Profitable Housing Construction in Russia in the Late 19th – Early 20th as a Cultural Phenomenon

Cover Image

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines tenement houses built during the construction boom of the
19th – early 20th centuries and which became a true decoration of Russian cities and objects of cultural heritage. It is shown that tenement houses satisfy all the components of Vitruvius’ architectural triad (strength – use – beauty), but the main one today is beauty.

Full Text

Доходный дом – это многоквартирный жилой дом, предназначенный для сдачи квартир в аренду. Жильцам он давал крышу над головой, хозяину приносил доход. Вместе с тем очень скоро доходные дома стали подлинными культурными доминантами в пространстве, именуемом городом. Часто они давали приют писателям и поэтам, а впоследствии и сами становились героями литературных произведений.

Первые доходные дома появились в России в XVIII в. Это были небольшие двух-трехэтажные здания: на первом этаже были лавки, на втором жили хозяева, третий сдавался внаем.   В XVIII в. доходных домов было построено немного, и либо от них ничего не осталось, либо они были перестроены до неузнаваемости.

Московский пожар 1812 г., пожалуй, впервые за сто лет до М. А. Булгакова остро поставил «квартирный вопрос» в Москве. Однако строительного бума в городе не произошло. Многочисленные городские усадьбы беднеющего московского дворянства разгораживались на несколько квартир, в результате став прообразами первых доходных домов или грядущих советских коммуналок.

Строительный бум в Москве и Санкт-Петербурге начался в 1860–1870-х гг. как следствие реформ Александра II, когда после отмены крепостного права тысячи оставшихся не у дел крестьян ринулись в город в поисках работы. Своего апогея строительный бум достиг   в 1880–1890-х гг. после контрреформ Александра III. Не у дел осталось и лишившееся дармовой рабочей силы дворянство, чьи доходы катастрофически убывали. Началась массовая распродажа земли, содержать которую в новых реалиях стало для многих фамилий непосильной ношей. Стремительный рост городского населения подстегивал и девелоперов, и строителей. Если в 1861 г. население Санкт-Петербурга составляло около 500 тысяч человек, то к 1900 г. в северной столице жителей было уже больше миллиона, а к 1914 г. – более двух миллионов.

Благодаря протекционистской политике Александра III Россия в последней четверти XIX в.   достигла значительных успехов в развитии промышленности. Подлинная техническая революция началась в металлургии и во всех отраслях промышленности, связанных со строительством железных дорог, которое шло невиданными темпами. Апогеем этого беспрецедентного для того времени строительства стало сооружение Транссибирской магистрали (1891–1916) – самой протяженной в мире железной дороги. К тем же датам, что и сооружение Транссиба, можно отнести небывалый рост доходного домостроительства в России.

Желая привлечь богатых квартиросъемщиков, хозяева будущего доходного дома приобретали участки земли в достойном месте, выбирали модного архитектора и модный архитектурный стиль, украшали фасад дома и т. д. Доходные дома становятся не просто пристанищем для ночлега, но и во многих случаях памятниками архитектуры, а благодаря своим жильцам – памятниками истории и культуры.

К концу XIX в. доходные дома научились строить очень быстро – за два-три строительных сезона, а иногда и за один сезон. Окупались доходные дома так же быстро – за два-три года. Строительство доходных домов стало весьма прибыльным делом, так что в ходу была поговорка: лучше иметь доходный дом в Петербурге, чем золотой прииск в Сибири. В новый бизнес ринулись все – от аристократов и купцов до страховых обществ и даже монастырей.

Погоня за прибылью привела к увеличению этажности доходных домов. Если на первом этапе они строились в три-четыре этажа, то постепенно их этажность увеличивалась. Первый пятиэтажный доходный дом в Петербурге был построен купцом И. Д. Зверковым на Екатерининском канале в 1827–1828 гг. В 1829–1831 гг. в нем жил Н. В. Гоголь, который упоминает его в «Записках сумасшедшего»: «… дом Зверкова. Эка машина! Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько поляков! а нашей братьи, чиновников, как собак, один на другом сидит» [2, с. 195–196].

