The role of the Russian Federation in the formation of a single scientific and educational space of the Eurasian Economic Union

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

In the current geopolitical conditions, when the Russian Federation is forced to exist under Western sanctions, more and more attention in foreign policy is paid to establishing cooperation with friendly countries, primarily with the member states of the Eurasian Economic Union (EAEU). One of the most important areas of humanitarian cooperation within the EAEU is the formation of a single scientific and educational space. The article is devoted to identifying the role of the Russian Federation in the initiation and development of this fundamental process, since only the availability of highly qualified personnel can ensure high economic growth of each member state of the integration association individually and the economic union as a whole. The development of the basic principles of interaction in the Eurasian scientific and educational space has been taking place "in small steps" for almost 10 years. The scientific review presented in the article contains an analysis of modern initiatives and practical steps taken to form a single scientific and educational environment in the EAEU. It is noted that the Russian Federation, which chaired the EAEU in 2023, put forward a number of initiatives to intensify cooperation between educational systems in the Eurasian space. Based on the research conducted using statistical, graphical and other methods, the article identifies 11 reasons that hinder the intensification of this process. Particular attention is paid to the differences in the features of the functioning of the higher education systems of the EAEU member states, and to the adherence of some of them to the principles of the Bologna system. The low level of academic mobility of students and teachers between universities in the Eurasian space, as well as the reduction in the volume of educational migration between the EAEU member states in recent years, are of concern. Therefore, the Russian Federation, with the most powerful system of personnel training in the EAEU, should continue to put forward initiatives that will contribute to the earliest possible formation of a single scientific and educational space.

Толық мәтін

Введение

Значение сотрудничества государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в научно-образовательной сфере сложно переоценить, поскольку оно способствует повышению качества человеческого капитала в странах интеграционной группировки. Активное взаимодействие стран-участниц на евразийском образовательном пространстве послужит важнейшим стимулом в создании развитого рынка высококвалифицированных трудовых ресурсов в интеграционном объединении, что положительно скажется на стимулировании роста инновационного производства товаров, на внедрении передовых методов оказания услуг и движения капитала, что соответствует целям создания ЕАЭС [1].

Однако, несмотря на то, что 1 января 2025 года ЕАЭС отметит своё 10-летие, формирование единого научно-образовательного пространства в интеграционном объединении находится лишь на начальной стадии, когда происходят выработка согласованных подходов и принятие рамочных документов по развитию взаимовыгодного сотрудничества. В настоящее время отсутствуют наднациональные органы управления образованием на интеграционном пространстве − эта функция возложена на постоянно действующий межгосударственный орган – Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). На данный момент превалирует кооперация на межвузовском уровне и среди научных организаций.

Отдельного внимания заслуживает создание и функционирование ассоциаций образовательных структур стран-участниц, которые не только ведут активный диалог внутри своих образований, но и выходят с предложениями на наднациональный уровень, что также способствует интеграции научного и образовательного пространства ЕАЭС. В качестве примеров можно назвать функционирование Евразийской ассоциации университетов [2], Славянских университетов [3], научно-образовательного консорциума «Евразийский сетевой университет» [4]. Поскольку пространство ЕАЭС является асимметричным объединением, в котором доминирует Российская Федерация по территории, населению, производственному и научно-техническому потенциалу, уровню развития науки и образования, российская система образования призвана сыграть важнейшую роль в формировании единого евразийского научно-образовательного пространства.

Научный обзор

Особенности формирования единой научной и образовательной среды в ЕАЭС обсуждаются достаточно широко с момента возникновения интеграционной группировки, поскольку при создании рынка услуг ЕАЭС образование не было включено в перечень его секторов. Поэтому целый ряд научных исследований был посвящён оценке места и роли систем высшего образования России и других государств − членов ЕАЭС в евразийском научно-образовательном сотрудничестве [5−11]. Особенностям формирования единого образовательного пространства интеграционного объединения посвящены и диссертационные исследования молодых учёных [12, 13].

За десятилетие существования ЕАЭС ряд научных разработок, посвящённых интеграции российской системы высшего образования в евразийское образовательное пространство, было выполнено учёными академических институтов [14, 15], представителями вузовских научных школ [16, 17] и независимыми экспертами [18, 19].

