Роль Российской Федерации в формировании единого научно-образовательного пространства Евразийского экономического союза
- Авторы: Лебедева Т.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 52, № 4 (2024)
- Страницы: 36-49
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-4956/article/view/276844
- DOI: https://doi.org/10.18799/26584956/2024/4/1909
- ID: 276844
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В современных геополитических условиях, когда Российская Федерация вынуждена существовать в режиме западных санкций, всё большее внимание во внешней политике уделяется налаживанию взаимодействия с дружественными странами, в первую очередь с государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Одним из важнейших направлений гуманитарного сотрудничества в рамках ЕАЭС является формирование единого научно-образовательного пространства. Статья посвящена выявлению роли Российской Федерации в инициации и развитии данного основополагающего процесса, поскольку только наличие кадров высокой квалификации может обеспечить высокий экономический рост каждого государства − члена интеграционного объединения в отдельности и экономического союза в целом. Выработка основных принципов взаимодействия на евразийском научно-образовательном пространстве происходит «малыми шагами» на протяжении почти 10 лет. В научном обзоре, представленном в статье, содержится описание современных инициатив и практических шагов, предпринятых в целях формирования единой научной и образовательной среды в ЕАЭС. Отмечается, что Российская Федерация, которая председательствовала в ЕАЭС в 2023 г., выступила с целым рядом инициатив по активизации сотрудничества образовательных систем на евразийском пространстве. На основе проведённых исследований с использованием статистических, графических и других методов выделено 11 причин, препятствующих интенсификации этого процесса. Особое внимание обращено на различия в особенностях функционирования систем высшего образования государств − членов ЕАЭС, на следование некоторых из них принципам Болонской системы. Беспокойство вызывает низкий уровень академической мобильности студентов и преподавателей между вузами евразийского пространства, а также сокращение в последние годы объёмов образовательной миграции между государствами − членами ЕАЭС. Поэтому Российская Федерация с самой мощной системой подготовки кадров на территории интеграционного объединения должна и в дальнейшем выступать с инициативами, которые будут способствовать скорейшему формированию единого научно-образовательного пространства ЕАЭС.
Полный текст
Введение
Значение сотрудничества государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в научно-образовательной сфере сложно переоценить, поскольку оно способствует повышению качества человеческого капитала в странах интеграционной группировки. Активное взаимодействие стран-участниц на евразийском образовательном пространстве послужит важнейшим стимулом в создании развитого рынка высококвалифицированных трудовых ресурсов в интеграционном объединении, что положительно скажется на стимулировании роста инновационного производства товаров, на внедрении передовых методов оказания услуг и движения капитала, что соответствует целям создания ЕАЭС [1].
Однако, несмотря на то, что 1 января 2025 года ЕАЭС отметит своё 10-летие, формирование единого научно-образовательного пространства в интеграционном объединении находится лишь на начальной стадии, когда происходят выработка согласованных подходов и принятие рамочных документов по развитию взаимовыгодного сотрудничества. В настоящее время отсутствуют наднациональные органы управления образованием на интеграционном пространстве − эта функция возложена на постоянно действующий межгосударственный орган – Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). На данный момент превалирует кооперация на межвузовском уровне и среди научных организаций.
Отдельного внимания заслуживает создание и функционирование ассоциаций образовательных структур стран-участниц, которые не только ведут активный диалог внутри своих образований, но и выходят с предложениями на наднациональный уровень, что также способствует интеграции научного и образовательного пространства ЕАЭС. В качестве примеров можно назвать функционирование Евразийской ассоциации университетов [2], Славянских университетов [3], научно-образовательного консорциума «Евразийский сетевой университет» [4]. Поскольку пространство ЕАЭС является асимметричным объединением, в котором доминирует Российская Федерация по территории, населению, производственному и научно-техническому потенциалу, уровню развития науки и образования, российская система образования призвана сыграть важнейшую роль в формировании единого евразийского научно-образовательного пространства.
