Washington's Foreign Policy towards Georgia: Influences of Domestic Policy
- 作者: Gegelashvili N.A1
-
隶属关系:
- Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies, Russian Academy of Sciences (ISKRAN).
- 期: 编号 3 (2024)
- 页面: 47-61
- 栏目: U.S. and the World
- URL: https://bakhtiniada.ru/2686-6730/article/view/257328
- DOI: https://doi.org/10.31857/S2686673024030047
- EDN: https://elibrary.ru/UUBXJX
- ID: 257328
如何引用文章
全文:
详细
全文:
ВВЕДЕНИЕ События, развернувшиеся в связи с украинским кризисом, сделали Грузию одним из ключевых приоритетов Соединённых Штатов на постсоветском пространстве. Не случайно, что в соответствии со Стратегией национальной безопасности США (2022 г.), имеется необходимость «работать над повышением стабильности и жизнестойкости других демократий и поддерживать европейские устремления Грузии и Молдавии и их приверженность важным институциональным реформам» [1]. Таким образом, намерение Вашингтона укрепить свои позиции в Грузии является непреложным фактом. В настоящее время Тбилиси продолжает рассматриваться Вашингтоном как самый надёжный стратегический партнёр в Закавказье. В течение длительного времени, особенно в годы президентства М. Саакашвили, Грузия являлась для Вашингтона своего рода образцом для подражания при реализации американской политики в этой стране. Несмотря на то что США продолжают заявлять об оказании непоколебимой поддержки в отношении территориальной целостности и суверенитета Грузии для укрепления её обороноспособности и приверженности курсу демократических реформ, солидаризируясь при этом с Тбилиси в стремлении «противостоять российской агрессии», похоже, что в настоящее время у Вашингтона скопился ряд серьёзных вопросов в отношении внешнеполитического курса, проводимого правящей партией «Грузинская мечта». Несомненно, что недовольство Вашингтона в отношении Тбилиси связано, прежде всего, с тем, что внешнеполитический курс Грузии стал всё больше определяться прагматическими соображениями. После начала Россией специальной военной операции на Украине (СВО) в Тбилиси заявили о поддержке Украины, однако отказались от предоставления ей военной помощи, а также от введения санкций против Российской Федерации. Тогда же премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил: «Грузия будет руководствоваться исключительно национальными интересами и не собирается участвовать в этих санкциях, поскольку это сильно навредит нашей стране и населению» [2]. И действительно, согласно данным, опубликованным Национальной службой статистики Грузии, Россия остаётся одним из крупнейших торговых партнёров Грузии. Товарооборот между Грузией и Россией в 2022 г. вырос на 52,3% по сравнению с 2021 г. и составил около 2,5 млрд долл., а экспорт из Грузии в Россию увеличился почти на 7%. В итоге грузинская экономика достигла серьёзных успехов. По итогам 2022 г. ВВП Грузии вырос на 10,1% и составил 24,6 млрд долл. Это второй год подряд, когда рост ВВП страны превысил 10%. Что же касается России, то по объёму торгового оборота с Грузией РФ обошла Турцию впервые за долгие годы [3]. Таким образом, чётко обозначив исключительно прозападный внешнеполитический вектор, официальный Тбилиси отказывает Украине в военной помощи, не собирается принимать санкции в отношении России и сохраняет видимость нейтралитета. Сегодня Грузия, имеющая репутацию прозападной, пронатовской страны, заявляет о том, что второй фронт против России невозможен, равно как и абсолютная поддержка Украины. ОТКАТ ГРУЗИИ ОТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ Представляется, что стартом, свидетельствующим об отходе Грузии от своего демократического курса, на взгляд Вашингтона, стала заморозка Тбилиси строительства на Черноморском побережье страны глубоководного порта Анаклия, имеющего большое стратегическое значение для США. Власти Грузии обвинили руководство банка “ТВС” (TBC Bank), финансировавшего этот проект, в отмывании денег, в результате чего оно было вынуждено уйти в отставку, заявив о захвате этого банка в интересах лидера правящей партии «Грузинская мечта» Б. Иванишвили – российского олигарха грузинского происхождения. Как следствие, правительство Грузии расторгло договор с «Консорциумом развития порта Анаклия», не выполнившего, согласно договору, свои обязательства, и сделка сорвалась [4]. В ответ на это Вашингтон выдвинул законопроект 1461 «О санкциях в отношении справедливой деловой