Особый интерес сохраняется к проблематике образовательной миграции, поскольку российская система высшего образования является важнейшим центром притяжения интеллектуальной миграции и значимым вектором академической мобильности. Данному популярному направлению научных исследований посвящены работы учёных кафедры демографии Высшей школы современных социальных наук (ВШССН) МГУ имени М.В. Ломоносова [20, 21], Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН) [22, 23], представителей других научных и образовательных организаций [24−28].

Обзор имеющихся исследований позволил выявить, что у современных учёных имеется устойчивый интерес к рассмотрению проблем формирования единого образовательного пространства и оценке участия России в этом процессе. Но поскольку в современных экономических и политических условиях появляются новые обстоятельства, развиваются новые направления сотрудничества, публикуются «свежие» статистические данные, характеризующие процесс сближения образовательных систем государств-участников ЕАЭС, поэтому требуется дальнейшее расширение и углубление академических исследований в данном направлении.

Методология исследования

В статье были использованы методологические подходы и методические приёмы, которые разрабатываются и применяются крупными исследовательскими коллективами, в сферу научных интересов которых входят вопросы формирования единого образовательного пространства. Одной из таких структур является Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее по тексту − Институт). Так, Центром компетенций по взаимодействию с международными организациями Института 11 апреля 2023 г. состоялся специальный круглый стол «Перспективы формирования евразийского научно-образовательного пространства», участники которого подтвердили необходимость расширения научно-образовательного сотрудничества в ЕАЭС как важнейшего направления углубления евразийской интеграции. Будущее евразийского пространства представляется «территорией инноваций», на котором ожидаются научно-технологические прорывы и высокий уровень развития человеческого потенциала ввиду расширения сотрудничества в области образования [29].

Значительный вклад в формирование единого образовательного пространства и оценку роли российской системы образования в этом процессе вносит Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС, где под общим руководством Министра по интеграции и макроэкономике ЕАЭС, академика С.Ю. Глазьева с 2007 г. проводится Евразийский научный форум. Последнее заседание форума состоялось 30 ноября − 1 декабря 2023 г., где были подведены итоги председательствования Российской Федерации в ЕАЭС [30]. Одним из важнейших направлений работы ежегодного форума является обсуждение проблем научной и образовательной интеграции в рамках ЕАЭС. На запланированном на декабрь 2024 г. Шестнадцатом Евразийском научном форуме предполагается обсуждение научной проблемы «Образовательное пространство Евразии: сложности взаимодействия и новые инициативы» [31].

Существенную поддержку в проведении научных исследований по теме оказали сборники статистической информации, которые ежегодно выпускаются ЕЭК (последний выпуск − в конце 2023 г.) [32].

В подготовке материалов статьи использовались традиционные теоретические и количественные методы научного исследования на основе системного подхода − анализ, сравнение, обобщение, статистический и иллюстративный методы, контент-анализ.

Результаты

Евразийское образовательное пространство в 2022/23 учебном году характеризовалось значительной асимметрией, поскольку большинство образовательных организаций ЕАЭС (722 из 1008) и наибольшее число студентов (3,6 из 4,3 млн чел.), осваивающих основные профессиональные образовательные программы (ОПОП), обучались на территории Российской Федерации. Доля российских вузов в общей численности организаций высшего образования евразийского пространства в 2022/23 учебному году оставалась достаточно высокой – 72 % (рис. 1), хотя, по расчётам автора, за 9 лет (2015/16−2022/23 академические годы) снизилась на 4 % вследствие проведения политики укрупнения российских вузов [32, 33].

Доля обучающихся в вузах Российской Федерации по ОПОП в 2022/23 учебном году имела ещё более высокие значения – 82 % всех студентов евразийского пространства; с 2015/16 учебного года этот показатель даже увеличился на 1 % [32, 33].

По результатам авторского анализа данных студенческой миграции, в российских вузах в начале 2022/23 академического года обучалось 351,6 тыс. иностранных граждан, из которых 79,9 тыс. чел. были представителями государств − членов ЕАЭС (23 %). Наибольшее количество образовательных мигрантов были выходцами из Казахстана (56,7 тыс. чел. − 71 % всех прибывших на обучение в вузы России из государств − членов ЕАЭС). Обучение в российских вузах в анализируемом учебном году также было достаточно популярным у образовательных мигрантов из Беларуси (10,9 тыс. человек, 14 %) и из Кыргызстана (9,6 тыс. чел., 12 %) [34].