Научный обзор
Особенности формирования единой научной и образовательной среды в ЕАЭС обсуждаются достаточно широко с момента возникновения интеграционной группировки, поскольку при создании рынка услуг ЕАЭС образование не было включено в перечень его секторов. Поэтому целый ряд научных исследований был посвящён оценке места и роли систем высшего образования России и других государств − членов ЕАЭС в евразийском научно-образовательном сотрудничестве [5−11]. Особенностям формирования единого образовательного пространства интеграционного объединения посвящены и диссертационные исследования молодых учёных [12, 13].
За десятилетие существования ЕАЭС ряд научных разработок, посвящённых интеграции российской системы высшего образования в евразийское образовательное пространство, было выполнено учёными академических институтов [14, 15], представителями вузовских научных школ [16, 17] и независимыми экспертами [18, 19].
Особый интерес сохраняется к проблематике образовательной миграции, поскольку российская система высшего образования является важнейшим центром притяжения интеллектуальной миграции и значимым вектором академической мобильности. Данному популярному направлению научных исследований посвящены работы учёных кафедры демографии Высшей школы современных социальных наук (ВШССН) МГУ имени М.В. Ломоносова [20, 21], Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН) [22, 23], представителей других научных и образовательных организаций [24−28].
Обзор имеющихся исследований позволил выявить, что у современных учёных имеется устойчивый интерес к рассмотрению проблем формирования единого образовательного пространства и оценке участия России в этом процессе. Но поскольку в современных экономических и политических условиях появляются новые обстоятельства, развиваются новые направления сотрудничества, публикуются «свежие» статистические данные, характеризующие процесс сближения образовательных систем государств-участников ЕАЭС, поэтому требуется дальнейшее расширение и углубление академических исследований в данном направлении.
Методология исследования
В статье были использованы методологические подходы и методические приёмы, которые разрабатываются и применяются крупными исследовательскими коллективами, в сферу научных интересов которых входят вопросы формирования единого образовательного пространства. Одной из таких структур является Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее по тексту − Институт). Так, Центром компетенций по взаимодействию с международными организациями Института 11 апреля 2023 г. состоялся специальный круглый стол «Перспективы формирования евразийского научно-образовательного пространства», участники которого подтвердили необходимость расширения научно-образовательного сотрудничества в ЕАЭС как важнейшего направления углубления евразийской интеграции. Будущее евразийского пространства представляется «территорией инноваций», на котором ожидаются научно-технологические прорывы и высокий уровень развития человеческого потенциала ввиду расширения сотрудничества в области образования [29].
Значительный вклад в формирование единого образовательного пространства и оценку роли российской системы образования в этом процессе вносит Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС, где под общим руководством Министра по интеграции и макроэкономике ЕАЭС, академика С.Ю. Глазьева с 2007 г. проводится Евразийский научный форум. Последнее заседание форума состоялось 30 ноября − 1 декабря 2023 г., где были подведены итоги председательствования Российской Федерации в ЕАЭС [30]. Одним из важнейших направлений работы ежегодного форума является обсуждение проблем научной и образовательной интеграции в рамках ЕАЭС. На запланированном на декабрь 2024 г. Шестнадцатом Евразийском научном форуме предполагается обсуждение научной проблемы «Образовательное пространство Евразии: сложности взаимодействия и новые инициативы» [31].
Существенную поддержку в проведении научных исследований по теме оказали сборники статистической информации, которые ежегодно выпускаются ЕЭК (последний выпуск − в конце 2023 г.) [32].
В подготовке материалов статьи использовались традиционные теоретические и количественные методы научного исследования на основе системного подхода − анализ, сравнение, обобщение, статистический и иллюстративный методы, контент-анализ.
Результаты
Евразийское образовательное пространство в 2022/23 учебном году характеризовалось значительной асимметрией, поскольку большинство образовательных организаций ЕАЭС (722 из 1008) и наибольшее число студентов (3,6 из 4,3 млн чел.), осваивающих основные профессиональные образовательные программы (ОПОП), обучались на территории Российской Федерации. Доля российских вузов в общей численности организаций высшего образования евразийского пространства в 2022/23 учебному году оставалась достаточно высокой – 72 % (рис. 1), хотя, по расчётам автора, за 9 лет (2015/16−2022/23 академические годы) снизилась на 4 % вследствие проведения политики укрупнения российских вузов [32, 33].
