Анализ потребностно-смысловых особенностей руководителей разного уровня

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В статье рассматриваются результаты изучения потребностно-смысловой сферы руководителей, находящихся на трех уровнях управления в организациях и предприятиях: первые руководители (директора), их заместители и менеджеры среднего звена. Личность управленца, вождя, лидера достаточно глубоко изучена психологической наукой, однако с позиций потребностно-смыслового подхода этот вопрос недостаточно проработан. Ранее нами было доказано, что потребностно-смысловая сфера руководителей, по сравнению с рядовыми сотрудниками, имеет статистически значимые отличия в ряде психологических параметров: активная ориентация на доминирование как форму социального лидерства, высокий уровень развития познавательных и достиженческих смыслов, которые связаны с прагматичным подходом к делу и пониманием временных перспектив.

Цель. Изучить особенности потребностно-смысловой сферы трех категорий руководителей: директоров, заместителей, менеджеров среднего звена.

Материалы и методы. Основные методы исследования включают анализ научной литературы, касающейся рассматриваемого вопроса, комплекс диагностических методик: мотивационно-смысловые образования, смысложизненные ориентации, семантический дифференциал, методы статистической обработки.

Результаты. В ходе исследования выявлены значимые связи потребностей в достижении и аффилиации с иерархическим уровнем руководителя: чем выше должность, тем ниже данные потребности.  Анализ данных показал, что менеджеры среднего уровня демонстрируют самые высокие из всей выборки показатели общей осмысленности жизни и локуса контроля, а самые низкие – у заместителей. В группе первых руководителей и менеджеров данные параметры почти идентичны и значительно отличаются от показателей заместителей – они демонстрируют более экстернальную позицию. Оценка субъективных представлений понятий о себе (во времени) и мире в обследованных группах выявила значимые различия по семантическим факторам «сила» и «активность», в то время как все группы имеют идентичные показатели по семантическому фактору «оценка». При оценке временных координат, мира и себя менеджеры среднего звена демонстрируют существенно пониженные показатели по сравнению с другими группами, тогда как в группе заместителей получены наиболее высокие результаты по временным координатам, директора демонстрируют высокую самооценку активности.

Об авторах

Елена Александровна Лебедева

Уральский государственный экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: 838557@list.ru
ORCID iD: 0009-0009-6011-6463
SPIN-код: 1929-2190

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической теории и прикладной социологии

 

Россия, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45, г. Екатеринбург, 620144 Российская Федерация

