Plastic Thinking in Choreographic Art: Towards the Basics of Analysis and Synthesis

Cover Image

Cite item

Full Text

Abstract

Introduction. The theoretical study of plastic thinking in choreographic art suggests the boundaries of its measurement as an anthropogenic phenomenon and a practical type of human artistic activity. Due to the growing importance of this issue in Russian and foreign art practice, this topic becomes a key for modern methodological research. The purpose of the study is to research and present the modality of plastic thinking in choreographic art through the analysis and synthesis of applied art history.

Materials and Methods. The focus of research attention is on the cognitive foundations of creativity in the art of dance, the role and functions of plastic thinking in the history of choreography. As a theoretical support, the fundamental works of Russian and foreign scientists devoted to the study of rational and extra-rational foundations of creativity were used; historical and theoretical studies of the nature of choreographic art with the inclusion of semantic meanings of dance creativity; modern scientific models of body analysis and specificity of its functioning in choreography.

Results and Discussion. The study is based on the search for new typological plans of plastic thinking, body and movement, as well as the identification of new cognitive forms of translation of human experience in choreographic art, taking into account complex approaches and interdisciplinary methodological connections in the philosophy and anthropology of art. The spatial understanding of dance as a phenomenon of volumetric meaning and structure of plastic thinking is analyzed. It is shown how the structural and systemic formations of plastic thinking in choreographic art gradually developed in the context of theoretical and applied art history.

Conclusion. This study contributes to the field of historical, theoretical and philosophical-methodological foundations of art history. The main part of the scientific work is the analysis of the role of plastic thinking in choreographic art in the anthropological aspect. The materials obtained can be useful for performers, teachers, choreographers and dance artists, as well as experts interested in topical issues of modern plastic theater.

Full Text

Введение

Современный искусствоведческий дискурс заключается в диалоге хореографии и искусствоведения, который выстраивается в сближении научных методов изучения текстуальных пространств в культурологии, философии и антропологии искусства с естественнонаучным поиском и семиотическим подходом (А. Бергсон [1], В. В. Зеньковский [2], А. А. Потебня [3], Г.  Г .  Шпет [4]; М. М. Бахтин [5], М. С. Каган [6], Г. Е. Крейдлин [7], К. Леви-Стросс [8], А. Ф. Лосев [9], Ю. А. Лотман [10], А. Ю. Шеманов [11] и др.), а также  с феноменологическими концепциями, принципами и методами в исследовании искусства (Э. Гуссерль [12] – формализованный опыт и его живое значение, Ж. Деррида [13] – деконструкция языка по отношению к мыслительному процессу и содержанию текста;  М. Хайдеггер [14] – акт видения – сущность в созерцаемом объекте, трансцендентальные аспекты бытия и др.). Это качественно расширяет границы искусствоведения, поскольку становится возможным включение в поле исследования пластического мышления аналитических методов анализа и синтеза, когнитивных трансформаций и экзистенциальных механизмов творческого процесса из разных областей и видовых сред танца.

В чем состоит неоднозначность теоретизирования пластического мышления в хореографическом искусстве? Известно, что мышление – это нейронный процесс, осуществляемый благодаря непрерывной деятельности клеточной системы головного мозга. Автор не ставит своей целью проникновение в главный регулирующий орган человеческого тела и не пытается выяснить, как устроены те или иные механизмы мышления в коре головного мозга при помощи методологических установок и предпосылок научной мысли. Важно уловить акцентность в языке тела и то, как она смещается в мышлении формы: от внутреннего и невидимого к явленному и разумному в теории предмета. Наконец, пластическое мышление в хореографическом искусстве – это физическое или структурное пространство творчества.

В исследовании аналитических характеристик пластического мышления в хореографии до сих пор отсутствует четкая методологическая конструкция поиска, анализа и синтеза. Это порождает некий тематический разброс и область пограничных состояний внутри отдельных хореографических и этнохореологических исследований (социокультурные формы происхождения хореографии, законы балетмейстерского творчества, специфика исполнительской техники танца, выразительные особенности воплощения языка тела как фактор коммуникативного процесса, феноменология этнотанца как воплощение творческого духа и мифологического мышления определенного этноса и др.). Безусловно, культурно-антропологическая целостность пластического мышления видится в разнообразии всех вышеперечисленных сторон предмета, но ее фундамент обеспечивают открытые возможности созерцательного акта познания и самосознания, а не готовые ресурсы альтернативной творческой деятельности.