Доля обучающихся в вузах Российской Федерации по ОПОП в 2022/23 учебном году имела ещё более высокие значения – 82 % всех студентов евразийского пространства; с 2015/16 учебного года этот показатель даже увеличился на 1 % [32, 33].
По результатам авторского анализа данных студенческой миграции, в российских вузах в начале 2022/23 академического года обучалось 351,6 тыс. иностранных граждан, из которых 79,9 тыс. чел. были представителями государств − членов ЕАЭС (23 %). Наибольшее количество образовательных мигрантов были выходцами из Казахстана (56,7 тыс. чел. − 71 % всех прибывших на обучение в вузы России из государств − членов ЕАЭС). Обучение в российских вузах в анализируемом учебном году также было достаточно популярным у образовательных мигрантов из Беларуси (10,9 тыс. человек, 14 %) и из Кыргызстана (9,6 тыс. чел., 12 %) [34].
Рис. 1. Доля высших учебных заведений государств − членов ЕАЭС в общем числе вузов евразийского образовательного пространства на начало 2022/23 академического года, %
Fig. 1. Share of higher education institutions of the EAEU member states in the total number of universities in the Eurasian educational space at the beginning of the 2022/23 academic year, %
Рис. 2. Доля обучающихся в вузах государств − членов ЕАЭС в общей численности обучающихся по программам высшего образования в ЕАЭС на начало 2022/23 академического года, в тыс. чел.
Fig. 2. Share of students in higher education institutions of the EAEU member states in the total number of students in higher education programs in the EAEU at the beginning of the 2022/23 academic year, in thousands of people
Как известно, научно-образовательная сфера не была включена в Договор о ЕАЭС 2014 г. в качестве самостоятельного направления гуманитарного сотрудничества между государствами – членами союза. При этом ещё в рамках существования в 2009−2013 гг. Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) были приняты документы о сотрудничестве по созданию единого образовательного пространства интеграционного объединения. Однако данные договорённости не применяются даже в той части, которая не противоречит статьям договора о ЕАЭС.
Взаимодействие в данном направлении до 2020 г. осуществлялось на уровне принятия намерений и рекомендаций Коллегии ЕЭК (не являющихся нормативно-правовым актом). Инициатором принятия большинства документов была российская сторона. Разработка и согласование документов – это процесс сложный, поскольку другие страны − партнёры по интеграционному объединению с большой осторожностью относятся ко всем российским инициативам.
В 2020 г. в рамках ЕАЭС была согласована и принята Стратегия развития евразийской интеграции до 2025 г., где в Направлении 10 сформулированы основные векторы взаимодействия между государствами-членами союза в области науки и образования [35], конкретизированные в апреле 2021 г. в Плане мероприятий по реализации стратегических направлений [36].
До 2022 г. сближение образовательных систем и формирование единого образовательного пространства строилось на основе использования основных принципов Болонской системы. Однако не все государства − члены ЕАЭС смогли в полной мере интегрироваться в Болонский процесс: активными участниками остаются вузы Казахстана и Армении, из кыргызстанских образовательных организаций участниками являются отдельные вузы, а российские и белорусские организации высшего образования с июня 2022 г. вышли из этого процесса. Но ещё в апреле-мае 2022 г. в органах государственной власти Российской Федерации шла дискуссия о целесообразности пребывания России в Болонских соглашениях. В это время российская сторона на Евразийском экономическом форуме в столице Кыргызстана г. Бишкеке начала активно выступать за создание единого евразийского научно-образовательного пространства [37].