практики в Грузии» (Georgian Fair Business Practices Sanctions Act) [5], направленный против ущемления в этой стране американского бизнеса и снижения возможных рисков, способных препятствовать запущенному процессу разработки американо-грузинского договора «О свободной торговле», имеющего для Грузии архиважное значение. Договор призван разви вать грузино-американское партнёрство для продвижения интересов безопасности Грузии и США, что способствовало бы получению крупных дивидендов и для американского бизнеса [6]. Такие соображения разделяет и грузинская оппозиция, считающая, что данный законопроект есть реакция США на заморозку строительства порта «Анаклия» правящей партией. И действительно, с одной стороны, Грузия всячески стремится развивать экономические отношения с США, ибо экономические вопросы, равно как и вопросы безопасности, представляют для неё главный интерес в её отношениях с Вашингтоном, а с другой – сворачивает строительство порта в Анаклии, которое поддерживают Соединённые Штаты. Это вызвало сильное раздражение со стороны США, продолжающих рассматривать Грузию как самого надёжного стратегического партнёра – дружественную страну в сложном регионе, а потому и сохраняющих к ней большой интерес, что способствовало беспрецедентной активизации челночной дипломатии Вашингтона – одного из самых эффективных инструментов Вашингтона, активно применяемого им при реализации своей политики. С начала 2022 г. по настоящее время количество визитов высокопоставленных американских чиновников в Тбилиси превосходит все мыслимые пределы, а чрезмерная проактивная политика Вашингтона, в свою очередь, также свидетельствует о глубокой обеспокоенности США внешнеполитическим курсом Грузии. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ США ВО ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ГРУЗИИ Главным фокусом пристального внимания Вашингтона становятся самые уязвимые проблемы, могущие, на взгляд США, препятствовать формированию подлинной демократии в Грузии. Среди них: важность проведения реформ для усиления демократических институтов, необходимость реформирования системы правосудия, работа независимых СМИ и экономическая диверсификация. 18 мая 2022 г. состоялся визит советника Государственного департамента США Дерека Чоллета в Тбилиси [7]. В ходе визита обсуждались проблемы, связанные с текущей ситуацией в Грузии и её дальнейшим развитием (укрепление демократии, верховенство закона, проблема правосудия). Также состоялась встреча с представителями правительства Грузии, оппозиционных партий и с лидерами гражданского общества, которая в основном была посвящена вопросам, связанным с политическими судебными процессами и давлением властей на судебные решения. Особое внимание было уделено аресту генерального директора популярной оппозиционной телекомпании «Мтавари» Ники Гварамии, которого приговорили к лишению свободы на три c половиной года. Вплоть до сегодняшнего дня Н. Гварамия своей вины не признаёт и утверждает, что его преследуют по политическим мотивам. Показательно, что перед зданием, в котором проходила встреча Д. Чоллета с грузинской оппозицией, журналисты четырёх оппозиционных телекомпаний провели акцию протеста против ареста этого журналиста и давления на СМИ со стороны властей. Протестующие также передали Д. Чоллету послание, адресованное госсекретарю США Энтони Блинкену, в котором говорится о «трагическом положении СМИ и состоянии демократического развития Грузии» [7]. Д. Чоллет также провёл встречу с министром обороны Грузии Джуаншером Бурчуладзе. В ходе встречи большое внимание было уделено Черноморскому региону, с учётом «растущего значения прибрежных государств, играющих решающую роль в противодействии агрессии Москвы и содействии коллективной безопасности НАТО» [7]. Стороны обсудили вызовы в сфере безопасности, в том числе и в регионе Чёрного моря, отметили важность углубления сотрудничества и рассмотрели возможности по усилению обороноспособности Грузии. Характерно, что премьер-министр Грузии И. Гарибашвили поблагодарил Д. Чоллета за визит, что, по его словам, является «очередной демонстрацией поддержки Грузии со стороны Соединённых Штатов» [7]. В свою очередь, представитель Госдепартамента подтвердил поддержку территориальной целостности и суверенитета Грузии со стороны США. Особо был отмечен тот факт, что США рассматривают Грузию как стратегического партнёра и готовы оказывать ей всемерную поддержку в проведении реформ. 