«Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве» DC:0–5™: продвижение в России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель сообщения — информировать российских специалистов в области детского психического здоровья о международной Диагностической классификации нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве DC:0–5™: ее назначении, возрастной направленности, структуре и содержании диагностических осей, а также о тех шагах, которые были предприняты отечественными специалистами по ее популяризации в России. Показано, что данная диагностическая классификация разрабатывалась ведущими зарубежными специалистами в области психического здоровья детей, основана на анализе и обобщении большого объема клинических данных со всего мира и охватывает широкий диапазон психических отклонений у детей первых пяти лет жизни. Подчеркнута междисциплинарная направленность DC:0–5™, а также наличие в ней перекрестных ссылок с системами DSM-5 и МКБ-10 и способность дополнять эти классификации, учитывая возрастную специфику нарушений. Отмечен тот факт, что среди российских специалистов данная диагностическая классификация практически не известна. В сообщении кратко освещены результаты научно-исследовательской деятельности междисциплинарной научной группы Научного центра психического здоровья (г. Москва), проводимой в период с 2002 по 2017 гг. и направленной на анализ предлагаемых классификацией диагностических подходов и их апробацию на российских выборках. Анонсирован выход русского издания DC:0–5™, осуществленный в 2022 г. некоммерческой организацией «Социальная школа Каритас» (г. Санкт-Петербург) с официального согласия компании-разработчика DC:0–5™ и в сотрудничестве с факультетом психологии СПбГУ, а также сопровождающий его ознакомительный курс по использованию DC:0–5™, разработанный этим коллективом для российских специалистов в области детского психического здоровья.

Полный текст

«Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве» («Diagnostic classification of mental health and developmental disorders of infancy and early childhood», сокращенное название DC:0–5™ [1]) представляет собой развернутую диагностическую систему, принятую сегодня во многих зарубежных странах в качестве стандарта при оценке состояния детей первых лет жизни с признаками психических отклонений или нарушений психического развития. Диагностическая классификация DC:0–5™ была разработана и продолжает постоянно совершенствоваться усилиями международной организации ZERO TO THREE1, которая с 70-х годов прошлого столетия объединяет ведущих специалистов в области развития и психического здоровья детей первых лет жизни. Изначально в задачи этой организации входил анализ отчетов по клиническим случаям, поступающих из медицинских центров, с целью выявления поведенческих паттернов, сопровождающих проблемы развития в младенчестве и раннем детстве, описания групп расстройств, создания набора диагностических категорий и т.п. Позднее специалистами ZERO TO THREE была разработана развернутая диагностическая система, основывающаяся на пяти осях. DC:0–5™ вышла в свет в 2016 году и является третьей редакцией этого диагностического руководства. В предыдущих изданиях 1994 года (DC:0–3) [2] и 2005 года (DC:0–3R) [3] возрастной диапазон детей ограничивался первыми тремя и четырьмя годами жизни соответственно. DC:0–5™ охватывает период от рождения до пяти лет включительно, т.е. до исполнения ребенку шести лет.

В соответствии с современными мировыми тенденциями DC:0–5™ предназначена для проведения комплексной междисциплинарной оценки психических нарушений у ребенка, в связи с чем она имеет многоосевую структуру. Диагностика осуществляется по пяти направлениям (осям). Ось I «Клинические расстройства» является основной и содержит описание более сорока видов психических отклонений у детей от рождения и до достижения ими шестилетнего возраста. Все ранние психические расстройства разделены на восемь рубрик: «Расстройства нейропсихического развития», «Расстройства сенсорных процессов», «Тревожные расстройства», «Расстройства настроения», «Обсессивно-компульсивные и связанные с ними расстройства», «Расстройства сна, пищевого поведения и синдром плача», «Посттравматические, адаптационные и депривационные расстройства» и «Расстройства отношений». Расстройства представлены в соответствии со схемой: 1. Диагностический алгоритм в виде специфических критериев расстройства и неспецифических симптомов нарушения социального функционирования ребенка и (или) его семьи, а также возраст начала нарушения и его продолжительность; 2. Диагностические детали расстройства; 3. Дополнительные данные в поддержку диагноза; 4. Особенности развития при данном расстройстве; 5. Популяционная частота; 6. Данные о течении; 7. Факторы риска и прогноза; 8. Проблемы диагностики, связанные с культуральными особенностями семьи; 9. Гендерные различия; 10. Дифференциальный диагноз; 11. Сведения о коморбидности; 12. Отражение диагноза по DC:0–5™ в системах ICD-10 и DSM-5. Соотнесение DC:0–5™ с системами DSM-V и МКБ-10 позволяет использовать эту классификацию как дополнительную, учитывающую ярко выраженную специфику психических нарушений в младенчестве и раннем детстве. DC:0–5™, кроме того, снабжена специальным разделом «Перекрестные ссылки с DSM-V и МКБ-10».