 

Материалы и методы

Объектом исследования выступает пластическое мышление, которое предстает одновременно как функция и инструмент познания, модальность и процессуальность пространствопонимания танца. Учитывая то, что именно этот ракурс проблематики недостаточно полно разработан и освещен в теории российского искусствоведения, автор статьи выделяет его в качестве единой методологической линии поиска, анализа и синтеза. Это означает, что культурно-антропологические аспекты пластического мышления объединяются в структуре когнитивной деятельности, поскольку пластическое мышление вбирает в себя все когнитивные ресурсы человека: от интуитивного ритмомышления и биологических форм созерцания окружающего мира до наукоемких (философско-методологических) оснований творчества с включением архитектонических конструкций, уникальных смысловых структур и сугубо точных смыслообразований пространства-времени танца.

Основные методы исследования: иконографический анализ (для идентификации антропологических признаков мышления в структуре человеческой деятельности через анализ и синтез движения с культурными и сценическими формами преобразования языка тела); формальный анализ (для раскрытия разнообразных типологических сред танца: чувственной, физической, интеллектуальной, ментальной, экспериментальной, лабораторной); сравнительно-сопоставительный анализ (при сравнении языка тела, организации пространства и времени в аспекте специфичности академической и современной культуры танца, что помогает выявить их особенности и эволюцию), историко-культурный анализ (исследование телесного опыта танцующего как культурно-антропологической проблематики в разные исторические эпохи позволяет понять, как телесные практики менялись в зависимости от культурных, ментальных и исторических контекстов, раскрывая антропологические свойства танцевального искусства).

 

Результаты исследования и их обсуждение

Сегодня появляются новые смысловые и культурные формы интеллектуальной и телесной человеческой деятельности, которые диктуют и качественно новые представления анализа и синтеза; возникают современные направления в философии и психологии искусства – нейрофилософия и нейрофеменология, нейропсихология и нейрофизиология. Эта тонкая настройка неизбежно проникает в осмысление творческих пространств, в том числе влияя на когнитивную деятельность в искусстве. Вполне возможно, что этот путь станет предметной проекцией исследования и в хореографии. Процессы обнаружения и считывания механизмов нейронных связей в поле пластического мышления, движения и тела (образующие суть феномена хореографического творчества) действительно смогут быть отражены в теоретико-прикладной отрасли искусствоведения как смысловые измерения когнитивного функционирования мира человеческой жизни.

Поэтому есть, как минимум, две причины, указывающие на сложность изучения феномена пластического мышления в теории хореографического искусства. Первая – нераспознаваемые механизмы деятельности человеческого мозга, вторая – обнаружение их взаимосвязи (изучение роли памяти, воображения и чувствования) с телесной обусловленностью физического действия.

Именно отсюда в искусствоведении тянется ниточка чрезвычайно узкого понимания пластического мышления как феномена коммуникации, скрытого от комплексного научного анализа и представлений о нем. Исключение составляют филологический и музыковедческий подходы к изложению смыслов в хореографии.  С другой стороны, хореографическое искусство имеет свои собственные опоры в основах мышления [15], а значит, инструменты пространствопонимания танца – это архитектоника внутреннего и внешнего строения тела, создание формы движения и пространства, движение мысли в пространстве, физическая и духовная энергия тела и т. д. 

Соответственно будет изначально правильным найти «меру»: что изучается в хореографическом искусстве, а также «что» и к «чему» относится. «Художник, фиксируя пространство, – пишет И. И. Иоффе, – фиксирует момент движения и в нем свое мышление о мире» [16, с. 594]. «Момент движения» – это и есть попытка уловить, зафиксировать и измерить внутренние границы практической действенности пластического мышления. Эта граница понимания мышления во времени переходит и в танец, ибо художник фиксирует не наличную форму мышления, а танцевальный язык как единичную форму существования мышления. Соответственно пластическое мышление в хореографии исследует пространство и время. Идея, образы, тема, сюжет, язык, тело, композиция, движение, форма, линии, точки – все это проецируемые действия автора – художника танца на пространство и время созерцаемой действительности. Одно и то же движение при его неоднократном воспроизведении способно воплощать новое содержание и новые смыслы (не путать с обобщением и коммуникацией), включая «ментальные интуиции тела» (И. А. Бескова).