В 2023 г. в ЕАЭС председательствовала Российская Федерация. Принятые меры по расширению взаимодействия государств − участников ЕАЭС в области промышленной кооперации, развитию энергетического сектора, продовольственной безопасности, транспортной системы и финансового обеспечения различных межгосударственных коллабораций позволили преодолеть негативные последствия внешнего воздействия и не допустить снижения темпов взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества [38]. При этом российская сторона в 2023 г. выступила со множеством инициатив и первостепенных предложений по сближению образовательных систем интеграционного объединения. Так, на заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе 25 мая 2023 года Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил к четырём действующим в ЕАЭС свободам (передвижение товаров, услуг, финансов и человеческого капитала) добавить пятую − свободу знаний. Президент России призвал страны-участницы к максимальному сближению образовательных систем, к необходимости разработки общих требований к профессиям, выработке общих образовательных стандартов, подготовке совместных учебников и др. [39].
Немаловажное значение в функционировании и привлекательности образовательных организаций на евразийском пространстве имеет качество образовательных услуг. При этом в условиях внедрения болонской модели организации высшего образования профессионализм выпускников в России и в некоторых других странах снизился [40, 41]. По-прежнему большие надежды на успешное функционирование вузовской системы на болонских принципах из всех государств − членов ЕАЭС возлагают только в Казахстане [42].
В последнем рейтинге мировых университетов QS World University Rankings 2025 из российских вузов представлено только 47 университетов, поскольку в последние годы к участию в рейтинге новые российские вузы не привлекают. Оценка деятельности образовательных организаций производится на основании девяти параметров. Ведущими российскими вузами признаны московские университеты − МГУ имени М.В. Ломоносова, МГТУ имени Н.Э. Баумана и РУДН (соответственно, 94-е, 298-е и 316-е места). Из других образовательных организаций евразийского пространства в рейтинге представлены 21 казахстанский вуз, по три белорусских и кыргызстанских вуза, а также Ереванский государственный университет (Армения) [43].
Важным индикатором привлекательности образовательной системы того или иного государства является образовательная миграция. Исследования автора статьи показали, что на начало 2022/23 академического года наибольшее количество студентов-иностранцев обучалось в российских вузах – 351,6 тыс. чел., из которых 79,9 тыс. чел. были представителями государств − участников ЕАЭС. Главный поток в российские вузы обеспечил Казахстан, откуда прибыло 56,7 тыс. чел. (71 % всех прибывших в вузы России с евразийского пространства). Однако поток образовательных мигрантов в вузы Российской Федерации из государств − членов ЕАЭС за период 2018/19–2022/23 уч. гг. снизился на 9 % [34].
Обсуждение
Проведённые исследования показали, что формирование единого научно-образовательного пространства идёт достаточно сложно, при том что российская сторона в последние годы активно выступает с рядом инициатив и постоянно развивает взаимоотношения с образовательными системами других государств − участников ЕАЭС. Причины сложившейся ситуации:
- Хотя образовательные структуры государств − членов ЕАЭС достаточно длительное время функционировали в рамках общей советской образовательной системы, отличавшейся высоким качеством профессиональной подготовки специалистов [41], в настоящее время каждая из стран − участниц интеграционного объединения страшится поступаться национальными принципами из-за боязни утраты национальных особенностей образовательной системы и сложившихся подходов в организации подготовки кадров высокой квалификации. Вследствие универсализации и стандартизации евразийского образовательного пространства существуют опасения потери уникальности национальных стандартов и образовательных программ подготовки специалистов высшего звена, сложившейся в государствах интеграционного объединения.
- После начала специальной военной операции России по демилитаризации и денацификации Украины создание единого научно-образовательного пространства осложнено действием беспрецедентного количества антироссийских санкций. Хотя престиж российского образования в государствах − членах ЕАЭС всегда был достаточно высоким (значительное количество родителей нынешних студентов и абитуриентов обучались в своё время в российских вузах), страны ЕАЭС заняли выжидательную позицию, поскольку опасаются применения против них вторичных санкций.
