Познание и переживание
ISSN (print): 2782-2168, ISSN (online): 2782-2176
Учредитель: Московский институт психоанализа
Главный редактор: Барабанщиков Владимир Александрович, член-корреспондент РАО, д-р психол. наук, профессор
Периодичность / доступ: 4 выпуска в год / открытый
Входит в: Перечень ВАК, РИНЦ
Научный журнал «Познание и переживание» основан в 2020 году при участии исследователей из ведущих образовательных и научных организаций г. Москвы в сфере психологической науки и практики.
Учредителем и издателем периодического издания «Познание и переживание» является НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа».
Основной целью журнала является публикация научных исследований и практических разработок, выполненных на стыке различных отраслей психологии и смежных специальностей – общей и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, медицинской психологии, психологического консультирования, психоанализа и психотерапии, и затрагивающих такие психические феномены как познание, переживание, поведение, общение, деятельность, личность и др.
Основные рубрики журнала:
Основы психологии, психология и философия, психология в контекстах практики, психология и общество, психология и культура, кросскультурные исследования, психология и медицина, психология личности, возрастная психология, эксперимент в психологии, инновационные технологии и методы, психологический practicum, духовное измерение, экзистенциальная психология, логомарафон, психоаналитический портал, лекторий МИП, круглый стол, аналитические заметки, наше интервью, телемост с коллегами, события, факты, памятные даты.
Журнал распространяется как в электронной, так и в печатной версии. Периодичность издания журнала составляет 4 выпуска в год. Все поступившие материалы проходят процедуру рецензирования членами редколлегии и привлеченными специалистами.
Все материалы издания находятся в свободном доступе на сайте журнала по адресу: www.inpsycho.ru.
Без разрешения редакции воспроизведение материалов запрещено, опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях. При цитировании материалов журнала «Познание и переживание» ссылка на первоисточник обязательна.
Свидетельство о регистрации в средствах массовой информации: ПИ № ФС77-78205 от 20.03.2020 г.
Печатное и электронное периодические издания журнала «Познание и переживание» зарегистрированы Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации.
Текущий выпуск
Том 5, № 1 (2024)
Психология личности
Особенности совладающего поведения курсантов военного вуза с разным уровнем учебной успеваемости
Аннотация
В данной работе представлены результаты исследования взаимосвязи учебной успеваемости курсантов военного вуза и реализуемых ими стратегий совладающего поведения. Было установлено, что достигать высокой учебной успеваемости курсантам позволяют стратегии совладающего поведения на основе выстраивания взаимодействия с другими людьми, рационального планирования разрешения трудностей и позитивного отношения к ним. Полученные результаты позволили описать полюсные особенности совладающего поведения курсантов, способствующие и препятствующие высокой учебной успеваемости.



Индивидуальные особенности восприятия ситуаций кибербуллинга
Аннотация
В статье рассматриваются индивидуальные особенности восприятия кибербуллинга. Освещены основные теоретические аспекты кибербуллинга: специфика кибербуллинга, личностные особенности и предикторы кибербуллинга. Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования восприятия ситуаций кибербуллинга людьми с учетом их личностных характеристик. В центре внимания исследования была поставлена проблема раскрытия специфики восприятия кибербуллинга взрослыми людьми. Было показано, что социально-демографические характеристики, такие как пол, возраст и индивидуальные особенности, наличие опы та кибербуллинга, наличие травматического опыта в прошлом, уровень когнитивной и аффективной эмпатии – оказывают влияние на восприятие ситуаций кибербул линга. Основные выводы исследования показали, что мужчины и женщины могут по-разному относиться к ситуациям кибербуллинга, причем возраст, опыт кибербуллинга и уровень эмпатии также оказывают существенное влияние на различие восприятия подобных ситуаций.