Список литературы

  1. Авдеева, Т. Г. (2008). Особенности ценностносмысловой ориентации руководителей образовательных учреждений. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 54, 278–285. EDN: https://elibrary.ru/KOHWFB
  2. Асеев, В. Г. (2008). Структурные особенности ценностномотивационной системы личности. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 14(4), 53–58. EDN: https://elibrary.ru/MUQJJN
  3. Братусь, Б. С. (1988). Аномалии личности (891 с.). Москва: Мысль.
  4. Братусь, Б. С. (n. d.). Смысловая сфера личности [Электронный ресурс]. URL: http://testmetod.ru/index.php/stati/138-smyslovaya-sfera-lichnosti-b-s-bratus (дата обращения: 10.06.2025).
  5. Бурцев, А. О., Дашко, М. Н., & Ефимкина, Н. В. (2020). Исследование компонентов управленческого потенциала руководителей территориальных органов МВД России. Психология и право, 10(1), 1–17. https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100101. EDN: https://elibrary.ru/FTDLHK
  6. Вахнина, В. В. (2019). Социальнопсихологические особенности развития личностных смыслов к профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел. В Проблемы профессионального развития сотрудников ОВД: Сборник материалов Межведомственной конференции (Москва, 15 ноября 2018 года, с. 47–51). Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя. EDN: https://elibrary.ru/IHWRDL
  7. Вельмисова, Д. В. (2023). Управленческое взаимодействие как контекст смыслообразования. Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, 3, 36–44. https://doi.org/10.24412/1994-3776-2023-3-36-44. EDN: https://elibrary.ru/IIYGCZ
  8. Двойнова, У. Б., & Наумова, Ю. А. (2023). Теоретический обзор ценностномотивационного аспекта личности в организационной идентичности. International Journal of Medicine and Psychology, 6(8), 208–212. EDN: https://elibrary.ru/QNHICW
  9. Жаркович, М., Четкович, Я., & Кнежевич, М. (2015). Организация предприятий как функция успешного бизнеса. Строительство уникальных зданий и сооружений, 1(28), 91–98. EDN: https://elibrary.ru/TJDRLP
  10. Иванников, В. А. (2015). Порождение деятельности и проблема мотивации. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2, 15–22. EDN: https://elibrary.ru/TSHMIF
  11. Корженовский, И. И., & Меланьина, А. А. (2023). Личностные особенности руководителей успешных производственных коллективов. Организационная психология, 13(3), 182–200. https://doi.org/10.17323/2312-5942-2023-13-3-182-200. EDN: https://elibrary.ru/IHXPLD
  12. Леонтьев, Д. А. (1999). Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности (486 с.). Москва: Смысл.
  13. Леонтьев, Д. А. (1992). Тест смысложизненных ориентаций (18 с.). Москва: Смысл.
  14. Мухачева, А. В., & Соколов, А. И. (2017). Анализ различий в мотивации руководителейсобственников и наёмных менеджеров региональных предприятий. Экономика региона, 13(2), 524–536. https://doi.org/10.17059/2017-2-17. EDN: https://elibrary.ru/YSPBBZ
  15. Осгуд, Ч., Суси, Дж., & Танненбаум, П. (1972). Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по этике и смежным проблемам. В Семиотика и искусствометрия (370 с.). Москва.
  16. Пилипчевская, Н. В., & Зырянова, Е. В. (2016). Ценностносмысловые ориентации будущих менеджеров в образовании. Проблемы современного педагогического образования, 537, 161–167. EDN: https://elibrary.ru/XBHAXP
  17. Пригожин, А. И. (2015). Цели бизнеса: формирование и развитие. Общественные науки и современность, 1, 127–138. EDN: https://elibrary.ru/TKLKPJ
  18. Рябинина, Е. В., & Иванова, О. Э. (2020). Исследование смыслов профессиональной деятельности руководителей организаций. Бизнес. Образование. Право, 4(53), 102–108. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.53.476. EDN: https://elibrary.ru/DFWLQX
  19. Сосновский, Б. А. (1993). Мотив и смысл (198 с.). Москва: Прометей.
  20. Сосновский, Б. А. (2020). Потребностносмысловые факторы отношения человека к работе. Вопросы управления, 1(62), 158–168. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2020-1-158-168. EDN: https://elibrary.ru/UKDMPV
  21. Сосновский, Б. А., & Лебедева, Е. А. (2022). Семантический подход к изучению психологии руководителя. Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, 7(4), 90–114. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2022_25_4_005. EDN: https://elibrary.ru/MSNQFX
  22. Султанова, Ф. Р., & Леонова, А. Б. (2021). Роль индивидуальноличностных факторов в оценке привлекательности организационной культуры. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2, 123–141. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.02.07. EDN: https://elibrary.ru/PFUVXM
  23. Татаринова, Т. А., & Доминяк, В. И. (2022). Психологическая собственность в организационном контексте: о предпосылках, коррелятах и последствиях. Организационная психология, 12(1), 153–174. https://doi.org/10.17323/2312-5942-2022-12-1-153-174. EDN: https://elibrary.ru/JAFKKU
  24. Усова, Н. В. (2020). Изучение соотношения характеристик совладающего поведения и социальной активности личности в условиях социальной и трудовой неопределённости. Перспективы науки и образования, 5(47), 357–367. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.25. EDN: https://elibrary.ru/CPLNCV
  25. Федоринов, В. И., & Антонова, Н. В. (2024). Трудовая мотивация сотрудников финансовой организации: связь с увлечённостью и удовлетворённостью работой. Организационная психология, 14(1), 173–195. https://doi.org/10.17323/2312-5942-2024-14-1-173-195. EDN: https://elibrary.ru/WWEFHH
  26. Ярулов, А. А. (2019). Смысловые ориентиры управления. Народное образование, 4(1475), 154–159. EDN: https://elibrary.ru/WORAIY
  27. Ярыгина, Я. Н. (2009). Зависимость мотивации менеджеров от личностных ценностей при высоком уровне смысложизненных ориентаций. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология, 1(5), 135–139. EDN: https://elibrary.ru/REMCOP
  28. Gabrheová, G., Ondrijová, I., & Sciranková, A. (2024). Coping with demanding situations in managerial work in the context of the personality traits of managers. Ad Alta, 14(1), 50–55. https://doi.org/10.33543/j.1401.5055. EDN: https://elibrary.ru/TUUBJA
  29. Chaki, M. R., Guha, B., Biswas, S., et al. (2024). Multivariate framework for introspecting the motivational factors for satisfaction in HR profession. Military Technical Courier, 72(2), 651–675. https://doi.org/10.5937/vojtehg72-48661. EDN: https://elibrary.ru/LWSDIL
  30. Pishchik, V., & Postnikova, M. (2020). Digital generation representatives of various professional success levels: Psychological features. E3S Web of Conferences: 8 (RostovonDon, 19–30 августа 2020 года, p. 22002). RostovonDon. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021022002. EDN: https://elibrary.ru/RDBDLJ
  31. Ghadi, M. Y., Sakka, F., Vasilieva, V., et al. (2024). Sociopsychological factors influencing satisfaction, loyalty, and employee involvement in the production process. Rivista di Studi sulla Sostenibilita, 13(2), 29–46. https://doi.org/10.3280/riss2023-002003. EDN: https://elibrary.ru/UHRAXB
  32. Filinova, N. V., Bobinkin, S. A., Matveeva, S. V., et al. (2015). The influence of individual psychological abilities on managerial activities of line managers. Asian Social Science, 11(7), 208–214. https://doi.org/10.5539/ass.v11n7p208. EDN: https://elibrary.ru/UFRCDR

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».