Том 3, № 2 (2021)
- Год: 2021
- Выпуск опубликован: 24.10.2024
- Статей: 10
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-5480/issue/view/17021
Весь выпуск
Теоретические исследования
Особенности культурных смыслов в трудах М.М. Бахтина
Аннотация
В статье рассматривается проблема культурного смысла в произведениях М.М. Бахтина в сравнении с идеями русских и европейских мыслителей: Л. Витгенштейна, Г. Фреге, Г.Г. Шпет и др. Автор подчеркивает своеобразие бахтинского взгляда на понятие «смысл».
4-11
Образовательный режим бахтинского диалога
Аннотация
Многих ориентированных на диалог педагогов привлекает бахтинский диалог. В данном теоретическом эссе автор выделил пять основных черт бахтинского диалога и рассмотрел, какой тип образовательного режима вытекает из этих черт. В заключение автор проблематизировал понятие бахтинского диалога и его правил, применимых в области образования.
12-23
Изменяя привычное: синтез бахтинского диалогизма и остранения Шкловского через реляционную эстетику
Аннотация
Эссе представляет собой попытку синтезировать определение искусства, данное российским теоретиком литературы Виктором Шкловским в статье «Искусство как техника», и концепцию диалогичности русского философа Михаила Бахтина. Оно включает темы из книги французского арт-критика Николя Буррио «Эстетика отношений», в которой, в частности, рассматриваются отношения между зрителем и искусством. Центральным элементом этой попытки является концепция Шкловского о дефамилитации – огрублении восприятия. В совокупности с идеями Бахтина о многоголосии и с интерсубъективным эстетизмом Буррио дефамилизация может рассматриваться как мощный инструмент, с помощью которого устанавливается диалог между субъектом и объектом – диалог, который порождает авторов и создает искусство. Шкловский также утверждает, что объект не важен для возникновения искусства. Этот взгляд, доведенный до логической крайности, утверждает, что все и все может быть искусство, которое многие критики считают вредным понятием. Противники этой точки зрения будут часто жалуются на то, что искусство становится бессмысленным с такими предположениями, и что это ведет к нигилистической интерпретации – не только искусства, но более грандиозного проекта жизни, но эта статья отвергает это пугающее отношение и вместо этого стремится превзойти мелкий экзистенциализм ради большего конструктивное мышление. Эта позиция уже пахнет постмодернистской интерпретацией искусства и, следовательно, как сказал Дэвид Шеперд, подвергается риску, как и любая бахтинская интерпретация. А именно, «как бы репетировать усталый жест, которым советский теоретик обременен признанием того, [...] всегда уже предвосхищал и превосходил наиболее значимые теоретические тенденции последних десятилетий» [Shepherd, 1989, p. 91]. Однако суть этого синтеза лежит как раз во взаимодействии между тремя перспективами; ни Бахтин, ни Шкловский, ни Буррио не обладают единым понятием, которое ведет к более позитивистскому вливанию, чтобы добавить к этому отрицающему смысл философскому пониманию. Вместо этого радикальные импликации, содержащиеся в работах всех трех авторов, объединяются в диалог, и только тогда они могут сформировать более конструктивную эстетику искусства и художественности.
24-29
Книги эстетиков А.И. Бурова и Ю.Б. Борева в личной библиотеке М.М. Бахтина
Аннотация
Личная библиотека М.М. Бахтина дает возможность составить более полное представление не только о его научных и художественных интересах, о нем как читателе, но и о личностях и судьбах авторов, чьи книги находятся в его библиотеке (с их инскриптами и/или владельческими надписями Бахтина). Библиотека мыслителя является практическим доказательством того, что «…в большом времени ничто и никогда не утрачивает своего значения». В частности, она открывает новые перспективы в изучении научного наследия эстетиков А.И. Бурова и Ю.Б. Борева, работы которых рассматриваются в данной статье.
30-38
Из архива
Лекции М. М. Бахтина по истории зарубежной литературы в записи М.А. Бебана. Часть 6. Публикация, вступительная статья и примечания И.В. Клюевой
Аннотация
В публикации представлен фрагмент лекций М.М. Бахтина, прочитанных в Мордовском государственном педагогическом институте (ныне Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева) во втором семестре 1936/37 учебного года и записанных мокша-мордовским писателем, одним из родоначальников профессиональной мордовской литературы, в то время – студентом литературного факультета М.А. Бебаном (Бябиным). Во фрагменте рассматривается история развития французской литературы эпохи Возрождения (Ф. Вийон, Ф. Рабле, поэты Плеяды).
39-54
Материалы к «Бахтинской энциклопедии»
55-56
57-59
60-62
63-67
Обзоры, рецензии, научная хроника
Михаил Бахтин: Автор и Герой автобиографии. Рецензия на книгу: Аванесов С.С., Смирнов С.А., Спешилова Е.И. Человек у зеркала: антропология автобиографии. СПб.: Алетейя, 2021. 638 с.
68-69