21–22 апреля 2022 г. Тбилиси посетила делегация Конгресса США под руководством председателя подкомитета Сената по ассигнованиям Криса Кунса. В состав делегации также вошли председатель сенатского комитета по национальной безопасности и делам правительства Гэри Питерс, сенатор Боб Кейси, конгрессмены Стефан Мерф, Кейт Лирайс, Дэвид Сисилин и Тед Дойч. Визит был посвящён 30-летию установления дипломатических отношений между США и Грузией. Состоялись встречи с премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили, президентом Грузии Саломе Зурабишвили, министром иностранных дел Ильёй Дарчиашвили, а также с лидерами оппозиции. И на этой встрече большое внимание было отведено важности проведения реформ для укрепления демократического развития Грузии и интеграции в ЕС. Согласно заявлению К. Кунса, «Соединённые Штаты решительно поддерживают демократию, а демократия требует свободных и справедливых выборов, независимой судебной системы, безопасности и сильной экономики. За 30 лет независимости Грузии США неоднократно инвестировали в укрепление безопасности, экономику и развитие страны» [8]. Так, в 2022 г. США выделили Грузии 132 млн долл., львиная доля которых была направлена на реализацию «Инициативы по усилению способности Грузии к обороне и сдерживанию», «призванной способствовать усилению оперативной совместимости страны силами НАТО» [9]. 10–13 июня 2022 г. состоялся визит помощника государственного секретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Кары Макдональд в Тбилиси. Были проведены встречи с представителями властей Грузии, оппозиции и гражданского общества, на которых обсуждались вопросы, связанные с демократическим развитием страны, избирательной и судебной реформами. Показательно, что и на этой встрече с оппозицией разговор коснулся того, «как помочь грузинам делать то, что они хотят – в плане интеграции в ЕС и НАТО» [10]. Устами Кары Макдональд была озвучена решительная поддержка со стороны США в отношении демократического будущего и демократических устремлений Грузии. Наконец, в рамках турне по региону 17 июня 2022 г. Тбилиси посетил ещё один представитель Госдепартамента США – помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Карен Донфрид. Состоялась встреча с премьер-министром Грузии И. Гарибашвили и министром иностранных дел И. Дарчиашвили, на которой была выражена готовность США помочь Грузии в проведении рекомендованных демократических реформ и продолжении её евроатлантического пути. По информации пресс-службы администрации правительства, в ходе этой встречи премьер-министр Грузии И. Гарибашвили заверил, что «воля властей и народа Грузии к интеграции страны в европейские и евроатлантические структуры непоколебима» [11]. Таким образом, проблема укрепления демократического курса Грузии становится для США ключевой на пути реализации их политики в отношении этой страны и имеет под собой серьёзные основания. Вместе с тем, крайне неожиданной для Вашингтона стала критика в адрес тогдашнего посла США в Грузии Келли Дегнан со стороны некоторых депутатов грузинского парламента (Созара Субари, Михаила Кавелашвили и Дмитрия Хундадзе), создавших движение «Сила народа» и формально покинувших правящую партию, но при этом оставшихся тесно связанными с ней. Причиной, послужившей их выходу из партии, стало желание предоставлять общественности больше информации относительно развития внутриполитических процессов в стране. Недовольство послом США было в первую очередь связано с беспрецедентной поддержкой ею радикальной оппозиции, а также её вмешательством во внутренние дела Грузии, что зачастую приводило к серьёзным конфликтам. Вот почему в ходе вышеназванной встречи Карен Донфрид с членами правительства Грузии отмечалось: «Несмотря на то что эти депутаты не являются частью правительства, некоторые из них, которые резко и ошибочно критикуют посла, тесно связаны с правительством – правящей партией “Грузинская мечта”, и мы чётко заявляем, что подобные действия подрывают наши партнёрские отношения и что Грузия сегодня как никогда нуждается в поддержке США» [11]. Дальше – больше. Выступая на заседании Cенатского комитета по международным делам, состоявшемся 16 ноября 2022 г. и посвящённом политике США на Кавказе [12], Карен Донфрид заявила относительно «возмутительной критики» Тбилиси в адрес американского посла Келли Дегнан: «Я