Аутоагрессия как результат самоотчуждения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Повсеместная распространенность Интернета серьезно трансформировала жизнь современного человека, снабдив его на разные случаи жизни огромными массивами информации, носящей как объективный, так и фальсификационный характер. Сеть нивелирует разницу в географических местах проживания, сглаживает лингвистические барьеры, позволяет мгновенно получать сведения из самых отдаленных уголков мира, превратившись одновременно в источник информации необходимый для учебы и работы, средство общения, развлечения, дохода, включая просоциальные и делинквентные способы самореализации и самоутверждения. Частью новой «нормы» в эпоху глобализации стали практики аутоагрессивного поведения – пирсинг, татуирование, курение и пр.

Чем младше ребенок, тем активнее сеть формирует его мировосприятие, интересы, ценности. Культ индивидуального успеха, активно представленный в Интернете, порождает ощущение неуспешности, обуславливая желание снять напряженность через агрессивные высказывания в адрес других людей, кибербуллинг и пр., которые легче осуществить в виртуальном пространстве, используя анонимный режим или фейковый аккаунт.

Агрессивное поведение закладывается в семье. Родители, прибегающие к разным типам насилия, формируют у взрослеющих детей дисгармоничные представления о собственном «Я». В аутоагрессивном поведении акцент смещается с внешнего мира на внутренний, приводя при пролонгированном течении к социально-психологической дезадаптации. 

Цель исследования заключается в анализе феномена аутоагрессии.

Материалы и методы. В работе использованы методы теоретического анализа литературы, индукция, дедукция, абстрагирование.

Результаты. Самоагрессия является следствием приспособления к условиям, превышающим адаптационные возможности человека, что провоцирует рост соматических и психических заболеваний, увеличивает риск формирования суицидального поведения. В основе аутоагрессии лежат биологические и социально-психологические причины. Негативное воздействие референтного окружения обуславливает объектное самовосприятие, личностную инфляцию, снижая ограничительную роль социальных норм и запретов. «Хроническая» самоагрессия программирует деструктивный жизненный сценарий.

Об авторах

Татьяна Николаевна Кочеткова

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Автор, ответственный за переписку.
Email: Tatnik2021@yandex.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций

 