- В Российской Федерации идёт формирование новой национальной системы высшего образования. В настоящее время, согласно указу Президента Российской Федерации от 12.05.2023 г. № 343 [44], реализуется пилотный проект по установлению новых уровней высшего образования: базового (бакалавриат и специалитет), специализированного (магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка), а также уровень профессионального образования (аспирантура). Поскольку новая система пока в полной мере не внедрена, результаты и перспективы её функционирования еще не очевидны. Поэтому у партнёров по ЕАЭС вопрос «А стоит ли ориентироваться на эту новую систему высшего образования?» – остаётся пока открытым.
- До настоящего времени две страны из числа государств − членов ЕАЭС настроены на следование принципам Болонской системы – Казахстан и Армения. 11 вузов Кыргызстана также движутся по болонскому пути интеграции с западными странами. Сложившаяся ситуация ослабляет усилия российской стороны, направленные на формирование единого евразийского образовательного пространства.
- На образовательном пространстве ЕАЭС наблюдается низкий уровень развития академической мобильности вследствие разницы в профессиональных стандартах и образовательных программах, из-за неразработанности механизмов студенческих и преподавательских обменов, отсутствия средств у вузов на организацию приёма и направления обучающихся по обмену, недостаточной разработки нормативно-правовых аспектов организации академических обменов [26].
- Важным фактором роста авторитета российской образовательной системы на евразийском пространстве является повышение качества образования и конкурентоспособности российских вузов в мире, рост позиций, занимаемых ими в международных рейтингах вузов. Однако вследствие сложившейся геополитической ситуации список российских участников международных рейтингов неправомерно ограничен.
- В трёх из пяти стран евразийского пространства русский язык не является государственным, поэтому ограничено число образовательных учебных заведений с преподаванием на русском языке. В августе 2023 г. ЕЭК проведено специальное исследование возможностей изучения школьниками русского языка в этих странах [45], результаты которого представлены на рис. 3.
Наиболее благоприятные условия для изучения русского языка созданы в Казахстане, где обучение доступно практически в половине всех школ. Несколько сложнее найти школу с преподаванием русского языка в Кыргызстане и очень проблематично − в Армении, где только 3 % средних общеобразовательных организаций республики готовы предоставить такую услугу (рис. 3).
Рис. 3. Доля школ с преподаванием русского языка от общего числа средних общеобразовательных организаций государств − участников ЕЭАС, в которых русский язык не является государственным, % (по состоянию на август 2023 г.)
Fig. 3. Share of schools with Russian language teaching from the total number of secondary schools in the EAEU member states where Russian is not the official language, % (as of August 2023)
- Современная молодёжь выступает против идеологизации образовательного пространства. Его формирование должно осуществляться на основе взаимного уважения, поликультурной и межрелигиозной толерантности, дружеского диалога и взаимовыгодного сотрудничества. В ходе тесного взаимодействия в решении научно-образовательных задач должны быть выработаны совместные принципы, общие воззрения на определённые социальные явления и процессы.
- Исследования миграции на евразийском пространстве позволили прийти к выводу о том, что общий поток образовательных иммигрантов на территорию ЕАЭС постоянно возрастает. При этом доля выходцев из государств − членов евразийского интеграционного объединения заметно снижается [34]. Такая ситуация складывается не только вследствие современных геополитических вызовов, но и из-за различий в профессиональных стандартах и образовательных программах, нерешённости проблем качества образования, слабого владения русским языком. Поэтому абитуриенты из стран-участников ЕАЭС всё чаще выезжают за пределы евразийского пространства в поисках более подходящей для себя среды получения образования и приобретения необходимых профессиональных навыков.
- Пока формирование единого евразийского образовательного пространства осуществляется в режиме «малых шагов», интернационализация образования приводит к росту достаточно острой конкуренции в сфере образовательной миграции со стороны стран-конкурентов, в числе которых государства − члены Европейского союза, а также Китай, Турция, Южная Корея [17]. Поэтому на евразийском пространстве необходима разработка более гибких мер ценовой политики на образовательные услуги для выходцев из государств − членов интеграционной группировки, а также подготовка и принятие специальных программ поддержки образовательных мигрантов из стран ЕАЭС по образу Erasmus+ (ЕС) и DAAD (Немецкой службы академических обменов).
