному «я» – взаимодействовать с тем, что находится внутри других людей. В интернете оживают наши альтер-эго, наши внутренние монологи становятся диалогами, а случайная мысль становится глобально резонансным мемом…» (Strickler, 2024b).
В своем эссе Стриклер отмечает, что, если раньше главным экзистенциальным вопросом для личности был поиск ответа на вопрос «Кто я?», то с появлением Интернета и множественности возможных Я для современного человека – это скорее поиск ответа на вопрос «Кто я такой на самом деле?» (Strickler, 2024а). Понимание цифровой идентичности как множественной идентичности актуализирует и проблему сохранения целостности личности, поскольку возникает угроза трансформации множественной идентичности во фрагментированную. Обращает на себя внимание, что идею «возможной идентичности» Г.М. Андреева связывала, в том числе, и с новыми «особыми средами обитания» (Андреева, 2011). Можно предположить, что решение проблемы целостности множественной идентичности как в офлайн, так и в онлайн пространстве сопряжено с повышением значимости самокатегоризации, самоидентификации и отказом от принципа «или – или» в пользу «и – и», позволяющим рассматривать уже существующие и потенциально возможные идентичности не как иерархию, а как рядоположение: я и такой, и такой, и, возможно, буду еще и таким, и это все Я. Это требует от личности повышенной рефлексивности, тонкой настройки, осознания и принятия своей личности во всем многообразии ее качеств и проявлений, что не исключает ситуативной значимости и «выпуклости» каждой конкретной идентичности, которая будет изменяться в зависимости от контекста взаимодействия (Андреева, 2009).
Важно отметить процессуальный характер идентичности и индивидуализации, требующих постоянного воспроизведения, вовлеченности, временных и личностных ресурсов – каждый выход человека в Интернет-пространство сопровождается самоидентификацией и реиндивидуализацией. Открывающаяся для пользователей практически неограниченная возможность быть самим собой в цифровом пространстве, процессуальность «текучей» идентичности личности вкупе с высокой вариативностью выбора онлайн миникомьюнити «принуждает» личность к индивидуализации, актуализации экзистенциальных выборов, автономных внутренне мотивированных субъектных решений, ориентированных на собственные личностные потребности, интересы и ценности, как и к личной ответственности за эти выборы и решения (Холл, 2010; Краснопольская, 2015)
Таким образом, выбор/конструирование группы идентичности можно рассматривать не как процесс социализации, а как способ индивидуализации личности, открывающей возможности реализации своих множественных Я. При этом индивидуальность не стирается, а поддерживается, приобретает устойчивость и укрепляется благодаря объединению с другими людьми в онлайн минисообществах.
Заключение
Антиномия глобализации и локализации XXI в. находит свое отражение в новом термине «глокализация», «глоболокализм», объединяющим в себе диалектическое единство и противоречие происходящих в современном цифровом мире процессов. Внутренние противоречия диалектики современности, с одной стороны, предоставляют человеку свободу и возможности, с другой, создают угрозы потери себя и уязвимости как прекаризации (Покровский, 2005, Гусельцева, 2022; Хорошилов, 2022). Эти феномены можно наблюдать как в офлайн реальности, так и в цифровом пространстве, когда принадлежность к глобальной культуре, глобальному информационному пространству становятся триггерами появления и развития тенденций индивидуализации, развития локальных сообществ, территориальных и региональных идентичностей. Вовлеченность во Всемирную паутину и публичные социальные сети одновременно со свободой и переживаниями себя как части глобального сообщества, цифровыми номадами (digital nomad) сопровождается ощущением растворения себя в этом глобальном, утраты себя или потери чего-то значимого для личности. Такой «безродный космополитизм» рождает стремление, которое условно можно обозначить как «трайбализм» или «неотрайбализм» вне его политического контекста. Ощущение неуютности, незащищенности, уязвимости, одиночества в глобальном офлайн пространстве или во Всемирной паутине актуализирует интерес к локальным сообществам и идентичностям, безопасному, теплому, привычному пространству, где можно оставаться самим собой.
Процессы глобализации усиливают тренд персонализации, что в развитии Интернета на современном этапе проявляется в тенденции индивидуализации цифрового пространства. Свидетельством этому становится все более выраженный отказ потребителей от мейнстрима публичных социальных сетей в пользу закрытых онлайн-минисообществ и групп, объединяющих людей с общими интересами и ценностями. Чаты, закрытые группы и обмен сообщениями в мессенджерах становятся новыми социальными сетями, уютным вебом.
Происходящие трансформации цифрового пространства имеют важные психологические последствия для личности современного человека.