Россия, ул. Московская, 149, г. Санкт-Петербург, 196105, Российская Федерация

Список литературы

  1. Алигаева, Н. Н. (2023). Патопсихологические аспекты аутоагрессивного поведения несовершеннолетних осужденных. В Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда (с. 19–21). Москва.
  2. Бадалов, А. А., & Байышева, Э. Б. (2023). К вопросу о дисфункции ассоциативных областей головного мозга как предикторов формирования аутоагрессивного поведения (на модели комбинированной формы психопатологического диатеза). В Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда (с. 36–39). Москва.
  3. Баева, Л. В. (2024). Скулшутинг как глобальный феномен: «американская эпидемия» в России. Век глобализации, 3, 142–154. https://doi.org/10.30884/vglob/2024.03.13. EDN: https://elibrary.ru/FFEBGD
  4. Белашина, Т. В., & Кобзева, Д. А. (2020). Аутоагрессия как предиктор виктимного поведения личности. Психология человека в образовании, 2(1), 26–32. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-1-26-32. EDN: https://elibrary.ru/SXNDGK
  5. Бойкина, Е. Э. (2019). Агрессия сквозь призму социального остракизма. Современная зарубежная психология, 8(3), 60–67. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080307. EDN: https://elibrary.ru/OREJML
  6. Бойкина, Е. Э., Чиркина, Р. В., Чумаченко, Д. В., Романова, Н. М., & Киселев, К. А. (2024). Шкала нарушенных потребностей. Остракизм (подростки, молодежь), ШНПОПМ [Электронный ресурс]. Психология и право, 14(1), 53–71. https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140104. EDN: https://elibrary.ru/HWMRDC
  7. Боргуль, А. А. (2024). Скулшутинг: причины возникновения и способы профилактики. В Безопасность личности, общества и государства: теоретикоправовые аспекты: Сборник научных статей XVII международной научной конференции (с. 941–946). СанктПетербург: СанктПетербургский университет МВД РФ. EDN: https://elibrary.ru/ARHHHD
  8. Борисова, С. Е. (2024). Феномен скулшутинга и его толкование в контексте юридикопсихологического знания и ассоциативных смыслов будущих следователей. Психология и право, 14(2), 172–184. https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140213. EDN: https://elibrary.ru/JXGZKI
  9. Войскунский, А. Е. (2004). Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. Психологический журнал, 25(1), 90–100. EDN: https://elibrary.ru/NKNCUY
  10. Волкова, Е. Н., Волкова, И. В., & Исаева, О. М. (2016). Оценка распространённости насилия над детьми. Социальная психология и общество, 7(2), 19–34. https://doi.org/10.17759/sps.2016070202. EDN: https://elibrary.ru/WAPUOX
  11. Волкова, Е. Н., & Исаева, О. М. (2015). Ребёнок и насилие: диагностика, предотвращение и профилактика (290 с.). Нижний Новгород. ISBN: 978-5-00036-121-4. EDN: https://elibrary.ru/XNOPOE
  12. Вяткина, Н. В., Щукина, Р. И., Федотова, П., & Гаджиева, М. Т. (2023). Скулшутинг в России: взгляд на проблему исследователей и обывателей. Вестник ПНИПУ. Социальноэкономические науки, 1, 120–130. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2023.1.9. EDN: https://elibrary.ru/VQXKLI
  13. Гараганов, А. В. (2022). Социальнопсихологические причины школьного шутинга. Гуманизация образования, 1, 145–156. https://doi.org/10.24411/1029-3388-2020-10223. EDN: https://elibrary.ru/PYMLPI
  14. Глазырина, Л. Г. (2021). Аутоагрессия как предиктор интернетзависимости у подростков: теоретические аспекты. Проблемы современного педагогического образования, 714, 348–351. EDN: https://elibrary.ru/BMLPCC
  15. Головина, А. Г., & Самарина, О. Е. (2023). О некоторых особенностях несуицидального аутоагрессивного поведения при аффективных расстройствах и расстройствах личности в период адолесценции. В Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда (с. 66–68). Москва.
  16. Голубева, Н. И. (2023). Диссоциативные расстройства идентичности у детей с шизотипическими расстройствами личности. В Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда (с. 69–72). Москва.
  17. Гребенщикова, А. В. (2023). Психологопедагогическая профилактика и коррекция самоповреждающего поведения у детей и подростков. В Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда (с. 73–76). Москва.
  18. Густов, Г. В., Зинчук, М. С., Попова, С. Б., Святская, Е. А., & Акжигитов, Р. Г. (2023). Влияние типа детского стресса на формирование дисфункциональных личностных черт. В Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда (с. 77–82). Москва.
  19. Давыдов, Д. Г., & Хломов, К. Д. (2018). Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика. Национальный психологический журнал, 4(32), 62–76. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0406. EDN: https://elibrary.ru/VUSFIW
  20. Данченко, С. А., Гуремина, Н. В., & Назаров, М. С. (2023). Психологические особенности личности потенциального скулшутера. Russian Journal of Education and Psychology, 14(1–2), 200–212. URL: https://rjep.ru/archive/2023/rjep14_1_2_2023.pdf. EDN: https://elibrary.ru/WTDKZB