Существенную помощь в отборе потенциальных абитуриентов для российских вузов в предоставлении услуг по изучению русского языка, знакомству населения с русской культурой может оказать увеличение числа загранучреждений и представительств Федерального агентства по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество или «Русский дом») в государствах − членах ЕАЭС. Расширение сети филиалов Россотрудничества в крупных городах евразийского пространства будет способствовать расширению гуманитарного, научно-технического, образовательного и культурного сотрудничества в интеграционном объединении.
Заключение
Будущее единое евразийское научно-образовательное пространство должно представлять собой не просто количественную совокупность образовательных организаций, в первую очередь вузов, обеспечивающих подготовку кадров высокой квалификации. В такой системе должны произойти глубокие качественные преобразования на основе использования согласованных элементов национальных образовательных систем, наиболее успешных практик Болонского процесса (прежде всего по особенностям предоставления грантов обучающимся иностранцам и по организации академической мобильности студентов и преподавателей), адаптации наиболее успешных практик советской системы высшего образования. При формировании такого сложного социального организма в обязательном порядке должны учитываться национальные культурно-образовательные традиции, формы и методы решения образовательных задач, опыт решения партнёрами по ЕАЭС возникающих в науке и образовании проблем.
Российская Федерация должна и впредь предлагать новые повестки и проекты в целях формирования единого евразийского образовательного пространства, поскольку наличие общей научно-образовательной базы подготовки кадров высокой квалификации будет способствовать дальнейшим позитивным социально-экономическим преобразованиям в государствах − членах ЕАЭС.
Об авторах
Тамара Васильевна Лебедева
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: shonohova@rambler.ru
кандидат географических наук, доцент, научный сотрудник кафедры демографии Высшей школы современных социальных наук (факультета)
Россия, г. МоскваСписок литературы
- Договор о Евразийском экономическом союзе // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/files/history/2014/2014_2.pdf (дата обращения 17.05.2024).
- Евразийская ассоциация университетов // Официальный сайт Евразийской ассоциации университетов. Об Ассоциации. URL: http://www.eau-msu.ru/ (дата обращения 18.03.2024).
- Минобрнауки России дал старт Саммиту Славянских университетов «Славянский горизонт 2023» // Официальный сайт Минобрнауки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/67105/ (дата обращения 14.05.2024).
- 9 новых вузов вошли в состав «Евразийского сетевого университета» // Сайт Минобрнауки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/78277/ (дата обращения 14.03.2024).
- Юн С.М. Образование как сфера сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. Серия «История». − 2017. − № 50. − С. 89−92.
- Титаренко Л.Г. Место и роль интеграции систем высшего образования в международном сотрудничестве стран ЕАЭС // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. − 2018. − №1-2. − С. 319−321.
- Problems and prospects of convergence of higher education systems in countries of the Eurasian economic union / V.M. Zuev, S.V. Manakhov, N.N. Gagiev, O.G. Demenko // Espacios. – 2018. – Vol. 39. – № 29. URL: https://www.revistaespacios.com/a18v39n29/a18v39n29p21.pdf (дата обращения 24.05.2024).
- Процессы евразийской интеграции: социально-политическое измерение / Г.В. Осипов, Г.И. Осадчая, Э.М. Андреев и др. − М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2018. − 374 c.
- Атоян К.Л. Высшее образование в государствах-членах ЕАЭС: вопросы интеграции // Dialogue: politics, law, economics, Interparliamentary Assembly of Member Nations of the Commonwealth of Independent States (IPA CIS). – 2018. – № 2 (9). – С. 65−71.
- Хмиль И.В. Международно-правовые аспекты образовательной интеграции ЕАЭС // Правопорядок: история, теория, практика. − 2022. − № 3 (34). − С. 101–107.
- Осадчая Г.И., Юдина Т.Н. Высшее образование в Евразийском экономическом союзе: потенциал и проблемы сотрудничества // Вестник РУДН. Серия «Социология». − 2024. − № 1. − С. 140−154.