 

Рис. 1. Доля высших учебных заведений государств − членов ЕАЭС в общем числе вузов евразийского образовательного пространства на начало 2022/23 академического года, %

Fig. 1. Share of higher education institutions of the EAEU member states in the total number of universities in the Eurasian educational space at the beginning of the 2022/23 academic year, %

 

Рис. 2. Доля обучающихся в вузах государств − членов ЕАЭС в общей численности обучающихся по программам высшего образования в ЕАЭС на начало 2022/23 академического года, в тыс. чел.

Fig. 2. Share of students in higher education institutions of the EAEU member states in the total number of students in higher education programs in the EAEU at the beginning of the 2022/23 academic year, in thousands of people

 

Как известно, научно-образовательная сфера не была включена в Договор о ЕАЭС 2014 г. в качестве самостоятельного направления гуманитарного сотрудничества между государствами – членами союза. При этом ещё в рамках существования в 2009−2013 гг. Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) были приняты документы о сотрудничестве по созданию единого образовательного пространства интеграционного объединения. Однако данные договорённости не применяются даже в той части, которая не противоречит статьям договора о ЕАЭС.

Взаимодействие в данном направлении до 2020 г. осуществлялось на уровне принятия намерений и рекомендаций Коллегии ЕЭК (не являющихся нормативно-правовым актом). Инициатором принятия большинства документов была российская сторона. Разработка и согласование документов – это процесс сложный, поскольку другие страны − партнёры по интеграционному объединению с большой осторожностью относятся ко всем российским инициативам.

В 2020 г. в рамках ЕАЭС была согласована и принята Стратегия развития евразийской интеграции до 2025 г., где в Направлении 10 сформулированы основные векторы взаимодействия между государствами-членами союза в области науки и образования [35], конкретизированные в апреле 2021 г. в Плане мероприятий по реализации стратегических направлений [36].

До 2022 г. сближение образовательных систем и формирование единого образовательного пространства строилось на основе использования основных принципов Болонской системы. Однако не все государства − члены ЕАЭС смогли в полной мере интегрироваться в Болонский процесс: активными участниками остаются вузы Казахстана и Армении, из кыргызстанских образовательных организаций участниками являются отдельные вузы, а российские и белорусские организации высшего образования с июня 2022 г. вышли из этого процесса. Но ещё в апреле-мае 2022 г. в органах государственной власти Российской Федерации шла дискуссия о целесообразности пребывания России в Болонских соглашениях. В это время российская сторона на Евразийском экономическом форуме в столице Кыргызстана г. Бишкеке начала активно выступать за создание единого евразийского научно-образовательного пространства [37].

В 2023 г. в ЕАЭС председательствовала Российская Федерация. Принятые меры по расширению взаимодействия государств − участников ЕАЭС в области промышленной кооперации, развитию энергетического сектора, продовольственной безопасности, транспортной системы и финансового обеспечения различных межгосударственных коллабораций позволили преодолеть негативные последствия внешнего воздействия и не допустить снижения темпов взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества [38]. При этом российская сторона в 2023 г. выступила со множеством инициатив и первостепенных предложений по сближению образовательных систем интеграционного объединения. Так, на заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе 25 мая 2023 года Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил к четырём действующим в ЕАЭС свободам (передвижение товаров, услуг, финансов и человеческого капитала) добавить пятую − свободу знаний. Президент России призвал страны-участницы к максимальному сближению образовательных систем, к необходимости разработки общих требований к профессиям, выработке общих образовательных стандартов, подготовке совместных учебников и др. [39].

Немаловажное значение в функционировании и привлекательности образовательных организаций на евразийском пространстве имеет качество образовательных услуг. При этом в условиях внедрения болонской модели организации высшего образования профессионализм выпускников в России и в некоторых других странах снизился [40, 41]. По-прежнему большие надежды на успешное функционирование вузовской системы на болонских принципах из всех государств − членов ЕАЭС возлагают только в Казахстане [42].