хочу сказать членам комитета, что она фантастический представитель США, и я поддержу её в любое время» [12]. Было также заявлено, что США полностью поддерживают список из 12-ти рекомендаций, выдвинутых Грузии Еврокомиссией, которые она должна выполнить для получения ею статуса кандидата на вступление в ЕС [12]. Показательно, что реакция на критику правящей партии со стороны Госдепартамента США не заставила себя долго ждать. Уже на следующий день после вышеназванного заседания сенатского комитета по международным делам, 17 ноября 2022 г. председатель правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе заявил о том, что «основная часть финансовой помощи, которую Соединённые Штаты выделяют Грузии, идёт на содержание неправительственных организаций, поэтому Тбилиси не беспокоится, что может её лишиться» [13]. Таким образом, несмотря на заверения властей Грузии в том, что Тбилиси продолжает оставаться самым надёжным стратегическим союзником США в Закавказье, правящая партия «Грузинская мечта» продолжает придерживаться избранного ею курса, руководствуясь своими сиюминутными соображениями на краткосрочную перспективу и исходя из чисто прагматических соображений. В этом же контексте следует отметить, что в конфликте с США, вызванном критикой американского посла, правящая партия «Грузинская мечта» одержала верх: 12 октября 2023 г. в Тбилиси прибыл новый посол США. Им стала Робин Данниган, занимавшая до этого времени пост заместителя помощника госсекретаря США по Центральной и Восточной Европе. САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАПАДА Ещё одним вопросом, вызывающим сильное беспокойство Вашингтона, является отказ Тбилиси от антироссийских санкций. Вот почему вектор челночной дипломатии США направлен и на санкционную политику Тбилиси. Об этом свидетельствует череда визитов американских чиновников, а также высших должностных лиц ЕС. Знаковым событием стал визит так называемой «санкционной тройки» – главы Управления по координации санкций Госдепартамента на тот момент Джеймса О’Брайена, спецпредставителя ЕС по санкциям Дэвида О’Салливана, а также Кумара Айер – генерального директора Министерства иностранных дел по делам Содружества и развития Великобритании в области экономики, науки и технологий, состоявшийся 26 июня 2023 г. в Тбилиси. В ходе встречи с правительством Грузии обсуждались такие вопросы, как эффективное соблюдение санкционного режима в отношении России, а также открытие прямой линии для постоянного диалога по данной проблеме. Особое внимание было уделено работе служб, предотвращающих уклонение от санкций [14]. Представляется, что главная цель визита была убедить Тбилиси ввести санкции против России и отказаться от транзита подсанкционных товаров. Результаты исследования, проведённого ЕС, США и Великобританией, показали резкий рост товарооборота России с соседними странами, причём Грузия оказалась среди тех, кто помогает России смягчать последствия санкций. [15]. В заявлении по итогам встречи говорится, что США «с нетерпением ожидают продолжения тесного сотрудничества и укрепления усилий по предотвращению уклонения Грузией от санкций до тех пор, пока продолжается ожесточённая война России против Украины» [14]. При этом крайне показательным является тот факт, что премьер-министр И. Гарибашвили приветствовал визит спецпредставителей в Грузию и отметил, что визит важен в свете состоявшихся встреч в Брюсселе, где было выражено стремление Тбилиси к тесному сотрудничеству с офисом спецпредставителя ЕС по санкциям [14]. На этом фоне обострилась внутригрузинская дискуссия. Так, депутат от оп позиционного Единого нацдвижения Ани Цитлидзе заявила: «Страна стала чёрной дырой, через которую в Россию попадают запрещённые товары. Международные партнёры всё больше убеждаются в том, что наша власть помогает Москве» [16]. Ведь не случайно, что грузинская оппозиция возлагала на визит «санкционной тройки» большие надежды, связанные с тем, что, если по его итогам Запад введёт санкции против Грузии или же «нарушение санкций» станет основанием для отказа Тбилиси в предоставлении ему статуса кандидата в члены ЕС, это даст оппозиции крупный козырь для начала масштабных акций протеста с требованием отставки правительства. ЗАКОНОПРОЕКТ «О ПРОЗРАЧНОСТИ ИНОСТРАННОГО ВЛИЯНИЯ» Реперной точкой в отношениях между США / ЕС и Грузией стала также ситуация, развернувшаяся в марте 2023 г. вокруг