Философия и психология
Возвращаясь к полемике философов о слепоглухонемоте (аргументы от «методологии с ограниченной ответственностью»)
Аннотация
В статье рассматривается полемика двух известных российских философов, касающаяся факторов, определяющих развитие человека, а также причин фальсификации Э.Д. Ильенковым реальных условий «Загорского эксперимента». Если Ильенков утверждал, что формирование личности зависит исключительно от социальных условий и средств, то Д.И. Дубровский настаивал на том, что в этом процессе существенную роль играют также генетические факторы, которые необходимо учитывать в решении про блем воспитания и образования. Помимо причин фальсификации, речь идет о старой психофизиологической проблеме, правда, в ее современной форме ‒ взаимосвязях психики и мозга, а также влиянии на формирование индивида генетических факторов. Загорский эксперимент сравнивается с экспериментом по одомашниванию диких жи вотных, который примерно в это время осуществил генетик Дмитрий Беляев; отмечается сходство и различие этих экспериментов. Автор ставит задачу более тщательно проанализировать соотношение психики и телесности, для чего намечает этапы генезиса становления человека. Он показывает, что необходимость адаптироваться к ком муникации, работать со знаками и орудиями, действовать совместно трансформируют биологическую субстанцию гоминид, создавая на ее основе, с одной стороны, психику человека, с другой ‒ «антропобиологическую организацию» его телесности. Эти стороны связывает принцип «психосоматического единства», в соответствии с которым всякий психический процесс требует своего соматического (физиологического) обеспечения (поддержки), и наоборот. В последней части статьи на основе получен ных теоретических представлений выдвигаются аргументы в поддержку позиции Дубровского. Стратегия выведения слепоглухих в мир нормальной жизнедеятельности и творчества сравнивается со стратегией психотерапевта Павла Волкова, позволяющей выводить клиентов из мира шизофрении.



Логомарафон
Формирование ноэтического измерения у детей через детскую литературу
Аннотация
В статье рассмотрены принципы логотерапии через анализ детской литературы. Прослеживается, каким образом описываются те или иные аспекты теории логотерапии и их дальнейшее обсуждение с детьми. Дети – категория клиентов в логотерапии, у которых духовное (ноэтическое) измерение не развито, потому что их личность еще формируется. Литература может стать источником информации, образцом, показы вающим, как поступать и что делать, через который ребенок сможет познавать окру жающий мир, а также формировать свое представление о себе и своих возможностях. Приведенные примеры из детских произведений позволяют взрослым обсудить с детьми такие категории, как судьба и свобода, выбор, принятие решения, любовь, потеря, ценности созидания, созерцания и отношения. В результате анализа литературы можно сделать вывод, что ребенок переживает такие же события, обстоятельства и чувства в своей жизни, что и взрослый. Обсуждение опыта из книг и жизни в дальнейшем поможет ребенку быть более осознанным, открытым миру, быть готовым к различным обстоятельствам, с которыми он может столкнуться. Благодаря сюжетам и историям, которые авторы описывают в книгах для детей, у взрослых есть возможность обсуждать их с ребенком, тем самым формировать осознанную личность, которая будет действовать из своего ноэточеского измерения.



Психоаналитический портал
О психодинамике влечения сплочения-разделения
Аннотация
Автор предлагает рассматривать процессы конфликта больших групп в парадигме биологически запрограммированного влечения, которое он называет влечением сплочения-разделения. Этот драйв управляет механизмами, ответственными за сплоченность, дезинтеграцию и вражду между группами. В психической жизни индивида различные проявления драйва сплочения-разделения отчётливо различимы как пове денческие, когнитивные и эмоциональные реакции. В психоаналитическом сеттинге смена полярности сплочения на полярность разделения проявляется в замирании, по тере эмпатии, сужении сознания и ограничении мышления у обоих участников. Автор подробно описывает соответствующую психодинамику. Опираясь на данные нейро физиологии и социоантропологии, он предполагает, что в основе биопсихологического субстрата полюса сплочения лежит механизм ранней привязанности, а в основе полюса разделения – механизмы агрессии, в частности холодной агрессии. Автор эпистемологически объединяет эти противоположные влечения в одно, поскольку только их совокупность отражает «рациональную» (телеологическую) цель – отбор групп в процессе Эволюции. В то же время выбор откровенно антропоцентрической позиции делает эпистемологию инстинктов не только научно, но и этически обоснованной.



Аналитические заметки
О компенсаторной функции фантазирования
Аннотация
В заметке автором предлагается теоретическое осмысление компенсаторной функции фантазирования как механизма защиты «Истинного Я» субъекта от невротизации и дезадаптации вследствие психотравмы с позиции феномена посттравматического роста личности.