В последнем рейтинге мировых университетов QS World University Rankings 2025 из российских вузов представлено только 47 университетов, поскольку в последние годы к участию в рейтинге новые российские вузы не привлекают. Оценка деятельности образовательных организаций производится на основании девяти параметров. Ведущими российскими вузами признаны московские университеты − МГУ имени М.В. Ломоносова, МГТУ имени Н.Э. Баумана и РУДН (соответственно, 94-е, 298-е и 316-е места). Из других образовательных организаций евразийского пространства в рейтинге представлены 21 казахстанский вуз, по три белорусских и кыргызстанских вуза, а также Ереванский государственный университет (Армения) [43].

Важным индикатором привлекательности образовательной системы того или иного государства является образовательная миграция. Исследования автора статьи показали, что на начало 2022/23 академического года наибольшее количество студентов-иностранцев обучалось в российских вузах – 351,6 тыс. чел., из которых 79,9 тыс. чел. были представителями государств − участников ЕАЭС. Главный поток в российские вузы обеспечил Казахстан, откуда прибыло 56,7 тыс. чел. (71 % всех прибывших в вузы России с евразийского пространства). Однако поток образовательных мигрантов в вузы Российской Федерации из государств − членов ЕАЭС за период 2018/19–2022/23 уч. гг. снизился на 9 % [34].

Обсуждение

Проведённые исследования показали, что формирование единого научно-образовательного пространства идёт достаточно сложно, при том что российская сторона в последние годы активно выступает с рядом инициатив и постоянно развивает взаимоотношения с образовательными системами других государств − участников ЕАЭС. Причины сложившейся ситуации:

  1. Хотя образовательные структуры государств − членов ЕАЭС достаточно длительное время функционировали в рамках общей советской образовательной системы, отличавшейся высоким качеством профессиональной подготовки специалистов [41], в настоящее время каждая из стран − участниц интеграционного объединения страшится поступаться национальными принципами из-за боязни утраты национальных особенностей образовательной системы и сложившихся подходов в организации подготовки кадров высокой квалификации. Вследствие универсализации и стандартизации евразийского образовательного пространства существуют опасения потери уникальности национальных стандартов и образовательных программ подготовки специалистов высшего звена, сложившейся в государствах интеграционного объединения.
  2. После начала специальной военной операции России по демилитаризации и денацификации Украины создание единого научно-образовательного пространства осложнено действием беспрецедентного количества антироссийских санкций. Хотя престиж российского образования в государствах − членах ЕАЭС всегда был достаточно высоким (значительное количество родителей нынешних студентов и абитуриентов обучались в своё время в российских вузах), страны ЕАЭС заняли выжидательную позицию, поскольку опасаются применения против них вторичных санкций.
  3. В Российской Федерации идёт формирование новой национальной системы высшего образования. В настоящее время, согласно указу Президента Российской Федерации от 12.05.2023 г. № 343 [44], реализуется пилотный проект по установлению новых уровней высшего образования: базового (бакалавриат и специалитет), специализированного (магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка), а также уровень профессионального образования (аспирантура). Поскольку новая система пока в полной мере не внедрена, результаты и перспективы её функционирования еще не очевидны. Поэтому у партнёров по ЕАЭС вопрос «А стоит ли ориентироваться на эту новую систему высшего образования?» – остаётся пока открытым.
  4. До настоящего времени две страны из числа государств − членов ЕАЭС настроены на следование принципам Болонской системы – Казахстан и Армения. 11 вузов Кыргызстана также движутся по болонскому пути интеграции с западными странами. Сложившаяся ситуация ослабляет усилия российской стороны, направленные на формирование единого евразийского образовательного пространства.
  5. На образовательном пространстве ЕАЭС наблюдается низкий уровень развития академической мобильности вследствие разницы в профессиональных стандартах и образовательных программах, из-за неразработанности механизмов студенческих и преподавательских обменов, отсутствия средств у вузов на организацию приёма и направления обучающихся по обмену, недостаточной разработки нормативно-правовых аспектов организации академических обменов [26].
  6. Важным фактором роста авторитета российской образовательной системы на евразийском пространстве является повышение качества образования и конкурентоспособности российских вузов в мире, рост позиций, занимаемых ими в международных рейтингах вузов. Однако вследствие сложившейся геополитической ситуации список российских участников международных рейтингов неправомерно ограничен.
  7. В трёх из пяти стран евразийского пространства русский язык не является государственным, поэтому ограничено число образовательных учебных заведений с преподаванием на русском языке. В августе 2023 г. ЕЭК проведено специальное исследование возможностей изучения школьниками русского языка в этих странах [45], результаты которого представлены на рис. 3.