- Чугрина М.А. Формирование единого образовательного пространства как фактор экономической интеграции стран ЕАЭС: автореф. дис. … канд. экон. наук. – М., 2019. – 31 с.
- Фатыхова В.М. Научно-образовательный комплекс как фактор политической составляющей интеграционных процессов в ЕС и ЕАЭС: дис. … канд. полит. наук. – М., 2019. – 198 с.
- Осадчая Г.И. Россия в контексте евразийской интеграции: социальное измерение // Вестник РУДН. Серия «Социология». − 2015. − № 4. − С. 57−70.
- Зенков А.Р. Интеграционные процессы в российском образовании; евразийский контекст // Проблемы евразийской интеграции. URL: https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2023_02/9-Zenkov.pdf (дата обращения 27.04.2024).
- Левченко К.И. Россия и евразийское образовательное пространство // Труды ХIII Евразийского научного форума. Сборник статей. Часть III. – СПб.: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС», 2018. – C. 97−104.
- Банслова В.Б., Хакаю В.В. РФ на рынке образовательных услуг стран ЕАЭС: проблемы и перспективы // Гипотеза/Hypothesis. − 2022. − № 4 (21). – С. 14−20.
- Золкина Д.Г. Российское высшее образование как инструмент евразийской интеграции // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». − 2022. − № 1. − С. 83–98. doi: 10.28995/2073-6339-2022-1-83-98.
- Левченко А. Возможна ли евразийская интеграция в сфере образования? // Сайт РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vozmozhna-li-evraziyskaya-integratsiya-v-sfere-obrazovaniya/?ysclid=lguzbp7piw771160899 (дата обращения 17.04.2024).
- Лебедева Т.В., Субботин А.А. Особенности миграции молодежи на евразийском пространстве // Философия хозяйства. − 2021. − № 6. − С. 243−265.
- Лебедева Т.В. Учебная миграция в Российскую Федерацию: социальные аспекты: монография. − М.: Экон-Информ, 2021. – 199 с.
- Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Васильева Е.Н. Образовательная миграция в контексте геополитических вызовов. – М.: Проспект, 2023. − 128 с.
- Ростовская Т.К., Давлетшина Л.А. Образовательная миграция как инструмент приумножения рабочей силы // Интеграция образования. − 2024. − Т. 28. − № 3. − С. 347–365.
- Сергеева Л.В. Положительные аспекты академической миграции из стран ЕАЭС в контексте миграционных тенденций // Электронная библиотека УрФУ. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55742/1/ 8udf2_071.pdf?ysclid=lqdx4vhitu629168333 (дата обращения 20.12.2023).
- Черникова А.А. Образовательная миграция из стран Евразийского Экономического Союза: социальные угрозы, перспективы, динамика // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». − 2020. − № 2 (58). − С. 149−157.
- Бурганова И. Н. Академическая мобильность в странах-участницах ЕАЭС // Известия Саратовского университета. Серия «Социология. Политология». − 2020. − Т. 20. − Вып. 3. − С. 279–285. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-3-279-285.
- Кочербаева, А.А., Осадчая Г.И., Юдина Т.Н. Новые тренды миграции в Евразии в контексте интеграционных процессов (по материалам международной научной конференции) // ДЕМИС. Демографические исследования. − 2023. − Т. 3. − № 3. − С. 241–252. doi: 10.19181/demis.2023.3.2.16. EDN: DYWQPQ.
- Канунникова А.М. Интернационализация высшего образования России в современных условиях // Вестник евразийской науки. − 2023. − Т. 15. − № 2. URL: https://esj.today/PDF/20ECVN223.pdf (дата обращения 18.04.2024).
- Перспективы формирования евразийского научно-образовательного пространства. Высшая школа экономики. Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями. Круглый стол на платформе Webinar 11 апреля 2023 г. URL: https://globalcentre.hse.ru/yasinconf2023se?ysclid=lu9y9d4ydo173548779 (дата обращения 18.05.2024).