принятия законопроекта об иноагентах – «О прозрачности иностранного влияния», предполагающего появления реестра агентов в Министерстве юстиции Грузии, куда могли бы войти юридические лица или СМИ, более 20% доходов которых составляет зарубежное финансирование. Законопроект был внесён теми же сторонниками движения «Сила народа», провозгласившего своей миссией «защиту Грузии от западного давления» и имеющего репутацию антиамериканского движения. Правящая партия и авторы законопроекта настаивали на том, что он является калькой американского закона об иностранных агентах, а его единственной целью было обеспечить прозрачность финансирования СМИ и НПО, тогда как противники принятого в первом чтении законопроекта в один голос заявляли, что документ является прямым отклонением от прозападного курса и служит одной цели – не дать Грузии получить статус кандидата для вступления в Евросоюз. Однако акции протеста в марте 2023 г., когда обсуждался законопроект об иноагентах, вынудили правящую партию отозвать его из парламента страны. Отсюда совсем не случайно, что в преддверии рассмотрения вышеназванного законопроекта в период с 20–21 февраля 2023 г. Тбилиси посетили сенаторы США – председатель подкомитета Сената по международным отношениям по сотрудничеству в области европейской и региональной безопасности Джин Шахин и председатель группы Сената по Украине Дик Дурбин. Сенаторы прибыли в Тбилиси после участия в Мюнхенской конференции по безопасности. В который раз было заявлено о поддержке США территориальной целостности Грузии, её демократических устремлений. Тем не менее острой критике был подвергнут рассматривающийся в грузинском парламенте законопроект об иноагентах, который, на взгляд представителей США, не имеет ничего общего с законодательством демократических стран, несовместим с ясным желанием европейской интеграции со стороны грузинского народа и его демократического развития. Одним из центральных вопросов стала проблема политзаключённых – экспрезидента Михаила Саакашвили и бывшего руководителя оппозиционного телеканала «Мтавари» Ники Гварамия. Согласно заявлению Джин Шахин, «все журналисты должны беспрепятственно заниматься профессиональной деятельностью, а в отношении М. Саакашвили должны соблюдаться все права вне зависимости от выдвинутых против него обвинений. Эти условия прописаны в рекомендациях Евросоюза, и Грузия должна ответить на данные вызовы, если всё ещё хочет стать членом ЕС» [17]. В ходе встречи американские законодатели также обсудили двусторонние отношения, предстоящие парламентские выборы в Грузии, которые, на их взгляд, могут стать «возможностью продвинуть демократическую повестку дня», а также значение Черноморского региона, чтобы усилить сотрудничество США с их черноморскими партнёрами и сформировать более эффективную политику в отношении этого региона в преддверии принятия США закона «О безопасности Чёрного моря» от 2023 г. (Black Sea Security Act of 2023) [18]. Таким образом, круг обсуждаемых вопросов практически не меняется, становясь ключевым барьером для реализации политики США в Грузии. Вместе с тем финальный аккорд каждой встречи на высшем уровне между чиновниками США и Грузии, как со стороны Вашингтона, так и Тбилиси, продолжает оставаться неизменным. Вот почему в сообщении правительства Грузии по итогам этой встречи отмечалось, как, впрочем, и всегда, что союз между двумя странами основан на общих ценностях и интересах, а Грузия остаётся надёжным партнёром США и высоко ценит твердую двухпартийную поддержку Вашингтона. Визит сенаторов в критическое для Европы и всего мира время является важным сигналом для общественности, свидетельствующим о поддержке США [19]. СИТУАЦИЯ ВОКРУГ ПОЛУЧЕНИЯ ТБИЛИСИ СТАТУСА КАНДИДАТА В ЕС Вашингтон считает, что законы вроде «О прозрачности иностранного влияния», ставят под угрозу и евроатлантическое будущее Грузии, и, соответственно, получение ею статуса кандидата на вступление в ЕС, которого активно добивается Тбилиси с 3 марта 2022 г., когда Грузия вместе с Молдавией подала заявку на членство в ЕС по ускоренной процедуре. За несколько дней до этого официальный запрос в Брюссель направила и Украина. Однако 22 июня 2023 г. на встрече министров иностранных дел стран – членов ЕС в Стокгольме в своём промежуточном отчёте ЕС признал Молдавию и Украину кандидатами на вступление, в то время как Еврокомиссия выдвинула Тбилиси 12 рекомендаций – важные шаги по реформированию, которые должны быть выполнены Грузией для получения статуса кандидата на вступление в ЕС [20]. Таким образом, становится ясно, что пока ещё Брюссель не удовлетворён успехами Грузии на европейском направлении. При этом Тбилиси уже сделал некоторые шаги в сторону европейской интеграции. Так, с 2014 г. между ЕС и Грузией действует Соглашение об ассоциации, а с 2017 г. был введён безвизовый режим со странами ЕС, позволяющий гражданам этой страны находиться в государствах Шенгенской зоны в течение 90 дней. Согласно отчёту Европейской комиссии, опубликованному 8 ноября 2023 г. [21], Грузия полностью выполнила три пункта из 12-ти – это укрепление гендерного равенства, учёт решений ЕСПЧ и назначение омбудсменом независимого лица. Ещё семь пунктов были выполнены частично, хотя грузинские власти утверждали, что выполнили все требования Еврокомиссии. В отчёте отмечалось, что грузинские законы, институты и активное гражданское общество дают Тбилиси возможность и дальше проводить демократические реформы, однако сейчас этому процессу мешают внутренняя политическая напряжённость, поляризация общества, споры между грузинскими политическими партиями. Также было сказано, что кандидатский статус республики находится под вопросом из-за разногласий с Брюсселем, вызванных, в частности, арестом бывшего президента М. Саакашвили, законопроектом об иностранных агентах, который впоследствии был отозван, и возобновлением авиасообщения между Грузией и Россией. Показательно, что, премьер-министр Грузии И. Гарибашвили назвал 8 ноября 2023 г. историческим днём и заявил о том, что его правительство работало 24 часа в сутки: «Прежде всего хочу поздравить граждан нашей страны, наш народ. Мы справились вместе, и в очень короткие сроки выполнили все рекомендации, которые были даны европейскими партнёрами, – это достойное решение принадлежит нашему народу в лице нашего правительства» [22]. В итоге на состоявшемся саммите лидеров Евросоюза в Брюсселе 14 декабря 2023 г. было принято решение предоставить Грузии статус кандидата на вступление в ЕС [23]. Таким образом, представляется, что Брюссель будет использовать вопрос о вступлении Грузии в Евросоюз и его сроках в своих геополитических целях. В преддверии парламентских выборов в Грузии ЕС будет стараться оказывать давление на правительство этой страны и поддерживать оппозиционные политические партии. При этом правительство Грузии прекрасно понимает, что ЕС ведёт с ним политическую игру и владеет всеми необходимыми инструментами для оказания воздействия на грузинский истеблишмент. Более того, представляется, что он не станет предоставлять перспективу членства этой страны в ЕС, не потребовав от Тбилиси некоторых уступок. Одно из главных требований Брюсселя (а их немало), которое он может выдвинуть грузинскому правительству, это присоединение к санкциям против России. В противном случае ЕС будет держать Тбилиси в подвешенном состоянии, что даёт ему возможность, с одной стороны, регулировать процесс вступления в ЕС, а с другой – медлить с принятием окончательного решения, указывая на различные недочёты. Похоже, что в случае продолжения сохранения Грузией нейтралитета в отношении России, что будет способствовать дальнейшему процессу нормализации отношений между Тбилиси и Москвой (речь идёт только о гуманитарной и торговой сферах), но при отсутствии всяких прорывов касательно восстановления дипломатических отношений, Запад может более активно использовать санкционные инструменты – вводить ограничения против грузинских политических лидеров и блокировать счета основателя «Грузинской мечты», миллиардера Бидзины Иванишвили и других. Таким образом, в настоящее время Грузия находится «на листе ожидания» как в ЕС, так и НАТО. В декларации, принятой на саммите НАТО 11 июля 2018 г. в Брюсселе, говорится, что «отношения Грузии с альянсом обладают всеми практическими инструментами для подготовки её к полноправному членству, включая Комиссию НАТО – Грузия, Ежегодную национальную программу для Грузии и “Существенный пакет сотрудничества НАТО – Грузия”» [24]. Однако никакого прорыва в отношениях между Альянсом и Грузией так и не было сделано. Таким образом, несмотря на долгое ожидание Тбилиси получить членство в НАТО, Грузия, похоже, вплоть до сегодняшнего дня продолжает сохранять интерес к вступлению в ряды Альянса, однако прежнего энтузиазма, похоже, у неё сегодня