Контекст понимания ментальности в современном танце через инструменты «пластическая выразительность – телесная выразительность» рассматривает И. В. Мухин, который утверждает: «Танцующее тело всегда отсылает нас к себе самому, и поэтому сам танец берется и понимается не в форме аутентичного выражения чего-то “внутреннего”, но идентифицируется со своим собственным “внешним”… В отличие от классического танцевального театра танец сегодня представляет собой беспрестанную игру знаков, которые упорядочены таким образом, который не дает телу исчезнуть под массой инотелесных образов, смыслов, контекстов и т. п.» [17, с. 53]. Столь же интересно размышление Мухина о протекании времени и пространства в танце: «…танец никогда не выражает собой что-то законченное, но осуществляет его» [17, с. 55].  Это высказывание не противоречит физической реальности тела в танце, которую ученый раскрывает через функцию проецирования: «…движения тела… представляют собой панораму самого тела, в которой спроецирована интенция движения на действительное… поскольку танцевальное движение – это способность к естественной, а не к иллюзорной выразительности» [17, c. 54]. Мухин рассматривает тело как динамическую систему: «Тело, проживая себя в танце, всегда стремится к выражению как своему полному завершению, однако при этом оно находится в состоянии некоторого неведения относительно своей интенциальности…» [17, с. 54].

Теоретик хореографического искусства Ю. А. Кондратенко, рассуждая о художественных свойствах реальности в танце, пишет: «Движение, в отличие от звука, не обладает своим особым автономным существованием, оно принадлежит телу, а это значит, что не оно управляет телом, скорее наоборот, мыслящее тело управляет движением. Очевидно, что в этом случае танцевальное движение актуализирует внутреннее, потенциальное состояние тела, которому оно принадлежит. Подобная трактовка дает возможность иначе взглянуть на проблему смыслообразования. Для этого необходимо принять тело в качестве материала искусства танца, а движение – в качестве инструментального средства, позволяющего реализовывать его потенциальную выразительность» [18, с. 1366].

Можно предположить, что пластическое мышление в хореографическом искусстве выступает как феномен объемного смысла и структурного понимания пространства, разворачивающегося в поле чувственного, ментального, телесного, интуитивного и интеллектуального. Однако именно соотнесение потенциального (естественного языка физического тела) и актуального (художественно преобразованного) в границах пластического мышления до сих пор остается незавершенной теоретико-познавательной проблемой.

Подобное расширение предмета в истории хореографического искусства не всегда было явным, но именно в этом направлении оно прогрессировало. Первобытная культура – интуитивность, синкретичность и перманентность ритмомышления. Античность – гармония и порядок мироустройства через ме́ропонимание и познание «числа». Средневековье – «фигура» и канон глубинно и весомо поставлены во главу угла мироздания. Они дали определение началу сущности Бытия человека, позднее сменив священные и ритуальные смыслы в фольклоре, выдвинули архитектурный принцип построения пространства танца. Просвещение выдвинуло методы логики и анализа как инструменты научного доказательства явлений опытным путем. Новое время выделило феномен рефлекса как обучающую систему и физиологический механизм тела, обеспечивающий власть человека над внешней природой (Р. Декарт).

Изложенные типологические признаки человеческого мышления оказываются непрерывными в рамках культурологической перспективы и составляют теоретико-прикладной фундамент развивающихся свойств пластического мышления в танцевальном искусстве. Проблема заключается в том, что в конце XIX – начале ХХ в. традиционная система представлений и базовая категориальность европейского классицизма становятся ограниченными для понимания пластического мышления, производимого на языке телесных динамик (расширение образов понимания движенческой системы в разных танцевальных пространствах), культурно-философских смыслов и художественных процессов осязания формы. К тому же, как известно, пластическое мышление ставило своей целью исполнительскую разверстку стилей, а не чисто технические задачи танца. В научно-теоретической мысли исследование пластического мышления не поднимается до междисциплинарного уровня (связь антропологии и философии искусства, естествознания и физики, естествознания и геометрии) и культурной трансляции смыслов. Соответственно пластическое мышление в хореографическом искусстве не культивировалось объемно как трансформация телесных образов создания движения для максимально точного его понимания в теории.

Тем не менее к середине ХХ в. в российском искусствоведении сформировались два крупных направления исследовательской деятельности, в рамках которых осуществлялись: 1) анализ исторических эпох и форм развития  западноевропейской хореографической культуры (в основном традиционной); 2) изучение творческих биографий легендарных личностей балетмейстеров, хореографов и педагогов в истории мирового балетного театра. Теоретики и практики хореографии (Л. Д. Блок [19], А. Л. Волынский [20], А. Я. Левинсон [21], В. М. Гаевский [22], В. М. Красовская [23],  Ю. И. Слонимский [24] и др.) осмысляли культурно-исторические события в эволюции техники классического танца. Через призму эмпирических законов обсуждались темы и художественно-эстетические задачи аспектов балетмейстерской деятельности.