Культура, а точнее субкультура, пространств сozyweb имеет больше общего с физическим миром, чем с Интернетом (Strickler, 2019). Поскольку онлайн-минисообщества, группы и чаты объединяют знакомых или близких людей, где нет места посторонним, при выходе в Интернет не возникает вопроса «Кто все эти люди?», обычно сопровождающего присутствие в публичных социальных сетях. Сozyweb, с одной стороны, обеспечивает чувство защищенности и безопасности, снижает переживания прекарности, что позволяет личности быть собой и сохранять свою аутентичность, с другой, – связанность и коммуникацию с другими, преодоление состояния атомизации. Это способствует удовлетворению базовых фундаментальных потребностей личности в безопасности, принадлежности, информации, а возможность оставаться самим собой открывает каналы реализации стремлений к индивидуализации, пониманию, поиску смысла и самовыражению.
Еще одним важным следствием ухода пользователей от мейнстрима публичных социальных сетей в онлайн-минисообщества и группы является расширение представлений о цифровой идентичности как о множественной идентичности. Цифровое социальное бытие личность получает в виде цифровой оболочки, аватара, поэтому самовыражение и реализация различных составляющих Я представляются более безопасными в онлайн пространстве, чем в физической реальности. Индивидуализация как свобода выбора тех онлайн групп и сообществ, коммуникация внутри которых обладает смысловой и эмоциональной насыщенностью, реализуется посредством создания множественной цифровой идентичности, что не исключает ее целостности.
Возможность человека входить в разные сообщества и группы становится способом индивидуализации и создания множества новых идентичностей, способствующих самореализации личности во всем многообразии ее внутреннего мира и альтернативных Я. Эта возможность опосредована и структурирована цифровыми инструментами – алгоритмами и аффордансами различных онлайн платформ.
Уютный веб является одновременно и продуктом глобального Интернета, его порождением, и ответом пользователей на его современное состояние. Это социальное конструирование цифровой реальности, которая обеспечивает устойчивость личности и возможность для нее оставаться собой. Таким образом, Интернет – это не только фактор современного цифрового мира, оказывающий многогранное влияние на человека и формирующий его, но и пространство, созидаемое самим человеком, он конструирует его для себя как безопасное пространство коммуникации, самореализации, генерирования новых смыслов и ценностей.
Благодарность
Статья выполнена в рамках госзадания, FNRE-2024-0016 «Психологические эффекты цифровизации образовательной среды: возможности когнитивного и личностного развития и риски социализации».
[1] принадлежит Meta, признана в РФ экстремистской и запрещена
[2] принадлежит Meta, признана в РФ экстремистской и запрещена
[3] принадлежит Meta, признана в РФ экстремистской и запрещена.
[4] принадлежит Meta, признана в РФ экстремистской и запрещена.
[5] принадлежит Meta, признана в РФ экстремистской и запрещена.
作者简介
N. Poleva
Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research (Psychological Institute); Moscow Institute of Psychoanalysis
编辑信件的主要联系方式.
Email: npoleva@mail.ru
Ph. D (Psychology)
俄罗斯联邦, Moscow, bld. 9–4, Mokhovaya str., 125009; Moscow, bld. 14–34, Kutuzovskiy prospect, Moscow, 121170参考
- Andreeva, G.M. (2009). Social psychology today: searches and reflections. Moscow: NOU VPO Moskovskii psikhologo-sotsial’nyi institut.
- Andreeva, G.M. (2011). To the question of identity crisis in the conditions of social transformation. Psikhologicheskie issledovaniya, 4(20). https://doi.org/10.54359/ps.v4i20.804
- Asmolov, A.G., Asmolov, G.A. (2019). Internet as a generative space: his-torical and evolutionary perspective. Voprosy psikhologii, 4, 1–26.
- Barak, A. (Ed.). (2008). Psychological aspects of cyberspace: Theory, research, applica-tions. New York: Cambridge University Press.
- Belova, T. (2024). The less the better. How closed communities change communication on the Internet. Retrieved from https://www.setters.media/post/mikrosoobshchestva
- Bochaver, A.A., Khlomov, K.D. (2014). Cyberbullying: Bullying in the space of modern technologies. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 11(3), 177–191.