Наиболее благоприятные условия для изучения русского языка созданы в Казахстане, где обучение доступно практически в половине всех школ. Несколько сложнее найти школу с преподаванием русского языка в Кыргызстане и очень проблематично − в Армении, где только 3 % средних общеобразовательных организаций республики готовы предоставить такую услугу (рис. 3).

 

Рис. 3. Доля школ с преподаванием русского языка от общего числа средних общеобразовательных организаций государств − участников ЕЭАС, в которых русский язык не является государственным, % (по состоянию на август 2023 г.)

Fig. 3. Share of schools with Russian language teaching from the total number of secondary schools in the EAEU member states where Russian is not the official language, % (as of August 2023)

 

  1. Современная молодёжь выступает против идеологизации образовательного пространства. Его формирование должно осуществляться на основе взаимного уважения, поликультурной и межрелигиозной толерантности, дружеского диалога и взаимовыгодного сотрудничества. В ходе тесного взаимодействия в решении научно-образовательных задач должны быть выработаны совместные принципы, общие воззрения на определённые социальные явления и процессы.
  2. Исследования миграции на евразийском пространстве позволили прийти к выводу о том, что общий поток образовательных иммигрантов на территорию ЕАЭС постоянно возрастает. При этом доля выходцев из государств − членов евразийского интеграционного объединения заметно снижается [34]. Такая ситуация складывается не только вследствие современных геополитических вызовов, но и из-за различий в профессиональных стандартах и образовательных программах, нерешённости проблем качества образования, слабого владения русским языком. Поэтому абитуриенты из стран-участников ЕАЭС всё чаще выезжают за пределы евразийского пространства в поисках более подходящей для себя среды получения образования и приобретения необходимых профессиональных навыков.
  3. Пока формирование единого евразийского образовательного пространства осуществляется в режиме «малых шагов», интернационализация образования приводит к росту достаточно острой конкуренции в сфере образовательной миграции со стороны стран-конкурентов, в числе которых государства − члены Европейского союза, а также Китай, Турция, Южная Корея [17]. Поэтому на евразийском пространстве необходима разработка более гибких мер ценовой политики на образовательные услуги для выходцев из государств − членов интеграционной группировки, а также подготовка и принятие специальных программ поддержки образовательных мигрантов из стран ЕАЭС по образу Erasmus+ (ЕС) и DAAD (Немецкой службы академических обменов).

Существенную помощь в отборе потенциальных абитуриентов для российских вузов в предоставлении услуг по изучению русского языка, знакомству населения с русской культурой может оказать увеличение числа загранучреждений и представительств Федерального агентства по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество или «Русский дом») в государствах − членах ЕАЭС. Расширение сети филиалов Россотрудничества в крупных городах евразийского пространства будет способствовать расширению гуманитарного, научно-технического, образовательного и культурного сотрудничества в интеграционном объединении.

Заключение

Будущее единое евразийское научно-образовательное пространство должно представлять собой не просто количественную совокупность образовательных организаций, в первую очередь вузов, обеспечивающих подготовку кадров высокой квалификации. В такой системе должны произойти глубокие качественные преобразования на основе использования согласованных элементов национальных образовательных систем, наиболее успешных практик Болонского процесса (прежде всего по особенностям предоставления грантов обучающимся иностранцам и по организации академической мобильности студентов и преподавателей), адаптации наиболее успешных практик советской системы высшего образования. При формировании такого сложного социального организма в обязательном порядке должны учитываться национальные культурно-образовательные традиции, формы и методы решения образовательных задач, опыт решения партнёрами по ЕАЭС возникающих в науке и образовании проблем.