В начале 1900–1920-х гг. условия «пространствопонимания» [25, с. 272] как целостного миропредставления и чистого ума, основанного на строгой закономерности природы и непрерывности всех ее явлений, обсуждал  П. А. Флоренский. В контексте изучения пластического мышления в хореографии остается актуальным доказательство его теории о двойном пространстве и/или геометрии мнимостей. Ученый писал: «Расширить область двухмерных образов геометрии так, чтобы в систему пространственных представлений вошли и мнимые образы… и при том ничего не отнимая от уже занявших свои места образов действительных» [26, с. 10]. Хотя Флоренский размышляет здесь о геометрическом пространстве, он поднимает важные проблемы метафизических особенностей мышления в искусстве, образов физического и структурного целого. Биодинамика в пластическом мышлении танцевального пространства тесно смыкается с естествоведческой и физическо-геометрической концепцией Флоренского. Она служит основой для понимания динамического тела в хореографии. Однако у них разная акцентность. Если физиологические процессы организма в формировании человеческого опыта и культуры являются общими для всех людей и закрепляются в любых искусствах, то динамическое тело уточняет движение и его активность непосредственно через экспрессивные аспекты и биосостояния. Характер связи этих явлений близок к хореографическому, поскольку «динамическая» форма тела представляет собой комплексную (а не только биофизическую) структуру с переменными свойствами, способными изменяться и изменять пространство вокруг себя (практические теории  Р. Лабана, Х.  Лимона и др.). Динамическое тело можно рассматривать как системно-структурное образование, которое не разрывает знание (научное понимание, а также личный опыт) и практику (методы) со способами мышления в хореографии.

Благодаря методологическим изысканиям В. В. Зеньковского о связи тела с идеями в мире [27], сегодня можно говорить о пластическом мышлении как о феномене, порождающем в телесной форме культурные и хореографические смыслы, тяготеющие к философским (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Анна Павлова в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь»

Fig. 1. Anna Pavlova in the choreographic miniature “The Dying Swan”

 

Источник: http://www.kino-teatr.ru/teatr/history/12-22/1260/
Source: http://www.kino-teatr.ru/teatr/history/12-22/1260/

 

В. П. Зинченко уточняет, что тело человека проявляет себя как энергия самосохранения, принцип жизни, центр телесного и рефлексивного опыта. Охватывая проблематику соотношения человеческого тела и души как некое живое существо движения и «путь реальности», ученый поясняет свою мысль: «…в движениях живого тела (или в живом движении) души не меньше, чем тела… Душа в такой же мере может быть внутренней формой тела, в какой она же может быть и внешней. В последнем случае тело оказывается внутренней формой души» [28, с. 122].

В первой четверти ХХ в. архитектоническая телесность и ритмопластическая интонация движения появились в осмыслении формы танца в творчестве балетмейстера М. М. Фокина [29] и его исполнителей, в хореографии В. Ф. Нижинского (рис. 2). Физическими танцовщиками можно назвать артистов хореографа и педагога Ф. В. Лопухова [30].

 

 

Рис. 2. Лидия Нелидова (Лупандина) и Вацлав Нижинский в балете «Послеполуденный отдых Фавна»

Fig. 2. Lidiya Nelidove (Lupandina) and Vaclav Nijinsky in “The Afternoon of a Faun”

 

Источник: https://dzen.ru/a/YPaNVZRX2RFZDbpI
Source: https://dzen.ru/a/YPaNVZRX2RFZDbpI

Этот специфический вектор измерения хореографического творчества указывает на то, что в практической хореографии первой четверти ХХ в. уже произошли важные перемены – типологическая и телесно-ориентированная соотнесенность средств, связанная с синтаксисом и морфологическими признаками ритмопластического движения. Причем это произошло как в неклассическом (С. М. Волконский, Э. Жак-Далькроз, Ф. Дельсарт, А. Дункан), так и в академическом танце [31, с. 240] (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Вацлав Нижинский в партии Петрушки из одноименного балета

Fig. 3. Vaclav Nijinsky in the party of Parsley from the ballet of the same name

 

Источник: https://var-veka.ru/blog/velikie-tancory-vaclav-nizhinskiy.html
Source: https://var-veka.ru/blog/velikie-tancoryvaclav-nizhinskiy.html

 

В пластическое мышление проникают «ломанные» перспективы (звуко- и светотранслируемые смыслы) пространства-времени, осязательные фактуры, масса и объемы, производимые в физических параметрах и гравитационных величинах движения (рис. 4, 5). Эти компоненты телесной формы и осознанности языка послужили основой для измерения концептуальных пространств пластического мышления в современной хореографии.