уже нет. Отсюда неслучайно, что, по данным социологического опроса, опубликованного 2 февраля 2023 г. Национальным демократическим институтом США (NDI), 81% населения этой страны поддерживают вступление Грузии в Евросоюз, а 73% – в НАТО [25]. К тому же 2024 г. – это год парламентских выборов (Грузия – парламентская республика). Ожидается, что оппозиция правящей партии «Единое национальное движение», основателем которой являлся М. Саакашвили, будет делать всё, чтобы взять реванш и усилить внешнеполитический курс страны в сторону Запада. Тем более, что подписание с Россией соглашения о создании в Очамчирском районе Абхазии пункта постоянного базирования кораблей российского ВМФ, о котором объявил 5 октября 2023 г. президент Абхазии Аслан Бжания, будет всячески способствовать этому [26]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ внешнеполитического курса, проводимого правящей партией Грузии «Грузинская мечта», показывает, что, несмотря на отход от демократического курса с точки зрения Вашингтона, внешний вектор грузинской политики направлен на интеграцию с евроатлантическими структурами, и это – непреложный факт. Нормализация отношений Грузии с Россией, которая затрагивает только гуманитарные и торговые аспекты, рассматривается как временное явление, связанное с прагматичным курсом правящей партии. На фоне крайнего обострения российско-американских отношений, особенно после начала специальной военной операции 24 февраля 2022 г., Закавказье в целом и Грузия в частности будут приобретать всё большее значение во внешней политике США, и в системе приоритетов НАТО с точки зрения реализации их глобальных военно-политических интересов. С учётом сложившейся ситуации в Грузии, представляется, что главной проблемой в её отношениях с Западом (США и ЕС) является неопределённость и отсутствие ясной стратегии во внешней политике. Это оказывает сильное влияние на динамику нынешних грузино-американских отношений, что и привело Грузию к некоторому отходу от демократического курса. Вместе с тем нельзя не сказать и о растущей субъектности Грузии, которую она приобретает в условиях своей геополитической значимости как для самих США, так и для ЕС. В настоящее время обе стороны – как Грузия, так и Запад / США и ЕС – заняли выжидательную позицию, проводя политику «дашь на дашь» в ожидании дальнейших шагов навстречу друг друга. Именно этим и объясняется туманность их будущих отношений. Таким образом, на примере Грузии можно сделать вывод о том, что внешняя политика Вашингтона в отношении Тбилиси является не иначе как следствием его внутренней политики.作者简介
N. Gegelashvili
Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies, Russian Academy of Sciences (ISKRAN).
Email: ngegel@hotmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2564-0031
Scopus 作者 ID: 57215842480
Candidate of Sciences (Politics), Leading Researcher Moscow, Russian Federation
参考
- The 2022 National Security Strategy. The White House. 12.10.2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed 17.11.2023).
- Грузия не присоединится к финансовым и экономическим санкциям Запада против России. ТАСС. 25.02.2022. Available at: https://tass.ru/ekonomika/13854925 (accessed 19.11.2023).
- National Statistics Office of Georgia. Geostat. Available at: https://www.geostat.ge/en/modules/categories/23/gross-domestic-product-gdp (accessed 23/11.2023).
- Дело "ТВС Bank" создало угрозу для инвестиций в проект порта Анаклия. Кавказский узел. 15.03.2019. Available at: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/333322/ (accessed 07.11.2023).
- Georgian Fair Business Practices Sanctions Act of 2019. Congress. Gov. H.R.1461. Available at: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/1461/text (accessed 23.11.2023).
- US-Georgia Economic Relations: Time for an FTA? OPINION Wilder Alejandro Sanchez. Geopolitical Monitor. 20.01.2022. Available at: https://www.geopoliticalmonitor.com/us-georgia-economic-relations-time-for-an-fta/ (accessed 17.11.2023).
- Советник госсекретаря США находится с визитом в Грузии. Civil.ge. 20.05.2022. Available at: https://civil.ge/ru/archives/491562 (accessed 03.02.2024).
- FACT SHEET: GEORGIA DEFENSE AND DETERRENCE ENHANCEMENT IN- ITIATIVE. U.S. Embassy in Georgia. 18.10.2021. Available at: https://ge.usembassy.gov/fact-sheet-georgia-defense-and-deterrence-enhancement-initiative/ (accessed 24.10.2023).