Российская Федерация должна и впредь предлагать новые повестки и проекты в целях формирования единого евразийского образовательного пространства, поскольку наличие общей научно-образовательной базы подготовки кадров высокой квалификации будет способствовать дальнейшим позитивным социально-экономическим преобразованиям в государствах − членах ЕАЭС.

×

Авторлар туралы

Tamara Lebedeva

Lomonosov Moscow State University

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: shonohova@rambler.ru

Cand. Sc., Associate Professor, Researcher

Ресей, Moscow

Әдебиет тізімі

  1. The Treaty on the Eurasian Economic Union. Official website of the Eurasian Economic Union. (In Russ.) Available at: http://www.eaeunion.org/files/history/2014/2014_2.pdf (accessed 17 June 2024).
  2. Eurasian Association of Universities. Official website of the Eurasian Association of Universities. About the Association. (In Russ.) Available at: http://www.eau-msu.ru / (accessed 18 March 2024).
  3. The Ministry of Education and Science of Russia launched the Summit of Slavic Universities “Slavic Horizon 2023”. Official website of the Ministry of Education and Science of Russia. (In Russ.) Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/67105/ (accessed 14 May 2024).
  4. new universities became part of the “Eurasian Network University”. Website of the Ministry of Education and Science of Russia. (In Russ.) Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/78277/ (accessed 14 March 2024).
  5. Yun S.M. Education as an area of cooperation within the Eurasian Economic Union: problems and prospects. Bulletin of Tomsk State University. Series “History”, 2017, no. 50, рр. 89–92. (In Russ.)
  6. Titarenko L.G. Place and role of integration of higher education systems in international cooperation of the EAEU countries. Greater Eurasia: development, security, cooperation, 2018, no. 1–2, рр. 319–321. (In Russ.)
  7. Zuev V.M., Manakhov S.V., Gagiev N.N., Demenko O.G. Problems and prospects of convergence of higher education systems in countries of the Eurasian economic union. Espacios, 2018, vol. 39, no. 29. Available at: https://www.revistaespacios.com/a18v39n29/a18v39n29p21.pdf (accessed 24 May 2024).
  8. Osipov G.V., Osadchaya G.I., Andreev E.M. Processes of Eurasian integration: socio-political dimension. Moscow, BIBLIO-GLOBUS Publ., 2018. 374 p. (In Russ.)
  9. Atoyan K.L. Higher education in the EAEU member states: integration issues. Dialogue: politics, law, economics, Interparliamentary Assembly of Member Nations of the Commonwealth of Independent States (IPA CIS), 2018, no. 2 (9), рр. 65–71. (In Russ.)
  10. Khmil I.V. International legal aspects of educational integration of the EAEU. Law and order: history, theory, practice, 2022, no. 3 (34), рр. 101–107. (In Russ.)
  11. Osadchaya G.I., Yudina T.N. Higher education in the Eurasian Economic Union: potential and problems of cooperation. Bulletin of RUDN. Series “Sociology”, 2024, no. 1, pp. 140–154. (In Russ.)
  12. Chugrina M.A. Formation of a single educational space as a factor in the economic integration of the EAEU countries. Cand. Diss. Abstract. Moscow, 2019. 31 p. (In Russ.)
  13. Fatykhova V.M. Scientific and educational complex as a factor in the political component of integration processes in the EU and the EAEU. Cand. Diss. Moscow, 2019. 198 p. (In Russ.)
  14. Osadchaya G.I. Russia in the context of Eurasian integration: social dimension. Bulletin of RUDN. Series “Sociology”, 2015, no. 4, рр. 57–70. (In Russ.)
  15. Zenkov A.R. Integration Processes in Russian Education; Eurasian Context. Problems of Eurasian Integration. (In Russ.) Available at: https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2023_02/9-Zenkov.pdf (accessed 27 April 2024).
  16. Levchenko K.I. Russia and the Eurasian educational space. Proceedings of the XIII Eurasian Scientific Forum. Collection of articles. Part III. St. Petersburg, Autonomous Non-Commercial Organization of Higher Education “University under the Interparliamentary Assembly of the Eurasian Economic Community” Publ., 2018. pp. 97–104. (In Russ.)