 

 

Рис. 4. Институт ритма. Групповые упражнения. Петроград, начало 1920-х гг.

Fig. 4. Rhythm Institute. Group exercises. Petrograd, early 1920s

 

Источник: Сироткина И. В. Свободное движение и пластический танец в России. М., 2014. URL: https://design.wikireading.ru/3711 (дата обращения: 10.01.2025).
Source: Sirotkina I.V. Free Movement and Plastic Dance in Russia. Moscow; 2014. Available at: https://design.wikireading.ru/3711 (accessed 10.01.2025).

 

 

Рис. 5. Студия «Гептахор». Петроград, начало 1920-х гг.

Fig. 5. Studio “Heptahor”. Petrograd, early 1920s

 

Источник: Сироткина И. В. Свободное движение и пластический танец в России. М., 2014. URL: https://design.wikireading.ru/3711 (дата обращения: 10.01.2025).
Source: Sirotkina I.V. Free Movement and Plastic Dance in Russia. Moscow; 2014. Available at: https://design.wikireading.ru/3711 (accessed 10.01.2025).

 

На протяжении всего ХХ столетия научные изыскания искусствоведов и философов подводят к смысловому измерению хореографии как вида художественной деятельности. Оно было обращено на поиск обновления языка классического танца в балете и построение монументального (симфонического)произведения хореографического искусства. Однако не было понимания выразимости языка тела, т. е. объемной структурной основы пластического мышления в культурно-антропологическом срезе, поскольку была потеряна изначальная функция языка, отправляющая к проникновению в смысл и связь явлений через мышление. Пластическое мышление в хореографическом искусстве чаще всего сравнивалось с тайнами творчества либо, наоборот, представлялось как коммуникационно-сконструированный процесс события, тогда как смысловой акт физического действия в хореографическом движении пересекается с естественными (первичными) формами языка, но уходит в синтезирующую способность человеческого мышления, души, духа и тела.

Еще в XIX в. А. А. Потебня сформулировал критерии самопознания как объективацию фактов непрерывной душевной жизни в образе слова, данного человеку в виде акта движения мысли (познание и познаваемое) и достигаемого через механизмы воплощения и восприятия. Эта схема, сочетающая изначально когнитивную функцию слова, остается актуальной до сих пор: «Мир является нам лишь как ход изменений, происходящих в нас самих… Познание своего я есть другая сторона познания мира, и наоборот» [3, c. 305]. Исходя из логики анализа и синтеза теории самопознания Потебни, можно заключить, что произведение хореографического искусства представляет собой сложную систему мыслей. Это создаваемый художником в танце поток элементов, движений, фраз, предложений, а также интонационных систем движения, одновременно порождающий и впечатление, и отношение автора к некоему знаку.

Начиная с середины ХХ в. системность в хореографическом искусстве складывалась в межпредметном русле смысловых и стилистических компонентов. Наибольшую роль в этом процессе сыграла объективация исполнительских систем в театре, музыке, живописи и танце предыдущих эпох. Новые художественные направления и течения – импрессионизм и индивидуальный хореографический стиль (А. Дункан); импрессионизм и реализм в русском балете (А. Горский, М. Фокин); западный экспрессионизм (М. Вигман, К. Йоз, Р.  Лабан); неоклассика (Дж. Баланчин, М. Бежар, Л. Мясин); конструктивизм, авангард и личные жанры в хореографии (Л. Мясин, Ф. Лопухов); модерн (А. Дункан, Л. Фуллер; М. Грэм, Р. Сен-Дени и др.) – давали новые семантические формы понимания практической и духовной жизнедеятельности человека. Эти процессы в мировом культурном пространстве во многом были синхронизированы.

В ХХ в. в российской искусствоведческой мысли появляется новый практический синтез – описание чувственных сигналов в теле, понимание направленности и ненаправленности, законченности и открытости, наконец, интерпретации двигательной активности тела, содержащей отчасти и традиционные способы хореографического построения (вертикаль, силы гравитации, центр тяжести, устойчивость, выворотность, позиции). Все эти образования становятся предметом исследования будущей теории хореографического движения.