- U.S. Congressional delegation, Georgian PM discuss strategic partnership. Georgian Public Broadcaster. 22.04.2022. Available at: https://1tv.ge/lang/en/news/u-scongressional-delegation-georgian-pm-discuss-strategic-partnership// (accessed 15.10.2023).
- U.S. Deputy Assistant Secretary Concludes Georgia. Civil.ge. 13.06.2022. Available at: https://civil.ge/archives/495534 (accessed 12.11.2023).
- Помощник госсекретаря США Карен Донфрид посещает Грузию. Новости – Грузия информационный портал. 17.06.2022. Available at: https://www.newsgeorgia.ge/pomoshhnik-gossekretarja-ssha-karen-donfrid-poseshhaet-gruziju// (accessed 27.10.2023).
- U.S. Senate Committee on Foreign Relations. Full Committee Hearing Assessing U.S. Policy in the Caucasus November 16, 2022. Available at: https://www.foreign.senate.gov/hearings/assessing-us-policy-in-the-caucasus (accessed 24.10.2023).
- Лидер «Грузинской мечты» отреагировал на критику со стороны Госдепа США. Регнум. 18.11. 2022. Available at: https://regnum.ru/news/3749847 (accessed 07.11.2023).
- EU, US, UK Sanctions Coordinators Meet Georgian Officials. Civil.ge. 27.06.2023. Available at: https://civil.ge/archives/549841 (accessed 7.10.2023).
- ЕС изучает рост торговли со странами СНГ на предмет обхода западных санкций против России. ТАСС. 23.02.2023. Available at: https://tass.ru/ekonomika/17126749 (accessed 19.11.2023).
- Игорь Кармазин. Вопрос жизни и санкций: для чего делегации ЕС и США прилетели в Грузию. Известия. 29.06.2023. Available at: https://iz.ru/1536292/igorkarmazin/vopros-zhizni-i-sanktcii-dlia-chego-delegatcii-es-i-ssha-prileteli-v-gruziiu (accessed (24.11.2023).
- US Senator Jeanne Shaheen: There is an internal battle going on between autocracy and democracy in Georgia. Civil.ge. 28.04.2023. Available at: https://civil.ge/archives/539363 (accessed (24.11.2023).
- th CONGRESS chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/21/03/ 2023. Available at: https://www.congress.gov/118/bills/hr1680/BILLS-118hr1680ih.pdf(accessed (25.11.2023).
- Сенаторы США вдохновили оппозицию Грузии. Юрий Рокс. Независимая газета. 21.02.2023. Available at: https://www.ng.ru/cis/2023-02-21/5_8666_georgia.html (accessed (27.11.2023).
- European Commission. 22.06. 2023. Stockholm Press remarks by Neighbourhood and Enlargement Commissioner Olivér Várhelyi, following the informal General Affairs Council. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/statement_23_3460 (accessed 15.11.2023).
- European Commission Key findings of the 2023 Report on Georgia. 08.11.2023. Brussels. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/qanda_23_5626 (accessed 17.11.2023).
- «Мы работали 24 часа в сутки» – премьер-министр поздравил Грузию с решением Еврокомиссии. Новости Грузии. 25.11. 2023 г. Available at: https://www.newsgeorgia.ge/my-rabotali-24-chasa-v-sutki-premer-ministr-pozdravil-gruziju-s-resheniem-evrokomissii/ (accessed 27.11.2023).
- BREAKING: Georgia Granted EU Candidate Status. Civil.ge. 14.12.2023. Available at: https://civil.ge/archives/574502(accessed 07.11.2023).
- North Atlantic Treaty Organization. NATO–Georgia Commission Declaration at the Brussels Summit. North Atlantic Treaty Organization.12.07.2018. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_156627.htm (accessed 23.10.2023).
- Survey puts Georgians’ support for EU, NATO membership at 81, 73 percent. AgendaGe. 02.02.2023. Available at: https://agenda.ge/en/news/2023/434 (accessed 25.11.2023).
- Россия и Абхазия подписали соглашение об открытии в республике пункта постоянного базирования российского флота. Военное обозрение. 05.10.2023. Available at: https://topwar.ru/227414-rossija-i-abhazija-podpisali-soglashenie-ob-otkrytii-v-respublike-punkta-postojannogo-bazirovanija-rossijskogo-flota.html (accessed 07.11.2023).
补充文件