  17. Banslova V.B., Khakayu V.V. The Russian Federation in the educational services market of the EAEU countries: problems and prospects. Hypothesis, 2022, no. 4 (21), рр. 14–20. (In Russ.)
  18. Zolkina D.G. Russian higher education as an instrument of Eurasian integration. Bulletin of the RSUH. Series “Political Science. History. International Relations”, 2022, no. 1, рр. 83–98. (In Russ.) doi: 10.28995/2073-6339-2022-1-83-98.
  19. Levchenko A. Is Eurasian integration possible in the sphere of education? RIAC Website. (In Russ.) Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vozmozhna-li-evraziyskaya-integratsiya-v-sfere-obrazovaniya/?ysclid=lguzbp7piw771160899 (accessed 17 April 2024).
  20. Lebedeva T.V., Subbotin A.A. Features of youth migration in the Eurasian space. Philosophy of Economy, 2021, no. 6, рр. 243–265. (In Russ.)
  21. Lebedeva T.V. Educational migration to the Russian Federation: social aspects: monograph. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2021. 199 p. (In Russ.)
  22. Rostovskaya T.K., Skorobogatova V.I., Vasilyeva E.N. Educational migration in the context of geopolitical challenges. Moscow, Prospect Publ., 2023. 128 p. (In Russ.)
  23. Rostovskaya T.K., Davletshina L.A. Educational migration as a tool for increasing the labor force. Integration of education, 2024, vol. 28, no. 3, рр. 347–365. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.116.028.202403.347-365.
  24. Sergeeva L.V. Positive aspects of academic migration from the EAEU countries in the context of migration trends. Electronic library of UrFU. (In Russ.) Available at: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55742/1/ 8udf2_071.pdf?ysclid=lqdx4vhitu629168333 (accessed 20 December 2023).
  25. Chernikova A.A. Educational migration from the countries of the Eurasian Economic Union: social threats, prospects, dynamics. Bulletin of the Lobachevsky University of Nizhny Novgorod. Series “Social Sciences”, 2020, no. 2 (58), рр. 149–157. (In Russ.)
  26. Burganova I.N. Academic mobility in the EAEU member countries. Izvestiya Saratov University. Series “Sociology. Political Science”, 2020, vol. 20, Iss. 3, рр. 279–285. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-3-279-285.
  27. Kocherbaeva A. A. New migration trends in Eurasia in the context of integration processes (based on the materials of the international scientific conference). DEMIS. Demographic studies, 2023, vol. 3, no. 3, рр. 241–252. (In Russ.) doi: 10.19181/demis.2023.3.2.16. EDN: DYWQPQ.
  28. Kanunnikova A. M. Internationalization of higher education in Russia in modern conditions. Bulletin of Eurasian Science, 2023, vol. 15, no. 2. (In Russ.) Available at: https://esj.today/PDF/20ECVN223.pdf (accessed 18 April 2024).
  29. Prospects for the formation of the Eurasian scientific and educational space. Higher School of Economics. Competence Center for Interaction with International Organizations. Round table on the Webinar platform on April 11, 2023. (In Russ.) Available at: https://globalcentre.hse.ru/yasinconf2023se?ysclid=lu9y9d4ydo173548779 (accessed 18 May 2024).
  30. Eurasian Scientific Forum (ESF). Website of the University under the Interparliamentary Assembly of the EurAsEC. (In Russ.) Available at: https://www.miep.edu.ru/science/evraziyskiy-nauchnyy-forum-enf/ (accessed 14 July 2024).
  31. Information letter on holding the Sixteenth Eurasian Scientific Forum. Website of the University under the Interparliamentary Assembly of the Eurasian Economic Community. (In Russ.) Available at: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fwww.miep.edu.ru%2Fscience%2Fevraziyskiy-nauchnyy-forum-enf%2Fenf-2024%2Finf_pismo_enf2024.docx&wdOrigin=BROWSELINK (accessed 28 June 2024).
  32. Statistical yearbook of the Eurasian Economic Union. Eurasian Economic Commission. Website of the EEC. (In Russ.) Available at: https://eec.eaeunion.org/upload/iblock/cd4/Brief_Statistics_Yearbook_2023.pdf?ysclid=luh4hlmxss927849336 (accessed 25 May 2024).
  33. Statistical yearbook of the Eurasian Economic Union; Eurasian Economic Commission. Website of the EEC. (In Russ.) Available at: https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_stat/econstat/statpub/Stat_Yearbook_ 2017.pdf?ysclid=m29jbb8n3q566970333 (accessed 17 May 2024).
