Использование мультимедийной презентации при обучении юридической лексике английского языка студентов неязыковых вузов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Юридический английский является языком документов и нормативно-правовых актов, отличающихся точностью и фиксированностью формулировок. В настоящее время в переводах студентов неязыковых вузов отмечается тенденция к замещению значения лексических единиц языка права общеупотребимым значением или использованию калькирования и транскрибирования слова, что обуславливает необходимость более подробного изучения юридической лексики для исправления ошибок в интерпретации и понимании значения конкретных слов и словосочетаний. Процесс определения наиболее сложных аспектов лексики в настоящее время вызывает затруднения вследствие сокращения количества часов, выделяемых на практические занятия, а также увеличения количества человек в одной группе по иностранному языку. Использование мультимедийной презентации является одним из способов наглядной систематизации лексических единиц языка права, выполняемым каждым студентом индивидуально.

Цель. Основная цель состоит в определении и систематизации наиболее проблемных областей в изучении юридической лексики посредством выполнения студентами мультимедийной презентации для последующей интеграции полученных данных в процесс преподавания иностранных языков на юридических специальностях в неязыковых вузах.

Материалы и методы. Метод теоретического анализа научной и педагогической литературы применялся для оценки эффективности мультимедийной презентации как педагогического инструмента в обучении иностранному языку. Педагогический эксперимент позволил определить наиболее проблемные области в изучении профессионально-ориентированной лексики. Метод описания использовался для определения порядка сбора данных и их последующей интерпретации.

Результаты. В ходе эксперимента студенты неязыковых вузов произвели систематизацию сложных для освоения слов английского языка юридической сферы и представили их в виде мультимедийной презентации. Анализ полученного материала позволил выделить три основных источника ошибок при освоении английской лексики языка права: чтение, написание и ошибочное понимание семантики слов. Применение мультимедийной презентации способствует повышению вовлеченности студентов в процесс изучения иностранного языка посредством самостоятельного определения проблемных для понимания лексических единиц, а также внести элементы индивидуальной работы в практические занятия  по иностранному языку.

Об авторах

Екатерина Александровна Перцевая

ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: kmilyutina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7289-5080
SPIN-код: 4233-1064

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и иноязычной деловой коммуникации

 

Россия, ул. Советской Армии, 141 г. Самара, 443090, Российская Федерация

Амалия Левиковна Кюрегян

ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»

Email: amleku@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0822-4274
SPIN-код: 1390-9021

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

 

Россия, ул. Молодогвардейская, 244, г. Самара, 443100, Российская Федерация

Александра Петровна Кузьмина

ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения»

Email: fadeevaaleksa@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0833-7885
SPIN-код: 7651-8798

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики

 

Россия, 1-й Безымянный пер., 18, г. Самара, 443066, Российская Федерация

Список литературы

  1. Говенько, А. М. (2022). Мультимедийная презентация и её возможности при обучении иностранным языкам. В Современные тенденции развития аграрной науки: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции (Брянск, 1–2 декабря 2022 г., сс. 367–370). Брянск: Брянский государственный аграрный университет. EDN: https://elibrary.ru/ZURMKC
  2. Анюшенкова, О. Н. (2025). Использование ментальных карт в обучении иностранному языку. Мир науки, культуры, образования, (1)(110), 115–117. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2025-1110-114-117. EDN: https://elibrary.ru/OQLBYB
  3. Иванишина, А. Н. (2023). Визуализация и её использование в процессе обучения иностранному языку. В Стратегия развития образования для будущего России: Материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к Году педагога и наставника в Российской Федерации (Владимир, 16–17 марта 2023 г., Т. Часть 1, сс. 61–66). Владимир: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования имени Л. И. Новиковой». EDN: https://elibrary.ru/VAYWWM
  4. Киченко, А. А. (2010). Методика обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению студентов посредством мультимедийных презентаций: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Москва. EDN: https://elibrary.ru/QFAMSN
  5. Клевцова, Н. И. (2003). Методико-дидактические принципы создания и использования мультимедийных учебных презентаций в обучении иностранному языку: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Москва. EDN: https://elibrary.ru/NMEUYL
  6. Куманькина, И. П. (2018). Технология скрайбинга в изучении английского языка. В Актуальные проблемы германистики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции (Саранск, 14–15 ноября 2018 г., сс. 136–141). Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева. EDN: https://elibrary.ru/ZCAQQX
  7. Лазарева, А. С. (2007). Использование мультимедийной презентации для обеспечения качества обучения говорению на иностранном языке: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Тамбов. EDN: https://elibrary.ru/NOOPNZ
  8. Мухачева, В. В., & Плаксина, И. В. (2020). Использование мультимедийных презентаций при введении лексики на уроках иностранного языка. В Общество — наука — инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции (Омск, 9 мая 2020 г., Т. Часть 2, сс. 101–105). Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС». EDN: https://elibrary.ru/DFRPMT
  9. Ханжина, Т. В. (2019). К вопросу использования мультимедийных технологий в обучении лексике. В Языковые и культурные реалии современного мира: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (Пенза, 29 апреля 2019 г., сс. 102–107). Пенза: Пензенский государственный технологический университет. EDN: https://elibrary.ru/FGKJJK
  10. Bloch, J. (2009). The design of an online concordancing program for teaching about reporting verbs. Language Learning & Technology, (13)(1), 59–78. https://doi.org/10.64152/10125/44168
  11. Đurovića, Z., & Dlabača, T. (2025). Lexical profiling and building technical glossaries. Transportation Research Procedia, (83), 450–456. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2025.03.012. EDN: https://elibrary.ru/ONYUUB
  12. Lewis, M. (1993). The lexical approach: The state of ELT and a way forward. Hove: Language Teaching Publications.
  13. Nunan, D. (1999). Second Language Learning and Teaching. New York: Newbery House.
  14. Nicklin, C., Bailey, D., McLean, S., Kim, A. Y., Kang, H., & Vitta, J. P. (2025). Applying lexical sophistication models to wordlist development: A proof-of-concept study. Research Methods in Applied Linguistics, 4(1). https://doi.org/10.1016/j.rmal.2024.100175
  15. Thornbury, S. (2002). How to teach vocabulary. London: Longman Pearson.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».