Оси II - V предназначены для оценки средовых и органических факторов с точки зрения их значимости для развития заболевания, его течения, прогноза, а также в качестве ресурса для лечения и социальной реабилитации ребенка. Так, Ось II «Контекст отношений» предлагает проводить оценку ряда составляющих родительского отношения к ребенку с психическими отклонениями, например, способностей родителя обеспечивать ребенку физическую безопасность, удовлетворять его основные потребности, обучать ребенка, стимулировать его включенность в социальное взаимодействие, проявлять интерес к его индивидуальности и перспективам развития и т.п. Ось III «Условия и факторы физического здоровья» отражает значимые с точки зрения психиатрического диагноза перинатальные состояния и воздействия, наличие врождённых аномалий и генетических синдромов, сенсорные выпадения, хронические соматические, неврологические и другие заболевания, острые медицинские состояния, а также прививочный статус. Ось IV «Психосоциальные и средовые стресс-факторы» задает основу для идентификации и оценки силы стрессоров, способных повлиять на проявление и течение психического заболевания у младенца или маленького ребенка, включая специфичные для этого возраста стрессоры. Среди них длительное разлучение с родителем или замещающим его лицом, вступление родителя в новый брак, рождение сиблинга, помещение в приемную семью и многие другие. Ось V «Компетенции ребенка» направлена на оценку умений, приобретенных ребенком в эмоциональной, когнитивной, речевой, социальной и двигательной сферах. Такая оценка может быть основана на данных наблюдения за взаимодействием ребенка с близкими взрослыми, отчетах родителей, формализованных тестах развития, а также на данных из предлагаемой в руководстве Таблицы этапов развития.

С каждой своей новой редакцией «Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве» становилась все более объемным и детализированным руководством, включающим в себя все больше сведений о феноменах ранних психических отклонений, а также подходах к их определению и выявлению. Рабочей группой, состоящей из ведущих детских психиатров и психологов Европы и Северной Америки, был проанализирован и обобщен широкий международный опыт, полученный от практиков шести континентов [1]. К сожалению, российские специалисты в области детского психического здоровья в этой работе участия не принимали. Осведомленность отечественных детских психиатров и психологов как о самой этой работе, так и о ее результате — издании диагностического руководства, была и остается крайне низкой. При этом запрос со стороны современной клинической практики на подобные разработки огромен.

Стремясь в какой-то мере восполнить этот пробел, научная группа ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» под руководством Г.В. Скобло в период с 2002 по 2017 годы провела ряд исследовательских работ с целью анализа научных и практических подходов, предлагаемых данной классификацией. В рамках этих работ был сделан рабочий вариант перевода текста всех редакций, проведена апробация диагностических подходов на российских выборках, предпринят анализ концептуальных подходов к оценке состояния психического здоровья маленького ребенка, а также выявлены параллели с диагностикой в отечественной детской психиатрии и клинической психологии. Данная тематика освещалась в многочисленных материалах, опубликованных в российских научных изданиях [4-8 и др.], а также в ряде докладов на научных конференциях всероссийского и международного уровня и вузовских лекциях.