На рубеже XIX–XX вв. доходные дома были исключительно шести-семиэтажными. В многоэтажном доходном домостроительстве обнаружились свои нюансы. Уважающий себя богатый квартиросъемщик не желал подниматься на верхний этаж пешком, а лифтов в последней четверти XIX в. еще не было. Сформировалось «золотое правило квартиросъемщика»: чем выше жилье, тем оно дешевле. Возникли так называемые «барские квартиры» второго-третьего этажей – лучшие квартиры в доходном доме, состоявшие из 10–20 (иногда и более) комнат общей площадью до 800 кв. метров. В них первыми появлялись водопровод, ватерклозеты, электричество, телефон и прочие радости повседневной жизни.

Персонажи многих романов Ф. М. Достоевского живут в доходных домах. «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру, – пишет автор о Раскольникове. – Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу» [4, с. 5].

Существовал еще один нюанс, связанный с этажностью доходного дома. В Петербурге ни одно здание не должно было быть выше карниза Зимнего дворца, т. е. не выше 23,5 м.  Следовательно, дом не мог иметь более шести-семи этажей. За выполнением этого требования следил специальный строительный комитет. Планы строительства сначала визировал строительный комитет, затем Академия художеств и, наконец, сам император. Особым рвением к градостроительству отличался император Николай I.

Провинциальная в то время Москва с ее кривыми переулками подобной строгостью не отличалась, здесь не было ограничений по высоте зданий. Поэтому здесь, а не в городе на Неве был построен в 1913 г. первый «небоскреб» («тучерез») – знаменитый дом Нирнзее (Гнездниковский переулок, д. 10), высотой в десять этажей. Сегодня на верхнем этаже дома Нирнзее располагается редакция журнала «Вопросы литературы». Помещение редакции наполнено артефактами   1950-х гг., одну из стен занимает полная подборка журнала со дня основания в 1957 г. Одно это делает дом Нирнзее значимым памятником культуры.

Строительство доходного дома девелопером начиналось с приобретения участка, который, как правило, был прямоугольной формы. Фасад доходного дома располагался по периметру участка, а в середине участка оставалось место под двор. В погоне за прибылью хозяин стремился отвести под дом максимум территории, а минимум оставить под двор. Так рождались знаменитые петербургские дворы-колодцы, наводившие ужас на обитателей дома и его гостей и ставшие частью петербургского текста русской литературы от Ф. М. Достоевского и Н. А. Некрасова до поэтов Серебряного века [см.: 1].

Двор играл важную роль в жизни доходного дома. Здесь располагались дровяные склады, конюшни, сенники, каретники, ледник, выгребная яма и т. д. Особое внимание уделялось подвалам, устройство которых при строительстве многоэтажных доходных домов было обязательным.

Яркое представление о хозяйстве доходного дома дает договор об аренде жилья по последнему адресу А. С. Пушкина (Набережная Мойки, 12). Согласно контракту, в доме, принадлежащем графине С. Г. Волконской, Пушкин нанял весь нижний этаж, состоящий из одиннадцати комнат, со службами (кухней, комнатой в подвальном этаже, конюшней на шесть стойл, сеновалом, местом в леднике и на чердаке, сухим погребом для вин), кроме того, две комнаты и прачечную во дворе, в подвальном этаже. Согласно договору, квартиросъемщик должен был оставлять чистыми полы, целыми стекла в рамах, «не рубить и не колоть в кухне дров», «на дворе ничего не лить и не сыпать», «от огня иметь крайнюю осторожность» и т. д. [см.: 6, с. 791–793].

Кухонная плита в доходных домах топилась дровами. Носить дрова через господскую половину было грязно и беспокойно для хозяев квартиры. Поэтому наряду с парадными лестницами, выходившими на улицу, появились «черные» лестницы, неоднократно описанные Достоевским.

Вернемся еще раз к золотому правилу квартиросъемщика: чем выше жилье, тем оно дешевле. Как следствие – в доходном доме наряду с богатыми жильцами барских квартир второго и третьего этажей проживал и небогатый люд верхних этажей. Таким образом, волей-неволей доходные дома становились своеобразными островками демократии: в одном доме жили и бедные, и богатые.