- Евразийский научный форум (ЕНФ) // Сайт Университета при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС. URL: https://www.miep.edu.ru/science/evraziyskiy-nauchnyy-forum-enf/ (дата обращения 14.07.2024).
- Информационное письмо о проведении Шестнадцатого Евразийского научного форума // Сайт Университета при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС. URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src= https%3A%2F%2Fwww.miep.edu.ru%2Fscience%2Fevraziyskiy-nauchnyy-forum-enf%2Fenf-2024%2Finf_pismo_enf2024.docx&wdOrigin=BROWSELINK (дата обращения 28.06.2024).
- Статистический ежегодник Евразийского экономического союза // Сайт ЕЭК. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/iblock/cd4/Brief_Statistics_Yearbook_2023.pdf?ysclid=luh4hlmxss927849336 (дата обращения 25.05.2024).
- Статистический ежегодник Евразийского экономического союза; Евразийская экономическая комиссия // Сайт ЕЭК. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_stat/econstat/statpub/Stat_Yearbook_2017.pdf?ysclid= m29jbb8n3q566970333 (дата обращения 17.05.2024).
- Лебедева Т.В. Современные особенности образовательной миграции на евразийском пространстве // III Международный демографический форум «Демография и глобальные вызовы». Том 2. − Воронеж: Цифровая полиграфия, 2024. – С. 867−875.
- О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 г.: решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 г. // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375194/ (дата обращения 14.04.2024).
- О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г.: распоряжение Совета Евразийской Экономической комиссии № 4 от 5 апреля 2021 г. г. Нур-Султан // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01429229/err_17052021_4 (дата обращения 15.04.2024).
- Материалы Евразийского экономического форума. 26 мая 2022 года. г. Бишкек, Кыргызская Республика // Cайт ЕАЭС. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/1e5/Broshyura.-itog.pdf?ysclid=m2j52kj87c64578382 (дата обращения 14.05.2024).
- Эксперты обсудили итоги председательства России в ЕАЭС в МИА «Россия сегодня» // Сайт РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/news/eksperty-obsudili-itogi-predsedatelstva-rossii-v-eaes-v-mia-rossiya-segodnya/?sphrase_id=161585922&ysclid=m2d5vd96lb526036596 (дата обращения 18.05.2024).
- Путин призвал ЕАЭС стремиться к общим учебным и профессиональным стандартам // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20230525/putin-1874126227.html (дата обращения 19.03.2024).
- Фальков: новые реалии и качество образования обусловили отказ от Болонской системы // Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/14783747?ysclid=m2ek8799wc957258966 (дата обращения 11.05.2024).
- Баблумян С. Россия откажется от Болонской системы образования. Что выберет Армения? // Информационное агентство «Sputnik Армения». URL: https://am.sputniknews.ru/20220612/rossiya-otkazhetsya-ot-bolonskoy-sistemy-obrazovaniya-chto-vyberet-armeniya-43256298.html (дата обращения 21.04.2024).
- Хан М. Болонская система образования в Казахстане // Gostudy. URL: https://www.gostudy.cz/no-category/bolonskaya-sistema-obrazovaniya-v-kazahstane?ysclid=lx3mmsaax605051546 (дата обращения 18.05.2024).
- QS World University Rankings 2025: Top Global Universities // Website QS TOPUNIVERSITIES. URL: https://www.topuniversities.com/world-university-rankings?countries=am&ysclid=m2emlqcadw553516686 (дата обращения 08.06.2024).
- О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования: указ Президента Российской Федерации № 343 от 12.05.2023 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://actual.pravo.gov.ru/content/content.html#pnum=0001202305120005 (дата обращения 14.04.2024).
- ЕЭК изучила ситуацию с доступом к среднему образованию детей трудящихся в странах ЕАЭС // Сайт ЕЭК. URL: https://eec.eaeunion.org/news/eek-izuchila-situatsiyu-s-dostupom-k-srednemu-obrazovaniyu-detey-trudyashchikhsya-v-stranakh-eaes/ (дата обращения 09.06.2024).
Дополнительные файлы
