Проблема изучения личностных детерминант смыслообразования в отечественной психологии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Смысловая установка, смысловая диспозиция, смысловой конструкт, мотив, потребности, ценности и смысл жизни формируют пристрастное отношение субъекта к предметам и явлениям окружающей его объективной действительности и, таким образом, становятся личностными детерминантами, которые определяют процесс смыслообразования. В настоящий момент накопился значительный объем аналитических исследований личностных детерминант смыслообразования, требующий теоретико-методологического осмысления.

Аналитический подход значительно облегчает исследование, в некоторых случаях, позволяя индуктивно обобщить значительный массив результатов исследований по проблеме смыслообразования, проведенных в отечественной психологии. Вместе с тем, аналитический подход приводит к тому, что предмет изучается «по частям», вне контекста более широкой системы, вследствие чего представления о нём получаются разрозненными и несистематизированными. Изолированное изучение детерминант смыслообразования приводит к утрате целостной картины формирования личностного и пристрастного отношения субъекта к предметам и явлениям действительности.

Цель – рассмотрение современного состояния проблемы изучения личностных детерминант, определяющих личностное отношение к предметам и явлениям объективной действительности, и обоснование необходимости перехода от аналитической к более зрелой с гносеологической точки зрения, системной фазе их изучения.

Материалы и методы. В работе используются сравнительно-исторический и библиографический методы исследования проблемы личностных детерминант смыслообразования.

Сравнительно-исторический метод исследования позволил проследить основные этапы изучения детерминант, которые определяют личностное отношение субъекта к предметам и явлениям окружающей его объективной действительности.

Основной задачей библиографического метода в настоящей работе стал анализ существующих научных подходов к личностным детерминантам, которые определяют трансформацию объективной реальности в субъективную действительность. В работе использовался исследовательский вариант библиографического метода для рассмотрения имеющихся подходов с целью обосновать преимущества структурно-уровневого подхода при изучении личностных детерминант, определяющих специфику субъективного отношения к предметам и явлениям объективной действительности.

Работа основана на комплексе источников, представленных статьями, монографиями и учебниками по проблеме смыслообразования.

Результаты. Основные научные результаты настоящей работы: в работе обосновывается необходимость перехода от аналитической к системной фазе исследования личностных детерминант смыслообразования: cмысловой установки, cмысловой диспозиции, cмыслового конструкта, мотива, потребностей, ценностей и смысла жизни; указывается, что на основе концепции динамической смысловой системы (ДСС) можно объединить личностные детерминанты смыслообразования в связанную и единую гносеологическую систему; предлагается методологическое основание – системный подход, который позволит рассматривать личностные детерминанты смыслообразования как взаимосвязанные части ДСС.

Интегративное исследование личностных детерминант смыслообразования как содержания разных уровней ДСС позволит лучше понять процесс формирования личностного и субъективного отношения к предметам и явлениям реальности и продвинуться в теоретико-методологически обоснованном понимании процесса смыслообразования в психологии в целом.

Об авторах

Илья Владимирович Михеев

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова»

Автор, ответственный за переписку.
Email: psy.mikheev@ya.ru
ORCID iD: 0009-0006-1839-1777

аспирант кафедры общей психологии и психологии развития Института клинической психологии и социальной работы

 

Россия, ул. Островитянова, 1, г. Москва, 117997, Российская Федерация

Дмитрий Николаевич Чернов

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова»

Email: chernov_dima@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5404-5325

к. психол. н., доцент, доцент, кафедра общей психологии и психологии развития Института клинической психологии и социальной работы

 

Россия, ул. Островитянова, 1, г. Москва, 117997, Российская Федерация

Список литературы

  1. Асмолов, А. Г. (1982). Основные принципы психологического анализа в теории деятельности. Вопросы психологии, 2, 14–27. EDN: https://elibrary.ru/MTUDSW
  2. Асмолов, А. Г. (1984). Личность как предмет психологического исследования (104 с.). Москва: Издательство Московского университета. EDN: https://elibrary.ru/PJQFQE
  3. Асмолов, А. Г. (1990). Психология личности (336 с.). Москва: Издательство Московского университета. ISBN: 5211002210. EDN: https://elibrary.ru/TOOQDV
  4. Барабанщиков, В. А. (2007). Системный подход в структуре психологического познания. Методология и история психологии, 2(1), 86–99. EDN: https://elibrary.ru/QAAXKZ
  5. Бернштейн, Н. А. (1966). Очерки по физиологии движений и физиологии активности (349 с.). Москва: Медицина.
  6. Братусь, Б. С. (1988). Аномалии личности (304 с.). Москва: Мысль.
  7. Выготский, Л. С. (1982). Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1 (487 с.). Москва: Педагогика.
  8. Выготский, Л. С. (2024). Лекции по психологии. Мышление и речь (432 с.). Москва: Издательство Юрайт.
  9. Карпов, А. В. (2021). Методологические основы психологического анализа информационной деятельности (615 с.). Ярославль: Филигрань.
  10. Леонтьев, А. Н. (1977). Деятельность. Сознание. Личность (2е изд., 304 с.). Москва: Политиздат. EDN: https://elibrary.ru/YPTEQM
  11. Леонтьев, А. Н. (1994). Философия психологии: из научного наследия (285 с.) / под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. Москва: Издательство Московского университета.
  12. Леонтьев, Д. А. (2003). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности (2е изд., испр., 487 с.). Москва: Смысл.
  13. Ломов, Б. Ф. (1975). О системном подходе в психологии. Вопросы психологии, 2, 31–45. EDN: https://elibrary.ru/SAFZCJ
  14. Норакидзе, В. Н. (1966). Типы характера и фиксированная установка (192 с.). Тбилиси: Мецниереба.
  15. Роговин, М. С. (1977). Структурноуровневые теории в психологии: методологические основы (79 с.). Ярославль: ЯрГУ.
  16. Столин, В. В., & Кальвиньо, М. (1979). Метод анализа личностных смыслов как теоретическая проблема. В Развитие эргономики в системе дизайна: тезисы докладов Всесоюзной конференции (с. 328–333). Боржоми: б. и.
  17. Чудновский, В. Э. (1999). К проблеме адекватности смысла жизни. Мир психологии, 2(18), 74–80. EDN: https://elibrary.ru/WIVKCM
  18. Попова, Т. А., Карпова, Н. Л., Вайзер, Г. А., & Карпинский, К. В. (ред.). (2021). Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского: коллективная монография (675 с.). Москва: Смысл.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».