Несмотря на то, что уже в теоретико-творческих концепциях Б. В. Асафьева [32], Л. Д. Блок [19], В. В. Ванслова [33], А. Л. Волынского [34], А. А. Горского [23], П. М. Карпа [35], А. Я.  Левинсона [21], Ф. В. Лопухова [36], Е. Я. Суриц [37], М. М. Фокина [36], в исполнительском искусстве Л. Ф.  Мясина, В. Ф. Нижинского, А. П. Павловой, О. И. Преображенской содержались личностные смысловые коннотации пластического мышления в хореографическом искусстве, они долгое время были недоступными для междисциплинарной теории. И лишь в конце ХХ – начале XXI в. стали предметом исследования опытных и молодых ученых (Н. В. Атитанова [38], Ю. А. Кондратенко [18], И. В. Мухин [17], Т. В. Портнова [39]).

Однако и эта позиция не является исчерпывающей в анализе и синтезе пластического мышления. Появляется еще одно смысловое измерение творчества в хореографии – этнопластическое. Здесь этнический компонент изначально выступает сегментом, изоморфной и периферийной сущностью пластического мышления, а в культурном многообразии творчества – его доминантной предпосылкой и предметной детерминантой. Это означает, что этнопластическое в мышлении формы не столько обусловливает и/или дополняет механическую структурность движения в национальном ключе (в особенности расставляя приоритеты между достижениями академического и народного творчества), сколько преобразует потенциальный ресурс в языке пространственной координаты (труд, быт, стереотипы поведения, особенности характера, мировосприятие, ценности, традиции и другие жизненные формы) в чрезвычайно важную телесную компоненту на физиологическом, поэтическом, интеллектуальном и чувственном уровнях. Отсюда следует, что пластическое и этнопластическое являются не взаимоисключающими, но достраивающими друг друга и взаимопроникающими процессами. Этнопластический поток сознания сохраняется и в академическом искусстве танцовщика (он существует генетически), выступая неотъемлемой частью и предпосылками человеческого мышления в целом.

 

Заключение

Таким образом, пластическое мышление в западноевропейском искусстве танца формировалось на протяжении нескольких веков (начиная с эпохи Средневековья) и лишь сегодня обретает устойчивую форму благодаря многогранному анализу языка тела и синтезу пространства-времени в теории и практике хореографического искусства. Историческая и культурно-антропологическая периодизация позволяют выстроить генезис пластического мышления, рассматривая его как феномен смыслового измерения хореографических пространств творчества, где анализ и синтез неразрывно связаны.

Выделим уже сложившиеся единицы пластического мышления в хореографии и уточним их наполнение: внутренние процессы и способности – воображение, экологическая память, слух, чувствование, ощущение; величины измерения времени – хореографическая фраза, протяженность линии движения, тактовая, долевая, ритмическая и музыкальная структура; хореографический синтаксис – интонация, пластический мотив, пространственные уровни и артикуляция движения; язык тела – это мощная проецируемая система, содержащая все возможные разновидности форм (представление, повествование, высказывание) и идентичности телесного выражения через ассоциативный, чувственный, интеллектуальный, ритмопластический и физический комплекс действий; архитектоническая структура тела – это мера и позиции тела, упорядочивающие его в границах анатомической и координационной системы мышления, выступая важным критерием профессионализма (точность, функциональность, эстетическая выразительность); пространство – это не только физическое место для танца, но и осознанные способы интерпретации и функциональные образы понимания действительности, протекающие в реальном времени танца.

В каждую эпоху пластическое мышление усложнялось и кодифицировалось. Так, архитектоническая структура тела проявилась отчетливо в XVII в., однако станок и зеркало (рубеж XVIII–XIX вв.) не только изменили ее функциональные свойства и вызвали трансформацию обучаемого хореографического пространства, но и приблизили их понимание к новой функциональности языка – академической эстетике танца. Антропологический поворот в искусстве хореографии, произошедший на рубеже XIX–XX столетий, тонко интегрировал образовательный и художественный компоненты танца, но при этом перестроил традиционную модель хореографического знания, предъявив всему западноевропейскому миру новую парадигму пластического мышления – свободное тело. Безусловно, эти преобразовательные процессы в хореографии существенно расширили прежние представления о художественном смысло- и формообразовании, однако происходили они не только на основе анализа, но и внутри теории пространствопонимания танца и практического синтеза разных искусств. Романтический балет переставал быть только романтическим. Однако, перерождаясь в классическое балетное произведение, он не терял своих аналитических корней и архитектонического устройства. Благодаря такой внутренней спаянности единиц мышления идея, образ, тема, композиция, сюжет, техника, стиль исполнения становились уровнями единого функционального замысла пространства и его морфологических свойств, первоначально – на основе действенной кодификации танца, затем – в способах «чистого» образа языка движения и, наконец, – в кристаллизации самостоятельного языка драматургии со своей семантикой и поэтическими смыслами. Кульминацией пластического мышления в хореографическом искусстве можно считать симфонический синтаксис (условно-обобщенный и изобразительно-выразительный план) движения, в котором трансформировались и интегрировали изначально разнородные по своему положению в сознании (академические и неакадемические) величины языка тела, способы понимания пространства и времени, а также антропологические, морфологические и типологические границы телесности.