Элитных доходных домов в сегодняшнем понимании в XIX в. не было. Свою элитарность доходные дома рубежа XIX–XX вв. доказали верностью витрувианской триаде «прочность – польза – красота». Несмотря на варварскую эксплуатацию в период советских коммуналок, доходные дома прочно стоят и не собираются уступать место своим новым собратьям. Более ста лет доходные дома дают людям крышу над головой (часто эту крышу хочется видеть более высокой), так что польза доходного дома не нуждается в доказательствах. Но главную роль в доходном доме сегодня играет третий член триады Витрувия – красота. Доходные дома украсили облик обеих столиц – Санкт-Петербурга и Москвы, они стали памятниками архитектуры и объектами культурного наследия. Но и в провинции, где нет архитектурных ансамблей и «большого стиля», немногочисленные доходные дома выглядят некими манящими островками красоты [см.: 7]. Практически каждый доходный   дом – будь то в провинции или в столицах – выглядел красиво и стильно.

К началу XX в. в архитектуре получил распространение стиль модерн. В странах северной Европы и в Санкт-Петербурге оформилось целое направление – северный модерн. Яркими представителями архитектурного модерна стали Федор Шехтель в Москве и Федор Лидваль в Петербурге. Построенный Лидвалем доходный дом на Каменноостровском проспекте (д. 1–3) стал его архитектурной доминантой. Известный сегодня как дом Иды Лидваль, он является, пожалуй, лучшей работой архитектора в стиле северного модерна. Данный объект культурного наследия долгое время находился в аварийном состоянии, однако после проведения ремонтно-реставрационных работ был восстановлен [см.: 5].

В комментарии на сайте, посвященном Лидвалю, написано (вероятно, одним из потомков Иды Лидваль): «Как приятно увидеть дом прабабушки и в таком шикарном состоянии. Спасибо ВСЕМ кто его сберег и отреставрировал. Низкий Вам поклон…» [3]. Хотелось бы, чтобы больше сохранившихся доходных домов могли заслужить подобные слова.

×

About the authors

Alexander V. Voloshinov

Saratov Polytechnic University named after Yu.A. Gagarin

Author for correspondence.
Email: alvoloshinov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2500-4190

Dr.Sci. (Philos.), Professor in the Chair of History and Philosophy

Russian Federation, Saratov

Alexey O. Parshin

Saratov Polytechnic University named after Yu.A. Gagarin

Email: parshinalexey@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-7475-9935

Graduate Student in the Chair of History and Philosophy

Russian Federation, Saratov

References

  1. Belskaya L.L. [The Well of the Court is the Metaphor of A. Blok and V. Hodasevich]. Russkaya rech. 2005;(2):26–29. (In Russ.)
  2. Gogol N.V. [Diary of a Madman]. In: Gogol N.V. Collected Works. Vol. 3. Moscow; Leningrad; AN SSSR; 1938. p. 191–214. (In Russ.)
  3. [The I. Lidval House: A Manifesto of Northern Art Nouveau and one of the most famous buildings in St. Petersburg] [Electronic resource]. (In Russ.) Available at: https://dzen.ru/a/YyOEMdgWizTbyA0d (accessed 03.09.2024).
  4. Dostoevskij F.M. [Crime and Punishment] In: Dostoevskiy F.M. Collected Works. Vol. 6. Leningrad; Nauka; 1973. (In Russ.)
  5. Kritskaya A.V. [Lidwall House a Century Later]. Terra Artis. Iskusstvo i dizayn. 2022;(1):77–87. (In Russ.) Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49454959 (accessed 03.09.2024).
  6. Pushkin A.S. [Contract for the Lease of an Apartment in the House of Prince S. G. Volkonskaya]. In: [By Pushkin’s Hand. Uncollected and unpublished texts]. Moscow; Leningrad; Academia; 1935. p.791–793. (In Russ.)
  7. Nadyrova D.A. [Casual Houses of Kazan of the Late XIX – Early XX Centuries as Multifunctional Complexes]. Izvestiya KGASU. 2016;(2):57–63. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Волошинов А.V., Паршин А.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».