- Du Rove’s Channel. (2022). Retrieved from https://t.me/durov/201
- Guseltseva, M.S. (2022). Dialectics of modernity: Antinomianism as a fac-tor in the development of culture, personality, methodology. Novye psikhologicheskie issledovaniya, 2, 7–31. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_02_01
- Hall, S. (2010). The question of cultural identity. Moscow Art Magazine, 77–78. Retrieved from https://moscowartmagazine.com/issue/28/article/485
- Hart, S., Shorin, T., Lotti, L. (2020). Squad Wealth. Retrieved from https://otherinter.net/research/squad-wealth/?ref=ystrickler.com
- Kanin, K. (2024). Globalisation of content, the sunset of virtual influencers, the return of vlogs. Retrieved from https://www.setters.media/bezotvetstvennyy-prognoz/kreativnaya-ekonomika
- Khoroshilov, D.A. (2022). Psychology of social cognition in a changing society. Moscow: Akropol’.
- Krasnopolskaya, A.P. (2015). Becoming multiple identities and principles of communicative rationality. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv, 5(67), 109–116.
- Liu, Cixin. (2024). Dark Forest. Moscow: Fanzon.
- Maksimenko, A.A., Deineka, O.S., Dukhanina, L.N., Saporovskaya, M.V. (2021). Fabbing: Peculiarities of addictive behaviour of young people. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny, 4, 345–362. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1822
- Martsinkovskaya, T.D. (2015). The problem of socialisation in the historical-genetic paradigm. Moscow: Smysl.
- McLaughlin, B., Gotlieb, M.R., Mills, D.J. (2023). Caught in a dangerous world: Problematic news consumption and its relationship to mental and physical ill-being. Health Communication, 38, 2687–2697. https://doi.org/10.1080/10410236.2022.2106086
- Pariser, E. (2012). Behind a wall of filters: What is the Internet hiding from you? Moscow: Al’pina Biznes Buks.
- Pokrovsky, N.E. (2005). Globalisation processes and possible scenario of their impact on the Russian society. In В. Yadov (Ed.), Sotsial’nye trans-formatsii v Rossii: teorii, praktiki, sravnitel’nyi analiz (pp. 504–527). Moscow: Flinta: Moskovskii psikhologo-sotsial’nyi institute.
- Rao, V.G. (2019). The Extended Internet Universe. The Internet is now a very com-plicated place. Retrieved from https://studio.ribbonfarm.com/p/the-extended-internet-universe
- Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I. (2014). Safety of teenagers on the Inter-net: risks, coping, and parental mediation. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal, 3(15), 39–51. https://doi.org/10.11621/npj.2014.0305
- Soldatova, G.U., Yarmina, A.N. (2019). Cyberbullying: peculiarities, role structure, child-parent relations, and coping strategies. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal, 3(35), 17–31. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0303
- Soldatova, G.U., Chigarkova, S.V., Ilyukhina, S.N. (2022). Self-real and self-virtual: Identification matrices of adolescents and adults. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya, 18(4), 27–37. https://doi.org/10.17759/chp.2022180403
- Strickler, Y. (2019). The dark forest theory of the Internet. Retrieved from https://www.ystrickler.com/the-dark-forest-theory-of-the-internet/
- Strickler, Y. (2024a). The Post-Individual. Retrieved from https://www.ystrickler.com/thepostindividual/
- Strickler, Y. (2024b). The Dark Forest and the Post-Individual. Retrieved from https://www.ystrickler.com/the-dark-forest-and-the-post-individual/
- The New Consumer. Consumer Trends Highlights: More Gen Z and Millennials say they feel most like themselves “online” than “offline”. (2024). Retrieved from https://newconsumer.com/2024/09/consumer-trends-highlights-digital-natives-tiktok-china-food-as-medicine/
- Thompson, B. (2020). Social Networking 2.0. Stratechery. Retrieved from https://stratechery.com/2020/social-networking-2-0/?ref=ystrickler.com
- Voyskunsky, A.E. (2008). From the psychology of computerisation to the psychology of the Internet. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psikhologiya, 2, 140–153.
- Voyskunsky, A.E. (2010a). Cyberpsychology in the past, present and fu-ture. Zhurnal prakticheskogo psikhologa, 4, 7–16.
- Voyskunsky, A.E. (2010b). Psychology and the Internet. Moscow: Akropol’.
- Voyskunsky, A.E. (2020). Cyberpsychology: the modern stage of develop-ment. Yuzhno-rossiiskii zhurnal sotsial’nykh nauk, 21(1), 21–39.
- Voyskunsky, A.E., Soldatova, G.U. (2019). Epidemic of loneliness in the digital society: hikikomori as a cultural and psychological phenomenon. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya, 27(3), 22–43.
- Youth mode: A report on freedom. (2013). K-HOLE. Retrieved from https://khole.net/issues/youth-mode/?ref=ystrickler.com
补充文件