Значительным шагом вперед в деле продвижения знаний о DC:0-5™ в России, несомненно, станет ее русское издание, вышедшее в свет в этом году [9]. Оно было осуществлено в рамках международного гранта «Психическое здоровье и ранняя помощь», выполняемого некоммерческой организацией «Социальная школа Каритас»2 в сотрудничестве с кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии СПбГУ. Все работы проводились с официального согласия и при содействии компании- разработчика ZERO TO THREE. Кроме того, в октябре- декабре 2022 года «Социальная школа Каритас» проводит ознакомительный интернет-курс по DC:0–5™ на русском языке. Он предназначен для широкого круга для специалистов в области психического здоровья детей и соответствует первой ступени обучения по ее использованию. Этот курс вошел в состав программы дополнительного профессионального образования «Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста»3.

Таким образом, DC:0–5™ хоть и медленно, но последовательно входит в поле зрения российских детских психиатров, психологов и других специалистов, вовлеченных в процесс оценки психического здоровья самых маленьких пациентов. Вместе с тем, целый ряд ее положений требует дальнейшего осмысления отечественным профессиональным сообществом, в том числе, соотнесения с принятыми у нас диагностическими и терапевтическими практиками, терминологией, представлениями о прогрессе в развитии детей в условиях психического заболевания и т.п. Часть этих вопросов ранее уже освещалась нами в публикациях [5-7]. Однако круг тем, связанных с использованием DC:0–5™ в России, достаточно широк, а сама проблема возможного внедрения в клинико-психологическую и психиатрическую практику разработанных в DC:0–5™ подходов заслуживает отдельного рассмотрения и анализа.

Вклад авторов: Все авторы внесли значительный вклад в статью, проверили и одобрили ее окончательную версию перед публикацией.

Финансирование: Статья была написана без дополнительного финансирования.

Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

 

1 https://www.zerotothree.org

2 https://caritas-edu.ru

3 https://caritas-edu.ru/?events=psihicheskoe-zdorove-mladenczev-i-detej-rannego-vozrasta

×

Об авторах

Галина Викторовна Скобло

Московский государственный психолого-педагогический университет

Email: gskoblo@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1106-5347
SPIN-код: 4367-8267

кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии

Россия, Москва

Светлана Валерьевна Трушкина

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Автор, ответственный за переписку.
Email: trushkinasv@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0628-2136
SPIN-код: 3262-4059

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии

Россия, Москва

Список литературы

  1. DC:0-5: Diagnostic classification of mental health and developmental disorders of infancy and early childhood (Version 2.0). Washington, DC: Original work published 2016. ZERO TO THREE: Virtual Annual Conference; 2021.
  2. Diagnostic classification of mental health and developmental disorders of infancy and early childhood (DC:0-3). Arlington, DC: ZERO TO THREE; 1994.
  3. Diagnostic classification of mental health and developmental disorders of infancy and early childhood: Revised edition (DC:0-3R). Washington, DC: ZERO TO THREE; 2005.
  4. Skoblo GV, Belyanchikova MA. [O mezhdunarodnoi diagnosticheskoi klassifikatsii narushenii psikhicheskogo zdorov’ya v pervye gody zhizni (Chast’ 1)]. Voprosy psihicheskogo zdorov’ya detej i podrostkov. 2002;2:96–102. Russian.
  5. Skoblo GV. [Analiz pervykh mezhdunarodnykh klassifikatsii narushenii psikhicheskogo zdorov’ya v mladenchestve i rannem detstve]. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova. 2013;113(5-2):4–9. Russian.
  6. Skoblo GV. [Psychopathologic aspects of internationaldiagnostic classification of mental health anddevelopmental disorders in infancy and earlychildhood (DC:0-5)]. Voprosy psihicheskogo zdorov’ya detej i podrostkov. 2021;2:113–125. Russian.
  7. Skoblo GV, Trushkina SV. [Mental health disorders in the first years of life: autism spectrum disorders, constitutional and residual-organic abnormalities]. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova. 2016;116(7):78–84. doi: 10.17116/jnevro20161167178-84. Russian.
  8. Skoblo GV, Trushkina SV. [Mental health disorders in the first years of life: disorders mostly related with psychogenic factors]. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova. 2016;116(12):130–136. doi: 10.17116/jnevro2016116121130-136. Russian.
  9. DC:0-5: Diagnosticheskaya klassifikatsiya narushenii psikhicheskogo zdorov’ya i razvitiya u detei: ot rozhdeniya do 5 let. Saint Petersburg: Skifiya; 2022. Russian.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».