В свете современных дискуссий проблема пластического мышления приобретает особую актуальность, поскольку она сопряжена со сложной системой познания предмета и междисциплинарностью поля искусствоведения. На стыке естествоведческого и философско-методологического объекта человеческой экзистенции возникает теоретико-практическая модальность пластического мышления в хореографии, высвечивающая ценность историко-типологического анализа и синтеза. Таким образом, можно полагать, что, соединяя культурно-антропологическую линию развития танца с исторической, искусствоведение обретает возможность исследовать вопросы генезиса пластического мышления и его смысловых основ в хореографическом искусстве на глубинном уровне (отражая как преемственность и перспективы пластического мышления в фокусе разных школ, так и культурно-антропологические риски).

×

About the authors

Nadezhda A. Dogorova

Lomonosov Moscow State University

Author for correspondence.
Email: Dogorovan@rambler.ru
ORCID iD: 0009-0000-5419-5614
SPIN-code: 4347-7765

Dr.Sci. (Arts), Associate Professor, Professor in the Chair of Theatrical
Arts

Russian Federation, 3 B. Nikitskaya St., bldg. 1, Moscow, 125009

References

  1. Bergson A. [Creative Evolution. Matter and Memory]. Minsk: Kharvest; 1999. (In Russ.)
  2. Zenkovsky V.V. [Problems of Education in the Light of Christian Anthropology]. Moscow: St. Vladimir Brotherhood Publ.; 1993. (In Russ.)
  3. Potebnya A.A. [Aesthetics and Poetics]. Moscow: Iskusstvo Publ.; 1976. (In Russ.)
  4. Shpet G.G. [History as a Problem of Logic. Part 2. Archival Materials / reconstruction of T.G. Shchedrina]. Moscow: Universitetskaya kniga; 2019. (In Russ.)
  5. Bakhtin M.M. [Collected Works. In 7 vols. Vol. 6. Problems of Dostoevsky’s Poetics, 1963. Works of the 1960s – 1970s.]. Moscow: Russkie slovari; Yazyki slavyanskoj kultury; 2002. (In Russ.)
  6. Kagan M.S. [Morphology of Art. Historical and Theoretical Study of the Internal Structure of the Art World]. Leningrad: Iskusstvo Publ.; 1972. (In Russ.).
  7. Krejdlin G.E. [Gesture and Eye Visual Communicative Behavior]. In: Works on Cultural Anthropology: In memory of Grigory Alexandrovich Tkachenko. Moscow: Vostochnaya literatura; Muravej Publ.; 2002. (In Russ.)
  8. Levi-Stross C. [Structural Anthropology]. Moscow: EKSMO-Press; 2001. (In Russ.)
  9. Losev A.F. [Sign. Symbol. Myth]. Moscow: MGU; 1982. (In Russ.)
  10. Lotman Yu.M. [Canonical Art as an Information Paradox]. In: [Yu. M. Lotman. Selected Articles in 3 vols. V. 1: Articles on Semiotics and Typology of Culture]. Tallin: Aleksandra; 1992. p. 243–247. (In Russ.)
  11. Shemanov A.Yu. [The Embodiment of Personality and Inclusion Resources: From Psychological to Sociocultural Perspective]. Observatory of Culture. 2014;(5):15–22. (In Russ.)
  12. Husserl E. [Logical Investigations. Cartesian Meditations. The Crisis of the European Sciences and Transcendental Phenomenology. The Crisis of European Man and Philosophy. Philosophy as a rigorous science]. Minsk: Harverst Publ.; Moscow: AST; 2000. (In Russ.)
  13. Derrida J. [Signature Event Context]. In: [Margins of Philosophy]. Moscow: Akademicheskiy Proyekt; 2012. p. 349–375. (In Russ.)
  14. Heidegger M. [The Turn]. In: [Being and Time]. Moscow: Respublika Publ.; 1993. (In Russ.)
  15. Dogorova N.A. Anthropological Interpretations in the Basics of Thinking and the Language of Physicality in Dance. Theory and History of Art. 2024;(1/2):263–271. (In Russ.)
  16. Ioffe I.I. [Selected Works. Part 1. Synthetic History of Arts. Introduction to the History of Artistic Thinking]. Moscow: RAO Govoryashchaya kniga; 2010. (In Russ.)