  21. Джафарова, Э. С., & Фаустова, А. Г. (2023). Взаимосвязь особенностей привязанности и самоповреждающего поведения у подростков из полных и неполных семей. В Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда (с. 83–85). Москва.
  22. Ипатов, А. В. (2017). Психологические детерминанты аутодеструктивного поведения подростков и механизмы его коррекции [Автореф. дис. … дра психол. наук] (52 с.). СанктПетербург. EDN: https://elibrary.ru/ZQDMNZ
  23. Меринов, А. В., Шишкова, И. М., Завалова, Е. Р., Васильева, Д. М., & Провоторова, А. О. (2023). Аутоагрессивный профиль в подростковом и раннем юношеском возрасте молодых женщин, в настоящий момент имеющих актуальные суицидальные идеи. Суицидология, 14(4), 57–70. https://doi.org/10.32878/suiciderus.23-14-04(53)-57-70. EDN: https://elibrary.ru/EPVJIU
  24. Новоселова, М. Л., & Дворянчиков, Н. В. (2014). Факторы ранней травматизации в развитии аномалий сексуального характера у мужчин [Электронный ресурс]. Психология и право. Psyandlaw.ru, 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2014_n2/69874 (дата обращения: 01.06.2025). EDN: https://elibrary.ru/SIVETJ
  25. Нуцкова, Е. В. (2016). Феноменология психологических последствий сексуального злоупотребления у детей и подростков в зависимости от действия различных факторов [Электронный ресурс]. Психология и право, 6(1), 73–90. https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060107. EDN: https://elibrary.ru/VPGFFR
  26. Пискарева, Т. К., & Ениколопов, С. Н. (2019). Нарушения половой идентичности и проблемы психического здоровья. Обозрение психиатрии и медицинской психологии, 3, 28–35. https://doi.org/10.31363/2313-7053-2019-3-28-35. EDN: https://elibrary.ru/HFEVKK
  27. Польская, Н. А. (2013). Взаимосвязь показателей школьного буллинга и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте. Психологическая наука и образование, 1, 39–49. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2013_n1/58596. EDN: https://elibrary.ru/PZNNNF
  28. Попов, Ю. В., & Бруг, А. В. (2005). Аддиктивное суициальное поведение подростков. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1, 24–26. EDN: https://elibrary.ru/QJKDDV
  29. Розанов, В. А. (2022). Агрессия и аутоагрессия (суицид) — анализ с позиций нейробиологии. Суицидология, 13(3), 3–38. https://doi.org/10.32878/suiciderus.22-13-03(48)-3-38. EDN: https://elibrary.ru/RKTXZR
  30. Руженков, В. А., & Руженкова, В. В. (2014). Некоторые аспекты терминологии и классификации аутоагрессивного поведения. Суицидология, 5(1), 41–51. EDN: https://elibrary.ru/SBPVLX
  31. Соколова, М. В. (2022). Социальнопсихологические детерминанты выбора аутоагрессивными подростками социальных сетей [Автореф. дис. … канд. психол. наук] (25 с.). Москва. EDN: https://elibrary.ru/FGLXVT
  32. Суходольская, Ю. В. (2020). Скулшутинг как самостоятельный криминологический феномен. Вестник университета прокуратуры Российской Федерации, 3(77), 117–120. EDN: https://elibrary.ru/CPENAT
  33. Тухтаева, Д. А., & Луковцева, З. В. (2024). Психологические особенности взрослых, переживших сексуальное насилие в детском или подростковоюношеском возрасте [Электронный ресурс]. Психология и право, 14(1), 33–52. https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140103. EDN: https://elibrary.ru/BCIDHF
  34. Утемисова, Г. У., & Васягина, Н. Н. (2020). Актуальность исследования проблемы буллинга: современное состояние проблемы. Педагогическое образование в России, 4, 27–34. https://doi.org/10.26170/po20-04-03. EDN: https://elibrary.ru/XXOZAT
  35. Финашина, М. Е., & Павлова, О. С. (2024). Яконцепция старших подростков, склонных к аутоагрессивному поведению. Вестник практической психологии образования, 21(1), 97–110. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210108. EDN: https://elibrary.ru/CMDOOU
  36. Фурманов, И. А. (2020). Аттитюды студентов в отношении насилия. Интеграция образования, 24(4), 622–640. https://doi.org/10.15507/1991-9468.101.024.202004.622-640. EDN: https://elibrary.ru/OHLRGS
  37. AlHawari, H., & ElBanna, A. (2017). A medicolegal study of domestic violence in south region of Jordan. Egyptian Journal of Forensic Sciences, 7(5). https://doi.org/10.1186/s41935-017-0006x
  38. Miralles, P., Godoy, C., & Hidalgo, M. D. (2023). Long term emotional consequences of parental alienation exposure in children of divorced parents: A systematic review. Curr Psychol, 42, 12055–12069. https://doi.org/10.1007/s12144-021-02537-2. EDN: https://elibrary.ru/VHWCIF
  39. Piñuela, R., Montañez, D., Piñeiro, Y., Vecina, M. L., & Yela, C. (2023). Exploring Alienation, SelfDehumanization, and Aggression in Adolescents: Institutionalized vs Noninstitutionalized. International Journal of Psychology and Neuroscience, 9(2), 90–108. https://doi.org/10.56769/ijpn09209. EDN: https://elibrary.ru/ELJFZW

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».