  34. Lebedeva T.V. Modern features of educational migration in the Eurasian Space. III International Demographic Forum. Demography and Global Challenges. Vol. 2. Voronezh, Digital Printing Publ. House, 2024. рp. 867–875. (In Russ.)
  35. On strategic directions for the development of Eurasian economic integration until 2025. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council of December 11, 2020. SPS “ConsultantPlus”. (In Russ.) Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375194/ (accessed 14 April 2024).
  36. On the action plan for the implementation of the Strategic Directions for the Development of Eurasian Economic Integration until 2025. Order of the Council of the Eurasian Economic Commission dated April 5, 2021 No. 4, Nur-Sultan. Official website of the Eurasian Economic Union. (In Russ.) Available at: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01429229/err_17052021_4 (accessed 15 April 2024).
  37. Materials of the Eurasian Economic Forum. May 26, 2022. Bishkek, Kyrgyz Republic. EAEU website. (In Russ.) Available at: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/1e5/Broshyura.-itog.pdf?ysclid=m2j52kj87c64578382 (accessed 14 May 2024).
  38. Experts discussed the results of Russia's chairmanship of the EAEU in the MIA “Russia Today”. RIAC Website. News. December 25, 2023. (In Russ.) Available at: https://russiancouncil.ru/news/eksperty-obsudili-itogi-predsedatelstva-rossii-v-eaes-v-mia-rossiya-segodnya/?sphrase_id=161585922&ysclid=m2d5vd96lb526036596 (accessed 18 May 2024).
  39. Putin called on the EAEU to strive for common educational and professional standards. RIA Novosti. Available at: https://ria.ru/20230525/putin-1874126227.html (accessed 19 March 2024).
  40. Falkov: new realities and quality of education led to the rejection of the Bologna system. TASS Information Agency. (In Russ.) Available at: https://tass.ru/obschestvo/14783747?ysclid=m2ek8799wc957258966 (accessed 11 May 2024).
  41. Bablumyan S. Russia to abandon Bologna education system. What will Armenia choose? Sputnik Armenia News Agency. (In Russ.) Available at: https://am.sputniknews.ru/20220612/rossiya-otkazhetsya-ot-bolonskoy-sistemy-obrazovaniya-chto-vyberet-armeniya-43256298.html (accessed 21 April 2024).
  42. Khan M. Bologna education system in Kazakhstan. Gostudy. (In Russ.) Available at: https://www.gostudy.cz/no-category/bolonskaya-sistema-obrazovaniya-v-kazahstane?ysclid=lx3mmsaax605051546 (accessed 18 May 2024).
  43. QS World University Rankings 2025: Top Global Universities. Website QS TOPUNIVERSITIES. Available at: https://www.topuniversities.com/world-university-rankings?countries=am&ysclid=m2emlqcadw553516686 (accessed 8 June 2024).
  44. Decree of the President of the Russian Federation of 12.05.2023 No. 343 "On some issues of improving the higher education system". Official Internet portal of legal information. Available at: http://actual.pravo.gov.ru/content/content.html#pnum=0001202305120005 (accessed 14 April 2024).
  45. The EEC studied the situation with access to secondary education for children of workers in the EAEU countries. EEC website. Available at: https://eec.eaeunion.org/news/eek-izuchila-situatsiyu-s-dostupom-k-srednemu-obrazovaniyu-detey-trudyashchikhsya-v-stranakh-eaes/ (accessed 9 June 2024).

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML
2. Fig. 1. Share of higher education institutions of the EAEU member states in the total number of universities in the Eurasian educational space at the beginning of the 2022/23 academic year, %

Жүктеу (45KB)
3. Fig. 2. Share of students in higher education institutions of the EAEU member states in the total number of students in higher education programs in the EAEU at the beginning of the 2022/23 academic year, in thousands of people

Жүктеу (42KB)
4. Fig. 3. Share of schools with Russian language teaching from the total number of secondary schools in the EAEU member states where Russian is not the official language, % (as of August 2023)

Жүктеу (110KB)


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».