  17. Mukhin I.V. [Body in Dance: Aesthetic Expressiveness]. In: 20–21 okt. 1999 g. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society; 1999. p. 53–55. (In Russ.)
  18. Kondratenko Yu.A. Speech Act in Dance: To the Problem of Art Analysis. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2009;11(4–5):1366–1370. (In Russ., abstract in Eng.)
  19. Blok L.D. [Classical Dance. History and Modernity]. Moscow: Iskusstvo; 1987. (In Russ.)
  20. Volynsky A.L. [The Book of Exaltations: The ABCs of Classical Dance]. Moscow: Artist; Rezhisser; Teatr; 1992. (In Russ.)
  21. Levinson A.Ya. [Ballet Masters]. St. Petersburg: N.V. Solovev; 1915. (In Russ.)
  22. Gayevsky V.M. [Choreographic Portraits]. Moscow: Artist; Rezhisser; Teatr Publ.; 2008. (In Russ.)
  23. Krasovskaya V.M. [Russian Ballet Theater in the Beginning of the ХХ Century: Dancers]. 2nd ed., revised. St. Petersburg: Planeta Muzyki; 2009. (In Russ.)
  24. Slonimsky Yu.I. Ballet Masters: K. Didelot, J. Perrault, A. Saint-Leon, L. Ivanov, M. Petipa]. Moscow: Iskusstvo; 1937. (In Russ.)
  25. Florensky P.A. [Articles and Research on the History and Philosophy of Art and Archaeology]. Moscow: Mysl; 2000. (In Russ.)
  26. Florensky P.A. [Imaginaries in Geometry]. Moscow: Pomore Publ.; 1922. (In Russ.)
  27. Zenkovsky V.V. [The Problem of the Cosmos in Christianity]. In: [Living Tradition. Orthodoxy in Modern Times]. Moscow: St. Philaret Moscow Higher Orthodox Christian School Publ.; 1997. (In Russ.)
  28. Zinchenko V.P., Morgunov E.B. [A Developing Person]. In: [Essays on Russian Psychology]. Moscow: Trivola; 1994. (In Russ.)
  29. Fokin M.M. [Against the Current]. Moscow: Iskusstvo Publ.; 1981. (In Russ.)
  30. Lopukhov F.V. [The Ways of the Choreographer]. Berlin: Petropolis; 1925. (In Russ.)
  31. Lopukhov F.V. [Sixty Years in Ballet]. Moscow: Iskusstvo; 1966. (In Russ.)
  32. Asafiev B.V. [About Ballet]. In: [My Life: Articles. Reviews. Memories]. Leningrad: Muzyka; 1974. p. 45–50. (In Russ.)
  33. Vanslov V.V. [Ballet among Other Arts]. In: [Music and Choreography of Modern Ballet]: in 5 iss. Iss. 2. Moscow: Muzyka; 1977. p. 5–32.
  34. Volynsky A.L. [Crying Spirit]. Zhizn iskusstva. 1923;8(Feb.,27):4–5. (In Russ.)
  35. Karp P.M. [Ballet and Drama]. Leningrad: Iskusstvo Publ.; 1979. (In Russ.)
  36. Dogorova N.A. [Choreographic Art: Problems of Directing and Acting/Performing Skills: Selected Lectures]. Saransk: Mordovia University Publ.; 2011. (In Russ.)
  37. Suritz E. Ya. [Choreographic art in the 20s. Development trends]. Moscow: Iskusstvo; 1966. (In Russ.)
  38. Atitanova N.V. [Dance as a Semantic Universal: From Expressive Movement to the “Movement” of Meaning. Cand. Sci. Diss. (Philosophy)]. Saransk; 2000. (In Russ.)
  39. Portnova T.V. [Ballet in the Series of Plastic Arts (The Problem of Synthesis and the Form of Interaction): Lectures]. Moscow; Fotokhudozhnik; 1996. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Anna Pavlova in the choreographic miniature “The Dying Swan”

Download (432KB)
3. Fig. 2. Lidiya Nelidove (Lupandina) and Vaclav Nijinsky in “The Afternoon of a Faun”

Download (128KB)
4. Fig. 3. Vaclav Nijinsky in the party of Parsley from the ballet of the same name

Download (189KB)
5. Fig. 4. Rhythm Institute. Group exercises. Petrograd, early 1920s

Download (187KB)
6. Fig. 5. Studio “Heptahor”. Petrograd, early 1920s

Download (168KB)

Copyright (c) 2025 Dogorova N.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».